И. Э. Бабель. «Конармия»: трагическая правда о Гражданской войне. Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
И. Э. Бабель.
Фото. Начало 1930-х годов
 
Бабель И. Э.
Конармия

("Литература")
 
 
 
 
 
 
УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ
 
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20-х гг. XX в.

ИСААК ЭММАНУИЛОВИЧ БАБЕЛЬ
(1894 — 1940)

1 ЧАС

Уроки литературы в 11 классе[1]


УРОК № 38
Тема.
Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х гг. XX в.
И. Э. Бабель. «Конармия»:
трагическая правда о Гражданской войне


Цель: формировать у учащихся объективное представление о событиях Гражданской войны, отражённых в произведениях русской прозы 1920-х гг.; ознакомить учащихся с творчеством И. Э. Бабеля и своеобразием его писательской манеры; ввести в мир сборника новелл «Конармия», дать разъяснения о своеобразии композиции и образной структуры этого произведения; развивать умение литературоведческого анализа текста в единстве его формы и содержания; воспитывать нравственное неприятие насилия, понимание ценности человеческой жизни, свободы, ощущение богатства и красочности «прекрасного и яростного» мира.
Оборудование: сборник рассказов И. Э. Бабеля «Конармия», иллюстративный материал по теме урока, аудиозапись «Марша Будённого» Д. Я. Покрасса, раздаточный материал.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о событиях Гражданской войны, отражённых в произведениях русской прозы 1920-х гг., о творчестве И. Э. Бабеля и своеобразии его писательской манеры; анализируют новеллы из сборника рассказов «Конармия», дают разъяснения о своеобразии композиции и образной структуры этого произведения.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа


• Что в пёстрой, многообразной картине литературной жизни 1920-х гг. показалось вам особенно интересным?
• Какие произведения, созданные в это время (из опубликованных тогда же или долго не издававшихся), стали своеобразным документом эпохи?
• Какие произведения, на ваш взгляд, представляют наибольшую художественную ценность?
• Какие течения, группировки в литературе 1920-х гг. были связаны с художественными исканиями русского модернизма?
• Какие литературные группировки и объединения в литературе 1920-х гг. были связаны с советской властью, «пролетарской литературой»?

2. Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Начало XX в. явилось переломной эпохой в судьбе России. Революция, Гражданская война изменили не только социально-политическую обстановку в стране, они сильно повлияли на мысли, настроения людей. Многие потеряли веру, опору в жизни. Всё вокруг перевернулось с ног на голову. Человеку трудно было ориентироваться в безумном мире, где старые, существовавшие на протяжении столетий ценности разрушены, а новые ещё не утверждены. Каждого затронули революционные события, и поэтому естественным было желание осмыслить происходящее.

Большинство писателей не могли не отразить случившееся в своих произведениях, потому что сами часто являлись участниками революций, свидетелями коренных изменений. Как творческие личности, они стремились дать оценку сложившейся в стране ситуации, когда были подняты многочисленные проблемы, когда люди оказались разделёнными на два лагеря и их отношения стали строиться на основе выработанных новой эпохой законов, по принципу классовой ненависти и неприятия инакомыслящих.

Отечественные писатели, отразившие в своих произведениях события 1918–1920 гг., создали ряд жизненных, реалистичных и ярких образов, поставив в центр повествования судьбу Человека и показав влияние войны на его жизнь, внутренний мир, шкалу норм и ценностей.

Каждый писатель по-своему относился к происходящим событиям: кто-то писал на злобу дня, выполняя социальный заказ, прославляя новые ценности; кто-то, продолжая традиции «Золотого века», желал сохранить русскую культуру, оценивая революцию с точки зрения вечных истин: добра и зла, справедливости, любви…

IV. Работа над темой урока

1. Работа над идейно-художественным содержанием
сборника рассказов И. Э. Бабеля «Конармия»

А) Слушание «Литературной визитки»
о жизни и творчестве И. Э. Бабеля
,
об истории создания сборника новелл «Конармия»[2] (2 учащихся)

Исаак Эммануилович Бабель (настоящая фамилия Бóбель) — русский писатель. Родился в Одессе. Начало века было временем общественных беспорядков и массового исхода евреев из Российской империи. Сам Бабель выжил во время погрома 1905 г. (его спрятала христианская семья), а его дед был одним из 300 убитых евреев.

Свободно владея идиш, русским и французским, Бабель первые свои произведения писал на французском, но они до нас не дошли. Первые рассказы на русском Бабель опубликовал в журнале «Летопись». Затем, по совету Максима Горького, «ушёл в люди» и переменил несколько профессий.

В 1920 г. был бойцом и политработником Конной армии. В 1924 г. опубликовал ряд рассказов, позднее составивших циклы «Конармия» и «Одесские рассказы». Бабель сумел мастерски передать на русском языке стилистику литературы, созданной на идиш (особенно это заметно в «Одесских рассказах», где местами прямая речь его героев является подстрочным переводом с идиш).

Советская критика тех лет, отдавая должное таланту и значению творчества И. Э. Бабеля, указывала на «антипатию делу рабочего класса» и упрекала его в «натурализме и апологии стихийного начала и романтизации бандитизма».

Писатель и критик Виктор Борисович Шкловский однажды заметил, что Бабель был единственным из писателей, кто сохранил в революции «стилистическое хладнокровие». Он и в самом деле не дал увлечь своё слово ни поверхностно-романтическому пафосу, ни отчаянью потерь. Образ автора в произведениях Бабеля — это почти всегда образ свидетеля и летописца. Но иногда и у него возникало желание непосредственно вмешаться в события, что-то конкретное предпринять, предложить, исправить.

Общечеловеческое, вечное, родительское — это и есть тот угол художественного зрения, под которым автор смотрит на события революции и Гражданской войны. Ликование и надежда, связанные с рождением новой эры, тесно переплетаются с ужасом перед пролитием крови, перед тем, что «революция не может не стрелять…»

В 1920 г. Бабель служил в Первой Конной армии под командованием Семёна Михайловича Будённого и стал участником Советско-польской войны 1919– 1921 гг. Всю кампанию Бабель вёл дневник («Конармейский дневник», 1920), который послужил основой для сборника новелл «Конармия», где насилие и жестокость красноармейцев сильно контрастируют с интеллигентностью автора-повествователя Кирилла Лютова.

Трагически сложилась судьба произведений И. Э. Бабеля. Молодой интеллигент после выхода в свет книги новелл «Конармия» вызвал гнев самого командующего армией. Будённый увидел в книге клевету на красноармейцев.

В мае 1939 г. Бабель был арестован по обвинению в «антисоветской заговорщической террористической деятельности» и расстрелян 27 января 1940 г. В 1954 г. посмертно реабилитирован.

Наследие репрессированного И. Э. Бабеля в чём-то разделило его судьбу. Его начали снова печатать лишь после посмертной реабилитации, в 1960-х гг.

Б) Вводно-ориентировочная беседа

• Кто является действующими лицами этих произведений?
• Что вы знаете о воинском соединении, вошедшем в историю под названием Первая Конная?
• Что является основной темой всего сборника новелл «Конармия»?

Исторический глоссарий.
Первая конная армия (Конармия) — высшее оперативное объединение (Конная армия) кавалерии Красной Армии (первое в мире), созданное во время Гражданской войны в России 1918–1920 гг. Являлось основным мощным и манёвренным средством в руках фронтового и Главного командования для решения оперативно-стратегических задач.

Боевая деятельность.
Первая Конная армия сыграла большую роль в разгроме белогвардейцев и интервентов. В рядах Первой Конной сражались многие впоследствии видные военачальники: С. М. Будённый, К. Е. Ворошилов, С. К. Тимошенко, И. Х. Баграмян, П. С. Рыбалко, А. А. Гречко и др.

В) «Под сенью дружных муз…»:
прослушивание аудиозаписи
«Марша Будённого» Д. Я. Покрасса

Искусствоведческий глоссарий.

Дмитрий Яковлевич Покрасс — советский музыкант и композитор. В 1919–1921 гг. служил в Первой конной армии. В честь занятия Ростова Первой конной армией написал песню, получившую всенародную известность,— «Марш Будённого» (1920, сл. А. Д’Актиля).
Возможно, именно этот марш в оригинале назывался «Марш красных конников» с припевом «Веди же, Фрунзе, нас, веди, Будённый!». Изменение текста могло произойти после того, как в 1925 г. Ворошилов был назначен наркомом по военным и морским делам.
В художественном фильме «Возвращение броненосца» (время действия — 1925 г.) герои поют старую версию марша. А в поэме Маяковского «Хорошо!» (1927) цитируется уже фрагмент с упоминанием имени Ворошилова и страны СССР.

2. Аналитическая работа с текстами новелл
из сборника «Конармия»

1) Анализ новеллы «Переход через Збруч»

а) Беседа


• Какую роль в новелле играет первый абзац?
• Как автор вводит мотив смерти?
• Какой неожиданный ход предпринимает автор в своём произведении, чтобы привести читателя к собственным взглядам? Для чего нужно автору подобный поворот действия?
• Какие нравственные проблемы поднимает автор в новелле?
• Внимательно прочтите последний абзац: к кому обращены слова женщины?
• Каков смысл названия новеллы?

б) «Умники и умницы»:
постановка и решение проблемного вопроса

(работа в парах, с раздаточным материалом)

• Выберите из предложенных стихотворных цитат ту, которая, по-вашему, наиболее соответствует эмоциональному фону произведения, его идее и вашим собственным впечатлениям и ощущениям. Запишите в тетрадь, аргументируйте свой выбор.

1. «И от судеб защиты нет» (А. С. Пушкин).
2. «Россия! Встань и возвышайся!» (А. С. Пушкин)
3. «Я так измучен, оглушён
Всей жизнью дикой и нестройной» (А. Н. Апухтин).
4. «Сама ты горька и полита слезами, Родная земля!» (А. Н. Апухтин)
5. «О, тщетной ненависти пламень!» (И. А. Бунин)
6. «Я смотрю на людей исподлобья:
Видно, в школу любви
Ни единый из них не ходил» (Б. А. Чичибабин).
7. «Там, где царит насилие,— царит горе и льётся кровь» (В. С. Гроссман).
8. «А ад я видел на земле…» (Саша Чёрный)
9. «В годину смут, унынья и разврата
Не осуждай заблудшегося брата» (А. А. Голенищев-Кутузов).

2) Анализ новеллы «Измена»

а) Беседа


• В какой форме написана новелла?
• Что составляет особенность речи героя, каков его психологический облик?
• Что послужило поводом для написания объяснительной записки?
• Что представляет в новелле основной интерес: сами события или что-то другое?
• В чём же заключается измена? Почему героя возмущают самые простые и, казалось бы, ничем революции не противоречащие события?
• В чём заключается внутренний трагизм этой новеллы?

б) Обобщение учителя

— Как же изменено, искалечено сознание людей, если они совершенно потеряли способность верно оценивать ситуацию и вести себя в соответствии с ней! Война, классовый и партийный подход к людям, требование постоянной бдительности совершенно отравили сознание людей. Любую самую обыденную житейскую ситуацию они трактуют с точки зрения классового подхода.

В мире вне войны такие люди жить просто не могут. Если нет реального врага, его придумывают. И это становится официальной линией: постоянные маниакальные поиски врага, стремление проводить военную тактику и политику в мирной жизни. Всё население одурманивалось в этом духе. И власти нужны были именно такие люди, люди с изменённым сознанием, с навсегда искалеченными войной душами. Вот каков страшный смысл названия новеллы «Измена».

3) Анализ новеллы «Соль»

а) Беседа


• Как вы относитесь к герою в начале повествования?
• Как характеризуется женщина-мешочница? Почему она в критический момент говорит о том, что солдаты «за Расею не думают»?
• Никита долго ей отвечает. Для кого он говорит и о чём?
• Перескажите последнюю сцену новеллы не с точки зрения солдата, а с точки зрения, например, железнодорожного стрелочника, случайного свидетеля происшествия (этого персонажа нет в новелле). Что изменилось?

б) Обобщение учителя

— Новеллы «Соль» и «Измена» связаны одним действующим персонажем, рассказывающим о произошедших с ним событиях; одним стилевым узором — смешение разных стилей, изломанность языка. В новелле «Соль» герой обманут в своих лучших чувствах, причём именно тогда, когда он проявил сострадание, заботу о слабом. Кому же теперь верить? Он убил женщину, но это не холодное, расчётливое убийство, а, на его взгляд, способ восстановить пошатнувшийся мир.

Здесь Балмашев ещё способен верить людям, но его вера уже пошатнулась. В «Измене» для него уже врагами являются все, кто думает и ведёт себя иначе, чем он и его боевые товарищи. Образ Никиты — это предупреждение о страшной опасности: болезни, что разъедает душу человека, который ради какой-то идеи отказался от привычных нравственных норм, от любви и сострадания — обычных человеческих чувств. Ушло доверие к людям — пришёл страх, ожидание предательства.

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

Обобщающая беседа


• Что объединяет новеллы «Конармии» И. Э. Бабеля в единое целое?
• Расскажите об образе повествователя. Кто послужил его прототипом?
• Официальная критика увидела в «Конармии» «контрреволюционную направленность». Почему книга была так оценена?

VI. Домашнее задание

Опережающие задания (2 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве Е. И. Замятина. Сообщение об истории создания романа-антиутопии «Мы».
Знать содержание романа-антиутопии Е. И. Замятина «Мы».

Следующие уроки: Урок № 39. Социальная антиутопия в прозе 20-х гг. XX в. Роман-антиутопия Е. И. Замятина «Мы» >>>



1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

2. «Конармия» – сборник рассказов, объединенных темой гражданской войны и основанных на дневнике, который И. Бабель вёл на службе в 1-й Конной армии, под командованием Семёна Будённого во время Советско-польской войны 1920 года.
В 1926 г. отдельные рассказы конармейского цикла, публиковавшиеся в газетах и журналах, не просто были собраны под одной обложкой, но составленная из разных звеньев «Конармия» превратилась в целостное, единое произведение.
В периодике раньше других был напечатан рассказ «Письмо» – 11 февраля 1923 г., в «Известиях Одесского губисполкома, Губкома КП(б)У и Губпрофсовета». Затем на страницах той же газеты, как было обещано в редакционном примечании к «Письму», появились новеллы: «Костел в Новограде» (18 февраля); «Учение о тачанке», «Кладбище в Козине» и «Грищук» (23 февраля). В 1923–1924 гг. их публикация в одесских «Известиях» и приложениях к ним была продолжена.
С конца 1923 г. рассказы, вошедшие впоследствии в «Конармию», печатались на страницах московских журналов. И в Одессе, и в Москве большая их часть выходила под рубрикой или с подзаголовком «Из книги “Конармия”». 13 марта 1926 г., почти накануне выхода отдельного издания, в ленинградской «Красной газете» с подзаголовком «Неизданная глава из книги “Конармия”» была опубликована «Измена».
Однако с самого начала Бабелем была задумана книга. Выход «Конармии» планировался в Госиздате еще в 1924 г., а первым ее редактором стал Д.А. Фурманов. Основной корпус «Конармии» состоит из 34 рассказов (по книге 1926 года). Есть также четыре рассказа, примыкающие к циклу («Грищук», «Их было девять», «Аргамак» и «Поцелуй»). «Грищук» был опубликован единственный раз и в книгу не включался, новелла «Их было девять» осталась только в рукописи, «Аргамак» в 1933 г. был присоединен Бабелем к основному блоку книги, «Поцелуй» напечатан в 1937 г., после выхода последнего прижизненного сборника писателя.
Развитие отношений Лютова с казаками идет то по восходящей, то по нисходящей линии. Вначале Лютов «побеждает», т.е. входит в среду красноармейцев («Парень нам подходящий»,– сказал о Лютове один из них в рассказе «Мой первый гусь», а, получив тачанку и повозочного, он «перестал быть парией среди казаков» («Учение о тачанке»). Но уже в рассказе «Смерть Долгушова» Лютов вновь становится чужим, не сумев выстрелить в умирающего Долгушова (и называет ранее превозносимую тачанку «глупой»: «Грищук со своей глупой тачанкой...»). В новелле «Вечер» герой признается Галину: «...я устал жить в нашей Конармии». В «После боя» вначале начподив шесть Виноградов поручает Лютову собрать разбегающихся бойцов («– Лютов, – крикнул он, завидев меня, – завороти мне бойцов, душа из тебя вон!..»), что свидетельствует об определенном его статусе и положении в Конармии. Затем же Акинфиев упрекает Лютова в том, что он «в драке путается, а патронов в наган не залаживает», а самому Лютову приходится вымаливать «у судьбы простейшее из умений – уменье убить человека». (вернуться)

 
 
Греков М. Б. Трубачи Первой Конной армии. 1934 г.
Государственная Третьяковская галерея
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Обложка второго издания (1927)
 
 
Фадеев А. А.
Разгром

("К уроку литературы")
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика