РЕКРУТСКАЯ ПОВИННОСТЬ
Всеобщая воинская повинность была введена в России в 1874 году. До того, со времен Петра
I, учредившего регулярную армию, военную службу отбывали молодые мужчины крестьянского и мещанского сословий по РЕКРУТСКОМУ НАБОРУ. Дворяне до
1762 года обязаны были служить поголовно, затем, до 1874 года, в добровольном порядке. Петр I приобщил к армии и КАЗАЧЬИ ВОЙСКА, с которыми до того
для участия их в военных кампаниях необходимо было каждый раз договариваться.
Срок военной службы сначала был пожизненным, с 1793 по 1834 год ограничивался 25 годами, потом постепенно снижался, затем по закону о всеобщей воинской повинности,
то есть с 1874 года, действительная служба стала длиться шесть лет, а с 1905 по 1908 год три — пять лет.
Военная служба в дореформенное время навсегда или надолго отрывала мужчину от семьи и постоянного места жительства, но навеки освобождала его от крепостной
зависимости.
Наборы в армию не всегда производились ежегодно, а объявлялись по мере надобности. Исходя из необходимости в определенном количестве РЕКРУТОВ,
производилась их разверстка по губерниям, уездам, волостям. Кому конкретно идти в рекруты, определяли городские или сельские общины. При крепостном праве в помещичьих
селах кандидатов утверждал сам барин. Жертвами обычно становились молодые люди независимого поведения и сильного характера, так называемые «смутьяны», либо плохие,
нерадивые работники, от которых хотели отделаться.
Сельская и городская община вела очередность тех, кому надлежало идти в рекруты — дело было сложное и спорное, иногда решавшееся жеребьевкой. По количеству
подраставших сыновей главы семей назывались ШЕСТЕРНИКАМИ, ПЯТЕРНИКАМИ, ЧЕТВЕРНИКАМИ и т.д. В первую очередь в рекруты назначались молодые люди из
семей с большим количеством сыновей. «Пятерниковая семья ставит второго рекрута, когда все наличные тройники поставили по первому и очередь доходит до двойников»,
— отмечает В.И. Даль. О выборе барыней и сельской сходкой рекрута драматично и обстоятельно повествуется в рассказе Л. Толстого «Поликушка».
Неугодного дворового барин мог сдать в рекруты вне всякой очереди, за что получал зачетную РЕКРУТСКУЮ КВИТАНЦИЮ, представлявшую немалую ценность;
обычно он продавал ее богатому крестьянину, чьему сыну выпадала очередь идти в солдаты. На этих «фитанциях», как называли их в народе, иные помещики наживали немалые
суммы.
Выделенных парней назначенные общиной люди — ОТДАТЧИКИ — отводили или отвозили в ближайший город, где находилось ВОИНСКОЕ ПРИСУТСТВИЕ.
Там они проходили медицинский осмотр, в зависимости от результатов которого председатель присутствия выкрикивал: «лоб» или «затылок». Годным «БРИЛИ ЛБЫ»,
то есть сбривали спереди волосы, негодным — обривали затылок. То была надежная примета, что молодой человек прошел освидетельствование: бритый лоб бросался в глаза,
скрыться было невозможно.
Теперь нам понятна строка из «Евгения Онегина», где говорится, что старушка Ларина «вела расходы, брила лбы». Это условное выражение означало «отдавать крестьян
в рекруты». «Ведь в нынешний набор забреют лоб ему», — говорится в басне Крылова «Три мужика». «Еще, Бог даст, затылок», — утешает толстовский Поликушка выделенного
в рекруты Илью, которого везут в присутствие. «Уж какой мне затылок?» — резонно замечает совершенно здоровый, крепкий парень.
Попасть в рекруты еще называлось «угодить под КРАСНУЮ ШАПКУ». Здесь «красная» означало не цвет, а «красивая, нарядная»: в отличие от гражданского
головного убора военный в старину отличался красочностью, яркостью.
Сдача в рекруты, которых иногда называли СДАТОЧНЫМИ, нередко сопровождалась злоупотреблениями. Слесарша Пошлепкина в «Ревизоре» жалуется Хлестакову
на городничего: «…мужу-то моему приказал забрить лоб в солдаты, и очередь-то на нас не припадала, мошенник такой! да и по закону нельзя: он женатый». Далее
выясняется, что родители тех, кому полагалось «идти в очередь», откупились у городничего крупными взятками.
В «Горячем сердце» Островского купец Курослепов грозится в отместку «сдать в некруты за общество», то есть за общину, забравшегося в его двор сына разорившегося
купца Васю.
Нередко рекрутов отправляли в воинское присутствие в оковах или колодках, чтобы в дороге не сбежали. Душераздирающую картину проводов деревенских рекрутов нарисовал
Радищев в главе «Городня» своего «Путешествия из Петербурга в Москву».
Отношение народа к рекрутским наборам Некрасов охарактеризовал так:
И ужас народа при слове «набор»
Подобен был ужасу казни.
Термин «РЕКРУТ» (в просторечии — НЕКРУТ) и понятие «РЕКРУТЧИНА» отмерли после 1874 года, когда воинская повинность
стала всеобщей.
|