Система образов, приёмы раскрытия характеров героев драмы А. Н. Островского «Гроза». Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Портрет А. Н. Островского.
Художник Перов В. Г. 1871 г.
 
Портреты А. Н. Островского
 
Хронологическая таблица жизни и творчества А. Н. Островского
 
"Я знаю тебя, Замоскворечье". Фрагмент главы I из книги В.Я.Лакшина "Островский Александр Николаевич"
 
"Групповая фотография". Глава из книги В.Я.Лакшина "Островский Александр Николаевич"
 
Островский А. Н. Гроза (сайт "К уроку литературы")
 
Эскизы А.Головина к драме "Гроза"
 
Иллюстрации С. В. Герасимова к драме "Гроза"
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ
(1823 – 1886)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 

Урок 38. А. Н. Островский: судьба, личность, литературно-театральное творчество

Урок 39. А. Н. Островский. «Гроза»: история создания, смысл названия, своеобразие конфликта

Урок 40. Система образов, приёмы раскрытия характеров героев драмы А. Н. Островского «Гроза»

Урок 41. А. Н. Островский «Гроза». Город Калинов и его обитатели. Изображение жестоких нравов «тёмного царства»

Урок 42. А. Н. Островский «Гроза». Протест Катерины против «тёмного царства». Нравственная проблематика пьесы

Урок 43. Споры литературных критиков вокруг драмы А. Н. Островского «Гроза»


УРОК 40
СИСТЕМА ОБРАЗОВ,
ПРИЁМЫ РАСКРЫТИЯ ГЕРОЕВ
ДРАМЫ «ГРОЗА»

Цель:

рассмотреть систему образов, приёмы раскрытия характеров героев пьесы «Гроза»; совершенствовать навыки анализа пьесы как жанра драматургии, систематизации фактического материала, аргументации выводов; формировать духовно-нравственную культуру учащихся.

Оборудование:
учебник, раздаточный материал, текст пьесы «Гроза», иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают о системе образов, приёмах раскрытия характеров пьесы «Гроза»; анализируют пьесу как жанр драматургии; принимают участие в беседе; выполняют аналитическую и исследовательскую работу в группах.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Выполнение тестовых заданий (устно)

Тест


1. В противостоянии каких героев ярче всего выражается основной драматургический конфликт:

а) Кабаниха — Дикой; б) Катерина — Кабаниха;
в) Катерина — Тихон; г) Кулигин — Дикой.

2. Соотнесите элементы композиции драмы «Гроза» с указанными эпизодами:

1 — экспозиция; 2 — завязка; 3 — кульминация; 4 — развязка.

а) Разговор Бориса и Кудряша;
б) гибель Катерины;
в) монолог Катерины перед смертью;
г) разговор Кулигина и Кудряша.

3. Кому из героев принадлежит следующее высказывание: «Так знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю».

а) Кабаниха; б) Дикой;
в) Кудряш; г) Тихон.

4. Кто автор монолога «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие»:

а) Борис; б) Кулигин;
в) Кудряш; г) Катерина.
Ключи: 1 — б); 2: 1 — г), 2 — а), 3 — в), 4 — б); 3 — б); 4 — б).

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— С именем А. Н. Островского связана совершенно новая страница в истории российского театра. Этот величайший русский драматург был первым, кто поставил перед собой задачу демократизации театра, а потому он приносит на сцену новые темы, выводит новых героев и создает то, что можно с уверенностью назвать русским национальным театром. Драматургия в России, безусловно, имела богатую традицию и до А. Н. Островского. Зрителю были известны многочисленные пьесы эпохи классицизма, существовала и реалистическая традиция, представленная такими выдающимися произведениями, как «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Ревизор» и «Женитьба» Н. В. Гоголя.

Но Островский вступает в литературу именно как писатель «натуральной школы», а потому объектом его исследования становится жизнь невыдающихся людей, быт города.

Особое место в творчестве Островского занимает тема «самодурства». Писатель выводит образы людей, смысл жизни которых заключается в подавлении личности другого человека. Таковы Марфа Кабанова, Дикой. Но писателя, конечно, интересует не сама личность самодуров. Он исследует тот мир, в котором живут его герои. Герои пьесы «Гроза» принадлежат к патриархальному миру, и их кровная с ним связь, их подсознательная от него зависимость — скрытая пружина всего действия пьесы, пружина, заставляющая героев совершать по большей части «марионеточные» движения. Образная система драмы почти повторяет общественную и семейную модель патриархального мира.

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя


— Драматург остался в истории русской литературы создателем русского демократического театра, к театральной практике применившим достижения русской психологической прозы XIX в. Островский являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены — это примета истинно народного писателя.

В драматургии Островского вместилась вся Россия — её быт, нравы, история, сказки, поэзия. Нам даже трудно представить себе, насколько беднее было бы наше представление о России, русском человеке, русской природе и даже о самих себе, если бы не существовало для нас мира произведений А. Н. Островского.

А. Н. Островский писал: «Мы стараемся все наши идеалы и типы, взятые из жизни, как можно реальнее и правдивее изобразить до самых мельчайших бытовых подробностей, а главное мы считаем первым условием художественности в изображении данного типа верную передачу его образа выражения, то есть языка и даже склада речи, которыми определяется самый тон роли».

2. Аналитическая работа (в группах)

1) Презентация результатов работы представителями групп

1-я группа. Система действующих лиц пьесы

Предполагаемый ответ


Главные люди города — купцы-самодуры, которые стараются «бедного закабалить, чтобы на его труды дaровые ещё больше денег наживать». Они держат в полном подчинении не только служащих, но и домашних, целиком от них зависящих и потому безответных. Из рассказов героев друг о друге, из их собственных высказываний перед нами выстраивается довольно чёткая галерея характеров маленького городка на Волге. Выпрашивает деньги на свои смелые, но бессмысленные эксперименты химик, маленький человек Кулигин (о котором получивший регулярное образование Борис говорит, что его «жаль разочаровывать»), постепенно спивается забитый матерью Тихон, гуляет с Кудряшом Варвара, Феклуша рассказывает окружающим небылицы, принимаемые остальными за новости, ругает всех и вся Дикой.

В пьесе «Гроза» нет случайных имён и фамилий. Тихоня, слабовольный пьяница и маменькин сынок Тихон Кабанов вполне оправдывает своё имя. Кличка его маменьки — Кабаниха давно переосмыслена читателями как имя. Недаром создатель «Грозы» уже в афише представляет эту героиню именно так: «Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова». Кстати, её старинное, почти зловещее имя в паре с Савелом Прокофьевичем Диким вполне определённо говорит и об их характерах, образе жизни и о нравах. Интересно, что в переводе с арамейского имя Марфа переводится как «госпожа».

Много любопытного содержит в себе и фамилия Дикой. Дело в том, что окончание -ой в соответствующих словах ныне читается как -ий(-ый). Например, пушкинское «свободы сеятель пустынной» (в нынешнем произношении — «пустынный») значит «одинокий». Таким образом, Дикой — не что иное, как дикий человек, попросту дикарь.

Катерина — имя тоже не случайное. В переводе с греческого обозначает «чистая, непорочная». Это имя подобно раскату грома, оно наделяет его обладательницу яркой, страстной натурой, нацеленной на самопроявление.

2) Коллективная работа по составлению таблицы «Система образов в драме А. Н. Островского “Гроза”»



2-я группа. Особенности раскрытия характеров героев

Предполагаемый ответ


Из всего богатства общенародного языка, из россыпи живого говора Островский сплетает художественную ткань пьесы, и каждое действующее лицо обретает свой характер, свою индивидуальность и в то же время — типические чертыmопределённой общественной группы.

Действующие лица «Грозы» — купцы, мещане, городской люд. Их разговор строится на основе народного просторечья и, как правило, касается семейно-бытовых тем.

Каковы же особенности народно-разговорного стиля речи? И как Островский использует эти особенности для характеристики персонажей?

Основные источники языка Катерины — народное просторечие, народная устная поэзия и церковно-житейская литература. Глубокая связь её языка с народным просторечием сказывается и в лексике, и в образности, и в синтаксисе.

Её речь пестрит словесными выражениями, идиомами народного просторечия: «чтоб не видеть мне ни отца, ни матери»; «души не чаяла»; «успокой ты мою душу»; «долго ли в беду попасть»; «быть греху», в смысле несчастья. Но эти и подобные им фразеологизмы — общепонятны, общеупотребительны, ясны. Лишь в виде исключения в её речи встречаются морфологически неправильные образования: «не знаешь ты моего характеру»; «после этого разговору-то». Образность её языка проявляется в обилии словесно-изобразительных средств, в частности, сравнений. Её сравнения носят широкий, распространённый народный характер: «точно голубит меня», «точно голубь воркует», «точно гора с плеч свалилась», «руки-то жжёт, точно уголь». В речи Катерины часто звучат слова и обороты, мотивы и отголоски народной поэзии.

Выйдя на свидание к Борису, Катерина восклицает: «Зачем ты пришёл, погубитель мой?». В народном свадебном обряде невеста встречает жениха словами: «Вот идёт погубитель мой».

Дикой — значительное лицо в городе, купец. Вот как говорит о нём Шапкин: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савёл Прокофьич, поискать ещё. Ни за что человека оборвёт».

Мы видим, как Дикой как ни в чём не бывало просто так может обидеть человека. Его домашние живут в постоянном страхе перед его гневом. Дикой всячески издевается над своим племянником. Достаточно вспомнить его слова: «Не смей мне на встречу попадаться»; «тебе всё неймётся! Мало тебе места-то? Куда ни пади, тут ты и есть. Тьфу ты, проклятый! Что ты как столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет?». Он ставит себя выше всех окружающих. И никто не оказывает ему ни малейшего сопротивления.

Так же, как и Дикой, Кабаниха отличается эгоистическими наклонностями, она думает только о себе. Жители города Калинова говорят о Диком и Кабанихе очень часто, и это даёт возможность получить о них богатый материал. Кулигин называет её ханжой и говорит, что она «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Кабаниха богаче Дикого, и поэтому она является единственным человеком в городе, в общении с которым Дикой должен быть вежлив. «Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!».

«Вид необычный! Красота! Душа радуется!» — восклицает Кулигин восхищаясь природой, но на фоне этого прекрасного пейзажа рисуется безотрадная картина жизни, которая предстаёт перед нами в «Грозе». Именно Кулигин даёт точную и чёткую характеристику быта, нравов и обычаев, царящих в городе Калинове.

3. Исследовательская работа по тексту пьесы «Гроза» (в группах)

Задание для групп

3-я группа.


Сделайте отбор, группировку и классификацию материала драмы «Гроза» для речевой характеристики Кабанихи по предложенному примерному плану.

План

1. Каковы наиболее излюбленные темы у Кабанихи для упрёков, наставлений и нравоучений?

2. В каких особенностях речи находят отражение её взгляды на семью, на отношения младших к старшим?

3. С какой целью автор включает в её речь церковно-религиозную лексику? Как в лексике и в синтаксическом построении речи Кабанихи выражается её ханжество?

4. Когда в её речи возникает интонация холодного издевательства? Какими языковыми средствами это достигается?

5. Как меняется речь Кабанихи в зависимости от того, с кем она разговаривает (с домашними, с Диким, с Феклушей)?

6. Чем объяснить наличие элементов образного народного языка в отдельных высказываниях Кабанихи?

4-я группа.

В драме «Гроза» найдите доказательства следующих положений о речи Катерины:

• В её речи встречаются просторечья, слова церковно-религиозного характера, выразительные средства народно-поэтического языка;

• речь богата интонациями — радостными, печальными, восторженными, грустными, тревожными, трагическими… Интонации (как и другие средства) выражают отношение Катерины к окружающим;

• в речи Катерины отражается всё богатство её внутреннего мира: сила чувств, человеческое достоинство, нравственная чистота, правдивость натуры и другие качества;

• сила чувств, глубина и искренность переживаний Катерины находят выражение и в синтаксической структуре её речи: риторические вопросы и восклицания, незаконченные предложения и т. п. А в особо напряжённые моменты речь обретает черты русской народной песни, становится плавной, ритмичной, певучей.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающая беседа


• В чём, на ваш взгляд, заключается идейно-художественное своеобразие пьесы?

• Раскройте принцип деления героев пьесы на две группы и дайте общую характеристику каждой из них.

• Докажите мастерство автора в раскрытии образов героев через речевую характеристику.

VI. Домашнее задание

1. Подготовиться к обсуждению «Город Калинов и его обитатели».

2. Опережающее индивидуальное задание
Выучить наизусть монолог Кулигина (действие первое, явление 3).

Следующий урок: А. Н. Островский «Гроза». Город Калинов и его обитатели. Изображение жестоких нравов «тёмного царства» >>>



1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

 
Кабанова. Эскизы костюмов к драме А.Н.Островского "Гроза". 1916 г.
См. подробнее: Эскизы А.Я.Головина к драме "Гроза"

 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика