А. К. Толстой: жизнь, творчество, основные темы, мотивы и образы поэзии. Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
А. К. Толстой.
Портрет работы И. Е. Репина, 1896 г.
 
А.К. Толстой.
Копия с рисунка К. Горбунова. Худ. П. Страхов. 1983 г.
Источник: Захарова В. Д. Вслед за Алексеем Константиновичем Толстым. В поисках истины. – Брянск, 2013.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ
(1817 – 1875)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 


УРОК 58
А. К. ТОЛСТОЙ:
ЖИЗНЬ, ТВОРЧЕСТВО
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ, МОТИВЫ И ОБРАЗЫ ПОЭЗИИ
Урок внеклассного чтения.

Цель:

используя яркие факты биографии А. К. Толстого, приблизить учащихся к его личности и через события жизни поэта подвести их к понимаю глубинных основ его творчества; показать своеобразие лирики поэта, тесную взаимосвязь разных видов искусства; совершенствовать навыки анализа стихотворного текста, выразительного чтения; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.

Оборудование:
учебник, раздаточный материал, карточки-информаторы; иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
результаты: учащиеся рассказывают о жизни и творчестве А. К. Толстого; составляют хронологическую таблицу жизни и творчества; определяют основные темы и мотивы лирики поэта; выразительно читают стихотворения; участвуют в аналитической работе в группах.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Вводно-ориентировочная беседа


• Что вам известно о творчестве А. К. Толстого?

• Стихотворение «Колокольчики мои…» знакомо всем с детства. В чём секрет его своеобразия и очарования?


III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— В его судьбе не просматриваются «страсти», столкновения, драматические коллизии. Исследователи не ломают копий по поводу его творчества. Разве что один напишет: «Талантливый сатирик», другой: «Несравненно интереснее Толстой как поэт и драматург», а третий вдруг: «Человек благородной и чистой души».

Алексей Константинович немного меркнет в ауре своих блистательных однофамильцев-писателей, дальних родственников — Льва Николаевича и Алексея Николаевича. В нём вообще мало блеска, скорее неяркий, но ровный свет.

Всегда — рядом с великими. Ребёнком он сидел на коленях у самого Гёте, в его детский альбом рисовал сам Брюллов, ранние поэтические опыты одобрил сам Жуковский, а по слухам — даже Пушкин. Был другом детства будущего императора Александра II. В один день со Львом Николаевичем был избран членом-корреспондентом Петербургской академии наук по отделению русского языка и словесности. И так всю жизнь.

Однако след, оставленный им, отчётлив. Начиная со строк, авторство которых с трудом вспомнит читатель: «Средь шумного бала, случайно», «Колокольчики мои, цветики степные», «Земля наша большая, порядка только нет» и даже «Если у тебя есть фонтан — заткни его», а заканчивая самим духом русской поэзии… Русская поэзия — не только Пушкин и Блок, а ещё и такие имена, как Алексей Константинович Толстой, негромкие, но таящие тонкость и очарование, глубину, благородство и силу.

IV. Работа над темой урока

1. Заслушивание «Литературных визиток» о жизни и творчестве А. К. Толстого

(Учащиеся составляют хронологическую таблицу жизни и творчества А. К. Толстого.)

Основные этапы жизни и творчества А. К. Толстого
Дата
Событие
24 августа (5 сентября) 1817 г.
Родился в Петербурге в семье графа К. П. Толстого. После развода родителей вместе с матерью и дядей жил в их родовом имении в Черниговской губернии
1827 г.
Путешествие за границу, посещение И. Гёте
1834 г.
Служба в Московском архиве Министерства иностранных дел. Знакомство с Н. В. Гоголем (у В. А. Жуковского)
1837 г.
Служба в русской миссии при германском сейме во Франкфурте-на-Майне
1840 г.
Служба в отделении Его Императорского Величества канцелярии, занимающимся вопросами законодательства
1841 г.
Издание фантастической повести «Упырь» под псевдонимом «Краснорогский». Повесть заслужила благожелательный отзыв В. Г. Белинского
1843 г.
Получил придворное звание камер-юнкера
1851 г.
Постановка комедии А. Толстого и А. Жемчужникова «Фантазия», впоследствии включённой в собрание сочинений Козьмы Пруткова. Знакомство с Софьей Андреевной Миллер[2]
1854 г.
Возникновение Козьмы Пруткова — созданной А. К. Толстым и его двоюродными братьями Александром, Алексеем и Владимиром Жемчужниковыми сатирической маски тупого и самовлюблённого бюрократа Николаевской эпохи
1857 г.
Отход от «Современника», сближение со славянофилами, дружба с И. С. Аксаковым
1861 г.
Отставка
1862 г.
Публикация драматической поэмы «Дон Жуан»
1866–1870 гг.
Написание драматической трилогии: «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович», «Царь Борис»; исторического романа «Князь Серебряный»
1867 г.
Выход сборника стихов, подводившего итог более чем 20-летней творческой работы
Конец 1860-х гг.
Создание ряда баллад, сатир и неоконченной драмы «Посадник» из жизни древнего Новгорода
27 сентября (10 октября) 1875 г.
Умер в своём имении Красный Рог Черниговской губернии



2. Самостоятельное ознакомление учащихся с карточками-информаторами (работа в парах)

Карточка № 1

Козьмá Петрóвич Пруткóв

— литературная маска, под которой в журналах «Современник», «Искра» и других выступали в 50–60-е г. XIX в. поэты Алексей Толстой (наибольший в количественном исчислении вклад), братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы (фактически — их коллективный псевдоним), а также Пётр Ершов.

Вымышленный писатель Козьма Прутков занял место в русской литературе как реально существовавший. Творчество этого мнимого писателя было весьма разнообразным: он писал стихотворения и басни, статьи и драмы. Но больше всего, наверное, он известен своими афоризмами и философскими изречениями. После смерти А. К. Толстого Алексей Жемчужников продолжал литературные шалости отдельно от братьев.

Карточка № 2

Афоризмы Козьмы Пруткова


Если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», не верь глазам своим.
Зри в корень!
Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?
Полезнее пройти путь жизни, чем всю вселенную.
Никто не обнимет необъятного.
Если хочешь быть счастливым, будь им.
Усердие всё превозмогает!
Бывает, что усердие превозмогает и рассудок.
Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или месяц? — ответствуй: месяц. Ибо солнце светит днём, когда и без того светло; а месяц — ночью.
Лучше скажи мало, но хорошо.
Гони любовь хоть в дверь, она влетит в окно.
Легче держать вожжи, чем бразды правления.
Не всё стриги, что растёт.

3. Аналитическая работа с текстом
стихотворения «Против течения»
(см. текст ниже)

1) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

2) Аналитическая беседа

• Какой идейно-эстетический конфликт лежит в основе стихотворения?

• Какова авторская концепция красоты? Как с ней соотносятся природа, любовь и искусство?

• Почему поэт уверен, что победа за теми, кто идёт «против течения»?

3) Обобщение учителя

— А. К. Толстой, которого принято считать преимущественно лириком или историческим писателем, иногда сатириком, был, по определению В. Соловьёва, поэтом мысли воинствующей — поэтом-борцом: «Наш поэт боролся оружием свободного слова за право красоты, которая есть ощутительная форма истины, и за жизненные права человеческой личности». Красота была для него дорога и священна как сияние вечной истины и любви, как отблеск Высшей и Вечной Красоты. И он смело шёл за ней против течения:

Правда всё та же! Средь мрака ненастного
Верьте чудесной звезде вдохновения,
Дружно гребите во имя прекрасного
        Против течения!

4. Аналитическая работа с текстом
стихотворения «Государь ты наш батюшка…»
(см. текст ниже)

1) Выразительное чтение наизусть заранее подготовленным учащимся

2) Аналитическая беседа:

• Какую оценку даёт Толстой характеру Петровских реформ? Почему такая позиция была положительно встречена в славянофильских кругах? Как это сочеталось с западническими взглядами самого поэта?

• Докажите, что это стихотворение — символическое выражение всяких преобразований в России.

• Подтвердите примерами мысль поэта, что народ — стержень нации и хранитель её духовных сокровищ. В чём выразилось глубокое сочувствие поэта народу?

3) Обобщение учителя

— Весьма показательно отношение А. К. Толстого к Петру I. В 1861 г. он напечатал в журнале Аксакова «День» стихотворение «Государь ты наш батюшка…», где дана чисто славянофильская оценка петровской реформы. Впоследствии поэт решительно отрёкся от него и даже не включил в сборник своих стихотворений.

5. Аналитическая работа с текстом
стихотворения «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…»
(см. текст ниже)

1) Выразительное чтение наизусть заранее подготовленным учащимся

2) Аналитическая беседа

• Как отразилась в стихотворении идейно-эстетическая концепция красоты?

• Докажите, что поэт считает природу, любовь и искусство проявлениями идеальной красоты мира.

• Почему поэт видит несовершенство мира в разобщённости этих проявлений красоты?

• В чём смысл призыва поэта слиться «в одну любовь»?

3) Обобщение учителя

— Идея «слияния» душ после смерти прослеживается во многих лирических произведениях поэта, но особенно явственно звучит в элегии «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…». Стихотворение пронизано тоской по прекрасному, грустью по неповторимой ценности земного, реальной человеческой любви. Любовь — это божественное мировое начало, которое недоступно разуму, но может быть прочувствовано человеком в его земной любви.

6. «Под сенью дружных муз…»

1) Заслушивание сообщений учащихся «Толстой и музыка»


— Лирика А. К. Толстого привлекала многих композиторов. Около 90 лирических произведений Толстого дали основу для написания более 200 музыкальных произведений. Больше половины всех его лирических стихов положены на музыку, причём большинство — разными композиторами.

Пётр Ильич Чайковский отозвался о его творчестве так: «Толстой — неисчерпаемый источник для текстов под музыку; это один из симпатичных мне поэтов». На протяжении всей своей творческой жизни П. И. Чайковский обращался к поэзии А. К. Толстого, хотя лично они не были знакомы. Чайковский высоко ценил лирические стихотворения поэта, удивительно простые, но глубоко волнующие, с элементами народно-поэтического стиля, близкие песне.

Эти их художественные качества помогли композитору создать серию шедевров вокальной лирики на стихи А. К. Толстого — 11 лирических романсов и 2 дуэта, вобравших целую гамму человеческих чувств, и среди них — «Не верь, мой друг…», «То было раннею весной…», «Средь шумного бала…», «На нивы жёлтые…», дуэты «Шотландская баллада» и «Минула страсть» и другие.

Стихотворение «Средь шумного бала…» — одно из самых известных не только у А. К. Толстого, но и во всей русской любовной лирике. Сокровенный мотив стихотворения — явление «гения чистой красоты», мотив, начатый в России В. А. Жуковским и подхваченный А. С. Пушкиным. Нет нужды в каких-то дополнительных эпитетах этому произведению — его надо просто слушать…

2) Прослушивание аудиозаписи романса «Средь шумного бала, случайно…» в исполнении С. Лемешева

3) Аналитическая работа
(в группах)

Алгоритм работы

1. Прослушайте исполнение романса.

2. Какое место занимает положенное на музыку стихотворение в творчестве поэта?

3. Каковы ключевые образы стихотворения, как они взаимосвязаны? Определите тему и главную мысль романса. Каковы особенности его сюжета?

4. Как отражается в стихотворении образ времени? Что в жизни лирического «я» — воспоминание, а что является реальностью? Что необходимо для гармонии прошлого и настоящего?

5. Попытайтесь охарактеризовать музыкальную сторону романса.

6. Оцените артистическую манеру исполнителя романса, и инструментальное сопровождение. Как они помогают понять мысли и чувства поэта и композитора?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

VI. Домашнее задание


1. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Моё восприятие лирики А. К. Толстого».

2. Опережающие задания (2–3 учащихся)
1) Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве Н. А. Некрасова.
2) Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений (см. в ходе урока № 59).

Следующий урок: Н. А. Некрасов: жизнь, творчество, судьба. Судьба народа как предмет лирических переживаний поэта >>>


ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ
А. К. Толстой


1
Други, вы слышите ль крик оглушительный:
«Сдайтесь, певцы и художники! Кстати ли
Вымыслы ваши в наш век положительный?
Много ли вас остаётся, мечтатели?
Сдайтеся натиску нового времени,
Мир отрезвился, прошли увлечения —
Где ж устоять вам, отжившему племени,
        Против течения?»

2
Други, не верьте! Всё та же единая
Сила нас манит к себе неизвестная,
Та же пленяет нас песнь соловьиная,
Те же нас радуют звёзды небесные!
Правда всё та же! Средь мрака ненастного
Верьте чудесной звезде вдохновения,
Дружно гребите, во имя прекрасного,
        Против течения!

3
Вспомните: в дни Византии расслабленной,
В приступах ярых на Божьи обители,
Дерзко ругаясь святыне награбленной,
Так же кричали икон истребители:
«Кто воспротивится нашему множеству?
Мир обновили мы силой мышления —
Где ж побеждённому спорить художеству
        Против течения?»

4
В оные ж дни, после казни Спасителя,
В дни, как апостолы шли вдохновенные,
Шли проповедовать слово Учителя,
Книжники так говорили надменные:
«Распят мятежник! Нет проку в осмеянном,
Всем ненавистном, безумном учении!
Им ли убогим идти галилеянам
        Против течения!»

5
Други, гребите! Напрасно хулители
Мнят оскорбить нас своею гордынею —
На берег вскоре мы, волн победители,
Выйдем торжественно с нашей святынею!
Верх над конечным возьмёт бесконечное,
Верою в наше святое значение
Мы же возбудим течение встречное
        Против течения!
1867
Источник: А. К. Толстой. Сочинения : в 2 т. — М.: Художественная литература, 1981. — Т. 1. Стихотворения. (вернуться к уроку)

Государь ты наш батюшка…
А. К. Толстой
[3]

        1
— Государь ты наш батюшка,
Государь Петр Алексеевич,
Что ты изволишь в котле варить?
— Кашицу, матушка, кашицу,
Кашицу, сударыня, кашицу!

        2
— Государь ты наш батюшка,
Государь Петр Алексеевич,
А где ты изволил крупы достать?
— За морем, матушка, за морем,
За морем, сударыня, за морем!

        3
— Государь ты наш батюшка,
Государь Петр Алексеевич,
Нешто своей крупы не было?
— Сорная, матушка, сорная,
Сорная, сударыня, сорная!

        4
— Государь ты наш батюшка,
Государь Петр Алексеевич,
А чем ты изволишь мешать ее?
— Палкою, матушка, палкою,
Палкою, сударыня, палкою!

        5
— Государь ты наш батюшка,
Государь Петр Алексеевич,
А ведь каша-то выйдет крутенька?
— Крутенька, матушка, крутенька,
Крутенька, сударыня, крутенька!

        6
— Государь ты наш батюшка,
Государь Петр Алексеевич,
А ведь каша-то выйдет солона?
— Солона, матушка, солона,
Солона, сударыня, солона!

        7
— Государь ты наш батюшка,
Государь Петр Алексеевич,
А кто ж будет её расхлебывать?
— Детушки, матушка, детушки,
Детушки, сударыня, детушки!
1861
Источник: А. К. Толстой. Сочинения : в 2 т. — М.: Художественная литература, 1981. — Т. 1. Стихотворения. (вернуться к уроку)

Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…
А. К. Толстой


Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре,
O, не грусти, ты всё мне дорога,
Но я любить могу лишь на просторе,
Мою любовь, широкую как море,
Вместить не могут жизни берега.

Когда Глагола творческая сила
Толпы миров воззвала из ночи,
Любовь их все, как солнце, озарила,
И лишь на землю к нам её светила
Нисходят порознь редкие лучи.

И порознь их отыскивая жадно,
Мы ловим отблеск вечной красоты;
Нам вестью лес о ней шумит отрадной,
О ней поток гремит струёю хладной
И говорят, качаяся, цветы.

И любим мы любовью раздробленной
И тихий шёпот вербы над ручьём,
И милой девы взор, на нас склоненный,
И звёздный блеск, и все красы вселенной,
И ничего мы вместе не сольём.

Но не грусти, земное минет горе,
Пожди еще, неволя недолга —
В одну любовь мы все сольёмся вскоре,
В одну любовь, широкую как море,
Что не вместят земные берега!
1858
Источник: А. К. Толстой. Сочинения : в 2 т. — М.: Художественная литература, 1981. — Т. 1. Стихотворения. (вернуться к уроку)

1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

2. Софья Андреевна Миллер Софья Андреевна Бахметева (в первом браке Миллер, во втором графиня Толстая; 1827, село Смольково, Пензенская губерния — 1895, Лиссабон) — супруга писателя Алексея Константиновича Толстого.
Поддерживала знакомство с многими известными деятелями искусств своего времени — Тургеневым, Достоевским, Фетом, Соловьёвым и другими. Тётка известного философа и поэта Д. Н. Цертелева. (вернуться)

3. "Государь ты наш батюшка…" – дата написания: 1861 г. Стихотворение было напечатано в газете Аксакова «День».
В славянофильских и близких к ним кругах стихотворение, в котором дана отрицательная оценка петровских реформ, было встречено с большим сочувствием. С сочувствием отнеслись к нему, насколько можно судить по письму И. С. Аксакова к Толстому, и некоторые представители крепостнического дворянства, приспособившие стихотворение к современным событиям: «Успех Вашего экспромта или песни таков, что начинает пугать и цензоров, и меня… Публика подхватила ее, выучила наизусть, увидала в ней намеки на современное положение, на разрешение крестьянского вопроса, и — в восторге. Говорят, третьего дня в Дворянском клубе дворяне то и дело повторяли: «Палкою, матушка, палкою», или: «Детушки, матушка, детушки». Однако стихотворение давало возможности и для иного истолкования — в радикальном духе, о чем свидетельствуют одобрительный отзыв журнала «Русское слово» и позднейшие слова Д. И. Писарева о «поучительном разговоре России с царем Петром Алексеевичем». Впоследствии поэт решительно отрекся от своего стихотворения и не включил его в сборник 1867 г. Стихотворение восходит к народной песне, повторяя ее конструкцию (диалогическую вопросно-ответную форму и пр.):
Государь ты наш Сидор Карпович!
Много ль тебе на свете пожить будет?
Семьдесят лет, бабушка, семьдесят лет,
Семьдесят, Пахомовна, семьдесят… и т.д. (вернуться)


 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика