Место романа И. А. Гончарова «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Портрет И.А.Гончарова.
Художник Крамской И.Н. 1874 г.
 
Портрет И.А.Гончарова.
Художник Горбунов К.А. 1847 г.
 
Гончаров И. А. Обломов
("К уроку литературы")
 
 
Иллюстрация Б. К. Винокурова
к главе «На мысе Доброй Надежды»
(Фрегат "Паллада")
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОНЧАРОВ
(1812 – 1891)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 

Урок 34. И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»

Урок 35. И. А. Гончаров. «Обломов». Диалектика характера Обломова, смысл его жизни и смерти

Урок 36. И. А. Гончаров. «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе

Урок 37. И. А. Гончаров. Роман «Обломов» в русской критике. «Что такое обломовщина?»


УРОК 34
И. А. Гончаров. Жизнь и творчество.
Место романа «Обломов» в трилогии
«Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»

Цель:

ознакомить учащихся с жизнью и творчеством И. А. Гончарова; вызвать интерес к личности и творчеству писателя; совершенствовать умение составлять тезисы; показать место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»; раскрыть творческую историю романа, характеристику эпохи, систему образов; формировать личность, способную ориентироваться в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умеющую принимать решения и отвечать за свои поступки.

Оборудование:
учебник, портрет И. А. Гончарова, раздаточный материал, текст романа «Обломов», иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают о жизни и творчестве И. А. Гончарова; составляют тезисы лекции учителя; знают о месте романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв», творческую историю романа, систему образов; принимают участие в беседе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Слушание нескольких творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Иван Александрович Гончаров уже при жизни приобрёл прочную репутацию одного из самых ярких и значительных представителей русской реалистической литературы. Его имя неизменно называлось рядом с именами корифеев литературы второй половины XIX в., мастеров, создавших классические русские романы,— И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского.

Литературное наследие Гончарова не обширно. За 45 лет творчества он опубликовал три романа, книгу путевых очерков «Фрегат “Паллада”», несколько нравоописательных рассказов, критических статей и мемуары. Но писатель внёс значительный вклад в духовную жизнь России. Каждый его роман привлекал внимание читателей, возбуждал горячие обсуждения и споры, указывал на важнейшие проблемы и явления современности. Именно поэтому интерпретация его произведений в статьях выдающихся критиков эпохи — Белинского и Добролюбова — вошла в сокровищницу национальной культуры, а созданные им в романах социальные типы и обобщения стали средством самопознания и самовоспитания русского общества.

Интерес к творчеству Гончарова, живое восприятие его произведений, не иссякли в наши дни. Гончаров принадлежит к числу наиболее популярных, читаемых писателей XIX в.

В 1889 г. в очерке «Нарушение воли» И. А. Гончаров писал, что для потомства нужно оставить только тщательно отобранные литературные материалы и документы. Он сам так и сделал: незадолго до смерти уничтожил значительную часть писем, заметок, черновиков, рукописей. Потомкам дорогá и интересна каждая заметка, написанная выдающимся писателем, каждое письмо, адресованное ему, каждое зачёркнутое им слово. Потому приходится сожалеть об этом поступке Гончарова. Сожаление это тем более велико, что об этом писателе нам известно сравнительно немного.

Большой вклад внёс Гончаров в развитие русского литературного языка. По определению Белинского, язык Гончарова «чистый, правильный, лёгкий, свободный, льющийся». Тургенев восхищался языком «Обломова» и «Обыкновенной истории», а Горький причислял Гончарова к той плеяде «великанов литературы нашей», которые «писали пластически, слова у них — точно глина, из которой они богоподобно лепили фигуры и образы людей, живые до обмана…»

IV. Работа над темой урока

1. Слушание «Литературной визитки» о жизни и творчестве И. А. Гончарова

(Учащиеся составляют хронологическую таблицу жизни и творчества И. А. Гончарова.)
Хронологическая таблица
жизни и творчества И. А. Гончарова
Дата
События
1812 г., 6 (18) июня
Родился в семье симбирского купца
1831–1834 гг.
Учёба на словесном отделении Московского университета
1847 г.
В журнале «Современник» начата публикация романа «Обыкновенная история»
1849 г.
В «Литературном сборнике с иллюстрациями» публикация главы «Сон Обломова»
1852–1854 гг
Кругосветное плавание на парусном фрегате «Паллада» в составе экспедиции адмирала Е. В. Путятина
1855–1857 гг.
Публикация очерков под общим названием «Фрегат “Паллада”»
1857 г., июль-август
Работа над романом «Обломов» («мариенбадское чудо»)
1859 г.
В журнале «Отечественные записки» публикуется роман «Обломов»
1869 г.
В журнале «Вестник Европы» публикуется роман «Обрыв»
1891 г., 15 (27) сентября
Умер в Петербурге


2. Лекция учителя
(Учащиеся составляют тезисы.)

— Гончаров стремился к строгому и последовательному усвоению и осмыслению лучших образцов русской и западной литературы прошлого, переводил прозу Гёте, Шиллера, увлекался Винкельманом — исследователем и интерпретатором античного искусства. Однако высшим образцом, предметом самого тщательного изучения для него было творчество Пушкина. Эти вкусы Гончарова оказали воздействие на сыновей Майкова, а через них и на направление кружка в целом.

В рассказах Гончарова, помещённых в рукописных альманахах майковского кружка,— «Лихая болесть» (альманах «Подснежник», 1838) и «Счастливая ошибка» («Лунные ночи», 1839) — ощущается сознательное стремление следовать традициям прозы Пушкина. Чёткие характеристики героев, тонкая авторская ирония, точность и прозрачность фразы в ранних произведениях Гончарова особенно ощутимы на фоне прозы 30-х гг. В этих произведениях Гончарова можно отметить влияние «Повестей Белкина» Пушкина. Вместе с тем в них, а также и в несколько позже написанном очерке «Иван Савич Поджабрин» (1842) Гончаров осваивает и переосмысляет опыт Гоголя.

В 1852 г., так и не подвинув существенно работу над «Обломовым», Гончаров уезжает в качестве секретаря начальника экспедиции адмирала Е. В. Путятина в кругосветное путешествие на фрегате «Паллада». Путешествуя вокруг континентов, наблюдая жизнь разных народов и стран, Гончаров был погружён в мысли о России, и не осуществлённый им замысел начатого романа неотступно следовал за ним. Приезжая в какой-либо порт, он стремился дополнить морскую поездку путешествием по суше, использовал каждый час стоянки судна для знакомства с жизнью чужих городов и стран (писатель принял участие в экспедиции в глубь Африканского континента), при этом он сравнивал себя с путешествующим Обломовым.

Книга очерков Гончарова «Фрегат “Паллада”» (1855–1858) представляет «Одиссею» плавания русских моряков вокруг Европы, Африки и Азии. Она живо и занимательно рассказывает о быте «корабля, этого маленького русского мира с четырьмястами» обитателей. При этом в своих путевых очерках писатель размышляет над важными проблемами современной общественной жизни. В его книге о плавании фрегата «Паллада» ощутимо вызревание идеи романа «Обломов».

Такова диалектика творческого процесса Гончарова: для изображения «тотальной», гиперболической, при всей своей реальности, неподвижности героя писатель должен был два с половиной года странствовать, переплыть ряд морей и океанов, пересечь часть Африки, Азию и Европу от Тихого океана до Петербурга. Для того чтобы осознать и выразить опасность патриархального застоя, он должен был ознакомиться с жизнью стран с высоким развитием промышленности и торговли, задуматься над положительными результатами их исторического опыта и над сопутствующими ему отрицательными явлениями.

Изображая в своих романах достаточно узкий круг людей (одна-две семьи в Петербурге, небольшие городки и деревни в глухой провинции), Гончаров сумел достичь высокой степени обобщения. Его Обломов был воспринят как символ всей русской лени, «обрыв» в одноимённом романе — как обрыв, к которому подошла вся Россия. По мнению писателя и критика В. В. Розанова, «русская суть, которая называется русскою душою, русскою стихиею получила под пером Гончарова одно из величайших осознаний, обрисований себя, истолкований себя, размышлений о себе».

3. Сообщения учащихся о замысле романной трилогии
И. А. Гончарова, определение места романа «Обломов» в трилогии
«Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»

1 - й  у ч е н и к.

В 1847 г. в журнале «Современник» был опубликован роман И. А. Гончарова «Обыкновенная история», который вызвал восторженную оценку критики и принёс автору большой успех. В основе романа столкновение двух центральных героев — Адуева-дяди и Адуева-племянника, олицетворяющих трезвый практицизм и восторженный идеализм. Каждый из героев психологически близок писателю и представляет разные проекции его душевного мира.

Столкновение главных героев воспринималось современниками как «страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму» (В. Г. Белинский). Однако десятилетия спустя антиромантическая тема утратила свою актуальность, и следующие поколения читателей воспринимали роман как самую «обыкновенную историю» охлаждения и отрезвления человека, как вечную тему жизни.

2 - й  у ч е н и к.
Вершиной творчества писателя стал роман «Обломов», к созданию которого И. А. Гончаров приступил ещё в 40-е гг. Роман был задуман в 1847 г. и писался в течение 10 лет. В 1849 г. в альманахе «Литературный сборник с иллюстрациями» при «Современнике» была опубликована глава «Сон Обломова» как самостоятельное произведение. Эту главу сам автор назвал «увертюрой всего романа». Автор задаётся вопросом: что же такое «обломовщина» — «золотой век» или гибель, застой? Во «Сне…» преобладают мотивы статичности и неподвижности, застоя, но при этом чувствуется и симпатия автора, добродушный юмор, а не только сатирическое отрицание. Споры о главном герое романа продолжались вплоть до начала XX в.

Последний роман Гончарова «Обрыв», опубликованный в 1869 г., представляет новый вариант обломовщины в образе главного героя — Бориса Райского. Это произведение было задумано ещё в 1849 г. как роман о сложных отношениях художника и общества. Однако к началу написания писатель несколько изменил свой замысел, что было продиктовано новыми общественными проблемами.

В центре романа оказалась трагическая судьба революционно настроенной молодёжи, представленной в образе «нигилиста» Марка Волохова. Роман «Обрыв» вызвал неоднозначную оценку критики. Многие поставили под сомнение талант автора и отказали ему в праве вершить суд над современной молодёжью.

4. Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока

5. Самостоятельная работа в парах по составлению информационных карточек

«Замысел романа И. А. Гончарова “Обломов”»,
«Жанр, сюжет, композиция романа И. А. Гончарова “Обломов”» на основе материалов урока (запись в тетрадях)

Замысел романа И. А. Гончарова «Обломов»

• Роман появился накануне отмены крепостного права в России.

• Главным источником романа послужили наблюдения писателя над действительностью, в частности, над жизнью родной семьи и родного города Симбирска: «Мне кажется,— вспоминал он позднее,— у меня, очень зоркого и впечатлительного мальчика, уже тогда при виде всех этих фигур, этого беззаботного житья-бытья, безделья и лежанья, и зародились неясные представления об обломовщине. А. Н. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» назвал роман И. А. Гончарова «знамением времени», то есть весьма злободневным, имеющим важное общественное значение, того самого уклада, который порождает Обломовых.

Жанр, сюжет и композиция романа И. А. Гончарова «Обломов»

• «Обломов» — реалистический социально-бытовой и в то же время общественно-психологический роман.

• Сюжет романа «Обломов» легко обозначить фразой: изображается помещик-лежебока, привыкший ничего не делать, он оказывается не приспособленным к жизни и бесславно оканчивает её от апоплексического удара ещё сравнительно не старым человеком.

• Основное содержание романа заключается в изображении борьбы в Обломове двух чувств: любви к Ольге Ильинской и властного стремления к покою и лени. Последнее побеждает.

• Действие основной части романа продолжается около восьми лет и относится к 40-м годам (1843–1851). Содержание же всего романа, если считать предысторию Обломова и эпилог, охватывает огромный период времени — около 37 лет. Это не только история целой жизни героя, но и целая эпоха русской истории.

• Для композиции романа характерно наличие двойной сюжетной пинии, контрастность образов: Обломову противопоставлен Штольц, Ольге — Пшеницына, Захару — Анисья.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающая беседа


• Считал ли себя И. А. Гончаров профессиональным литератором?

• На каком основании писатель объединил романы «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» в трилогию?

• В чём состоял итог литературной жизни И. А. Гончарова?

VI. Домашнее задание

1. Знать содержание романа И. А. Гончарова «Обломов».

2. Подобрать текстовый материал для портретной характеристики Обломова.

3. Опережающее задание
Подготовить сообщения на темы: «Сон Обломова: его место и значение в романе», «Один день из жизни Обломова».

Следующий урок: И. А. Гончаров «Обломов». Диалектика характера Обломова, смысл его жизни и смерти >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

 
Фотографический снимок кабинета И.А.Гончарова был помещен в журнале «Новь» (1888, № 7).
Небольшая комната, посередине которой стоит обыкновенный письменный стол на двух шкафиках. Перед столом два кресла: одно с вогнутой спинкой соломенного плетения, для письменной работы, другое, возле, сбоку, кожаное, вольтеровское, для чтения. У стены книжный шкаф и мягкий диван. На письменном столе обращают на себя внимание часы с бронзовой фигурой молодой девушки, Марфиньки из «Обрыва». Эти часы – юбилейный подарок, поднесенный Ивану Александровичу от редакторов изданий, в которых он сотрудничал. На стенах висят картины: сцены и лица из его романов.
 

 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика