Контрольное сочинение по творчеству А. С. Пушкина. Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799-1837)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 

Уроки 3-7. А. С. Пушкин: личность, судьба, этапы творческого пути. Основные темы и мотивы лирики

Уроки 8-10. «Петербургская повесть» А. С. Пушкина «Медный всадник»

Уроки 11-12. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству А. С. Пушкина


УРОКИ 11-12
Контрольное сочинение по
творчеству А. С. Пушкина

Цель:

учить работать с выбранной темой (собирать материал, продумывать и составлять план, использовать предоставленную учителем информационную базу, опорную лексику); выявить уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей прочитанного художественного произведения; формировать стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

Оборудование:
таблицы, черновые варианты сочинений, раздаточный материал, тексты стихотворений А. С. Пушкина, запись на доске.

Тип уроков:
урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся демонстрируют уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных поэтических произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения, используя поэтический текст.

ХОД УРОКОВ

І. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний
Аналитическая беседа


• Ознакомьтесь с двумя высказываниями (раздаточный материал) о лирике А. С. Пушкина, которые, возможно, пригодятся вам при написании сочинения (как и вопросы к этим высказываниям).

Карточка № 1
Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей обоего пола…
Поэзия его чужда всего фантастического, мечтательного, ложного, призрачно-идеального; она вся проникнута насквозь действительностью; она не кладёт на лицо жизни белил и румян, но показывает её в её естественной, истинной красоте; в поэзии Пушкина есть небо, но им всегда проникнута земля.
(В. Г. Белинский)

• Испытали ли вы влияние поэзии Пушкина, о котором говорит Белинский?
• В чём, по мнению Белинского, главная отличительная черта лирики Пушкина? Можете ли вы доказать его утверждение на примере одного из изученных стихотворений?

Карточка № 2
Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, всё просто… всё исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; всё лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт.
(Н. В. Гоголь)

• Какую сторону поэзии Пушкина подчёркивает Гоголь?
• Можете ли вы доказать его мысль на примере одного из изученных стихотворений?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Н. В. Гоголь писал о А. С. Пушкине: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».

Воздействие поэзии Александра Сергеевича Пушкина на нас огромно. С годами оно становится всё более явным и заметным. Очень точно сказал об этом Ф. Абрамов: «Пушкин — отец наших душ…» Да, действительно, поэзия этого великого поэта служит познанию мира и познанию человеческой души, тем самым воспитывая читателя. Пушкин «воспитывает» наши души, обнажая в своей поэзии чистые глубины своей собственной души и приобщая нас к её нравственным ценностям.

Мы, живущие в XXI в., можем разниться по степени понимания его произведений, знания написанного им, и, тем не менее, мы всегда ощущаем всего Пушкина — в каждом стихотворении, в каждой строчке он весь. Сейчас мы радуемся каждому пушкинскому слову, каждой фразе, им произнесённой, наслаждаемся любым письмом, им написанным. И это потому, что мы уже понимаем если не всё в Пушкине, то всего Пушкина.

IV. Работа над темой урока

1. Самостоятельное ознакомление с памятками
«Как писать сочинение по литературе»,
«Советы по стилистике»,
«Требования к написанию сочинения»
(раздаточный материал)

Как писать сочинение по литературе

1. Прочитайте внимательно все темы сочинений. Подумайте, в какой из них вы лучше сможете выразить свои мысли.
2. После того как выбрали тему, подумайте, что и как вы будете писать. Подберите эпиграф (наличие эпиграфа считается необязательным).
3. Поразмышляйте:
а) какие аспекты проблемы могут быть затронуты в вашей работе;
б) какие вопросы могут быть сформулированы и как вы на них ответите;
в) какие доказательства приведёте.
4. Возьмите черновик и составьте план, нарисуйте схему, включите в неё свои предварительные идеи.
5. Подумайте, как вы сможете подтвердить свои мысли:
а) цитаты из текста (они должны быть не более двух-трёх предложений; если больше, подумайте, как сократить). Цитаты должны подтверждать ваши мысли, а не повторять их;
б) ссылки на эпизоды (подумайте, какие именно и как их ввести);
в) анализ текста (решите, что именно в тексте понадобится для доказательства вашей точки зрения).
6. Решите, в каком стиле будете писать (всегда важна ваша, авторская позиция).
7. Продумайте сразу вступление и заключение (очень хорошо, если вступление и заключение замкнутся в кольцо: формально (одни и те же слова) или идейно (одна и та же мысль). Это легко получается, если вначале хорошо продумана вся работа, особенно вступление и заключение.
8. Ещё раз прочитайте тему сочинения. Соотнесите её с тем, что задумали писать.
9. Напишите вступление.
10. Мысленно зачеркните первые 2–3 предложения. Если без них стало лучше, зачеркните их.
11. Если трудно начать со вступления, попробуйте начать с главного, оставив место для вступления. Можно поразмышлять, какие факторы затрудняют подход к теме (доказательство от противного).
12. Перечитайте начало основной части, посмотрите, соответствует ли оно теме. Продолжите работу.
13. Перед тем как писать заключение, перечитайте работу. Карандашом на полях отметьте свои главные мысли. В заключении можно повторить эти мысли другими словами.
14. Подумайте, не расходятся ли ваши мысли с объективным содержанием текста и авторским замыслом.
15. Внимательно прочитайте работу. Устраните неточности словоупотребления. Исправьте ошибки. Если возможно, сомнительные орфограммы проверьте по словарю.
16. Обратите внимание на знаки препинания, особенно выделительные. Мысленно объясните те из них, в которых сомневаетесь.
17. Учтите, что эпиграф (если он есть в вашем сочинении) пишут без кавычек, фамилию автора в эпиграфе — без скобок и точки в конце. Стихи «в столбик» цитируются без кавычек.
(По Л. Л. Соколовой)

Советы по стилистике

Избегайте повторений! Частое употребление в предложениях одних и тех же слов делает речь монотонной и бедной по мысли, в письменных сочинениях и изложениях это считается лексической ошибкой. Работая над созданием текста, используйте синонимы.

Повторение в соседних предложениях однокоренных слов делает речь монотонной и бедной. Такое повторение (тавтология) особенно часто встречается в письменных творческих работах учащихся, даже в одном предложении: «таким образом, в образе…»; «организовал подпольную организацию»; «язык является общественным явлением»; «черты характера, характеризующие…»; «показывая это, автор показывает…»; «среди помещичьей среды»; «имел большое имение» и т. п.

Тот же недостаток — у рядом стоящих разных слов, имеющих одно значение: «целиком и полностью»; «молодой юноша»; «будущая перспектива»; «заранее предвидел»; «народный фольклор» и т. п.

Избегайте таких повторений, используйте синонимы, например, при анализе стихотворений А. С. Пушкина:
Cинонимы при анализе стихотворений А. С. Пушкина
А. С. Пушкин
изображает (описывает, воссоздаёт…)
Он
повествует (говорит, рассказывает…)
Автор
раскрывает (отмечает, выделяет…)
Художник
воспроизводит (рисует, даёт набросок…)
Поэт
воспевает (прославляет, поднимает…)
Писатель
разоблачает (высмеивает, иронизирует…)
Друг декабристов
чувствует (радуется, волнуется…)
Классик
знает (понимает, догадывается…)
Мастер слова
видит (замечает, выделяет…)
Любимец народа
вдохновляет (утверждает, воодушевляет…)
Творец
мыслит (думает, размышляет…)



Вместе с тем следует знать, что повторение одних и тех же по звучанию и по смыслу слов может быть использовано для усиления эмоциональности и выразительности речи:

«Красива жизнь человека, если он видит свой след на земле. Счастлив строитель, воздвигнувший дом, проложивший дорогу. Счастлив земледелец, взявший полной горстью дары возделанных им полей. Счастлив садовод, видя цветение посаженных им деревьев. Счастлив металлург, волшебством которого порода превращается в упругую сталь. Счастлив учёный, проникнувший в тайну природы. Счастлив художник, давший нам наслаждение прекрасной картиной, дивной музыкой, умной книгой. Но во сто крат счастливее учитель, поднявший ребёнка до гражданина. Тысячи, десятки тысяч прекрасных следов на земле оставляет учитель делами своих учеников».
(И. А. Фогельсон)

Требования к написанию сочинения

Приступая к написанию сочинения, необходимо:


1) продумать и определить круг вопросов, затрагиваемых темой;

2) подобрать критико-литературный материал по означенным вопросам, просмотреть его, сделав необходимые заметки (подобрать справочную и критическую литературу; ознакомиться с ней; подобрать цитаты; сделать выписки.
Этот подбор подчинён необходимости обосновать основную мысль сочинения, проиллюстрировать её, доказать);

3) определить и продумать идею, которая будет развиваться в сочинении (сформулируйте основную мысль сочинения (необходимо ответить на вопрос: что я хочу сказать своей работой, к какому выводу должен прийти?).
Предполагается прямой ответ на вопрос темы);

4) определить жанр сочинения (это может быть сочинение-описание, повествование, рассуждение, литературный портрет и др.);

5) составить план, соблюдая последовательность развития мысли.
Обращать внимание на полноту и последовательность освещения фактов.
Выделить вступление и заключение (обратите внимание на соразмерность частей: вступление подготавливает к восприятию основной части сочинения; заключение подводит итоги);

6) возможно использование эпиграфа (высказывания, цитаты) характеризующего основное содержание сочинения;

7) последовательно, глубоко и доказательно раскрыть тему; обращать внимание на логику: умение доказывать основной тезис на ряде примеров и делать логически обобщающий вывод из частных фактов;

8) цитировать точно, без излишеств, к месту;

9) стилистически грамотно оформить работу.
Следить за точностью словоупотребления, красочностью и эмоциональностью речи (напишите черновик сочинения и отредактируйте его: необходимо убрать повторы, проверить наличие логической связи между частями, оценить соответствие написанного теме);

10) перепишите сочинение, проверяя орфографию и пунктуацию; в конце сочинения приведите список использованной литературы.
(По А. И. Грищенко)

2. Беседа по ранее предложенным
и дома отработанным темам сочинения

Комментарий.

Темы записывают на доске и обсуждают. Учитель помогает учащимся подобрать цитаты, говорит о возможных путях раскрытия той или иной темы.

Этапы работы по анализу темы

1. Чтение темы: определение главных слов, объёма (узкая, широкая тема), характера (личностная, литературоведческая и т. п.).
2. Определение тезиса, основной мысли сочинения.
3. Подбор аргументов, иллюстративного материала.
4. Продумывание заключения и вступления.
3. Консультация учителя: обращение к записи на доске
Опорная лексика, лексические обороты
и синтаксические конструкции для творческой работы
Со значением личностного отношения
Эмоционально-оценочного значения
Для рассказа о художественном своеобразии
Я вижу… (слышу, полагаю, думаю…)
Перед моими глазами встаёт…
Часто наблюдается…
Одно из интересных…
На мой взгляд…
Можно заметить…
Как хочется…
Люблю перечитывать…
Не знаю лучше…
Хотелось бы думать…
Гимн любви,
символ веры,
жизнеутверждение,
оптимизм,
солнце поэзии,
верность друзьям,
«древо смерти»,
пафос,
открытие прекрасного,
пушкинская вера,
проникновенный лиризм,
романтический взгляд
Идейно-художественное значение,
художественные средства,
аргументы,
исходная тема,
контрастные интонации,
строфика,
многообразие рифмы,
величавый стиль,
чёткий ритмический рисунок,
народная лексика

Синтаксические конструкции
Эмоционально-оценочные
Аналитические
Когда я впервые внимательно прочёл…
Стихотворение… — одно из любимейших, потому что…
Оно полно Солнца, Любви, Радости…
Неторопливо, раздумчиво, свободно и естественно движется…
В каждой строке чувствуется…
Так постепенно поэт переходит к…
Среди других произведений этих лет…
Это стихотворение — исповедь…
Первые строки…
Но уже в следующей строфе…
Резкая смена интонации ведёт…
Что означают эти слова?
Не случайно поэт…
Своеобразие этих строк в том…


4. Составление планов (самостоятельно),
написание черновых вариантов сочинений

5. Чтение нескольких черновых вариантов
сочинений, их обсуждение,
редактирование, рецензирование учителем

6. Написание творческих работ

V. Домашнее задание

Индивидуальные опережающие задания

а) Подготовить «Литературные визитки» (2–3 учащихся) о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова (с привлечением знаний, полученных в предыдущих классах). См. "Лермонтов в Петербурге (Из путеводителя «По лермонтовским местам»)" на сайте "К уроку литературы".
б) подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений М. Ю. Лермонтова «Нет, я не Байрон…», «Желание», «Смерть поэта» (4 учащихся).

_______________

ПРИЛОЖЕНИЕ

Чтобы сочинение было написано успешно, необходимо следующее:

• хорошее знание текста художественных произведений, включённых в программу;
• знание литературно-критических работ, посвящённых данным произведениям и их авторам;
• знание биографии автора и особенностей его творческой манеры;
• знакомство с художественными направлениями, методами, стилевыми течениями;
• умение анализировать произведение в единстве формы и содержания, понимание эстетической природы художественного творчества;
• владение необходимым минимумом литературоведческих умений и навыков, а также знаний в области теории литературы;
• умение логично рассуждать, последовательно излагать тезисы и предметно их доказывать;
• наличие собственной точки зрения на произведение литературы и творчество его автора;
• владение языковой и стилистической грамотностью.

Виды тем по литературе

Чтобы справиться с сочинением, нужно знать, какие бывают виды тем и как работать над темой того или иного вида.

Различают следующие виды тем:

• проблемные;
• сопоставительные;
• обзорные;
• темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя;
• анализ литературного произведения (лирики, драмы, эпических произведений);
• анализ эпизода;
• сочинение по цитате;
• смешанные;
• свободные.

Проблемные темы — те, основным содержанием которых становится постановка вопросов (проблем) научного, эстетического или этического характера.

Если формулировка такой темы начинается со слова «проблема», то саму работу над темой начинайте с объяснения этого понятия. В таких темах нужно не отвечать на вопросы, а задавать их, ища при этом обязательное соответствие с теми вопросами, которые задаются авторами или продиктованы временем.

Эти темы требуют обязательной строгой логичности изложения.

Сопоставительные темы — то есть предполагающие сравнение (сопоставление) двух и более объектов по признакам, определённым формулировкой.

В формулировку таких тем обычно включают несколько объектов, соединённых союзом и. В сопоставительной теме равное внимание должно быть уделено всем объектам исследования, заявленным в формулировке.

Сравнительные темы обязательно предполагают строгую последовательность изложения и наличие обязательных общих выводов и умозаключений, вытекающих из сравнения.

Обзорные темы отличаются широким охватом материала; нередко они предполагают только его описание или репродуктивное изложение (т.е. пересказ). Иногда содержание таких тем составляет рассмотрение изменений объекта с течением времени (в рамках различных культурных эпох). В этом случае в тему включают сопоставительные элементы.

Эти темы предполагают не столько глубину проработки материала, сколько ширину его охвата и умение видеть объект «сверху», разом отмечая все его основные особенности в их развитии. Требуется также приводить большое количество примеров из текста и уметь их сопоставлять.

Темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя, предполагают хорошее знание литературоведческих понятий и отработанные навыки «обращения» с ними: вы должны уметь характеризовать литературных героев, анализировать художественные описания (пейзаж, портрет, интерьер), видеть особенности авторского повествования, разбираться в композиции произведения и т. п. Главное, вы должны уметь видеть эстетическую и идейную ценность этих элементов художественного произведения, составляющих его творческую уникальность; ваша задача — показать своеобразие авторского художественного видения путём анализа тех его аспектов, по которым сформулирована тема.

Сочинения по цитате: здесь важно выявить тему цитируемого высказывания, сформулировать проблемный вопрос, спрятанный в цитате, и назвать те его аспекты, на которых вы собираетесь подробно остановиться в сочинении; если цитата взята из анализируемого произведения, это нужно указать; если цитата предполагает свободный выбор произведений, их круг нужно очертить во вступлении к сочинению (перечислить и кратко охарактеризовать цитаты согласно теме и проблеме), при этом нужно показать умение правильно отбирать произведения для анализа.

Безусловно, бóльшая часть тем сочетает элементы различных видов — и описательность (обзорность), и проблемность, и литературный анализ текста, и сопоставительность, поэтому предполагает разносторонний подход.

Темы, в которых сочетаются разные подходы к произведению, являются смешанными. И здесь вам нужно самостоятельно определить, какой подход — обзорный, проблемный, аналитический или другой — вы изберёте как ведущий.

Сочинение должно иметь строго продуманную трёхчастную структуру: вступление, основную часть, заключение.

Учтите некоторые рекомендации:

• вступление:
чтобы эта часть получилась удачной, сформулируйте в ней те проблемные вопросы, на которые можно ответить в рамках вашей темы, и, выбрав из них один-два, на которые будете отвечать в сочинении, обоснуйте свой выбор. Также приведите термины, которые вам понадобятся для ответа на эти вопросы, и их определения, свидетельствующие о вашем понимании этих терминов. Не бойтесь вопросительных знаков, смело формулируйте вопросительные предложения. Иногда во вступлении кратко характеризуют эпоху создания произведения или само произведение, если тема сочинения предполагает анализ какого-то отдельного его аспекта;

• основная часть: главное её содержание — это развёрнутый и доказательный ответ на те вопросы, которые вы сформулировали во вступлении. Вы убеждаете читателя вашей работы в том, что вопросы вы поставили правильно и правильно их решаете. По объёму эта часть самая большая;

• заключение: задача этой части — подведение итогов в рамках ваших рассуждений во второй части по тем проблемным вопросам, которые вы сформулировали во вступлении. Помните, что заключение и вступление во многом по содержанию повторяют друг друга. Вы меняете лишь форму — от вопросительной к утвердительной.

Критерии оценивания сочинения

Оценка «5» (пять)
ставится за сочинение, глубоко и аргументированно раскрывающее тему, демонстрирующее отличное знание текста литературного произведения и необходимых для раскрытия темы дополнительных материалов, построенное логично и последовательно с точки зрения изложения мыслей, написанное в соответствии с нормами литературного языка и выдержанное в стиле, соответствующем выбранной теме. Цитирование должно быть исчерпывающим и уместным.
Фактические ошибки отсутствуют.
Допускается наличие 1–2 речевых недочётов.

Оценка «4» (четыре) ставится за сочинение, достаточно полно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала, хорошо выстроенное композиционно, логичное и последовательное по изложению, написанное в соответствии с нормами литературного языка и выдержанное в стиле, соответствующем выбранной теме. Цитирование должно быть полным и правильным. Могут отмечаться незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей.
Допускаются 1–2 неточности по содержанию, не более 2 речевых недочётов, 2 орфографических, пунктуационных или стилистических ошибок.

Оценка «3» (три) ставится за сочинение, раскрывающее тему в целом, но обнаруживающее при этом неполноту, односторонность её раскрытия или некоторые отклонения от темы, а также неточности в изложении фактического материала. Может отмечаться недостаточность цитирования, слабость аргументирования. Словарь беден и не отличается разнообразием, речь недостаточно выразительна.
Допускается не более 4 орфографических, 4 пунктуационных и 3–4 стилистических ошибок. Также учитываются речевые недочёты.

Оценка «2» (два) ставится за сочинение, в котором тема не раскрыта или не соответствует вынесенной в заглавие, обнаруживается незнание художественного текста и дополнительного критического материала. В основе сочинения лежит пересказ, а не анализ. Нарушается последовательность изложения мыслей.
Допущено много фактических неточностей. Написано сочинение без соблюдения норм литературного языка, с использованием бедного словаря и упрощённого синтаксиса.
Сочинение, в котором имеется более 8–9 орфографических и пунктуационных ошибок, даже в том случае, если тема раскрыта, оценивается на «2» (два).

Образец сочинения

«ВОСЛЕД РАДИЩЕВУ ВОССЛАВИЛ Я СВОБОДУ…»
(ПО СТРАНИЦАМ ИЗУЧЕННЫХ СТИХОТВОРЕНИЙ А. С. ПУШКИНА)


Наиболее яркие стихи Пушкина, на мой взгляд,— это ода «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня». Позднее Пушкин ставил себе в особую заслугу, что он «восславил свободу» вслед за Радищевым. И действительно, в первых послелицейских стихотворениях великий поэт поднимает главные радищевские темы — темы борьбы против самодержавия и крепостничества. В политическом отношении пафос стихотворения Пушкина умереннее обличительной силы радищевского «Путешествия из Петербурга в Москву» и его революционной оды «Вольность», но в художественном смысле они стоят неизмеримо выше.

У Пушкина «Вольность» — это программное произведение. Если в лицейских стихах излюбленный мотив — бегство от городского шума на лоно природы, от светской суеты — «в край мысли и вдохновенья», то теперь он хочет разбить «изнеженную лиру», бежать от уединения. Теперь он хочет «воспеть свободу миру, на тронах поразить порок». В оде нашли отражение ранние взгляды дворянских революционеров на власть, народ и закон. Главная мысль оды в том, что свобода возможна и в условиях монархического государства, если царь и народ строго выполняют законы:

Владыки! вам венец и трон
Даёт Закон — а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.

Поэт считает, что если законы нарушаются царями-тиранами, то такие монархи гибнут; если законы нарушает народ, он становится рабом. Наиболее сильное впечатление производят строки, где Пушкин призывает рабов пробудиться, воспрянуть, осознать свои права и отомстить тиранам. На мой взгляд, ода «Вольность» — блестяще написанное свободолюбивое произведение, проложившее путь декабристским идеям.

«К Чаадаеву» — одно из наиболее популярных произведений Пушкина периода 1817—1820 годов. Оно обращено к одному из самых близких друзей Пушкина. Стихотворение впечатляет своей страстностью, восторженностью, политическим темпераментом, юношеским воодушевлением. Первые четыре строки — прощание с либеральными юношескими иллюзиями и надеждами на обновление общества: исчезли «юные забавы, как сон, как утренний туман». Что же осталось от тех дней? Ничего. Ни «любви», ни «надежды», ни «тихой славы».

Заключительные строки стихотворения призывают к действию — освобождению от самовластья. И этот подвиг, по мнению Пушкина, обеспечит более прочную славу, чем «тихая слава» поэта, воспевающего любовь.

Трагедия 14 декабря 1825 года потрясла поэта. Долгое время он вообще не мог сочинять лирических стихов. В творчестве Пушкина, конечно, не могли не отразиться перемены, которые произошли в настроении общества после разгрома восстания декабристов. Но его лирика не утратила своего вольнолюбия.

В 1827 году Пушкин создаёт горячее, исполненное глубокого сочувствия послание к томящимся «во глубине сибирских руд» декабристам. Вдохновлённый подвигом жён декабристов, многие из которых добились разрешения поехать вслед за своими мужьями, поэт стремится вдохнуть «бодрость и веселье» в сердца своих друзей, вселить в них надежду на то, что «темницы рухнут», убедить их в великом историческом значении их дела: «Не пропадёт ваш скорбный труд и дум высокое стремленье».

Пушкин органично сочетал в своей поэзии правду с красотой. Но красота не являлась в его творчестве эстетическим украшением жизни, не привносилась в неё извне, а рождалась в ней самой. Поэт создал величайшие образцы художественности, красоты, но основным принципом его эстетики была правда.

Следующий урок: Урок 13. М. Ю. Лермонтов: личность, судьба, этапы творческого пути. >>>



1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

 

 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика