Роман «Обломов» в русской критике. «Что такое обломовщина?». Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Портрет И.А.Гончарова.
Художник Крамской И.Н. 1874 г.
 
Портрет И.А.Гончарова.
Художник Горбунов К.А. 1847 г.
 
Гончаров И. А.
Обломов

("К уроку литературы")
 
 
 

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОНЧАРОВ
(1812 – 1891)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 

Урок 34. И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»

Урок 35. И. А. Гончаров. «Обломов». Диалектика характера Обломова, смысл его жизни и смерти

Урок 36. И. А. Гончаров. «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе

Урок 37. И. А. Гончаров. Роман «Обломов» в русской критике. «Что такое обломовщина?»


УРОК 37
И. А. ГОНЧАРОВ.
РОМАН «ОБЛОМОВ» В РУССКОЙ КРИТИКЕ.
«ЧТО ТАКОЕ ОБЛОМОВЩИНА ?»

Цель:

учить учащихся анализировать противоречивость оценок литературных критиков романа «Обломов», сопоставлять оценки критиков со своим восприятием романа, строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания; совершенствовать умение делать выводы и обобщения на основе работы с одним или с несколькими источниками информации; эстетически и нравственно воспитывать, формировать активную жизненную позицию учащихся.

Оборудование:
раздаточный материал, тексты критических статей, иллюстративный материал.

Тип урока: усвоение новых знаний и формирование умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся анализируют противоречивые оценки литературных критиков романа «Обломов»; сопоставляют оценки критиков со своим восприятием романа; строят ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания; делают выводы и обобщения на основе работы с одним или с несколькими источниками информации; принимают участие в беседе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний


Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Роман «Обломов», который автор писал больше десяти лет, глубоко и полно освещает социальные и нравственные проблемы того времени. И тема, и идея, и основной конфликт этого произведения связаны с образом главного героя, фамилия которого дала название роману.

В русской журнальной критике роман И. А. Гончарова «Обломов» был осмыслен по-разному. В первую очередь эта оценка касалась образа главного героя. В мае 1859 г., вслед за романом И. А. Гончарова «Обломов» в «Современнике» появляется статья Н. А. Добролюбова «Что такое обломовщина?», а в декабре увидела свет статья А. В. Дружинина «“Обломов”. Роман И. А. Гончарова».

Характерны названия статей. Название дружининской статьи просто повторяет название книги. Это вообще свойственно Дружинину-критику. Он никогда и нигде не даёт статьям своих названий, все они лишь подчёркнуто объективно следуют за названием предмета анализа: «“Письма об Испании” В. П. Боткина», «“Сочинения” В. Г. Белинского» и т. д. Добролюбов же уже в названиях своих статей выявляет их главное содержание, даёт идейный импульс, направляет читательскую мысль: «Тёмное царство», «Что такое обломовщина?».

Однако если Дружинин как бы следует за романом Гончарова уже в названии, то и Добролюбов, по сути, делает то же, выявляет нечто, заложенное в самом романе, а не навязанное ему извне: как известно, слово «обломовщина» создаёт Гончаров и использует его шестнадцать раз! Более того, сам Гончаров колебался в выборе названия: «Обломов» или «Обломовщина». Дружинин, в сущности, пишет статью «Что такое Обломов?», Добролюбов — «Что такое обломовщина?». И оба они опираются на роман.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя


— Интересно, что оба критика поначалу берутся определить художественную манеру писателя, и оба видят её в предельно объективном изображении, по сути, повторяя Белинского, который более чем за двадцать лет до этого усмотрел в художественности как таковой отличительную особенность Гончарова-писателя. «Автор “Обломова”,— писал Дружинин,— есть художник чистый и независимый, художник по призванию и по целости того, что им сделано». Подобно этому и Добролюбов увидел тайну успеха романа «непосредственно в силе художественного таланта автора», который не даёт и, по-видимому, не хочет дать никаких выводов. «Жизнь, им изображаемая, служит для него не средством к отвлечённой философии, а прямою целью сама по себе». «Гончаров является перед нами, прежде всего, художником… объективное творчество его не смущается никакими предубеждениями и заданными идеями, не поддаётся никаким исключительным симпатиям. Оно спокойно, трезво, бесстрастно»,— пишет Добролюбов.

Оба критика, проявив большое художественное чутьё, точно определили художественную суть и дарования Гончарова вообще, и его романа в частности. Но, начав с одинаковой вроде бы оценки, оба во многом разошлись. И здесь вступала в действие общественная позиция критиков, которая и заставила их писать не столько по-разному, сколько о разном.

Добролюбов рассмотрел социальные корни обломовщины, то есть, прежде всего, крепостное право, и указал на тип Обломова и обломовщины как на новое слово общественного развития, «знамение времени». Естественно, что и сам барин Обломов получил у него достаточно жёсткую оценку. Хотя не нужно думать, что к уяснению барства Обломова и сводится смысл добролюбовской статьи. Недаром он пишет: «Это коренной, народный наш тип». И в другом месте: «Обломов не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств».

Дружинин же рассмотрел обломовщину как явление, «корни которого романист крепко сцепил с почвой народной жизни и поэзии». «Обломов и обломовщина: эти слова недаром облетели всю Россию и сделались словами, навсегда укоренившимися в нашей речи. Они разъяснили нам целый круг явлений современного нам общества, они поставили перед нами целый мир идей, образов и подробностей, ещё недавно нами не вполне сознанных, являвшихся нам как будто в тумане»,— пишет Дружинин. Критик пишет о великом мастерстве Гончарова, который так полно и так глубоко рассмотрел «обломовщину» не только в её негативных чертах, но и грустных, смешных и милых. «Теперь над обломовщиной можно смеяться, но смех этот полон чистой любви и честных слёз,— о её жертвах можно жалеть, но такое сожаление будет поэтическим и светлым, ни для кого не унизительным, но для многих высоким и мудрым сожалением».

2. Сопоставительный анализ критических оценок романа «Обломов» И. А. Гончарова «Критики о романе «Обломов» и творчестве И. А. Гончарова»
(работа в парах с раздаточным материалом)

Задание

• Как определяют литературные критики специфику проблематики романа?

• Как трактуется в статьях образ Обломова?

• В чём суть разногласий Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева и А. В. Дружинина в оценке романа «Обломов»?

• Согласны ли вы с Добролюбовым в оценке романа?

Карточка № 1

Илья Ильич Обломов, герой романа, олицетворяет в себе ту умственную апатию, которой г. Гончаров придал имя обломовщины. Слово обломовщина не умрёт в нашей литературе: оно составлено так удачно, оно так осязательно характеризует один из существенных пороков нашей русской жизни, что, по всей вероятности, из литературы оно проникнет в язык и войдёт во всеобщее употребление. Посмотрим, в чём же состоит эта обломовщина.
Илья Ильич стоит на рубеже двух взаимно противоположных направлений: он воспитан под влиянием обстановки старорусской жизни, привык к барству, к бездействию и к полному угождению своим физическим потребностям и даже прихотям; он провёл детство под любящим, но неосмысленным надзором совершенно неразвитых родителей, наслаждавшихся в течение нескольких десятков лет полною умственной дремотою… Он изнежен и избалован, ослаблен физически и нравственно…
(В. И. Писарев «Илья Ильич Обломов. Обломовщина»)

Сонная, рутинная обстановка деревенской, захолустной жизни дополнила то, чего не успели сделать труды родителей и нянек…
…Гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных привычек, а от других — развила в нём апатическую неподвижность и повергла в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обуславливается, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-нибудь границу.
(Н. А. Добролюбов «Что такое обломовщина?»).

Карточка № 2

…Обломов — единственный человек в романе, единственный, чьё существование не исчерпывается принятой на себя ролью. В предстоящей свадьбе его больше всего пугает то, что он, Обломов, превратится в «жениха», приобретёт конкретный, определённый статус… Гладкому, «мраморному» Обломову нечем зацепиться за других. Он не способен расщепить свою личность на роль мужа, помещика, чиновника. Он — просто человек.
(П. Вайль, А. Генис «Обломов и “Другие”»).

Карточка № 3

…Нежная, любящая натура Обломова вся озаряется через любовь — и может ли быть иначе, с чистою, детски ласковой русской душою, от которой даже её леность отгоняла растление с искушающими помыслами. Илья Ильич высказался вполне через любовь свою, и Ольга, зоркая девушка, не осталась слепа перед теми сокровищами, что перед ней открылись…
(А. В. Дружинин «“Обломов”. Роман И. А. Гончарова»)

«Обломов» — капитальнейшая вещь, какой давно, давно не было… Но что приятнее… это что «Обломов» имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный в настоящей публике.
(Л. Н. Толстой. Из письма А. В. Дружинину 16 апреля 1859 г.).

Карточка № 4

В этом романе разрешается обширная общечеловеческая психологическая задача; эта задача разрешается в явлениях чисто русских, национальных, возможных только при нашем образе жизни, при тех исторических обстоятельствах, которые сформировали народный характер, при тех условиях, под влиянием которых развивалось и отчасти развивается до сих пор наше молодое поколение. В этом романе затронуты и жизненные, современные вопросы настолько, насколько эти вопросы имеют общечеловеческий интерес; в нём выставлены и недостатки общества, но выставлены не с полемической целью, а для верности и полноты картины, для художественного изображения жизни, как она есть, и человека с его чувствами, мыслями и страстями.
(Д. И. Писарев. «Роман И. А. Гончарова “Обломов”»).

3. Коллективная работа по составлению обобщающей таблицы «Обломовщина как ведущая тема романа»
(запись на доске и в тетрадях)

Таблица
Обломовщина как ведущая тема романа
Что такое обломовщина?
•Драма умственного и нравственного развития героя,
•изображение того, как «никнут и увядают» его лучшие задатки;
•через какие внутренние компромиссы герой постепенно приходит к оправданию апатичности и бесхарактерности, к своей капитуляции перед ними
Истоки обломовщины
Автор ищет причины обломовщины главного героя, начиная с детства
Обломовщина как способ типизации
Автор создаёт типичные конкретно-исторические характеры, воплощающие черты определённой социальной среды, раздвигает узко временные рамки романа, обнаруживая черты Обломова не только в эпохе, среде, но и в недрах русского национального характера.
Обломовщина как знамение времени, её основные признаки
«Обломовщина» — проблема не одного человека, а знамение времени, порождённое патриархально-дворянским бытом:
•апатия и лень;
•малодушие и эгоизм, как результат гиперболизированной опеки старших, ограниченности стремлений, отрешённости;
•закрытость от реальной жизни;
•желание оградить, уберечь от возможных проблем
Вывод. Вина Ильи Ильича состоит в том, что он погасил Божью искру, дарованную ему свыше. Не смог Илья Ильич реализовать то хорошее, светлое начало, лежащее, «как золото», в недрах его чуткой и доброй души. Обломов не понял себя, не дал выхода свету, который, как он считал, был заперт в нём. Герой Гончарова так и остался обломком того несовершенного мира, который пытался подчинить его себе. Но разве это вина одного Обломова? «Наше имя легион»,— скажет герой Штольцу и будет прав. Сколько людей не смогли сбросить с себя халат обломовщины, заглушили в себе волю, силу духа ради успокоенности, собственного благополучия?

4. «Умники и умницы»: постановка и решение «литературоведческих головоломок»

а) Д. И. Писарев говорил, что содержание и сюжет романа «Обломов» можно рассказать в двух-трёх строчках. Передайте и вы сюжет романа в нескольких предложениях.

б) Некоторые критики считают, что в романе два сюжета: Обломов — Ольга, Штольц — Ольга. Другие говорили о едином сюжете — превращении Обломова в «живой труп». Какова ваша точка зрения?

в) Что общего у Обломова с «лишними людьми» (Онегиным, Печориным)?

г) М. Е. Салтыков-Щедрин писал: «Прочёл Обломова и, по правде сказать, обломал об него все умственные способности. Сколько маку он туда напустил! Даже вспомнить страшно, что это только один день и что таким образом можно проспать 365 дней…».

• Каковы ваши впечатления от чтения первого дня жизни Обломова.

• Чем можно объяснить такое растянутое повествование о первом дне героя?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа


• В чём вы видите историко-философский смысл романа?

• Как проблемы, поставленные в «Обломове», решаются в «Обрыве»?

• Чем близки нам раздумья и тревоги Гончарова-писателя?

2. Заключительное слово учителя

— Итак, роман «Обломов» явился вершиной творчества И. А. Гончарова.

С большой художественной силой заклеймил писатель крепостничество, которое, по мнению его, шло к своему крушению. Обличал косность и консерватизм поместного дворянства и показал «обломовщину» как зло и бич русской жизни.

Материалом для романа послужила русская жизнь, которую писатель наблюдал с самого детства.

VI. Домашнее задание

1. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) на одну из тем:
«Мечтательность и деятельность в понимании И. А. Гончарова (по роману «Обломов»)»;
«Обломов и Штольц: сопоставление или противопоставление?»;
«В чём трагедия жизни Ильи Обломова?».

2. Опережающее творческое задание (2–3 учащихся)
Подготовить «Литературные визитки»: «Жизнь и творчество А. Н. Островского», «Это интересно!» (о театре А. Н. Островского).

Следующий урок: А. Н. Островский: судьба, личность, литературно-театральное творчество >>>



1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

 
Фотографический снимок кабинета И.А.Гончарова был помещен в журнале «Новь» (1888, № 7).
Небольшая комната, посередине которой стоит обыкновенный письменный стол на двух шкафиках. Перед столом два кресла: одно с вогнутой спинкой соломенного плетения, для письменной работы, другое, возле, сбоку, кожаное, вольтеровское, для чтения. У стены книжный шкаф и мягкий диван. На письменном столе обращают на себя внимание часы с бронзовой фигурой молодой девушки, Марфиньки из «Обрыва». Эти часы – юбилейный подарок, поднесенный Ивану Александровичу от редакторов изданий, в которых он сотрудничал. На стенах висят картины: сцены и лица из его романов.
 

 
Фефилова Г. Уроки литературы в 10 классе
(главы из книги)



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика