Н. С. Лесков. Жизнь и творчество. «Очарованный странник»: поэтика названия, особенности жанра. Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Портрет Н. С. Лескова
работы В.Серова. 1894.
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ ЛЕСКОВ
(1831 – 1895)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 

Урок 91. Н. С. Лесков. Жизнь и творчество. «Очарованный странник»: поэтика названия, особенности жанра. Внешняя и духовная биография Ивана Флягина

Урок 92. Н. С. Лесков «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа

Урок 93. Урок внеклассного чтения. Катерина Кабанова и Катерина Измайлова: диалог авторов и образов (по пьесе А. Н. Островского «Гроза» и повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)


УРОК 91
Н. С. ЛЕСКОВ. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО.
«ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК»: ПОЭТИКА НАЗВАНИЯ,
ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА.
ВНЕШНЯЯ И ДУХОВНАЯ БИОГРАФИЯ ИВАНА ФЛЯГИНА

Цель:

создать у учащихся целостное представление о личности и творчестве писателя; проанализировать особенности языка, стиля произведений Н. С. Лескова; рассмотреть основные проблемы произведений художника слова; раскрыть особенности русского национального характера; развивать логическое мышление, языковое чутьё; формировать чувство патриотизма, человеческого достоинства, гордости за свой народ, любовь к слову.

Оборудование:
учебник, портрет Н. С. Лескова, текст повести «Очарованный странник», раздаточный материал.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают о жизни и творчестве Н. С. Лескова; составляют тезисы объяснения учителя; рассказывают о поэтике названия, особенностях жанра повести «Очарованный странник»; рассматривают внешнюю и духовную биографию Ивана Флягина; участвуют в беседе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Вводно-ориентировочная беседа


• Вам уже известно имя великого русского писателя Николая Семёновича Лескова. Вспомните, пожалуйста, названия его произведений, которые вы изучали ранее.

• А помните ли вы какие-нибудь факты из биографии писателя?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— «Лучшее время не позади нас. Это верно и приятия достойно» — так на склоне лет писал Н. С. Лесков. Он жил, всем сердцем своим стремясь «служить родине словом правды и истины», искать лишь правду жизни, давая всякой картине, говоря его словами, «освещение подлежащее и толк по разуму и совести». Каждое его произведение — это художественно развёрнутый факт жизни, художественная мелодия, возникающая на основе реальных событий и как бы незримо соотносящая, связывающая эти события с прошлым и обращающая к размышлениям о грядущем.

В те годы, когда о лесковских произведениях немало спорили его современники, Лев Толстой прозорливо заметил: «Лесков — писатель будущего, и его жизнь в литературе глубоко поучительна». Судьба писателя драматична, жизнь, небогатая крупными событиями, полна напряжённых идейных исканий. Одухотворённый великой любовью к своему народу, он стремился, говоря словами Максима Горького, «ободрить, воодушевить Русь». В рассказах и повестях Н. С. Лескова, словно заново рождённые, возникали почти неизведанные области жизни, заставляя читателей вдруг оглянуться на весь русский мир. Здесь представала и «отходящая самодурная Русь», и современная ему действительность.

Тридцать пять лет служил Н. С. Лесков литературе. И, несмотря на невольные и горькие заблуждения, он всю жизнь был глубоко демократичным писателем и подлинным гуманистом. Всегда выступал в защиту чести, достоинства человека и постоянно ратовал за свободу ума и совести, воспринимая личность как единственную непреходящую ценность, которую нельзя приносить в жертву ни разного рода идеям, ни мнениям разноречивого света. В своём художественном исследовании прошлого и настоящего Н. С. Лесков настойчиво и страстно искал истину и открыл столь много ранее неизвестного, прекрасного и поучительного, что мы просто обязаны по достоинству оценить литературный подвиг писателя…

В настоящее время интерес к творческому наследию Н. С. Лескова резко возрос, значительное количество учёных в России и за рубежом изучают его произведения.

IV. Работа над темой урока

1. Слушание «Литературных визиток» о жизни и творчестве Н. С. Лескова
(Учащиеся составляют хронологическую таблицу.)
Хронологическая таблица
жизни и творчества Н. С. Лескова
Дата
Событие
1831–1847 гг.
Детские годы в деревне
1849–1857 гг.
Киев. Служба в казённой палате
1857–1860 гг.
Работа агентом коммерческой фирмы
1860-е г.
Начало литературной деятельности, переезд в Петербург
1870-е г.
Расцвет творчества
1880–1889 гг.
Сатирические произведения последних лет жизни
1890–1895 гг.
Легенды о праведниках



2. Объяснение учителя
(Учащиеся составляют тезисы.)

— Лесков вступил на писательскую стезю в 1860-е г., будучи уже зрелым, сформировавшимся человеком с большим жизненным опытом и огромным запасом житейских наблюдений. Не завершив образования в орловской гимназии, свои университеты будущий писатель постигал «самоучкой».

В литературе он выступил прежде всего как публицист. Он сотрудничал в разных периодических изданиях Москвы и Петербурга, и уже его первые публикации привлекли внимание читателей актуальной проблематикой, живой достоверностью и объёмностью знаний, честной авторской позицией, искренней интонацией. Стремясь, по его словам, «пролить в массы свет разумения», Лесков-публицист-просветитель поднимал множество тем: «Торговая кабала», «Вопрос об искоренении пьянства в рабочем классе», «Русские женщины и эмансипация», «Как относятся взгляды некоторых просветителей к народному просвещению», «Русские люди, состоящие “не у дел”» и др.

В своих заметках, статьях, очерках, многие из которых и сегодня воспринимаются как остроактуальные, автор не просто высказывал собственное мнение по животрепещущим социально-экономическим, политическим, культурным вопросам, но и обращался к самой сути жизни России, ни на минуту не забывая об ответственной позиции «глашатая истины», призванного к активной борьбе со злом, произволом, деспотизмом, невежеством, косностью, коррупцией и другими пороками.

Праведники, которых Лесков разыскивал на протяжении всего творческого пути и среди священников, и среди мирян — среди всех сословий и социальных групп российского общества,— давали повод для оптимизма, для оправдания Руси.

В последние годы жизни писатель обращается к обличительному, остро сатирическому изображению жизни. Россия — страна, где человека постоянно подстерегают метаморфозы, сюрпризы и внезапности: «что ни шаг, то сюрприз, и притом самый скверный».

До конца дней Лесков оставался и писателем-экспериментатором. Новеллы-анекдоты, сказки, легенды, мемуарные повести, «рассказы кстати» предполагали и стилистическое разнообразие. Лесков был блестящим стилизатором, имитировавшим язык XVIII в. (цикл рассказов «Заметки неизвестного»), владевшим эзоповской манерой («Заячий ремиз»), любившим красочный стиль (легенда «Прекрасная Аза»), умевшим писать и изысканно просто (рассказ «Под Рождество обидели»).

По достоинству Лескова-писателя оценили только в XX в., когда появились статьи Максима Горького о его новаторстве и драматичной творческой судьбе, работы Б. М. Эйхенбаума о сказовой манере Лескова, иллюстрации Б. М. Кустодиева, опера Д. Д. Шостаковича «Катерина Измайлова» (по «Леди Макбет Мценского уезда»), многочисленные спектакли и фильмы по его произведениям.

3. Словарная работа (запись на доске и в тетрадях)

Повесть — эпическое произведение, раскрывающее ряд эпизодов из жизни ведущего героя, характер которого раскрывается полно и разносторонне.

Сказ — это способ повествования, ориентированный на воспроизведение устной речи, имитирующей импровизированный рассказ, рождающей на глазах у слушателей.

Очарованный — околдованный.

Странник — человек, странствующий пешком, на богомолье.

Праведник — 1. Верующий человек, живущий праведной жизнью. 2. Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности, морали.

Прототип — реально существующее лицо, представление о котором послужило автору основой для создания литературного характера.

4. Слушание сообщения учащихся
о замысле, истории создания, особенностях жанра повести «Очарованный странник»


— Летом 1872 г. Н. С. Лесков совершил путешествие по Ладожскому озеру, где «в незыблемой твердыне русского иночества, пребывающего здесь во всей чистоте древней христианской общины» рождался замысел рассказа о русском страннике. Результатом поездки явились очерк «Монашеские острова на Ладожском озере» и рассказ «Чернозёмный Телемак» (первоначальное название повести «Очарованный странник»).

Впервые повесть была опубликована в газете «Русский мир», где она и прошла с 15 октября по 23 ноября 1873 г. под заглавием «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения. Рассказ. Посвящается Сергею Егоровичу Кушелеву».

Повесть построена как сказ. Внешняя композиция составляет 20 глав. Первая глава выполняет роль своеобразного пролога-экспозиции, последующие главы представляют собой рассказ Ивана Северьяновича Флягина о прошедшей жизни.

Мир, возникающий на страницах повести, увиден, пережит, оценён рассказчиком в соответствии с его системой жизненных ценностей. Повествование движется не в соответствии с канвой хроникального сюжета, а определено и мотивировано логикой воспоминаний и ассоциаций рассказчика.

Сказ Лескова стилистически неоднороден. В рассказе Иван Флягин воспроизводит речевые обороты множества персонажей, роли которых он проигрывает, демонстрируя их взгляд на происходящее и особенности характера. Возникает иллюзия множественности самостоятельных точек зрения, выражающих динамичный взгляд на событие, персонаж, предмет. Проговаривая чужие роли (князя, Груши и иных героев), рассказчик, безусловно, накладывает на эти образы отпечаток личного отношения к ним. Автор же провоцирует сюжетные ситуации, принуждающие читателей дать варианты собственных оценок услышанного.

5. Исследовательская работа (в группах)

• Проанализируйте ключевые эпизоды повествования по предложенному плану

1-я группа.
Предсказание монахом судьбы Флягина (глава вторая).

2-я группа.
Поединок с Савакиреем «наперекором» (глава шестая).

3-я группа.
Побег из татарского плена (глава девятая).

4-я группа.
Смерть Груши (глава восемнадцатая).

5-я группа.
В монастыре: прозрение (глава двадцатая).

План

1. Озаглавить фрагмент.

2. Выделить основные черты характера героя и подтвердить свои суждения текстом.

3. Определить духовно-нравственное состояние героя.

4. Выявить авторскую оценку образа.

5. Сделать выводы.

Обобщение учителя

— Путь Флягина — это поиски смысла жизни и своего призвания, но не разумом, а непосредственным чувством и всей своей судьбой. Вначале смутное, подсознательное, стремление к богатырскому служению Родине становится в финале осознанной душевной потребностью. «Дух одолевает» его и «всё своё внушает: “ополчайся”». «Мне за народ очень помереть хочется» — эти слова Флягина фиксируют момент окончательного прозрения.

Иван Северьяныч полностью посвящает себя служению людям, становится праведником, приходит к Богу. В душе каждого человека есть возможность прийти к обретению высших нравственных ценностей — это и есть путь к Храму. И даже если человек грешен (а все таковы), то этот путь зависит от личности каждого. Это путь нравственного роста, то есть смысла жизни.

6. Сопоставительная работа (в парах, по вариантам-уровням)

1-й вариант.
Что общего в повествовательной манере «Очарованного странника» и «Левши»?

2-й вариант.
Сопоставьте былинную биографию Ильи Муромца и историю жизни Ивана Флягина. Какие эпизоды в них сходны? Чем они отличаются? Как проявляется в этом сравнении авторская оценка персонажа?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа


• Почему тема праведничества является одной из основных тем в творчестве Н. С. Лескова?

• Как вы понимаете название повести?

• В чём своеобразие композиции повести?

• Каковы причины страннической судьбы героя повести?

• Как объясняются поступки Флягина на каждом новом витке его жизни?

• Почему образ Флягина ассоциируется с образами былинных богатырей?

• Как вы понимаете высказывание Флягина: «Мне за народ очень помереть хочется»?

• Каково отношение главного героя к вопросам веры и как относится автор к религиозным воззрениям своего героя?

• В чём своеобразие жанра «Очарованного странника»?

• Какие черты русского национального характера запечатлены в образе Ивана Флягина?

• Как, по вашему мнению, автор относится к своему герою?

2. Заключительное слово учителя

— Николай Лесков как писатель имеет репутацию сложную и причудливую, такую же, как сложна и причудлива была его душа. Одни ставят его произведения в ряд с вершинами русской прозы, другие считают, что он создал карикатуру на русского человека.

«Как художник слова Н. С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров… — писал М. Горький в статье, посвящённой Лескову,— а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок её, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников своих».

Мысль Л. Н. Толстого о том, что «Лесков — писатель будущего» справедлива. Современность уже ответила на его литературный вызов — сегодняшняя жизнь с её предательствами и братоубийственными войнами оказалась даже более жестокой, чем его жестокая проза.

VI. Домашнее задание

1. Составить цитатный план и подготовить рассказ о «внешней» биографии Ивана Флягина, включающий в себя ключевые эпизоды его жизни.

2. Прочитать рассказ Н. С. Лескова «Тупейный художник».

Следующий урок: Н. С. Лесков «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)
 
 
Гордостью дома-музея Н. С. Лескова в Орле
является воссозданная (на основе подлинных мемориальных вещей)
обстановка петербургского кабинета писателя.

 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика