М. Ю. Лермонтов: личность, судьба, этапы творческого пути. Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
М.Ю.Лермонтов в ментике
лейб-гвардии Гусарского полка.
Портрет работы П.Е.Заболотского. 1837.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 

Урок 13. М. Ю. Лермонтов: личность, судьба, этапы творческого пути. Раннее творчество, начало поэтической славы

Урок 14. Компаративный анализ образов лирических героев в поэзии Дж. Г. Байрона и М. Ю. Лермонтова

Урок 15. Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова

Урок 16. Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова

Уроки 17-18. Философские мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова

Урок 19. Урок внеклассного чтения. Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова

Урок 20. Урок внеклассного чтения. М. Ю. Лермонтов. «Маскарад» как романтическая драма. Конфликт героя со светским обществом

Урок 21. Развитие умений работы над текстом художественного произведения. Обучение написанию реферата на литературную тему (по творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова)

Уроки 22-23. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова


УРОК 13
М. Ю. Лермонтов: личность, судьба,
этапы творческого пути.
Раннее творчество, начало поэтической славы

Цель:

познакомить учащихся с мировоззрением, идеалами автора в юности, его нравственным и творческим выбором; показать трагизм судьбы поэта, заключающийся в неприятии им реального мира; выявить сходство судьбы М. Ю. Лермонтова с судьбой А. С. Пушкина; совершенствовать умения проникать в подтекст лирического стихотворения; совершенствовать навыки выразительного чтения; эстетически и нравственно воспитывать учащихся.

Оборудование:
учебник, портрет М. Ю. Лермонтова, тексты стихотворений, раздаточный материал для работы в группах, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока:
усвоение новых знаний и формирование умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают о жизни и творчестве поэта, используя знания, полученные в предыдущих классах; принимают участие в беседе и принимают участие в сопоставительной работе в группах; выразительно читают стихотворения М. Ю. Лермонтова.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Анализ контрольных сочинений
2. Вводная беседа


• Вспомните, когда вы впервые познакомились с творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова. Какое впечатление произвели на вас его произведения?
• Какой факт из жизни М. Ю. Лермонтова вы бы назвали самым ярким? Почему?
• Какие поэтические произведения поэта запомнились вам из программы по литературе предыдущих классов? Почему?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Время, когда Лермонтов вошёл в литературу, было тяжёлым. «Понадобилось не менее десятка лет, чтобы человек мог опомниться в своём горестном положении порабощённого и гонимого существа. Людьми овладело глубокое и всеобщее уныние…» — писал А. И. Герцен. Он имел в виду время, наступившее после 14 декабря 1825 года — восстания декабристов.

В русской литературе того периода происходят заметные изменения. Постепенно уходит в прошлое поэзия пушкинской поры с её верой в конечное торжество разума, просвещения, с её стремлением к ясности и точности поэтического языка. Появляется новый тип психологической и философской лирики с подчёркнутой склонностью к самоанализу, к осмыслению всеобщих законов природы и бытия.

Говоря о произведениях М. Ю. Лермонтова, В. Г. Белинский очень проницательно заметил, что в них «нет уже надежды, они поражают душу читателя безотрадностию, безверием в жизнь и чувства человеческие при жажде жизни и избытке чувства… Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни, но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце… Да, очевидно, что Лермонтов — поэт совсем другой эпохи и его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества…»

IV. Работа над темой урока

1. «Под сенью дружных муз»:
работа с портретом М. Ю. Лермонтова
(размещён на доске)
и сонетом В. Я. Брюсова

У ч и т е л ь.
Вглядимся в портрет поэта. Молодой красивый человек: высокий лоб, умные, но печальные глаза. Послушайте сонет В. Я. Брюсова «К портрету М. Ю. Лермонтова» — один из стихотворных «портретов» Лермонтова, созданный на рубеже XIX и XX вв. В этом стихотворении, быть может, наиболее отчётливо выразилось ощущение противоречивости, изменчивости, загадочности духовного облика поэта.

(Чтение сонета подготовленным учащимся.)

Казался ты и сумрачным и властным,
Безумной вспышкой непреклонных сил;
Но ты мечтал об ангельски прекрасном,
Ты демонски-мятежное любил.

Ты никогда не мог быть безучастным,
От гимнов ты к проклятиям спешил,
И в жизни верил всем мечтам напрасным:
Ответа ждал от женщин и могил!

Но не было ответа. И угрюмо
Ты затаил, о чём томилась дума,
И вышел к нам с усмешкой на устах.
И мы тебя, поэт, не разгадали,
Не поняли младенческой печали
В твоих как будто кованых стихах!

2. Слушание «Литературной визитки»
о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова

(с привлечением знаний, полученных в предыдущих классах)

(Учащиеся составляют хронологическую таблицу жизни и творчества М. Ю. Лермонтова в тетрадях.)

3. Знакомство с мировоззрением, идеалами
юного поэта, его нравственным и творческим выбором

1) Сообщение учителя

— Уже в ранней лирике Лермонтова отчётливо проступает романтическое противопоставление идеала и действительности. В реальном мире поэт, преданный идеалам добра и красоты, оказывается непонятым, ненужным и одиноким.

Джордж Гордон Байрон — величайший английский поэт-романтик — оказал огромное влияние на творчество Лермонтова. Впрочем, увлечение этой свободолюбивой личностью было характерно для всего поколения, к которому принадлежал юный поэт. Лермонтову же знакомство с творчеством и судьбой Байрона помогло не только осознать общественную ситуацию, требующую от интеллигенции сохранения идей либерализма в условиях наступившей реакции, но и заставляло задуматься о выборе своего места в жизни.

В 1832 г. поэт пишет стихотворение «Нет, я не Байрон…», ставшее его визитной карточкой. Подчёркивая своё сходство с английским поэтом («как он, гонимый миром странник»), Лермонтов чётко обозначает и принципиальное отличие: «но только с русскою душою…».

Мысль о высоком предназначении поэта — «неведомого избранника» — постоянно присутствует в раннем творчестве Лермонтова. Он чувствует себя обязанным рассказать миру о своих сомнениях и тревогах. Он избран для этого, такова его миссия, и выполнить выпавшее на его долю предназначение он считает святой обязанностью и долгом. Только ему одному дано это осуществить:

Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я — или Бог — или никто!

Выразительное чтение учащимися наизусть
стихотворения «Нет, я не Байрон…»


— Уже в самом начале творческого пути Лермонтова в его лирике возникают мотивы, связанные с жаждой активного действия, борьбы.

В стихотворении, которое так и называется, «Желание» («Зачем я не птица, не ворон степной…», 1831),— отразились семейные предания о шотландском происхождении рода Лермонтовых. Заветное желание поэта — «одну лишь свободу любить». Однако стремление полететь, подобно свободной птице, туда, «Где цветут моих предков поля», оказывается тщетной мечтой. Так возникают характерные для поэта мотивы одиночества, противостояния чуждому миру.

Выразительное чтение
заранее подготовленным учащимся
наизусть стихотворения «Желание»

2) Аналитическая беседа


• В стихотворении нашли отражения сведения о родословной Лермонтова, по отцовской линии восходящей к шотландским предкам. Какое художественное осмысление получили эти сведения в данном поэтическом произведении?

• Почему лирический герой стихотворения проводит параллель между собой и вороном?

• Найдите в образе лирического героя характерные черты романтического персонажа.

3) Продолжение сообщения учителя

— А через несколько лет эту мятежную энергию вдруг сменяет усталая жажда тишины:

Горные вершины
Спят во тьме ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты.
(«Из Гёте», 1840)

Может быть, это разность настроений начала и конца жизни? Но нет, всюду у Лермонтова эти противостояния, соседствующие порой и в одном времени.

Вот юношеское «Я жить хочу, хочу печали…» (1832), где Лермонтов готов принять жизнь с её страданиями, трагическими потрясениями,— и стихотворение «И скучно, грустно…» (1840), где в жизни не останется вещей не презираемых.

Вот «Молитва» (1832), в которой запечатлена редкая минута счастья, доверия, свободного дыхания. Но следом Лермонтов пишет «Благодарность» (1840), где гневно и судорожно отбрасывает даже возможность «святой прелести». Демонический сарказм, вызов Богу, а не нежное растроганное благодарение. И какую бы сторону жизни мы не взяли — всюду у Лермонтова видна эта полярность отношения, почти взаимоисключающие чувства.

4. «Начало поэтической славы»:
аналитическая работа с текстом
стихотворения «Смерть поэта»

(история создания, выразительное чтение, анализ стихотворения)

1) Слушание сообщения
заранее подготовленного учащегося
об истории создания стихотворения

2) Выразительное чтение наизусть
заранее подготовленным учащимся
стихотворения «Смерть поэта»

3) Аналитическая беседа


• Как в стихотворении выражены любовь Лермонтова к Пушкину и горечь утраты? Определите оттенки авторского чувства.

• Какие черты Пушкина — человека и поэта — воссоздал Лермонтов в стихотворении?

• Почему Лермонтов назвал своё стихотворение не «Смерть Пушкина», а «Смерть поэта»?

• Некоторые строки стихотворения навеяны поэзией Пушкина. Какие именно? Какие пушкинские образы использовал Лермонтов? В чём заключается их новое содержание в данном произведении?

• «Погиб поэт!» — этими словами начинается стихотворение Лермонтова. Затем он ещё несколько раз повторяет горькую весть, но каждый раз говорит об этом иначе:

• «…Пал, оклеветанный молвой…»;
• «…и убит! Убит!»;
• «…Угас, как светоч, дивный гений…»;
• «…И он убит — и взят могилой…»;
• «…И умер он…»;
• «…Приют певца угрюм и тесен…».

• Какие чувства поэта отражаются в часто повторяемых словах о гибели Пушкина?

• Чем отличается интонация последних 16 строк от интонации предыдущих строк стихотворения «Смерть поэта»?

• Имел ли основание современник Лермонтова назвать его стихи «воззванием к революции»? О каком суде идёт речь в заключительной части стихотворения?

4) Сопоставительная работа в группах (3 группы)
Задания для групп


• Сопоставьте три отрывка стихотворения «Смерть поэта», рисующие виновников гибели поэта:
«Убит!.. к чему теперь рыданья» — до слов: «Увял торжественный венок»;
«Его убийца хладнокровно…» — до слов: «На что он руку поднимал!»;
«А вы, надменные потомки…» — до конца стихотворения.

• Как раскрывается в этих отрывках нравственный облик людей света?

• Найдите слова, особенно ярко их характеризующие. Как постепенно меняется авторская интонация?

5) Постановка и решение
проблемного вопроса
(работа в парах)

• Многие современники оценили стихотворение «Смерть поэта» как гражданский подвиг М. Ю. Лермонтова. Подтвердите это фактами из биографии поэта.

• Пушкин и Лермонтов: какие страницы их произведений вам кажутся близкими, а в каких — больше различия, чем сходства?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Заключительное слово учителя


— Итак, сегодня на уроке мы убедились, что М. Ю. Лермонтов, по словам В. Г. Белинского,— «поэт совсем другой эпохи», «его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества».

2. Заполнение итоговой таблицы
• Прочтите названия стихотворений и определите мотивы лирики поэта, выраженные в этих поэзиях.
Основные мотивы лирики Лермонтова
Мотивы
Стихотворения
Жажда свободы, вольности, борьбы
«Парус», «Узник», «Пленный рыцарь»
Осмысление судьбы своего поколения
«Дума»
Разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром
«В минуту жизни трудную», «И скучно, и грустно», «Горные вершины», «Выхожу один я на дорогу»
Призвание поэта и высокое предназначение поэзии
«Поэт», «Пророк»
Критика самодержавия и светского общества
«Прощай, немытая Россия», «Смерть поэта», «1 января»
Любовь
«Я не унижусь пред тобой…»
Народ и Родина
«Родина», «Бородино»


VI. Домашнее задание

1. Написать эссе «Что нового я открыл для себя в лирике и в личности М. Ю. Лермонтова».

2. Опережающее задание
Подготовить сообщение «Байрон и Лермонтов (2 учащихся): что объединяет и чем отличаются судьба и творчество этих поэтов» (по книге П. А. Висковатого «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество»).

Следующий урок: Урок 14. Компаративный анализ образов лирических героев в поэзии Дж. Г. Байрона и М. Ю. Лермонтова >>>



1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

 
Пересечение Садовой и Инженерной улиц.
На переднем плане здание, построенное
в 1824–1826 гг. по проекту А.А.Михайлова для Комендантского
управления – Ордонансгауза (Садовая ул. 3).
В 1840 году сюда за дуэль с французским послом де Барантом был
заключён М. Ю. Лермонтов.
Сейчас здесь располагается военная комендатура.

 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика