Протест Катерины против «тёмного царства». Нравственная проблематика пьесы «Гроза». Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 Зарубежная  литература
 Островский А.Н.
 
Портрет А. Н. Островского.
Художник Перов В. Г. 1871 г.
 
 
Островский А. Н.
Гроза

(сайт "К уроку литературы")
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ
(1823 – 1886)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 

Урок 38. А. Н. Островский: судьба, личность, литературно-театральное творчество

Урок 39. А. Н. Островский. «Гроза»: история создания, смысл названия, своеобразие конфликта

Урок 40. Система образов, приёмы раскрытия характеров героев драмы А. Н. Островского «Гроза»

Урок 41. А. Н. Островский «Гроза». Город Калинов и его обитатели. Изображение жестоких нравов «тёмного царства»

Урок 42. А. Н. Островский «Гроза». Протест Катерины против «тёмного царства». Нравственная проблематика пьесы

Урок 43. Споры литературных критиков вокруг драмы А. Н. Островского «Гроза»


УРОК 42
А. Н. ОСТРОВСКИЙ. «ГРОЗА»:
ПРОТЕСТ КАТЕРИНЫ ПРОТИВ «ТЁМНОГО ЦАРСТВА».
НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ПЬЕСЫ

Цель:

: раскрыть значение образа Катерины в драме А. Н. Островского «Гроза»; формировать навыки анализа эпизодов, раскрывающих характер героини, причины конфликта Катерины с «тёмным царством»; совершенствовать умение строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания; эстетически и нравственно воспитывать учащихся.

Оборудование:
учебник, раздаточный материал, иллюстративный материал по теме урока, таблица, опорный конспект, текст пьесы «Гроза», аудиозапись романса на стихи Б. Ахмадулиной «А напоследок я скажу…» из кинофильма Н. С. Михалкова «Жестокий романс».

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают о значении образа Катерины в драме А. Н. Островского «Гроза», характеризуют её образ; анализируют пьесу как драматургическое произведение; принимают участие в беседе; выразительно читают и комментируют эпизоды пьесы; выполняют аналитическую и исследовательскую работу в группах.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

II. Актуализация опорных знаний

Беседа


• В чём истоки характера Катерины? Что вам известно о жизни героини до замужества?

• Почему Катерина не может найти счастья в семье и восстаёт против Кабанихи? Виноват ли в конфликте Тихон? А сама Катерина?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Ни одна пьеса Островского не вызывала столько споров, сколько написанная накануне великой реформы «Гроза». И спорили даже не о пьесе — о главной героине.

Кто она — «луч света в тёмном царстве», по знаменитому определению Н. А. Добролюбова, или «зачумлённая личность», заражённая «до мозга костей всеми нелепостями понятий, господствующих в обществе самодуров», по словам Д. И. Писарева; «народный характер», который «сосредоточенно решителен, неуклонно верен чутью естественной правды, исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен, в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны», по мнению Н. А. Добролюбова, или истеричка, которая «на каждом шагу путает и свою собственную жизнь, и жизнь других людей… разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством, да ещё таким самоубийством, которое является совершенно неожиданно для неё самой»,— настаивает Д. И. Писарев.

Непредвзятый читатель видит, что оба объяснения лишены полноты, лишены той сложности в понимании и характера героини, и мира, в котором она живёт, и конфликта — грозы, разразившейся над ней по воле А. Н. Островского.

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя


— «Парность» — характерное для «Грозы» свойство, создаваемое разными способами: на основе сходства — Тихон и Борис, Варвара и Кудряш; при различии характеров сходство положений — Кабаниха и Дикой; на основе противоположности — Феклуша и Кулигин (оба не участвуют непосредственно в сюжете, а выполняют функцию резонёров, обосновывая либо правоту (Феклуша), либо неправедность (Кулигин) калиновской жизни. Особенность положения Катерины в системе персонажей в том, что для неё не находится пары. Она любит Бориса, жалеет Тихона, любит, как сестру, Варвару, и они отвечают ей тем же, но она совершенно одинока. Её не понимает никто из них. Ни с кем она не соразмерна.

Что же в ней особенного, в этой купеческой жене, о которой столько спорила русская критика и до сегодняшнего дня продолжает спорить русский театр? Давайте попробуем разобраться в этом.

2. Аналитическая работа (в группах)

1) Задания для групп

1-я группа


1. Чем Катерина отличается от других героев драмы «Гроза»?

2. Расскажите историю её жизни. Подтвердите цитатами из текста пьесы.

3. В чём трагизм положения Катерины?

4. Какие пути она выбирает в борьбе за своё счастье?

2-я группа

1. Рассмотрите иллюстрацию к драме, созданную И. С. Глазуновым, прокомментируйте её.


И. С. Глазунов. Иллюстрация к драме А. Н. Островского «Гроза»

2. Почему Катерина остаётся одна со своим горем? Почему Борис не взял её с собой?

3. Почему она не вернулась к мужу?

4. Достойны ли Борис и Тихон её любви?

5. Был ли у Катерины другой выход, кроме смерти?

3-я группа

1. Почему Катерина решила прилюдно покаяться в своём грехе?

2. Какую роль играет сцена грозы в пьесе?

3. Прочитайте выразительно монолог Катерины в сцене покаяния. Какую роль он играет в раскрытии идейного содержания произведения?

4-я группа

1. Докажите, что развитие действия неизбежно ведёт к трагическому концу.

2. Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?

3. С чем борется героиня: с чувством долга или с «тёмным царством»?

4. Выразительно прочитайте последние слова Катерины. Кто виноват в её гибели?

2) Презентация результатов работы

3) Чтение по ролям и анализ сцен пьесы «Проводы Тихона»

(действие второе, явления 3, 4, 5)

• Как ведут себя герои в этой сцене, как это их характеризует?

• Какое значение эта сцена имеет в развитии событий? (В этой сцене до крайности доходит деспотизм Кабанихи, выясняется полная неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. Читателю понятны причины, побуждающие Катерину пойти на свидание с Борисом.)

«Прощание с Борисом»
(действие пятое, явления 3, 4)

4) Составление опорной обобщающей таблицы
(коллективная работа, запись на доске и в тетрадях) «Что привело к трагедии Катерины»

Что привело к трагедии Катерины
Жизнь Катерины в родительском доме
Жизнь Катерины в доме Кабановой
Сердечное отношение родных
Жестокое отношение Кабанихи
Посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок
Постоянный духовный бунт
Относительная свобода
Непонимание её натуры и стремлений Тихоном
Черты характера, развившиеся под влиянием жизни у родителей: болезненная впечатлительность, экзальтированность, романтическое отношение к жизни
Влияние жизни у Кабановых на Катерину: осознание своей обречённости, замкнутость, разочарованность в семейной жизни; страстное стремление к свободе, любви, счастью




5) Постановка и решение проблемных вопросов

• Почему произошёл конфликт? Можно ли было его избежать?

• Почему Катерина выбрала смерть? Был ли у неё выбор?

• Виноват ли Борис в трагедии Катерины?

• Прав ли Тихон, обвиняющий Кабаниху в смерти жены?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Составление опорного конспекта
(коллективная работа)



2. Заключительное слово учителя
(Звучит романс «А напоследок я скажу…» на стихи Б. Ахмадулиной из кинофильма «Жестокий романс».)

• Какие чувства обуревают героиней романса?

— Героиня трагедии наделена исключительными духовными дарами.

И возникший в её душе трагический конфликт не может найти разрешения и выхода. Катерина гибнет не потому, что свекровь её жестка, муж слаб, не потому, что её запирают, а Борис не решается её увезти,— она гибнет потому, что уверена: «уж всё равно… душу свою погубила». В кульминационной сцене грозы покаяние отнюдь не искупление вины для Катерины, а только проявление её неспособности лгать. Она не может изменить своему «горячему сердцу» и сопротивляется нравственному закону. Выходом может стать только смерть.

В этой исключительности и своеобразии характера героини заключается причина её глубокой жизненной драмы.

Конфликт, составляющий основу сюжета драмы А. Н. Островского «Гроза», выходит за пределы пьесы. Это конфликт между старым — патриархальными принципами, и новым — стремлением к свободе.

VI. Домашнее задание

1. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Катерина — “луч света” или “зачумлённая личность”?» (по драме А. Н. Островского «Гроза»).

2. Прочитать литературно-критические стати Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, А. А. Григорьева о пьесе А. Н. Островского «Гроза».

Следующий урок: Споры литературных критиков вокруг драмы А. Н. Островского «Гроза» >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

 
С. В. Герасимов. Иллюстрация к 4-му действию драмы “Гроза” Островского.
Катерина. …Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть…
См. подробнее: Иллюстрации С. В. Герасимова к драме "Гроза"

 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика