Город Калинов и его обитатели. Изображение жестоких нравов «тёмного царства». Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Портрет А. Н. Островского.
Художник Перов В. Г. 1871 г.
 
Портреты А. Н. Островского
 
Хронологическая таблица жизни и творчества А. Н. Островского
 
"Я знаю тебя, Замоскворечье". Фрагмент главы I из книги В.Я.Лакшина "Островский Александр Николаевич"
 
"Групповая фотография". Глава из книги В.Я.Лакшина "Островский Александр Николаевич"
 
Островский А. Н. Гроза ("К уроку литературы")
 
Эскизы А.Головина к драме "Гроза"
 
Иллюстрации С. В. Герасимова к драме "Гроза"
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ
(1823 – 1886)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 

Урок 38. А. Н. Островский: судьба, личность, литературно-театральное творчество

Урок 39. А. Н. Островский. «Гроза»: история создания, смысл названия, своеобразие конфликта

Урок 40. Система образов, приёмы раскрытия характеров героев драмы А. Н. Островского «Гроза»

Урок 41. А. Н. Островский «Гроза». Город Калинов и его обитатели. Изображение жестоких нравов «тёмного царства»

Урок 42. А. Н. Островский «Гроза». Протест Катерины против «тёмного царства». Нравственная проблематика пьесы

Урок 43. Споры литературных критиков вокруг драмы А. Н. Островского «Гроза»


УРОК 41
А. Н. ОСТРОВСКИЙ. «ГРОЗА»:
ГОРОД КАЛИНОВ И ЕГО ОБИТАТЕЛИ.
ИЗОБРАЖЕНИЕ ЖЕСТОКИХ НРАВОВ «ТЁМНОГО ЦАРСТВА»

Цель:

ознакомить учащихся с городом Калиновым и его обитателями, изображением жестоких нравов «тёмного царства» в пьесе «Гроза»; сопоставить тиранов и жертв «тёмного царства»; научить строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания; эстетически и нравственно воспитывать учащихся

Оборудование:
учебник, раздаточный материал, текст пьесы «Гроза», иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают об обитателях города Калинова, характеризуют их; анализируют пьесу как жанр драматургии; принимают участие в беседе; выполняют аналитическую и исследовательскую работу в группах.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Вводная беседа


• Кто из персонажей вводит читателей в атмосферу города Калинова? Как он характеризует город Калинов?

• Что такое, с вашей точки зрения, «самодурство»?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Александра Николаевича Островского по праву считают певцом купеческой среды. Его перу принадлежит около шестидесяти пьес, самые известные из которых — «Свои люди — сочтёмся», «Гроза», «Бесприданница» и другие.

«Гроза», как охарактеризовал её Добролюбов — «самое решительное произведение» автора, так как взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий…» Она была написана в пору общественного подъёма, накануне крестьянской реформы, как бы венчала цикл пьес автора о «тёмном царстве». Город Калинов, изображённый А. Н. Островским в пьесе «Гроза»,— это и реальный город, типичный для России 60-х гг. XIX в., и обобщённый образ русского купечества, и символ России середины позапрошлого столетия в целом.

В основе композиции пьесы — принцип контраста. Красота, гармония волжского пейзажа противопоставлена жестокости и несправедливости человеческой жизни.

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя


— Воображение писателя переносит нас в небольшой купеческий городок на берегу Волги, «…весь в зелени, с крутых берегов видны далекие пространства, покрытые селеньями и нивами. Благодатный летний день так и манит на воздух, под открытое небо…», полюбоваться местными красотами, погулять по бульвару. Жители уже пригляделись к прекрасной природе в окрестностях города, и она не радует глаз никому. Основную часть времени горожане проводят дома: ведут хозяйство, отдыхают, вечерами «…сидят на завалинках у ворот и занимаются благочестивыми разговорами». Они не интересуются ничем, что выходит за границы города. Несмотря на то, что Калинов находится в красивейшем месте, каждый его житель проводит почти всё своё время за высокими заборами усадеб. «И что слёз льётся за этими запорами, невидимых и неслышимых!» — обрисовывает Кулигин картину города. Здесь купцы друг у друга подрывают торговлю, самодуры издеваются над своими домочадцами…

О том, что на свете делается, жители Калинова узнают от странниц, которые «сами, по немощи своей, далеко не ходили, а слыхать много слыхали». Большим почтением у горожан пользуется Феклуша, её рассказы о землях, где живут люди с пёсьими головами, воспринимаются, как неопровержимые сведения о мире. Вовсе не бескорыстно она поддерживает Кабаниху и Дикого, их понятия о жизни, хотя эти персонажи являются предводителями «тёмного царства».

2. Выразительное чтение учащимися наизусть монолога Кулигина
(действие первое, явление 3)

Беседа

• Какой предстаёт жизнь города Калинова в монологе Кулигина: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»

• Найдите в этом монологе Кулигина элементы фольклорного стиля, книжные обороты, устаревшие слова.

• Какую роль играют Кулигин и Феклуша в действии первом и в построении драмы в целом?

• Почему в действии первом после монолога и реплик Кулигина автор вводит Феклушу? Что общего и в чем различие в их восприятии природы и нравов города?

3. Аналитическая работа (в группах)
(Задания для групп — на доске или в виде раздаточного материала.)

1-я группа «Город Калинов и его обитатели»

Действие происходит в городе Калинове, расположенном на берегу Волги.
В центре города — Базарная площадь, неподалёку старая церковь. Кажется, всё мирно и спокойно, но грубостью и жестокостью отличаются хозяева города.

2-я группа «Быт и нравы “тёмного царства”»

«Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом тёмном мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное, неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права…» (Н. Добролюбов)

1. Согласны ли вы с этим высказыванием критика?

2. Докажите справедливость слов Н. Добролюбова.

3-я группа «Самодуры русской жизни»

Дикой Савёл Прокофьич — типичный представитель «тёмного царства»

1. Что означает слово «самодур»?

2. Каково ваше представление о Диком?

3. Что является причиной необузданного произвола Дикого?

4. Как он относится к окружающим?

5. Уверен ли он в безграничности своей власти?

6. Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Дикого. Приведите примеры.

Презентация результатов работы группы

4. Обобщение учителя

— В городе Калинове царят корысть и жестокость. Нет простора живым чувствам и разуму. Ложь и обман, став обыденным явлением в жизни, калечат души людей. В доме Кабанихи как и у Дикого всё построено на авторитете силы.

Она заставляет близких свято чтить обряды и следовать старым обычаям «Домостроя», которые переделала на свой лад. Марфа Игнатьевна внутренне осознаёт, что её не за что уважать, но не признаётся в этом даже самой себе. Своими мелочными требованиями, напоминаниями и внушениями Кабаниха добивается беспрекословного подчинения домочадцев.

Под стать ей Дикой, самая большая радость для которого — надругаться над человеком, унизить его. Брань для него ещё и способ самозащиты, когда дело коснётся денег, которые он смерть как не любит отдавать.

Но что-то уже подтачивает их власть, и они с ужасом видят, как рушатся «заветы патриархальной нравственности». Тем не менее, они пытаются внушить свои правила молодому поколению, и вполне преуспели в этом.

Жизненный принцип Варвары — «делай что хочешь, только бы шито да крыто было». По такому же закону живёт и Кудряш. Он благословляет Бориса на встречу с Катериной, только просит быть осторожным: себе вреда не нанести и её в беду не вогнать. Эти герои полностью лишены сознания ответственности за свои поступки. Тихон — человек добрый, но его доброта не спасает Катерину от трагедии. Его безволие не даёт ему защитить не только жену, но и себя самого. Материальная зависимость делает бессильным перед дядькой и Бориса, неспособного отстоять своё человеческое достоинство. Варвара — дочь Марфы Кабановой — умна, хитра, до замужества ей хочется везде успеть, всё попробовать. Варвара приспособилась к «тёмному царству», выучила его законы. Властность и желание обманывать делает её очень похожей на свою мать.

В пьесе просматривается сходство Варвары и Кудряша. Иван — единственный в городе Калинове, кто может ответить Дикому. «Я грубиян считаюсь; за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится…»,— говорит Кудряш. В конце концов, Варвара и Иван покидают «тёмное царство», но, думаю, полностью освободится от старых традиций и законов им вряд ли удастся.

Теперь обратимся к истинным жертвам самодурства. Тихон — муж Катерины — безвольный и бесхарактерный, во всём слушается свою мать и потихоньку спивается. Конечно, Катерина не может любить и уважать такого человека, а душа её жаждет настоящего чувства. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но полюбила она его, по меткому выражению Добролюбова, «на безлюдье». По сути своей Борис — тот же Тихон, только более образован. Катерина отличается от всех героев пьесы глубиной своих чувств, честностью, смелостью и решительностью.

Таким образом, мы видим, что все жители Калинова принадлежат к «тёмному царству», которое устанавливает здесь свои правила и порядки, и никто не сможет их изменить, ведь таковы нравы этого города, и кто не сумеет приспособиться к такой среде, увы, обречён на гибель.

5. Составление опорной обобщающей схемы «Город Калинов и его обитатели»
(коллективная работа, запись на доске и в тетрадях)



V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Постановка и решение проблемных вопросов


• За что можно осудить Кабаниху, а за что — оправдать? Руководствуется ли она корыстными интересами в конфликте с невесткой?

• Сопоставьте характеры Кабанихи и Дикого. Кто из этих двух персонажей вызывает меньшую антипатию? Почему?

• Устраивает ли, по вашему мнению, течение жизни в городе Калинове его жителей?

• Какова роль в драме второстепенных персонажей (Кулигина, Варвары, Феклуши)? Как они характеризуют калиновскую среду и дополняют образы центральных героев?

2. Заключительное слово учителя

— А. Н. Островский показал город вымышленный, но предельно достоверный. Автор с болью видел, насколько отсталой в политическом, экономическом, культурном отношении была Россия, насколько тёмным было население страны, особенно в провинции. Создаётся впечатление, будто Калинов отгорожен от всего мира высочайшим забором и живёт какой-то особой, замкнутой жизнью.

Но разве можно сказать, что это уникальный русский городок, что в других местах жизнь совсем другая? Нет, это типичная картина русской провинциальной действительности. Сочувствие к обездоленным и негодование против «тёмного царства» — вот чувства, которые драматург испытывал и которые он неизменно вызывает в нас.

VI. Домашнее задание

1. Дать характеристику городу Калинову от имени одного из персонажей пьесы (письменно).

2. Подготовиться к аналитической работе по теме «Протест Катерины против «тёмного царства».

Следующий урок: А. Н. Островский «Гроза». Протест Катерины против «тёмного царства». Нравственная проблематика пьесы >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

 
С. В. Герасимов. Иллюстрация к 1-му действию драмы “Гроза”
См. подробнее: Иллюстрации С. В. Герасимова к драме "Гроза"

 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика