Особенности языка, фольклорное начало в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
И.Н.Крамской. Портрет Н.А.Некрасова, 1877 г.
 
 
 
Н. А. Некрасов
Кому на Руси жить хорошо

(на сайте "К уроку литературы")
 
 
 
 
 
Гриша Добросклонов.
Иллюстрация В. Нагаева к поэме «Кому на Руси жить хорошо»
 
 
 

Н. А. Некрасов
на сайте
"К уроку литературы"

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ
(1821 - 1878)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 

Уроки 59-62. Лирика Н. А. Некрасова

Урок 63. Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка»

Урок 64. Н. А. Некрасов. Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Тема социального и духовного рабства

Урок 65. Н. А. Некрасов. Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Гриша Добросклонов — центральный образ поэмы

Урок 66. Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Особенности языка, фольклорное начало в поэме

Урок 67. Контрольная работа за III четверть. Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова


УРОК 66
Н. А. НЕКРАСОВ.
«КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО».
ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА,
ФОЛЬКЛОРНОЕ НАЧАЛО В ПОЭМЕ

Цель:

отметить художественное своеобразие и проанализировать языковые особенности поэмы; определить фольклорное начало в поэме; совершенствовать навыки анализа стихотворного текста; расширять и углублять предметную компетенцию; прививать чуткое, бережное отношение к слову, к народным истокам, фольклорным традициям русского народа.

Оборудование:
раздаточный материал, текст поэмы «Кому на Руси жить хорошо», иллюстративный материал.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся анализируют художественное своеобразие и языковые особенности поэмы; определяют фольклорное начало в поэме; выполняют аналитическую, сопоставительную работу в парах, группах; участвуют в беседе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Слушание нескольких творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Некрасов был глубоким знатоком народного творчества. Много устно-поэтических материалов хранилось в его записях, ещё большее богатство хранил он в своей удивительной памяти.

Особенно высоко поэт ценил те произведения устного народного творчества, в которых звучали гнев, ненависть и протест крестьянства против векового угнетения и бесправия. Некрасов воспользовался народной поэзией не только для того, чтобы сделать свои произведения доступными народу, но и для того, чтобы показать необыкновенную талантливость народа, его духовную мощь, воздействовать на народ в революционно-демократическом духе. Поэму «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов, по его же словам, собирал «по словечку в течение двадцати лет». «Я задумал изложить… — писал поэт, всё, что я знаю о народе, всё, что мне привелось услыхать из уст его…». Г. И. Успенскому Н. А. Некрасов говорил, что он хотел создать «полезную, понятную народу и правдивую» книгу.

Такой и получилась поэма «Кому на Руси жить хорошо». Стремясь создать произведение понятным и близким народу, поэт обратился к духовным сокровищам, созданным самим народом. Таким сокровищем явилось для поэта устное народное творчество. В нём, как в зеркале, отражается духовная жизнь народа, его мысли, надежды, быт.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя


— Первое, на что обращаешь внимание при чтении поэмы,— на её колоритный, оригинальный язык, былинный размер, напевный, неторопливый слог.

В изобилии встречаются использованные почти в неизменном виде пословицы, присказки и прибаутки, песни и плачи, сказки и суеверия, обрядовые заговоры, пословицы. Тут и «красное солнце», и «скатерть самобраная», и «добрые молодцы», и другие красочные и точные народные сравнения. При этом сами герои повествования (Савелий Корчагин, Яким Нагой, Матрена Тимофеевна, семеро мужиков-правдоискателей) зачастую выступают не только как рассказчики, использующие в своей речи народную мудрость, народные выражения, но и как творцы, интерпретаторы. Фольклор в поэме «Кому на Руси жить хорошо» — это и объект, и средство художественного изображения: объект — как воплощение народного миросозерцания, его развития; средство — как выявление творческой одарённости тех лиц, тех героев, которые хранят его в своей памяти, обновляют известные тексты, создают новые.

Искатели счастливого человека, как и многие другие крестьяне, хранят в памяти большое количество фольклорных текстов, умеют вставить «слово меткое», иногда переосмысливая его. Например, в рассуждениях мужиков-правдоискателей можно найти такую переосмысленную пословицу: «Матушка-рожь кормит всех дураков сплошь, а пшеничка — по выбору».

Переосмысление пословиц связано также и с образом Савелия, богатыря святорусского: «А немец, как ни властвовал, да наши топоры лежали — до поры» (вместо «Есть у бога топоры, да лежат до поры»); «И гнётся, да не ломится, не ломится, не валится… Ужли не богатырь?» (вместо «Лучше гнуться, чем переломиться»). Обновление пословиц в поэме Н. А. Некрасова мотивируется характером героев, их взглядами. Обновлённые и заново созданные пословицы, поговорки выявляют творческую одарённость русского крестьянства. Фольклор, процесс его рождения, бытования и обновления изображается поэтом как выражение развивающегося народного самосознания.

Использование фольклорных элементов создаёт также неповторимый и оригинальный стиль поэмы, делает её похожей на народную былину, близкую по духу русскому крестьянству. Народный язык удачно выбран Н. А. Некрасовым в качестве выразительного средства для точного описания жизни крестьянского сословия, для передачи идей автора. Язык повествования помогает ответить на вопрос: хорошо ли жить на Руси крестьянину, крестьянке, холопу?

Нет, отвечает поэт, нельзя этих людей назвать счастливыми. Слишком много в их жизни труда и скорби, слишком мало наград, справедливости и жалости:

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка-Русь!..

В этой песне поэт словно подводит итог, рисуя образ крестьянской Руси. По сюжету произведения эта песня не является народной, её сочинил народный заступник Гриша Добросклонов, но в ней звучит подлинно народная любовь к родине. И ласково-трогательное обращение к родине — «матушка» — отражает отношение народа к ней. Может быть, для того, чтобы взглянуть на Русь не с официальной, отчуждённой, европейской точки зрения, а с точки зрения народа — детей Руси, Н. А. Некрасов и написал свою поэму народным языком. Поэт глубоко проник в народное миросозерцание, а тон и пафос поэмы согласуются с духом народного творчества.

2. «Начинающие литературоведы»: сопоставительная работа в парах
(раздаточный материал)

Задание.

Докажите мнение К. И. Чуковского, исследователя творчества Н. А. Некрасова, сравнив приведённый фольклорный материал с текстом поэмы. При выполнении задания обратите внимание: обрабатывая фольклорный материал, Некрасов, убирая всё непонятное, недостаточно поэтичное, стремился усилить социальное звучание.

Карточка № 1

…Изучая творческую работу Некрасова над добытыми из этих источников песнями, пословицами и другими произведениями народной поэзии, мы никогда не должны забывать, что, сколько бы фольклорных материалов ни заимствовал оттуда Некрасов, все эти заимствования были бы убоги, бесплодны и шатки, если бы не опирались на прочный фундамент его огромного личного опыта. Личный опыт дал ему точное знание подлинных крестьянских стремлений и чаяний. Личный опыт помог ему выработать надёжный критерий для идейной оценки тех или иных материалов фольклора…

…Этот материал превращался под пером у Некрасова в новое произведение поэзии, выражающее его собственные — некрасовские — идеи и чувства, порою даже противоположные тем, какие он нашёл в первоисточнике.

Карточка № 2
ПРИЧЕТ НАРОДНЫЙ
ПОРТРЕТ ДЁМУШКИ
Как у этого млада, сына отецкого,
Красота взята у солнышка,
Белизна-то от бела снега,
Кружевьём лицо окружено,
Белилом лицо побелено,
Щёки-то мака от красного,
Очи ясные — ясна сокола,
Брови черны — чёрна соболя,
Чёрна соболя сибирского.
Как писаный был Дёмушка!
Краса взята у солнышка,
У снегу белизна,
У маку губы алые,
Бровь чёрная у соболя
У соболя сибирского,
У сокола глаза!
НАРОДНЫЙ ПЛАЧ
ПРОКЛЯТЬЕ
МАТРЁНЫ ТИМОФЕЕВНЫ
Вы падите-тко, горюцки мои слёзушки,
Вы не на воду падите-тко, не на землю,
Не на Божью вы церковь, на строеньице
Да вы прямо ко ретивому сердечушку!
Вы падите-тко, горюцки мои слёзушки,
Вы на этого злодея супостатного,
Да ты дай же, Боже Господи,
Штоб тлен пришёл на цветно его платьице,
Как бездумьице во буйну бы головушку!
Ещё дай, да Боже Господи,
Ему в дом жену неумную
Плодить детей неразумных.
Падите мои слёзоньки
Не на землю, не на воду,
Не на господен храм!
Падите прямо на сердце
Злодею моему!
Ты дай же, Боже Господи!
Чтоб тлен пришёл на платьице,
Безумье на головушку
Злодея моего!
Жену ему неумную
Пошли, детей — юродивых!
Прими, услыши, Господи,
Молитвы, слёзы матери,
Злодея накажи!..




3. Аналитическая работа (в группах)
Задания

1-я группа.

Какие фольклорные мотивы использовал Н. А. Некрасов в поэме?

С какой целью? Найдите в поэме элементы русского фольклора и классифицируйте их (сказки, былины, легенды, пословицы, поговорки, загадки, народные приметы и поверья).

Прокомментируйте их смысл и идейно композиционную роль в поэме.

2-я группа.
Проанализируйте песни и легенды, которые поёт и рассказывает народ в «Пире — на весь мир».

Можно ли на основании этих песен и легенд говорить о неуклонном росте народного самосознания?

3-я группа.
Почему скатерть-самобранка в поэме «Кому на Руси жить хорошо» потчует мужиков такими скромными блюдами — хлебом, квасом?

Вспомните, чем потчует героев скатерть-самобранка в русских народных сказках. Сопоставьте фольклорный и некрасовский варианты.

4-я группа.
Подберите из текста главы «Крестьянка» цитатный материал, показывающий разнообразное использование фольклора в создании образа Матрёны Тимофеевны.

5-я группа.
Исследуйте особенности языка поэмы, найдя в нём разговорную лексику, диалектизмы, просторечия, народные синтаксические обороты, поэтические интонации крестьянской речи. Какова их художественная роль в поэме?

6-я группа.
Подберите доказательства к тезисам статьи «Стиль, отвечающий теме…» (о народно-поэтической основе произведений Н. А. Некрасова).

Тезисы

• Народным называют произведение, в котором с наибольшей полнотой и художественной выразительностью отражены общие для всего народа интересы.

• Народный писатель хорошо знает жизнь, честен, правдив в её изображении, чутко улавливает всё то, что волнует общество. Он отражает в своих произведениях характер народа — его духовное богатство, национальную культуру, особенности характера, склад ума и даже речи.

• Поэзия Н. А. Некрасова впитала в себя всё богатство русского народа: его мудрость, остроумие, нравственные силы, общенародную и устно-поэтическую речь.

• В поэме «Кому на Руси жить хорошо» содержание слилось с поэтической формой народно-разговорной речи, и читатель не только умом, но и сердцем проникается интересами, чувствами, мыслями, настроениями народа.

• Из особенностей народно-поэтической речи, использованной Н. А. Некрасовым в поэме, следует отметить:

1) малые фольклорные жанры (пословицы, поговорки, загадки, плачи, причитания и др.);
2) поэтические средства (элементы фантастики, постоянные эпитеты, обращения, параллелизмы, повторы и др.) (И. А. Фогельсон «Литература учит»)

4. «Учимся дискутировать»: мини-дискуссия

• Актуальны ли проблемы, поставленные Н. А. Некрасовым в поэме, в наше время? Аргументируйте своё мнение.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа


• Как добивался поэт нужных поэтических форм, делающих поэму народным произведением?

• Как и для чего вводит Н. А. Некрасов в поэму элементы устного народного творчества?

2. Заключительное слово учителя

— Итак, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов использует фольклорный материал различным образом. Автор включает в произведение тексты причитаний или песен, взятых из книжных источников; видоизменяет фольклорный материал, повышая его эмоциональность и изобразительность; создаёт свои собственные произведения, пользуясь фольклорной стилистикой.

Различные фольклорные жанры Н. А. Некрасов использует далеко не в равной степени. Особенно богато представлены в поэме свадебные и похоронные причитания и бытовые лирические песни, которые давали возможность показать тяжёлые стороны жизни крестьянства наиболее ярко и эффектно. Богато представлены в поэме такие жанры фольклорного творчества, как загадки, пословицы и поговорки, что придаёт поэме особый фольклорный колорит, в то время как былин и исторических песен, сказок и легенд в поэме мало.

Вся работа поэта по использованию фольклорного материала подчинена задаче — подать наиболее сильный в художественном и идейном отношении текст.

Именно в этом проявляется отношение к фольклору революционного демократа: активное и актуальное использование ценного в фольклоре и создание на его основе новых ценностей.

VI. Домашнее задание

Подготовиться к контрольному сочинению по творчеству Н. А. Некрасова на одну из предложенных тем:

1) «Я лиру посвятил народу своему…» (Н. А. Некрасов).
2) Моё любимое стихотворение Н. А. Некрасова. Восприятие, истолкование, оценка.
3) «Доля ты, русская долюшка женская» (женские образы в поэме «Кому на Руси жить хорошо»).
4) Авторское и народное понимание счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
5) Бунтари и философы — яркие народные типы в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (Савелий, Яким Нагой, Влас, Ионушка, Ермил Гирин и др.).
6) Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — энциклопедия русской народной жизни.

Следующие уроки: Урок 67. Контрольная работа за III четверть. Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова >>>


 
Фефилова Г. Уроки литературы в 10 классе
(главы из книги)





 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика