Любовная лирика, импрессионизм поэзии А. А. Фета. Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Портрет поэта А. А. Фета
работы художника И.Е.Репина. 1882 г.
 
Портрет А. Фета работы К. К. Гампельна, нач. 1850-х гг. (с фотографии, хранящейся в Литературном музее ИРЛИ)
Источник: А. А. Фет. Собрание сочинений и писем в 20 томах: Том 1. Стихотворении и поэмы 1839-1863 г. - СПб.: Академический проект, 2002.
 
Портрет А. А. Фета 1860-х гг.
Фотография М. Д. Тулинова.
Источник: А. А. Фет. Собрание сочинений и писем в 20 томах: Том 4. Очерки. - СПб.: Фолио-Пресс, 2007.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ
(1820 – 1892)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 
 

Урок 56. А. А. Фет: жизнь, творчество, судьба. Жизнеутверждающее начало в лирике природы.

Урок 57. Любовная лирика, импрессионизм поэзии А. А. Фета


УРОК 57
ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА,
ИМПРЕССИОНИЗМ ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА

Цель:

определить идейно-художественное своеобразие любовной лирики А. А. Фета; углубить представления о соотношении лирического героя и автора, образа и прототипа; ознакомить с понятием импрессионизма как художественного направления; выявить импрессионистские приёмы, связанные с созданием поэтических образов А. А. Фетом; рассмотреть общие черты импрессионизма в произведениях живописи, музыки, литературы; совершенствовать навыки анализа стихотворного текста, выразительного чтения; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.

Оборудование:
раздаточный материал, тексты стихотворений А. А. Фета, иллюстративный материал, аудиозапись романса Н. Ширяева «Сияла ночь…», «Лунной сонаты» Л. ван Бетховена.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают об идейно-художественном своеобразии любовной лирики А. А. Фета, об импрессионизме как художественном направлении; выявляют импрессионистские приёмы, связанные с созданием А. А. Фетом поэтических образов; составляют тезисы лекции учителя, участвуют в аналитической беседе, выразительно читают стихотворения.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Слушание нескольких творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)


III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Афанасий Фет — таинственная фигура среди российских поэтов. Его появление на свет, как и уход из жизни, окутаны покровом неизвестности. Дата рождения, имя отца — не установлены, и споры по этому поводу ведутся и поныне.

Совершенно прозаичный в жизни, с несколько суровыми внешностью и повадками Афанасий Фет имел удивительно тонкую душевную организацию. Даже когда после трагической гибели безумно любимой им женщины, он писал, что мир его мечты окончательно рухнул, это было не так. Он стал лишь ещё более иллюзорно-хрупким.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя


— Любовная лирика Фета наполнена не только чувством надежды и упования. Она также глубоко трагична. В стихах часто встречаются такие сочетания, как радость — страдание: «блаженство страданий», «сладость тайных мук».

Памяти трагической юношеской любви к Марии Лазич посвящены шедевры любовной лирики Фета — «В долгие ночи» (1851), «Неотразимый образ» (1856), «В благословенный день» (1857), «Старые письма» (1859), «В тиши и мраке таинственной ночи…» (1864), «Alter ego» (1878), «Ты отстрадала, я ещё страдаю…» (1878), «Страницы милые опять персты раскрыли» (1884), «Солнца луч промеж лип…» (1885), «Долго снились мне вопли рыданий твоих…» (1886), «Нет, я не изменил. До старости глубокой…» (1887). (Cм. также материал ниже)

Любимая для поэта — нравственный судия и идеал. Она имеет большую власть над поэтом на протяжении всей его жизни, хотя уже в 1850 г., вскоре после смерти Лазич, Фет пишет: «Идеальный мир мой разрушен давно».

Весной 1845 г. Афанасий Фет служил унтер-офицером кирасирского полка, который располагался на юге России, в Херсонской губернии. Здесь Фет, большой ценитель прекрасных дам, познакомился и подружился с сёстрами Лазич — Еленой и Марией.

Мария Лазич не была ослепительной красавицей. Однако Фет безошибочно признал в ней родственную душу. «Я ждал женщины, которая поймёт меня,— и дождался её»,— писал он своему другу Ивану Петровичу Борисову. Девушка была великолепно образованной, литературно и музыкально одарённой. Оказалось, что она ещё с ранней юности полюбила фетовские стихи, знала их все наизусть. Поэт, вспоминая первые моменты общения с Лазич, писал: «Ничто не сближает так, как искусство, вообще — поэзия в широком смысле слова».

Их встречи в гостеприимном имении отставного генерала продолжались, сюда на праздники съезжалась молодёжь. По вечерам обычно играла музыка — за роялем часто сидела Мария, звучали стихи, всё это активно обсуждалось в кругу собравшихся. Когда, немного устав от совместного общения, молодые люди расходились по комнатам, собирались группами по интересам, Фет с Марией не примыкали ни к кому, а при тусклом свете долго сидели на диване.

— Я не устаю благодарить небо за то, что послало мне встречу с Вами,— призналась однажды Мария.— И всё же не понимаю, отчего Вы — университетски образованный человек, утончённый поэт — решили поступить на военную службу, которая, как я чувствую, столь обременительна для Вас?

Греясь у камина в тот зимний ненастный вечер, Фет поёжился, точно от холода. Вопрос задел его за живое, затронул самое важное в его судьбе и требовал сокровенных признаний. Помолчав, он поведал девушке непростую, во многом загадочную, романтическую и в то же время мучительную историю своей семьи.

О чувствах не говорили, читали друг другу стихи.

Этот запутанный гордиев узел разрубила сама жизнь. В мае, когда облетали яблоневые сады, влюблённые последний раз встретились перед отбытием полка на манёвры, а уже осенью под созревшими плодами душистых фёдоровских яблок полковой адъютант поинтересовался о Марии у местных знакомых. В ответ услышал изумлённое: «Как! Вы ничего не знаете?». Собеседник смотрел диким взглядом на вопрошающего Фета, а потом, видя недоумение, прибавил: «Да ведь её уже нет! Она умерла! И, боже мой, как ужасно!».

Смерть молодой женщины трудно вообразить. Она заживо сгорела в пламени огня.

До конца своих дней Фет не мог забыть Марию Лазич, жизненная драма, как ключ, питала его лирику, придавала стихам особое звучание. Предполагают, что у его любовных строк был один адресат, они — монолог поэта к умершей Марии, исполненные раскаянья, страстные. Её образ не раз возрождался в фетовской лирике: «Я пронесу твой свет чрез жизнь земную…»

Это несчастье наложило на жизнь и творчество поэта неизгладимый отпечаток. Стихи, в которых присутствует «она», овеяны трагичностью и тоской. Вместе с Марией Лазич погиб и его идеал, который звучал теперь только в стихах — воспоминаниях о ней.

2. Выразительное чтение заранее подготовленными учащимися стихотворений
«Ты отстрадала, я ещё страдаю…»,
«Долго снились мне вопли рыданий твоих…»,
«Нет, я не изменил. До старости глубокой…»

3. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Шёпот, робкое дыханье…» (Cм. текст ниже)

1) Выразительное чтение наизусть заранее подготовленным учащимся

2) Аналитическая беседа

• Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Как вы думаете, о чём оно?

• В чём необычность этой лирической миниатюры?

• Какое чувство является в стихотворении доминирующим? Меняется ли настроение по ходу текста?

• Какой характер придаёт тексту фрагментарность описаний? Можно ли говорить о фрагментарности, случайности чувства, или оно целостно?

• Объясните смысл последней строчки стихотворения.

3) Обобщение учителя

— В стихотворении «Шёпот, робкое дыханье…» быстрая смена статичных картин придаёт стиху удивительную динамичность, воздушность, даёт поэту возможность изобразить тончайшие переходы из одного состояния в другое.

Без единого глагола, только краткими назывными предложениями, как художник — смелыми мазками, Фет передаёт напряжённое лирическое переживание.

В этом стихотворении прекрасно отражены минутные ощущения поэта, и, чередуя их, Фет передаёт и состояние героев, и течение ночи, и созвучие природы душе человека, и счастье любви. Лирический герой стремится «остановить мгновенье», запечатлеть самые дорогие и сладостные минуты общения с любимой, красотой, природой, самим Богом: шёпот и дыхание возлюбленной, звуки протекающего мимо ручья, первые робкие лучи приближающейся зари, свой восторг и упоение.

4. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад» (Cм. текст ниже)

1) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся
(Звучит «Лунная соната» Л. ван Бетховена.)

2) Слушание сообщения об истории создания стихотворения

3) Аналитическая беседа

• Какие чувства вызывает у вас прослушанное стихотворение?

• В чём сложность эмоционального состояния лирического героя? Какие противоречивые чувства владеют его душой?

• Какой характер придают внутреннему миру лирического героя короткие предложения первой строфы? Какой поэтический смысл при этом выявляется?

• Что изменилось в отношении лирического «я» к жизни, когда «много лет прошло»? Почему он готов забыть обиды судьбы и поверить в бесконечность жизни? Что даёт ему жизненные силы?

• Назовите средства, создающие музыкальность стихотворений Фета.
(Фонетические средства — звукопись: аллитерация, ассонанс; синтаксические средства: параллелизм, анафора, повтор союзов, однородные члены)

4) Обобщение учителя

— Поэт считал, что красота — основная идея лирики — выражается не в линиях, не в изысканных словах, а прежде всего «тонко звучит». Музыкальность этого произведения достигается с помощью повторов на разных уровнях поэтического текста. Композиция стихотворения также способствует его мелодичности. Фет не изображает определённый пейзаж или интерьер, но всё сливается у него в прекрасной гармонии. Поэт создаёт целостную динамичную картину, в которой сразу предстают впечатления и зрительные, и слуховые, и осязательные, и чувственные. Стихотворение очень мелодично, и не случайно оно послужило прекрасным материалом для романсов многих русских композиторов: П. Чайковского, С. Рахманинова. Один из лучших романсов написал Н. Ширяев.

5. «Под сенью дружных муз…»

1) Прослушивание грамзаписи романса Н. Ширяева «Сияла ночь. Луной был полон сад»


• Согласны вы с интерпретацией стихотворения, предложенной композитором?

• По вашему мнению, близка ли музыка этому поэтическому тексту? Аргументируйте свой ответ.

2) Сопоставительная работа текста стихотворения «Сияла ночь…» и репродукций картин (размещены на доске)

И. Левитан — русский художник Серебряного века, его стиль близок к импрессионизму. Может ли картина И. Левитана «Лунная ночь» служить иллюстрацией к стихотворению?

• Попробуйте словесно воссоздать пейзаж, который изображён в стихотворении. Можно представить себе человека, изображающего этот пейзаж? Каково его настроение?

• Сопоставьте картины русского художника И. Шишкина «Сосны, освещённые солнцем» и французского художника-импрессиониста Ж. Сера «Поляна» с этим стихотворением.

Какая из них больше подходит в качестве иллюстрации к стихотворению А. А. Фета?


6. Объяснение учителя
(Учащиеся составляют тезисы.)

— Расцвет творчества А. А. Фета — середина XIX в., когда в искусстве ещё не существовало понятия «импрессионизм». А. А. Фет — русский поэт, а родиной импрессионизма считается Франция. Однако русские художники и поэты Серебряного века, которые ориентировались на принципы импрессионизма и постимпрессионизма, считали А. А. Фета своим учителем и первым русским импрессионистом. Клод Моне — французский живописец, основатель импрессионизма. Посмотрите на репродукции: на этих трёх картинах можно проследить технику письма импрессионистов («Кувшинки», «Улица, украшенная флагами», «Поле маков»).

Техника такого письма основана на штрихах, отдельных мазках, точках, пятнах. Поэтому вблизи вам будет казаться, что это какие-то мазки и пятна, не складывающиеся в целостную картину, но если вы немного отстранитесь, то увидите, что эти мазки и точки создают монолитное полотно, на котором чётко выделяются предметы, детали и т. п. На этом же приёме основана техника импрессионистского письма в поэзии. Импрессионизм в поэзии — это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти; предмет не изображают, а фиксируют обрывками, он как будто не складывается в цельную картину. Посмотрите ещё раз на стихотворение «Это утро, радость эта…». Поэт называет предметы окружающего мира, детали, не давая никаких характеристик, а только фиксируя свой взгляд на этих деталях.

Но эти внешне не связанные между собой явления окружающего мира создают целостную картину.

Общие черты поэзии А. А. Фета и импрессионизма

• Преклонение перед чистой красотой;

• нарочитая красивость, даже банальность;

• постоянное употребление таких эпитетов, как «волшебный», «нежный», «сладостный», «чудный», «ласкательный»;

• стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое ощущение, штрихах;

• поэта интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведённое предметом.

Фет говорит: «Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление».

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

«Умники и умницы»: постановка и решение проблемного вопроса


• Почему лирика Фета близка творчеству художников-импрессионистов? Назовите стихотворения поэта, которые можно проиллюстрировать картинами импрессионистов.

VI. Домашнее задание

1. Написать сочинение — анализ лирического произведения «Образ музы в поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета» (на следующем уроке учащиеся сдают работы учителю для проверки).

2. Опережающие задания (5 учащихся)
1) Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве А. К. Толстого «А. К. Толстой и музыка».
2) Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений А. К. Толстого (см. в ходе урока № 58).

Следующий урок: Урок внеклассного чтения. А. К. Толстой: жизнь, творчество, основные темы, мотивы и образы поэзии >>>


«ПАМЯТЬ СЕРДЦА»

Когда в предисловии к третьему выпуску «Вечерних огней» Фет отметил, что его раннее сочинение «Соловей и роза», при всем несовершенстве, отражает то направление, «по которому всегда порывалась» его муза, это было важное признание. Любовь — великая сила, способная творить красоту. До поры невидимая, эта красота при божественном участии открывается миру. И «безгласная серая птичка» превращается в соловья, а на ветке колючего кустарника расцветает роза:

И нежному ангелу стало
Их видеть так грустно и больно,
Что с неба слезу огневую
На них уронил он невольно.
И к утру свершилося чудо...

Любовь соловья и розы навсегда осталась в лирике Фета символом любовной темы, где неразделимы красота, счастье и страдание.

Истерзался песней
Соловей без розы;
Плачет старый камень,
В пруд роняя слезы.
Уронила косы
Голова невольно.
И тебе не томно?
И тебе не больно? —

писал Фет в 1873 г. в стихотворении «В дымке-невидимке...»

«Это новое, никогда не уловленное прежде, чувство боли от красоты выражено прелестно», — писал Толстой Фету об этом стихотворении (11 мая 1873 г.) 70. Впервые было уловлено Фетом с такой остротой сочетание страдания и радости:

И, без тебя томясь предсмертной мукой,
Своей тоской, как счастьем, дорожу
(«Anruf an die Geliebte Бетховена», <1857>)

И мукой блаженства исполнены звуки,
В которых сказаться так хочется счастью.
(«В страданье блаженства стою пред тобою...», 1882)

Когда бы ты знала, каким сиротливым,
Томительно-сладким, безумно счастливым
Я горем в душе опьянен...
(«Не нужно, не нужно мне проблесков счастья...», 1887)

О, я блажен среди страданий!
Как рад, себя и мир забыв,
Я подступающих рыданий
Горячий сдерживать прилив!
(«Упреком, жалостью внушенным...», 1888)

Блоковский образ: «Радость — Страданье одно» («Роза и Крест»), — восходит, очевидно, и к традиции Фета.

Самым значительным во всей любовной лирике Фета был цикл стихотворений, посвященный его роману с Марией Лазич[2], ее трагической судьбе и вечно живому чувству поэта к ней. «Манилов первый изобрел “именины сердца”, Лорис-Меликов изобрел “диктатуру сердца”; я же при баснословной своей беспамятности обладаю памятью сердца», — писал Фет Полонскому 12 августа 1888 г. Это свойство Фета представляет некоторые затруднения при истолковании поздних, так наз. «старческих», стихов поэта: написаны ли они по живой памяти прошлого (как, несомненно, — «На качелях») или же выражают чувство, недавно пережитое. Но к циклу о любви к М.Лазич признание Фета относится более всего. Имени ее поэт нигде не упоминает, в воспоминаниях она названа Еленой Лариной, в знак несомненной близости ее характера к пушкинской героине.

В литературе о Фете принято считать, что в отличие от «денисьевского» цикла Тютчева и «панаевского» — Некрасова, Фет не изображает характера героини.

Согласиться с этим трудно. Действительно, Фет не описывает героиню, не рассказывает о ней («эпической струи», как он сам признавал, в его таланте не было).

Но он изображает историю любви и характер героини отдельными деталями, по-фетовски многозначительными. Так, в стихотворении «Долго снились мне вопли рыданий твоих...» (1886) предстает весь роман: взаимная любовь, мучительное сближение, которого инстинктивно боится героиня, предчувствуя, видимо, неравенство отношений, короткое счастье и горькое расставание. Во всем стихотворении героиня произносит только одно слово:

Подала ты мне руку, спросила «Идешь?»
Чуть в глазах я заметил две капельки слез;
Эти искры в глазах и холодную дрожь
Я в бессонные ночи навек перенес.

Мы видим женщину самоотверженно любящую и исполненную высокого достоинства. То же и в стихотворении «Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок...» (<1885>), где на все уверения возлюбленного героиня отвечала только молчанием:

Я давно угадал, что мы сердцем родня,
Что ты счастье свое отдала за меня,
Я рвался, я твердил о не нашей вине, —
Ничего ты на всё не ответила мне.

Вариацией этой последней строки оканчивается каждое четверостишие:

Я молил, повторял, что нельзя нам любить,
Что минувшие дни мы должны позабыть,
Что в грядущем цветут все права красоты, —
Мне и тут ничего не ответила ты.

Отказ от красоты в настоящем во имя воображаемой красоты в грядущем (о нем же — и в стихотворении «Старые письма») — мучительный грех лирического героя Фета. Молчание героини в последней строфе переходит в гробовое молчание:

С опочившей я глаз был не в силах отвесть, —
Всю погасшую тайну хотел я прочесть.
И лица твоего мне простили ль черты? —
Ничего, ничего не ответила ты!

Но любовь такой силы не может исчезнуть, она продолжает покорять поэта:

Нет, я не изменил. До старости глубокой
Я тот же преданный, я раб твоей любви...
(«Нет, я не изменил...», 1887)

Может быть, самым значительным стихотворением «ларинского цикла» было «Alter ego» (1878), восхищавшее современников. Во всей русской лирике XIX в. нет стихотворения, которое бы воспевало любимую женщину не только как вдохновительницу поэта, но как участницу его творчества, как его поэтическое «alter ego».

Как лилея глядится в нагорный ручей,
Ты стояла над первою песней моей,
И была ли при этом победа, и чья, —
У ручья ль от цветка, у цветка ль от ручья?

Именно в этой бесконечной духовной близости — высшая форма любви, залог ее бессмертия:

У любви есть слова, те слова не умрут.
Нас с тобой ожидает особенный суд;
Он сумеет нас сразу в толпе различить,
И мы вместе придем, нас нельзя разлучить!

Тут можно еще раз вспомнить слова из письма Полонского Фету о бессмертии души: «Да кто в него не верит, пусть и не читает стихов твоих!»<...>
Л.М.Розенблюм
Источник: А. А. Фет и его литературное окружение / РАН. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: ИМЛИ РАН, 2008. (вернуться к уроку)

Ты отстрадала, я ещё страдаю…
А. А. Фет


Ты отстрадала, я ещё страдаю,
Сомнением мне суждено дышать,
И трепещу, и сердцем избегаю
Искать того, чего нельзя понять.

А был рассвет! Я помню, вспоминаю
Язык любви, цветов, ночных лучей. —
Как не цвести всевидящему маю
При отблеске родном таких очей!

Очей тех нет — и мне не страшны гробы,
Завидно мне безмолвие твоё,
И, не судя ни тупости, ни злобы,
Скорей, скорей в твоё небытиё!
4 ноября 1878
Источник: А. А. Фет. Лирика. — М.: Художественная литература, 1966. — С. 117. (вернуться к уроку)

Долго снились мне вопли рыданий твоих…
А. А. Фет


Долго снились мне вопли рыданий твоих, —
То был голос обиды, бессилия плач;
Долго, долго мне снился тот радостный миг,
Как тебя умолил я — несчастный палач.

Проходили года, мы умели любить,
Расцветала улыбка, грустила печаль;
Проносились года, — и пришлось уходить:
Уносило меня в неизвестную даль.

Подала ты мне руку, спросила: «Идёшь?»
Чуть в глазах я заметил две капельки слёз;
Эти искры в глазах и холодную дрожь
Я в бессонные ночи навек перенёс.
2 апреля 1886
Источник: А. А. Фет. Лирика. — М.: Художественная литература, 1966. — С. 148. (вернуться к уроку)

Нет, я не изменил. До старости глубокой...
А. А. Фет


Нет, я не изменил. До старости глубокой
Я тот же преданный, я раб твоей любви,
И старый яд цепей, отрадный и жестокой, Еще горит в моей крови.

Хоть память и твердит, что между нас могила,
Хоть каждый день бреду томительно к другой, —
Не в силах верить я, чтоб ты меня забыла,
Когда ты здесь, передо мной.

Мелькнет ли красота иная на мгновенье,
Мне чудится, вот-вот, тебя я узнаю;
И нежности былой я слышу дуновенье,
И, содрогаясь, я пою.
2 февраля 1887
Источник: Фет А. А. Стихотвоpения. — Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1956. (вернуться к уроку)

Шепот, робкое дыханье...
А. А. Фет
[3]

Шепот, робкое дыханье,
            Трели соловья,
Серебро и колыханье
             Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
            Тени без конца
Ряд волшебных изменений
            Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
            Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
            И заря, заря!..
1850
Источник: А. А. Фет. Полное собрание стихотворений. Л.: Советский писатель, 1959. (вернуться к уроку)

Сияла ночь. Луной был полон сад...
А. А. Фет


Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна — любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
2 августа 1877
Источник: А. А. Фет. Лирика. — М.: Художественная литература, 1966. — С. 114. (вернуться к уроку)

1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

2. Мария Козьминична Лазич (1823–1852) — дочь Козьмы Федоровича Лазича (1779–?), отставного кавалерийского генерала, херсонского помещика. Его жена Екатерина Ильинична — сестра М.И.Петковича. Имение Лазичей Анновка находилось невдалеке от Федоровки Петковичей.
Фет познакомился с Марией Лазич осенью 1848 г. в доме ее дяди М.И.Петковича. Невозможность соединить свои судьбы из-за отсутствия средств у обоих привела их к необходимости разрыва.
История этой любви отражена в письмах Фета к Борисову (см. п. 9, 10, 14, 15, 21); позднее Фет рассказал о ней в своих воспоминаниях (РГ. С. 417–434, 445–446, 543–544).
Год рождения М.Лазич (ошибочно указанный в других изданиях) устанавливается по копии свидетельства о рождении (Департамент Герольдии Сената о дворянстве Лазичей Херсонской губ. Дипломное // РГИА. Ф. 1343. Оп. 24. Ед. хр. 342. Л. 56 об.–57), год смерти — по содержанию п. 21. (вернуться)

3. "Шёпот, робкое дыханье…" – стихотворение имеет одну особенность — в нём нет ни одного глагола, также как и в «Это утро, радость эта…».
См. подробнее на странице: «О стихотворении Фета "Шепот, робкое дыханье..."» (сайт "К уроку литературы"). (вернуться)

4. Ещё весны душистой нега... – впервые — в журнале «Современник», 1854, том XLV, № 5, отд. I, с. 6. (вернуться)

5. Осенний вечер – написано Тютчевым в окт. 1830 г. на пути из Петербурга в Мюнхен.
Впервые — в журнале «Современник», 1840, том XIX, с. 187 с подписью «Ф. Т---в». (вернуться)

 
И. И. Левитан. Лунная ночь. Большая дорога. 1898 г.
(вернуться к уроку)
 
И. И. Шишкин. Сосны, освещенные солнцем. 1886 г.
Третьяковская галерея
(вернуться к уроку)
 
Жорж Сёра. Изгородь (Поляна). 1882 г.
(вернуться к уроку)

 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика