Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Портрет Ф.М.Достоевского.
Худ. Перов В.Г., 1872 г.
Источник иллюстрации: Передвижники. Картины из собраний музеев СССР. — М.: Изобразительное искусство, 1969, илл. 10.
 
 
 
 
 
 
Раскольников в своей каморке.
Иллюстрации
И. С. Глазунова к
роману "Преступление и наказание"

(сайт "К уроку литературы")
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ
(1821 – 1881)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 
Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.

Уроки 84-85. Ф. М. Достоевский: жизнь, судьба. Петербург Достоевского

Урок 86. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»»: история создания, жанр, особенности композиции

Урок 87. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе

Урок 88. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»». Социальные и философские истоки бунта Раскольникова

Урок 89. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»». «Двойники» Раскольникова — Лужин и Свидригайлов, их роль в романе

Урок 90. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»». Символическое значение образа Сони Мармеладовой. Полифонизм романа Достоевского


УРОК 88
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ».
СОЦИАЛЬНЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ИСТОКИ
БУНТА РАСКОЛЬНИКОВА

Цель:

совершенствовать навыки анализа текста художественного произведения; проследить за развитием идеи Раскольникова в зависимости от его состояния; определить авторское и своё отношение к теории Раскольникова; воспитывать гуманную личность, ответственную за свои поступки.

Оборудование:
учебник, текст романа, иллюстрации к роману, опорный конспект.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся знают содержание романа; комментируют отрывки, содержащие описание условий жизни главного героя; анализируют социальные и философские истоки бунта Раскольникова, определяя проблемы, поднятые автором в романе («сильной личности» и «толпы», «твари дрожащей» и «имеющих право»).

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа


• Проанализируйте сцену исповеди Мармеладова. Каким человеком вам представляется Мармеладов и какие чувства он у вас вызывает?

• Согласны ли вы с его словами: «Бедность не порок. Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с»?

• Как этот эпизод связан с решимостью Раскольникова пойти на преступление?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Сегодня на уроке мы приоткроем дверь в мир Ф. М. Достоевского. Его мир — не один, их целое множество, пересекающихся и параллельных, не поддающихся охвату глазом и одному истолкованию. Миров, затягивающих в себя читателя.

Произведения Ф. М. Достоевского трудны для восприятия даже взрослых людей. Однако в его творчестве есть пласты, открывающиеся именно вам, тем, кто пытается понять жизнь, задать ей самые коренные вопросы, кто сомневается и отрицает, горит и жаждет, кто строит себя. «Преступление и наказание» — один из самых серьёзных, глубоких и оригинальных романов Достоевского.

Вместе с тем это и один из наиболее удачных его романов.

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя


— Роман этот — история бедного, самолюбивого, неглупого и неподлого человека, «с мыслию довольно пробуждённою, с потребностью значительного дела и личного счастия и с разъедающим сознанием, что судьба, при обычных условиях, не даст ему ни того, ни другого».

Юноша этот, заточённый своим самолюбием бедняка, как в тюрьму, в свой душный чердак, на всяком шагу своей страстной молодой жизни испытывает тяжкие лишения и оскорбления, неразлучные с нищетою.

Он мечтал быть честным и полезным деятелем в обществе, он очень любил мать и сестру, переносящих бедность в далёкой провинции, и надеялся, получив образование в университете, переменить свою судьбу. Он очень верил в себя, в будущее, в силу образования. Ведя жёлчные монологи с самим собою, Раскольников решается переменить свою судьбу, убив старую ростовщицу, существование которой с самой снисходительной точки зрения могло быть только вредом для людей.

Необыкновенная тонкость и глубина психологического наблюдения обнаружена автором в каждой мелкой подробности, которыми он обставил подготовку и совершение этого убийства и которые наполняют всю первую часть из шести частей романа.

Можно сказать, что в нашей литературе нет ничего подобного по обстоятельности исследования и внутренней психической правде.

2. Постановка и решение проблемного вопроса
(работа в парах)


• Прочитайте отрывок из книги современного писателя В. Пьецуха, подумайте и ответьте: какими были ваши ощущения во время чтения романа Ф. М. Достоевского и после его прочтения.

Карточка
Не знаю, как на кого, а на меня чтение действует расслабляюще, нездорово. Стоит мне накануне углубиться в какую-нибудь злостно-художественную вещь, особенно если она относится к сокровищнице XIX столетия, как ближе к ночи я начинаю бредить… Коли это будет, предположительно «Преступление и наказание», то меня обуревает такое чувство, точно вовсе не Раскольников, а я сам ненароком зарубил топором двух женщин, причём я доподлинно осязаю ладонью шершавое топорище и с часу на час ожидаю появления следователя Порфирия Петровича, который грозно и одновременно вкрадчиво постучится во входную дверь.

• Согласны ли вы с утверждением Ю. Карякина:
«…И о тебе эта история рассказывается, о тебе, если есть в тебе неправота целей, скрываемая самообманом, если боишься ты точного самосознания. У тебя могут быть своя старуха процентщица, своя Лизавета, какими бы другими именами они ни назывались,— могут быть, даже если ты не убивал их буквально. И тогда всё равно страдать за тебя будут и мать, и сестра, и Соня…»?

3. Аналитическая беседа

• Какие чувства пробудил роман? О чём заставил задуматься?

• На какие вопросы хотелось бы получить ответ?

• Какие особенности романа затрудняли чтение?

• На чьей стороне симпатии автора в романе?

• В чём причина преступления Раскольникова?

• Какими вы видите улицы Петербурга, по которым бродил Раскольников?

• Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались ему на улицах. Какое они произвели на вас впечатление?

• Каково ваше ощущение, когда вы входите в трактир, в комнату Мармеладовых?

• Что больше всего поразило вас в отношениях людей друг к другу?


4. Слово учителя

— Основная тайна романа не в преступлении, а в мотивах преступления,— утверждал В. Шкловский. Поэтому главный вопрос урока — вопрос не о самом преступлении, а о том, почему оно совершено, что толкнуло героя на этот путь.

Может быть, Раскольников был преступником по сути? Давайте вспомним его поступки до преступления (помогает Мармеладовым, отдаёт последние деньги на похороны; сострадает пьяной девочке, даёт деньги, чтобы её довели до дома; переживает за мать и Дуню). Следовательно, гуманный, сострадающий человек решается на убийство.

Причины, побудившие Раскольникова к убийству

• Внешние
— идеи, витающие в воздухе: взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость окружающего мира; идеи бонапартизма (в 1865 г. была переведена на русский язык книга Наполеона III «История Юлия Цезаря» о предназначении великой личности); тяжёлая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются; тесная комната, похожая на шкаф; судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре, женщина-утопленница).

• Внутренние: состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нём есть стремление действовать); характер героя — сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый.

5. Составление опорного конспекта
«Теория Раскольникова: истоки, развитие, крах»

(запись на доске и в тетрадях)


Комментарий к опорному конспекту
«Теория Раскольникова: истоки, развитие, крах»


Проследим за движением стрелок на схеме. Все они берут начало из одного поля, обозначающего ту социальную действительность, которая будоражит и отравляет сознание Раскольникова.

Итак, чтобы один мог жить, другой должен принести себя в жертву. Эта странная истина поражает мозг Раскольникова, вызывает чувства униженности и протеста. Зловонный, жестокий и пыльный город давит на сознание героя Достоевского, душит его, навязывает ему мысли о том, что выжить может только сильный. В этом убеждает его судьба невзрачного чиновника Мармеладова, так и не увидевшего в своей жизни милосердия; личная драма Сони, вынужденной ценой своего бесчестья добывать средства на жизнь семьи. Не может забыть Раскольников и многих других людей, оставивших свой скорбный след в его воспалённом создании, послуживших зарождению идеи отстоять своё место под солнцем, право быть человеком.

На Порфирии Петровиче все эти идейки замыкаются, сливаются, как бы достигнув апогея. Мы никогда не узнаем прошлое этого человека, но, тем не менее, автор даёт нам понять, что была у следователя своя предыстория, «роднящая его с молодым поколением; с реформаторами и бунтовщиками. Но он не решился на свой протест, не переступил опасную черту. А Раскольников — переступил, как бы поднялся выше: «Мне надо было узнать… вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Тварь ли я дрожащая или право имею?»

Убив и ограбив старуху-процентщицу, он осуществил свою цель: выжить молодому и здоровому на средства никчёмного, паразитирующего и ненавистного человека, не имеющего, по мнению Раскольникова, права на жизнь. Но не просто выжить, а ещё и отмыть эту кровь своим добрым служением людям. Таков выход Раскольникова из нищеты, от унижений, оскорблений и бесправия к его чердачному варианту наполеоновского величия.

Но смерть старухи вдруг вспыхнула фейерверком других смертей, неожиданных и бессмысленных, из-за которых его дорога пошла всё-таки не вверх, а рассеялась множеством путей, ведущих вниз. Как случайный свидетель, следом за старухой убита Лизавета, которая, вполне возможно, была беременна, носила в себе новую жизнь, погубленную Раскольниковым ещё до рождения.

Он и деньги у старухи толком взять не смог, и в горячке оказался, так как его вполне нормальная, здоровая натура не в состоянии была вынести патологию злонамеренного убийства. Да и Наполеоном не стал, а, наоборот, затравленным зверем. Мать почувствовала в сыне недоброе, и умирает из-за него. Невинный, жизнерадостный Миколка-маляр на себя его преступление принял.

Вроде бы и для Миколкиного счастья убивал Раскольников, а Миколке же на каторгу идти. И разветвилась главная мысль Раскольникова на мелкие и ненужные мыслишки. И потянули они его вниз. И как результат — встал перед ним огромный тупик: «Я себя убил, а не старушонку!» — с болью констатирует Раскольников.

Всплеск его страстей не угас и в наше время. Вглядитесь в конспект: Родион Раскольников — предвестник атомного гриба после взрыва.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа


• Каковы социальные и философские истоки преступления Раскольникова?

• В чём сомневается Раскольников, идя на преступление? Для чего ему нужна была проба?

• Когда у Раскольникова возникли сомнения в верности своей теории?

• С какой целью писатель вводит в роман сон Раскольникова перед преступлением?

• Если преступление — это попытка доказать что-то себе, то каков смысл преступления Раскольникова?

• Как сразу же в момент убийства развенчивается гуманная сущность теории Раскольникова?

2. Заключительное слово учителя

— Итак, доведённый до крайней степени отчаяния, Раскольников выдвигает страшную идею, согласно которой любой сильный духом человек при достижении благородной цели имеет право устранить все препятствия на своём пути каким угодно способом, в том числе грабежом и убийством. Но, исполнив свой замысел, Раскольников осознаёт, что убил и самого себя.

С огромным мучением он чувствует, что насилие, совершённое им над своею нравственною природою, составляет бóльший грех, чем сам акт убийства. Оно-то и есть настоящее преступление. Автор вынуждает Раскольникова мучительно пережить крушение своих наполеоновских мечтаний и отказаться от индивидуалистического бунта, после чего герой подходит к порогу новой жизни, объединяющей его с другими страждущими и угнетёнными. Зерном обретения нового существования для Раскольникова становится его любовь к другому человеку — такой же «парии общества», как он,— Соне Мармеладовой.

VI. Домашнее задание

1. Написать сочинение-миниатюру «Можно ли иногда нарушать нравственные правила для достижения общего счастья? (по желанию учащихся).

2. Перечитать эпизоды романа, связанные с «двойниками» Раскольникова Лужиным и Свидригайловым:
• 1-й вариант — ч. 1, гл. III (что узнал Раскольников о Лужине из письма матери); ч. 2, гл. 5 (первая встреча Лужина с Раскольниковым); ч. 4, гл. II, III (свидание Лужина с Дуней в Петербурге); ч. 5, гл. I, III (Лужин после разрыва с Дуней, поминки);
• 2-й вариант — ч. 1, гл. III (мать Раскольникова о Свидригайлове); ч. 4, гл. I, II (Свидригайлов о Лужине, первая встреча Раскольникова со Свидригайловым); ч. 6, гл. III, IV, V, VI (последняя встреча Свидригайлова с Раскольниковым и Дуней, смерть Свидригайлова).

Следующие уроки: Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». «Двойники» Раскольникова — Лужин и Свидригайлов, их роль в романе >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

 
 
Соня Мармеладова и Раскольников.
Иллюстрации Д. А. Шмаринова
к роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Источник: Достоевский Ф. М. Преступление и наказание: роман в 6 частях с эпилогом. — Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2017. — 512 с.

 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика