Н. А. Некрасов: жизнь, творчество, судьба. Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
И.Н.Крамской. Портрет Н.А.Некрасова, 1877 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ
(1821 - 1878)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 

Урок 59. Н. А. Некрасов: жизнь, творчество, судьба. Судьба народа как предмет лирических переживаний поэта

Урок 60. Н. А. Некрасов. Героическое и жертвенное в образе разночинца-демократа

Урок 61. Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу

Урок 62. Тема любви в лирике Н. А. Некрасова. Её психологизм и бытовая конкретизация

Уроки 63-66. Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

Урок 67. Контрольная работа за III четверть. Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова


УРОК 59
Н. А. НЕКРАСОВ: ЖИЗНЬ, ТВОРЧЕСТВО, СУДЬБА.
СУДЬБА НАРОДА КАК ПРЕДМЕТ
ЛИРИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ПОЭТА

Цель:

ознакомить учащихся с жизнью Н. А. Некрасова и основными этапами его творчества; выделить основные мотивы лирики поэта; раскрыть неповторимую особенность лирики и новаторство Некрасова; совершенствовать навыки анализа стихотворного текста, выразительного чтения; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.

Оборудование:
учебник, раздаточный материал, иллюстративный материал.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают о жизни и основных этапах творчества Н. А. Некрасова; составляют хронологическую таблицу жизни и творчества поэта; участвуют в беседе; выразительно читают стихотворения; выполняют аналитическую работу в группах.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Слушание нескольких творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)

2. Вводно-ориентировочная беседа

• С какими стихотворениями Н. А. Некрасова вы знакомы?

• Какие жизненные проблемы волновали поэта?

• Какие стихотворения поэта вы считаете лучшими?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Неизгладимый след в русской поэзии оставил Николай Алексеевич Некрасов. Считая, что его поэтическое слово — это глас народа, Некрасов постоянно рисовал органическую связь жизни народной с природой, с её животворящими силами.

Некрасов обладал даром большого поэта — он чувствовал и выражал главное, чем жили его современники. Он открыл для русской поэзии нового героя — простого человека, мужика, ремесленника, солдата,— и этот герой стал центральной фигурой его поэзии.

И. С. Тургенев писал Некрасову: «Твоя жизнь именно из тех, которые должны быть рассказаны — потому что представляют много такого, чему не одна русская душа глубоко отзовётся». И сегодняшний наш урок посвящён жизни и творчеству Н. А. Некрасова.

IV. Работа над темой урока

1. Слушание «Литературных визиток» о жизни и творчестве Н. А. Некрасова

(Учащиеся составляют хронологическую таблицу жизни и творчества Н. А. Некрасова.)

Основные этапы жизни и творчества Н. А. Некрасова
Дата
Событие
28 ноября (10 декабря) 1821 г.
Родился в Немирове (Украина)
1824–1832 гг.
Жизнь семьи в с. Грешнево Ярославской губернии по причине выхода отца в отставку
1832–1837 гг.
Обучение с братом в Ярославской гимназии
1838 г.
Приезд в Петербург и неудачная попытка, вопреки воле отца, поступления в университет
1840 г.
Выход первого сборника «Мечты и звуки». Начало сотрудничества в изданиях Ф. А. Кони. Отрицательная оценка В. Г. Белинского всего сборника. Некрасов уничтожает почти весь тираж
1842 г.
Знакомство с В. Г. Белинским
1844–1845 гг.
Выход в свет альманаха «Физиология Петербурга» под редакцией Н. А. Некрасова. Сборник отразил искания и эстетику «натуральной школы»
1846 г.
Выход некрасовского альманаха «Петербургский сборник», в котором были напечатаны стихи поэта «В дороге» и «Колыбельная песня». Приобретение у П. А. Плетнёва права на издание «Современника»
1847 г.
Начало некрасовского «Современника». Трения между официальным редактором Никитенко и его фактическими редакторами — Некрасовым и Панаевым
1848 г.
Начало «мрачного семилетия» в русской общественной жизни. Цензурные преследования «Современника». По доносу Ф. Булгарина Некрасова вызывают в III Отделение. За Некрасовым установлено секретное наблюдение
1856 г.
Перед отъездом за границу (Берлин, Вена, Флоренция, Рим и пр.) Некрасов передаёт свои редакторские функции Н. Г. Чернышевскому. Выход сборника «Стихотворения Н. А. Некрасова», имевшего огромный успех
1863 г.
Возобновление «Современника». Создание поэмы «Мороз, Красный нос». Начало работы над поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Приобретение усадьбы «Карабиха» под Ярославлем
1866 г.
Закрытие «Современника»
1868 г.
Начало нового журнала «Отечественные записки». Редактор — Н. А. Некрасов. Публикация в № 1 поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
1871–1872 гг.
Создание поэм «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская»
1876 г.
Работа над четвёртой частью поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
1877 г.
Выход в свет книги «Последние песни»
27 декабря 1877 г. (8 января 1878 г.)
Смерть поэта



Основные темы лирики Н. А. Некрасова

• Тема поэта и поэзии: «Поэт и гражданин», «Муза», «Элегия», «Умру я скоро».

• Тема родины и народа: «Размышление у парадного подъезда», «Железная дорога», «Школьник», «Несжатая полоса» и др.

• Идеал общественного деятеля «Памяти Добролюбова», «Сеятелям».

• Некрасов-сатирик: «В колыбельной», «Нравственный человек».

• Любовная лирика (стихотворения, посвящённые А. Я. Панаевой).

Своеобразие лирики Н. А. Некрасова

Некрасовская поэзия открыла читателям духовный мир русского крестьянина, его нужды, стремления.

Некрасов в своих стихах говорил о повседневных непоэтических явлениях:
о грязной петербургской улице, о крестьянине, который под пьяную руку бивал жену, о труде бурлаков и пр.

Новые герои вносят в стихи и новую речь — подчас «грубую», «неблагозвучную», с точки зрения сторонников «чистого искусства». Некрасов широко использует трёхсложные рифмы, передающие разнообразные оттенки живого человеческого голоса.

Для лирики Некрасова характерен полифонизм: голоса автора и героев сливаются.

Лирика Некрасова всегда среди людей, их жизнь, судьба глубоко его волнует. Поэтому поэзия его всегда социальна: отражает вопросы общества, устройства человеческих отношений. Стихотворения проникнуты гражданственностью.

2. Аналитическая работа с текстом
стихотворения Н. А. Некрасова «В дороге»
(см. текст ниже:)

1) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

2) Аналитическая беседа

• Докажите, что в стихотворении сочетаются стихи и проза.

• В чём сходство стихотворения с народной балладой?

• Как построено стихотворение?

• Какие чувства вызывает рассказ ямщика у путешественника? Почему?

• Какую роль выполняют в стихотворении просторечья?

• Можно ли утверждать, что от рассказа о частном случае поэт поднимается до социального обобщения?

3) Обобщение учителя

— Стихотворение «В дороге» написано в 1845 г. В. Г. Белинский, критически относясь к подражательным стихам Некрасова из его первого сборника «Мечты и звуки», восторженно приветствовал это стихотворение, воскликнув: «Да знаете ли вы, что вы — поэт, и поэт истинный?!»

Что же дало критику основание сразу увидеть в Некрасове истинного поэта? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно внимательно вчитаться в текст стихотворения. Совокупность трёх аспектов определяет идейно-художественную значимость стихотворения «В дороге» — идеологического, нравственно-психологического и эстетического. В этом стихотворении противопоставлены два мира: мир господ, по милости которых гибнут ни в чём не повинные жертвы, и мир бесправных крепостных крестьян, которые не могут распоряжаться ни своей жизнью, ни судьбой, ни трудом. Всё сочувствие, все симпатии поэта — на стороне обездоленного крестьянства.

3. «Умники и умницы»: сопоставительная работа (в парах)

• Сопоставьте стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина» и Н. А. Некрасова «В дороге». Покажите литературную преемственность Н. А. Некрасова в поэтическом освоении народной темы в русской поэзии.

4. Аналитическая работа с текстом
стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…»
(см. текст ниже:)

1) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

2) Аналитическая беседа

• Каким настроением проникнуто это стихотворение? Как бы вы определили его жанр (воспоминание, размышление, элегия, жанровая сцена)?

• В чём истоки трагедии героев стихотворения? Докажите, что доля женщины была особенно тяжела и беспросветна. Какой единственный выход находит она из нищеты и горя?

• За что упрекает себя лирический субъект стихотворения? Почему он не может забыть матери своего ребёнка?

• Как случай из частной жизни помогает понять драматизм мира, в котором живут люди?

• Какие предметные реалии характеризуют мир, где живут герои? Почему этот мир беспощаден к ним?

3) Обобщение учителя

— В этом стихотворении Н. А. Некрасов вслед за Н. В. Гоголем и вместе с Ф. М. Достоевским обратился к изображению социальных контрастов столицы российского государства. Воспроизведённые здесь картины нищеты и бедственного положения жителей Петербурга были характерны для писателей «натуральной школы», стремившихся воспроизводить действительность во всей её неприглядной наготе.

Стихотворение построено как скорбный рассказ о горестной судьбе двух бедняков, которым довелось пережить нищету, холод и голод. С особым сочувствием и состраданием описано в произведении положение женщины. Рассказчик называет её «друг беззащитный, больной и бездомный» и со скрытой болью рассказывает о том, как ценой позора его подруга покупает «гробик ребёнку и ужин отцу». Но в этом «падении» виновата не она, а невыносимо тяжкие условия окружающей жизни.

Стихотворение «Еду ли ночью…» было восторженно воспринято в кружке В. Г. Белинского. В ноябре 1847 г. И. С. Тургенев писал критику: «Скажите от меня Некрасову, что его стихотворение… меня совершенно с ума свело: денно и нощно твержу я это удивительное произведение — и уже наизусть выучил».

5. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемного вопроса

• Можно ли считать это стихотворение Н. А. Некрасова лирикой, или же это эпическое произведение в стихотворной форме? Каковы могут быть доказательства лирической родовой принадлежности этого стихотворения?

6. Аналитическая работа с текстом
стихотворения «Надрывается сердце от муки…»
(см. текст ниже:)

1) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

2) Практическая работа (в группах)

• Заполнив таблицу, выполните анализ стихотворения.

Образец заполнения таблицы
Физическое пространство
Духовное пространство
Выразительные средства языка
1-я часть
Звуки барабанов, цепей, топора
Боль, муки, бессилие, неверие
Надрывается сердце, сила добра, царящие звуки
2-я часть
Весна, травы, бык, жеребёнок, птицы, тройка, лягушки, осы, кобылки
Любовь, восхищение, успокоение
Весна золотая, обаяние счастья, напев соловьиный, крик лягушек, гармония жизни
3-я часть
Шум иной, природа
Желание забыть всё, обрести покой в мире природы
Мать — природа, музыка злобы, душа ощутила, прозревшее око, насладиться красотой

3) Сопоставительная работа (в парах)

• Сопоставьте стихотворения Н. А. Некрасова «Надрывается сердце от муки…» и М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…».
Что общего в отношении поэтов к природе? В чём отличие их восприятия, способов изображения?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающая беседа


• Выделите основные периоды в биографии Н. А. Некрасова. Какие стихотворения были написаны в каждый из этих периодов?

• Почему первые годы жизни Н. А. Некрасова в Петербурге называют «петербургскими мытарствами»?

• Какую роль в жизни поэта сыграла его встреча с В. Г. Белинским?

• В чём заслуга Н. А. Некрасова как редактора и издателя?

• Что является основным предметом изображения в лирике Н. А. Некрасова?

VI. Домашнее задание

1. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) на одну из тем: «Художественный мир Н. А. Некрасова», «Каким я представляю себе Н. А. Некрасова».

2. Опережающее задание
Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений «Рыцарь на час», «Блажен незлобивый поэт…», «Умру я скоро».

Следующий урок: Н. А. Некрасов. Героическое и жертвенное в образе разночинца-демократа >>>


В ДОРОГЕ
Н. А. Некрасов
[2]

— «Скучно! скучно!.. Ямщик удалой,
Разгони чем-нибудь мою скуку!
Песню, что ли, приятель, запой
Про рекрутский набор и разлуку;
Небылицей какой посмеши
Или, что ты видал, расскажи —
Буду, братец, за всё благодарен».

— Самому мне невесело, барин:
Сокрушила злодейка жена!..
Слышь ты, смолоду, сударь, она
В барском доме была учена
Вместе с барышней разным наукам,
Понимаешь-ста, шить и вязать,
На варгане играть[3] и читать —
Всем дворянским манерам и штукам.
Одевалась не то, что у нас
На селе сарафанницы наши,
А, примерно представить, в атлас;
Ела вдоволь и меду и каши.
Вид вальяжный[4] имела такой,
Хоть бы барыне, слышь ты, природной,
И не то что наш брат крепостной,
Тоись, сватался к ней благородной
(Слышь, учитель-ста врезамшись был,
Баит кучер, Иваныч Торопка), —
Да, знать, счастья ей Бог не судил:
Не нужна-ста в дворянстве холопка!

Вышла замуж господская дочь,
Да и в Питер… А справивши свадьбу,
Сам-ат, слышь ты, вернулся в усадьбу,
Захворал и на Троицу в ночь
Отдал Богу господскую душу,
Сиротинкой оставивши Грушу…
Через месяц приехал зятёк —
Перебрал по ревизии души[5]
И с запашки ссадил на оброк,
А потом добрался и до Груши.
Знать, она согрубила ему
В чем-нибудь, али напросто тесно
Вместе жить показалось в дому,
Понимаешь-ста, нам неизвестно, —
Воротил он её на село —
Знай-де место свое ты, мужичка!
Взвыла девка — крутенько пришло:
Белоручка, вишь ты, белоличка!

Как на грех, девятнадцатый год
Мне в ту пору случись… посадили
На тягло[6] — да на ней и женили…
Тоись, сколько я нажил хлопот!
Вид такой, понимаешь, суровой…
Ни косить, ни ходить за коровой!..
Грех сказать, чтоб ленива была,
Да, вишь, дело в руках не спорилось!
Как дрова или воду несла,
Как на барщину шла — становилось
Инда жалко подчас… да куды! —
Не утешишь её и обновкой:
То натерли ей ногу коты,[7]
То, слышь, ей в сарафане неловко.
При чужих и туда и сюда,
А украдкой ревёт как шальная…
Погубили её господа,
А была бы бабенка лихая!

На какой-то патрет всё глядит
Да читает какую-то книжку…
Инда страх меня, слышь ты, щемит,
Что погубит она и сынишку:
Учит грамоте, моет, стрижет,
Словно ба́рченка, каждый день чешет,
Бить не бьет — бить и мне не дает…
Да недолго пострела потешит!
Слышь, как щепка худа и бледна,
Ходит, тоись, совсем через силу,
В день двух ложек не съест толокна —
Чай, свалим через месяц в могилу…
А с чего?.. Видит Бог, не томил
Я её безустанной работой…
Одевал и кормил, без пути не бранил,
Уважал, тоись, вот как, с охотой…
А, слышь, бить — так почти не бивал,
Разве только под пьяную руку…

— «Ну, довольно, ямщик! Разогнал
Ты мою неотвязную скуку!..»
1845
Источник: Некрасов Н. А. Полное собрание сочинений и писем в 15 томах. — Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1981. — Т. 1. Стихотворения 1838—1855 гг. (вернуться к уроку)

Еду ли ночью по улице темной…
Н. А. Некрасов
[8]

Еду ли ночью по улице темной,
Бури заслушаюсь в пасмурный день —
Друг беззащитный, больной и бездомный,
Вдруг предо мной промелькнет твоя тень!
Сердце сожмется мучительной думой.
С детства судьба невзлюбила тебя:
Беден и зол был отец твой угрюмый,
Замуж пошла ты — другого любя.
Муж тебе выпал недобрый на долю:
С бешеным нравом, с тяжелой рукой;
Не покорилась — ушла ты на волю,
Да не на радость сошлась и со мной…

Помнишь ли день, как, больной и голодный,
Я унывал, выбивался из сил?
В комнате нашей, пустой и холодной,
Пар от дыханья волнами ходил.
Помнишь ли труб заунывные звуки,
Брызги дождя, полусвет, полутьму?
Плакал твой сын, и холодные руки
Ты согревала дыханьем ему.
Он не смолкал — и пронзительно звонок
Был его крик… Становилось темней;
Вдоволь поплакал и умер ребёнок…
Бедная! слез безрассудных не лей!
С горя да с голоду завтра мы оба
Так же глубоко и сладко заснем;
Купит хозяин, с проклятьем, три гроба —
Вместе свезут и положат рядком…

В разных углах мы сидели угрюмо.
Помню, была ты бледна и слаба,
Зрела в тебе сокровенная дума,
В сердце твоём совершалась борьба.
Я задремал. Ты ушла молчаливо,
Принарядившись, как будто к венцу,
И через час принесла торопливо
Гробик ребенку и ужин отцу.
Голод мучительный мы утолили,
В комнате темной зажгли огонек,
Сына одели и в гроб положили…
Случай нас выручил? Бог ли помог?
Ты не спешила печальным признаньем,
‎Я ничего не спросил,
Только мы оба глядели с рыданьем,
Только угрюм и озлоблен я был…

Где ты теперь? С нищетой горемычной
Злая тебя сокрушила борьба?
Или пошла ты дорогой обычной
И роковая свершится судьба?
Кто ж защитит тебя? Все без изъятья
Именем страшным тебя назовут,
Только во мне шевельнутся проклятья —
‎И бесполезно замрут!..
1847
Источник: Некрасов Н. А. Полное собрание сочинений и писем в 15 томах. — Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1981. — Т. 1. Стихотворения 1838—1855 гг.
(вернуться к уроку)

Надрывается сердце от муки…
Н. А. Некрасов


Надрывается сердце от муки,
Плохо верится в силу добра,
Внемля в мире царящие звуки
Барабанов, цепей, топора.

Но люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно-смешанный шум;
Ты ликуешь, на миг не смолкая,
Как дитя, без заботы и дум.
В обаянии счастья и славы,
Чувству жизни ты вся предана,—
Что-то шепчут зеленые травы,
Говорливо струится волна;
В стаде весело ржет жеребенок,
Бык с землей вырывает траву,
А в лесу белокурый ребенок —
Чу! кричит: «Парасковья, ау!»
По холмам, по лесам, над долиной
Птицы севера вьются, кричат,
Разом слышны — напев соловьиный
И нестройные писки галчат,
Грохот тройки, скрипенье подводы,
Крик лягушек, жужжание ос,
Треск кобылок,— в просторе свободы
Всё в гармонию жизни слилось…

Я наслушался шума инова…
Оглушенный, подавленный им,
Мать-природа! иду к тебе снова
Со всегдашним желаньем моим —
Заглуши эту музыку злобы!
Чтоб душа ощутила покой
И прозревшее око могло бы
Насладиться твоей красотой.
1863
Источник: Некрасов Н. А. Полное собрание сочинений и писем в 15 томах. — Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1981. — Т. 2. Стихотворения 1855—1866 гг.
(вернуться к уроку)

1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

2. В дороге – стихотворение написано в 1845, опубликовано в 1846 году. Восторженный отзыв В.Г.Белинского.
Это произведение — одно из первых стихотворений Некрасова, посвященных судьбе русской женщины-крестьянки. По своей композиции оно в известной степени восходит к народным ямщицким песням. Однако «В дороге» — это не столько песня, сколько рассказ, и рассказ не совсем обычный для поэтического произведения, так как в нем идет речь о судьбе двух конкретных людей — ямщика и его жены Груши, а также намечена (правда, в самых общих чертах) и третьего — «барина»-седока.
Центральное место в стихотворении занимает рассказ ямщика о своей «злодейке-жене» Груше, которая смолоду воспитывалась в помещичьем доме, а затем по прихоти нового барина была возвращена обратно в деревню («Воротил он ее на село — / Знай-де место свое ты, мужичка!»). Не по силам оказался для Груши тяжелый крестьянский труд, хотя изо всех сил старалась она выполнять все то, что положено деревенским труженикам. Но страдает Груша не столько от непосильной работы, сколько от сознания своего бесправного положения и оттого, что не вправе распоряжаться своей судьбой. Ямщик сначала не понимает, отчего чахнет и угасает его жена. Ведь не томил он ее «безустанной работой», «без пути не бранил», «уважал». И неожиданно его осенила мысль, что «погубили ее господа», что она стала жертвой помещичьего произвола.
Как уже отмечалось, особенностью стихотворения «В дороге» является то, что в нем представлена не только трагическая судьба Груши, но и содержится рассказ ямщика о своей несчастливо сложившейся жизни, о которой он поведал «барину». Через него Некрасов попытался раскрыть внутренний мир человека из народа. Именно его сознание, восприятие жизни и стремление понять происходящее вокруг привлекло внимание поэта. Это позволило ему погрузить читателя в народную жизнь, лучше понять и почувствовать ее.
Несколько иная роль отведена в произведении «барину»-седоку, который предстает перед нами как человек страдающий. Его что-то тревожит и томит «неотвязная скука». Чем это вызвано, мы не знаем. Можно только предположить, что речь идет не просто о его плохом настроении. Его «скука» и печаль, по всей вероятности, вызваны раздумьями не только о себе, но и от созерцания того, с чем ему приходилось сталкиваться в окружающей его жизни.
Это, вне всякого сомнения, было близко и самому Некрасову. Однако в отличие от «барина» поэт-автор мыслит масштабнее. И хотя сам он ничего не говорит (в стихотворении нет авторской речи), но, по словам Б. О. Кормана, его сознание «вмещает... и мир „барина“ и мир „ямщика“». По верному замечанию Н. Н. Скатова, чувство страдания отчетливо выражено в стихотворении, прочувствовано Некрасовым «вдвойне или даже втройне: оно и от горя мужика, которого „сокрушила злодейка-жена“, и от необходимости и неосознанного „злодейства“ самого мужика, и от горя несчастной Груши, и от горя народной жизни».
К этому можно добавить, что, стремясь подчеркнуть достоверность изображаемых в стихотворении событий, Некрасов широко использует в нем живую крестьянскую речь с ее просторечными словами и выражениями («слышь-ты», «понимаешь-ста», «примерно представить», «тоись», «врезамшись» и др.). (вернуться)

3. На варгане играть. – варган — народный музыкальный инструмент (см.: В. И. Даль. — Т. 1. С. 165). В данном случае выражение «на варгане играть» означает — играть на музыкальных инструментах.(вернуться)

4. Вальяжный – представительный, видный. (вернуться)

5. Перебрал по ревизии души... – проверил списки своих крепостных крестьян. (вернуться)

6. Тя́гло – единица обложения крестьян повинностями (оброк или барщина) в пользу помещика. (вернуться)

7. Кóты – теплые женские полусапожки. (вернуться)

8. «Еду ли ночью по улице тёмной…» — впервые опубликовано в "Современнике": 1847, No 9 (ценз. разр. - 31 авг. 1847), с. 153-154, с подписью: "Н. Некрасов". (вернуться)

 
Карабиха — усадьба Н. А. Некрасова,
1982 г., художник В. Пташинский. Открытка СССР

 
Фефилова Г. Уроки литературы в 10 классе
(главы из книги)





 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика