Нравственный смысл рассказа Н. С. Лескова «Тупейный художник». Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Портрет Н. С. Лескова
работы В.Серова. 1894.
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ ЛЕСКОВ
(1831 – 1895)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 

Урок 91. Н. С. Лесков. Жизнь и творчество. «Очарованный странник»: поэтика названия, особенности жанра. Внешняя и духовная биография Ивана Флягина

Урок 92. Н. С. Лесков «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа

Урок 93. Урок внеклассного чтения. Катерина Кабанова и Катерина Измайлова: диалог авторов и образов (по пьесе А. Н. Островского «Гроза» и повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)


УРОК 92
Н. С. ЛЕСКОВ. «ТУПЕЙНЫЙ ХУДОЖНИК».
НЕОБЫЧНОСТЬ СУДЕБ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ.
НРАВСТВЕННЫЙ СМЫСЛ РАССКАЗА

Цель:

помочь учащимся определить своеобразие жанра и композиции рассказа Н. С. Лескова «Тупейный художник»; показать художественные средства, используемые писателем в рассказе; раскрыть мастерство писателя в изображении мира человеческих чувств в рассказе; развивать творческое и ассоциативное мышление; совершенствовать умения анализировать и сопоставлять художественные произведения, навыки самостоятельной исследовательской работы; воспитывать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека.

Оборудование:
учебник, текст рассказа «Тупейный художник», раздаточный материал, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся определяют своеобразие жанра и композиции рассказа Н. С. Лескова «Тупейный художник»; показывают художественные средства, используемые писателем в рассказе; раскрывают мастерство писателя в изображении мира человеческих чувств в рассказе; выполняют исследовательско-аналитическую работу в группах.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа


• Кто из писателей и поэтов XIX в. обращался к теме странничества?

• В чём состоит стилевое своеобразие повести «Очарованный странник»?

• Как соотнесено предметное значение слова в тексте с его символическим звучанием?

• Рассмотрите семантическую многозначность определения «очарованный».

• В характеристике Ивана Флягина большое значение имеют особенности его речи. Как открывается герой Лескова через манеру вести рассказ?

• Герой повести «Очарованный странник» получает различные имена. Вспомните, в каких ситуациях происходят эти «переименования». Какую художественную задачу выполняет Лесков, используя этот приём?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Русская литература во все времена упорно и последовательно отыскивала в действительности и воссоздавала в художественных произведениях образы людей, живущих честной, достойной жизнью — как говорится, по правде. Из древних веков пришла пословица: «Не стоит селение без праведника».

Главная отличительная особенность творчества замечательного русского писателя Николая Семёновича Лескова заключается в том, что любимыми героями его произведений были те, кого он называл «праведниками». Лесков твёрдо верил, что добро заложено в человеке изначально, от природы, и поэтому самые гнусные времена, даже такие, как царствование Николая I, не могут истребить в людях честность и человеколюбие.

«У нас не перевелись и не переведутся праведники. Их только не замечают, а если стать присматриваться — они есть»,— писал он. И Лесков их искал и находил — людей ярких, одержимых идеей добра, справедливостью и жертвенностью.

Максим Горький, которому были очень близки поиски Н. С. Лескова, отметил эту черту в его творчестве. Н. С. Лесков, писал он, это «писатель, открывший праведника в каждом сословии, во всех группах».

Рассказ «Тупейный художник» написан в 1883 г. и снабжён посвящением: «Светлой памяти благословенного дня 19 февраля 1861 года» и эпиграфом: «Души их во благих водворятся». «Во благих» — в переводе с церковнославянского на русский значит: «среди святых, среди праведников».

А в подзаголовке содержится указание на жанровое своеобразие произведения: «Рассказ на могиле». Лесков сознательно уравнивает значение понятий «усопшие» и «крепостные» и сразу даёт читателю возможность уловить общий колорит произведения и в какой-то степени его содержание.

Посвящением и эпиграфом Н. С. Лесков как бы указывает читателю, какова главная тема рассказа и каково отношение к ней автора.

IV. Работа над темой урока

1. «Погружение» в тему урока


• Составьте ассоциативное поле к данным словам
(обращение к записи на доске).


2. Словарная работа с использованием лингвистических словарей (в парах)

• Составить таблицу, распределив незнакомые вам слова из рассказа «Тупейный художник» по группам слова:

1) лексическое значение которых совершенно неизвестно;
2) написание и звучание которых явно искажено и о лексическом значении которых вы можете только догадываться;
3) в которых объединены два совершенно разных значения.

Комментарий.
Учащиеся дают пояснения к выписанным словам, используя текст рассказа и лингвистические словари.

3. Объяснение учителя

— В «Тупейном художнике» рассказывается о трагической любви крепостного парикмахера — «тупейщика» Аркадия — «чувствительного и смелого молодого человека» и крепостной актрисы Любови Онисимовны, которую владелец крепостного театра граф Каменский захотел сделать своей наложницей. Молодые люди в отчаянии бегут, их ловят и после жестокого наказания актрису по приказанию графа ссылают на скотный двор, а парикмахера отдают в солдаты.

Крепостной театр графа Каменского в Орле существовал с 1815 по 1835 г., его постановки отличались роскошью, при театре существовала школа, в которой опытные преподаватели обучали крепостных актрис и актёров, Каменский приглашал для участия в спектаклях вольных актёров, у него играл великий М. С. Щепкин. Вместе с тем это был настоящий крепостной театр, со всеми его ужасами: с бесправными рабами-актёрами, которых владелец, самодур и тиран, не считал за людей и унижал на каждом шагу.

Ещё до рассказа Лескова порядки, царившие в крепостном театре графа Каменского, и историю о том, как граф погубил талантливую крепостную актрису, описал А. И. Герцен в повести «Сорока-воровка». Герцен в своём повествовании строго следовал фактам, изменив только имена действующих лиц. Его обличительная повесть была написана во времена крепостного права, она была злободневным политическим документом.

Перед Лесковым, когда он писал «Тупейного художника», стояла другая задача. Уже двенадцать лет как отменено крепостное право, давно умерли все участники разыгравшейся в крепостном театре графа Каменского трагедии, но, тем не менее, эпоха крепостного права всё ещё довлела над Россией, остатки крепостничества ещё сохранились в социальных отношениях, в государственных учреждениях, а главное — они цепко держались в сознании и психологии как бывших крепостных, так и их бывших владельцев.

«Тупейный художник» написан в форме рассказа бывшей крепостной актрисы Любови Онисимовны. Рассказ не от автора, а от лица какого-нибудь литературного героя — любимый художественный приём Лескова, которым он владел в совершенстве.

4. Аналитическая беседа

• Какие художественные средства позволяют автору глубже понять психологию и поступки героев рассказа?

• Какова роль портретных характеристик в рассказе «Тупейный художник»?

• Каково значение образа Любови Онисимовны?

• Как изображает Лесков главную героиню рассказа?

• В какие группы можно объединить героев «Тупейного художника»?

• Почему Н. С. Лесков упоминает фамилию прототипов отрицательных героев — братьев Каменских?

• Какова роль эпизодических героев рассказа?

• Почему священник предал влюблённых? Мог он поступить иначе, или у него было безвыходное положение? Можно ли оправдать предательство священника?

• Какой приём использует Лесков при описании внешности Аркадия и графа Каменского?

• Как вы считаете, граф Каменский — законченный злодей?

• Какое значение имеет эпизод похорон Аркадия?

• Каким настроением проникнут финал рассказа?

5. Исследовательско-аналитическая работа (в группах)

1-я группа.

Найдите и прокомментируйте языковые средства выразительности, которые ввёл Н. С. Лесков для создания речевой характеристики Любови Онисимовны.

2-я группа.
Назовите сюжетно-композиционные части «Тупейного художника», указывающие на связь этого рассказа с произведениями устного народного творчества. Приведите примеры из текста.

3-я группа.
Составьте таблицу сравнительной характеристики Аркадия и графа Каменского, используя цитаты из текста.

4-я группа.
Выполните сопоставительный анализ образов главных героев в произведениях «Очарованный странник» и «Тупейный художник».

6. «Умники и умницы»: выполнение проблемного задания (в парах)

• Зная, что сказ — это способ организации повествования, ориентированный на устную, часто простонародную речь героя, ведущего своеобразный рассказ о событиях, участником которых он сам являлся, укажите все эти черты сказа в «Тупейном художнике».

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя


— История, рассказанная в «Тупейном художнике», не могла окончиться счастливо, это было не характерно для той эпохи, и Лесков остаётся верен правде жизни. Герои рассказа дважды оказываются близки к достижению заветной цели, но оба раза все их усилия и надежды разрушает, на первый взгляд, казалось бы, непредвиденный случай: в первый раз — предательство попа, во второй — алчность кабатчика.

Но Лесков даёт понять, что оба эти случая характерны для эпохи. И кроме двух явных катастроф, писатель упоминает в рассказе и третью, которая неминуемо ожидала Аркадия и Любовь Онисимовну, если бы побег удался. Беглецы стремились в турецкий Хрущук, «куда,— как объясняет Любовь Онисимовна,— тогда много наших людей от Каменского бежали». Турецким Хрущуком крепостные графа Каменского называли Рущук — болгарский город на Дунае, находившийся под владычеством турок. Не раз во время русско-турецких войн XVIII–XIX в. переходивший из рук в руки, разрушенный войной, он не мог быть и не был пристанищем беглецов из России.

Хрущук был такой же мечтой и легендой, как легенды о стране Беловодье, об Ореховой земле и многих других далёких землях. Но Лесков сохраняет в рассказе заведомо мифический Хрущук — как Символ беспочвенных, несбыточных надежд крепостных на свободу и счастье в крепостническом государстве.

Среди антикрепостнических произведений русской художественной литературы «Тупейный художник» Н. С. Лескова по силе и глубине изображения, по художественному воплощению и эмоциональному воздействию на читателя занимает одно из первых мест наряду с «Путешествием из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, «Записками охотника» И. С. Тургенева, стихотворениями и поэмами Н. А. Некрасова. Рассказ Лескова по праву можно назвать приговором потомства крепостнической России.

VI. Домашнее задание

1. Прочитать повесть Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

2. Подготовиться к сопоставительной работе на тему: «Катерина Кабанова и Катерина Измайлова:
диалог авторов и образов (по пьесе А. Н. Островского «Гроза» и рассказу Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»).

3. Подготовить инсценизацию эпизода «Начало зарождения любви-страсти».

Следующий урок: Урок внеклассного чтения. Катерина Кабанова и Катерина Измайлова: диалог авторов и образов (по пьесе А. Н. Островского «Гроза» и повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда») >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)
 
 
Иллюстрации М. Добужинского к рассказу "Тупейный художник".
Источник: Лесков Н.С. Тупейный художник: Рассказ на могиле.
Рисунки М. Добужинского. Пб.: Аквилон, 1922.
 
Иллюстрации М. Добужинского к рассказу "Тупейный художник".
Источник: Лесков Н.С. Тупейный художник: Рассказ на могиле.
Рисунки М. Добужинского. Пб.: Аквилон, 1922.

 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика