История создания, проблемы, жанр, композиция романа «Мастер и Маргарита». Уроки литературы в 11 классе
Литература
 
 Главная
 
М. А. Булгаков.
Фотография, 1928 г.
 
 
 
 
 
 
МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ БУЛГАКОВ
(1891 – 1940)

5 ЧАСОВ

Уроки литературы в 11 классе[1]


Урок № 47. М. А. Булгаков: жизнь, творчество, личность. Киев в жизни М. А. Булгакова. Мастерство Булгакова-сатирика, Булгакова-драматурга

Урок № 48. М. А. Булгаков. История создания, проблемы, жанр, композиция романа «Мастер и Маргарита». Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами. Москва и москвичи. Воланд и его свита

Урок № 49. М. А. Булгаков. «Люди как люди» в романе «Мастер и Маргарита». Трагическая любовь героев романа в конфликте с окружающей пошлостью

Урок № 50. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Проблема творчества и судьбы художника. Тема совести

Урок № 51. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Обобщающий урок. «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине» (М. М. Пришвин)


УРОК № 48
Тема.
М. А. Булгаков. История создания, проблемы, жанр, композиция романа «Мастер и Маргарита». Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами. Москва и москвичи. Воланд и его свита

Цель:
ознакомить учащихся с творческой историей романа «Мастер и Маргарита»; определить особенности композиции и жанра произведения, проблематику романа; выявить влияние жанрового и композиционного своеобразия на систему образов в романе; показать, как самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности; развивать навыки анализа, систематизации фактического материала, аргументации выводов; воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.
Оборудование: портрет М. А. Булгакова, текст романа «Мастер и Маргарита», иллюстрации к роману.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание романа; отмечают особенности его композиции; формулируют проблемы, поднятые писателем; комментируют фрагменты текста, относящиеся к библейской сюжетной линии; анализируют текст, в котором художественно представлена эпоха гигантского социального эксперимента 20–30-х гг. XX в.; раскрывают значение фантастических и сатирических приёмов изображения (принимают участие в диалоге); делают выводы о философском смысле произведения.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа


• В современном литературоведении реализм Булгакова называют странным, магическим, гротескным. Какой видится вам булгаковская концепция мира и человека?
• Как сочетаются в художественном мире писателя традиции реализма и романтизма с исканиями писателей XX в.?

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Древняя Иудея. Понтий Пилат говорит с бродячим философом. О чём они беседуют? Как меняется отношение жестокого прокуратора к арестованному возмутителю спокойствия в Ершалаиме? Что удивительного происходит с палачом по отношению к жертве?

Этот разговор состоялся в начале нашей эры. Но почему мы с неослабевающим волнением и неподдельным интересом следим за диалогом двух людей? Наверное, потому, что они говорят о вечных проблемах человечества, поднимают вневременные вопросы. Недаром Понтий Пилат почти 2000 лет томится в одиночестве, наказанный памятью человечества. 12 тысяч лун он мечтает договорить с Иешуа, арестованным бродячим философом. За 12 тысяч месяцев он так и не нашёл ответа на вопрос, который мучает его: что такое истина? Сегодня на уроке мы попробуем найти ответ на этот вопрос, приоткрыв дверь в роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя


— Роман «Мастер и Маргарита» не был напечатан при жизни автора. Современники вспоминают, что во время чтения романа Булгаков высказывал желание подать его на рассмотрение, однако в ту пору всем окружавшим писателя его намерение казалось фантастичным и даже опасным, да и сам разговор об этом мог быть просто проверкой реакции знакомых и близких людей.

Перед самой смертью писатель почти потерял речь, понимали его лишь самые близкие люди. Однажды, когда он был особенно неспокоен, Елена Сергеевна (жена писателя) наугад спросила: «Мастер и Маргарита?». Он, страшно обрадованный, сделал знак головой, что «да, это». И выдавил из себя два слова: «Чтобы знали, чтобы знали». Именно тогда Е. С. Булгакова поклялась мужу издать роман. В её дневнике с 6 на 7 марта записано: «Я сказала ему наугад…— Я даю тебе честное слово, что перепишу роман, что я подам его, тебя будут печатать…» Своё обещание она выполнила: роман был перепечатан ею на машинке с учётом предсмертной правки в том же 1940-м — в год смерти Булгакова, и позже — в 1963 г.

Итак, 30-е гг. XX в.— время массовых репрессий, эпоха, когда любое проявление свободы мысли и слова жестоко каралось. Но именно тогда М. А. Булгаков начал работать над главным произведением своей жизни. Какова же история создания этого романа? Об этом вы узнаете из рассказа ваших одноклассников. Ваша задача — прослушать сообщения, выделить главное и записать тезисы в тетрадь.

2. Слушание сообщений об истории создания
романа «Мастер и Маргарита»

(см. домашнее задание предыдущего урока)

— В 1928–1929 гг., в один из самых тяжёлых периодов своей жизни М. А. Булгаков почти одновременно приступает к созданию трёх произведений: романа о дьяволе, пьесы под названием «Кабала святош» и комедии, которая вскоре будет уничтожена вместе с начатым романом. Более всего писателя волновал вопрос: что же происходит в России, переживающей «великую социальную революцию», и что ожидает её в будущем? Причём в первую очередь его как истинного художника волновал вопрос о нравственном, духовном состоянии народа.

Первые редакции романа были написаны в 1928–1929 гг. и, как известно, сожжены автором. В письме правительству СССР от 28 марта 1930 года он пишет: «Погибли не только мои прошлые произведения, но и настоящие и все будущие. И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…» Сохранились лишь две тетради черновиков и наброски отдельных глав. Булгаков мучительно искал название для своего романа, неоднократно менял одно на другое. На полях его рукописей сохранились такие варианты названий, как «Гастроль…», «Сын…», «Жонглёр с копытом», «Копыто инженера», «Копыто консультанта», «Он явился» и др. Однако чаще всего встречается «Чёрный маг».

В 1930–1931 гг. писатель пытается возобновить работу над романом, но сильное физическое и психическое переутомление мешает ему. В письме Сталину от 30 мая 1931 года Булгаков объяснял своё состояние: «С конца 1930 г. я хвораю тяжёлой формой неврастении с припадками страха и предсердечной тоски, и в настоящее время я прикончен. Во мне есть замыслы, но физических сил нет, условий, нужных для выполнения работы, нет никаких. Причина болезни моей мне отчётливо известна: на широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он всё равно не похож на пуделя. Со мной поступили, как с волком, и несколько лет гнали меня по правилам литературной садки в огороженном дворе… Причина моей болезни — многолетняя затравленность, а затем молчание».

Осенью 1932 г. М. А. Булгаков вновь возвращается к своему замыслу, и теперь уже окончательно. В роман вводятся новые герои: сначала Маргарита, затем Мастер. Появление в романе образа Маргариты, а вместе с ним темы великой и вечной любви, многие исследователи творчества Булгакова связывают с его женитьбой на Елене Сергеевне Шиловской. Позднее в статье «О пьесе “Бег” и её авторе» она скажет об их знакомстве и предначертанности их соединения: «Это была судьба».

В 1933–1934 гг. без всякой надежды увидеть свой роман напечатанным Булгаков интенсивно работает над рукописью: делает «разметку глав романа», затем «окончательную разметку глав романа». Работа над третьей редакцией в основном завершилась к октябрю 1934 г. Видимо, тогда же писатель осознал всю грандиозность своего творения, потому что 30 октября он начинает работу с заклинания: «Дописать раньше, чем умереть». К 1936 г., после восьми лет работы над романом, Булгаков подготовил шестую полную черновую редакцию.

Переработка текста продолжалась и в дальнейшем: писатель вносил дополнения, изменения, менял композицию, названия глав. В 1937 г. структура романа окончательно сложилась, тогда же появилось название «Мастер и Маргарита».

К 22–23 мая 1938 года Булгаков впервые полностью переписывает роман с установившейся последовательностью глав и начинает диктовать его на машинку, по ходу внося стилистическую правку. Правка романа идёт с небольшими перерывами до последних дней жизни писателя. Правки в текст вносились рукой Елены Сергеевны Булгаковой, но порой, даже перед самой кончиной, почти ослепший, писатель брал в руки карандаш и сам правил текст.

10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. Смыслом жизни его жены стала публикация романа. Она сама перепечатала роман дважды в 1940-м и в 1963 г. и была его первым редактором.

Судьба романа, созданного мастером,— это в какой-то мере и судьба романа М. А. Булгакова, который свой творческий долг видел в том, чтобы возвратить человеку веру в высокие идеалы, в добро и справедливость, призвать его к неутомимому поиску истины. Роман о всепобеждающей силе любви и творчества всё-таки пробился к читателю, как бы подтверждая сокровенную мысль Булгакова: «Рукописи не горят!».

3. Создание и решение
проблемной ситуации

(работа в группах)

1-я группа.
Удалось ли Булгакову, следуя собственному замыслу, отразить в романе «Мастер и Маргарита» эпоху 1930-х гг.? Ответьте на этот вопрос, подтверждая своё мнение цитатами из текста романа.

2-я группа.
Какие художественные средства использовал автор для более яркого и убедительного показа реальной жизни 30-х гг. XX в.?

3-я группа.
М. А. Булгаков назвал своё произведение фантастическим романом. А какое жанровое определение дали бы вы?

4. Слушание сообщения учащегося
о евангельской истории Иисуса Христа и осуждении его на казнь

5. Коллективная сопоставительная работа
(запись на доске и в тетрадях)

• Сопоставьте «ершалаимские» главы романа с библейским первоисточником: в чём смысл булгаковской интерпретации? Если сравнить евангельские сюжеты с булгаковским повествованием, то выявляется немало различий:
1) возраст: 33 года Иисусу и 27 лет Иешуа;
2) происхождение: Иешуа не помнит своих родителей, ему говорили, что отец его был сириец;
3) Иешуа не Бог, царь, сын Божий, а нищий, бродячий философ;
4) у Иешуа нет учеников, как у Иисуса Христа, а только Ле вий Матвей, неточно и невнятно записывающий некоторые мысли учителя;
5) отсутствие популярности в народе: Иешуа, когда он вошёл в город, никто не знал; Иисуса встречали восторженно, так как он совершил уже своё чудо — воскресил Лазаря;
6) ещё одно существенное различие: если сюжет Евангелий определяется событиями жизни Иисуса Христа, то у Булгакова главной личностью «ершалаимских» глав является Понтий Пилат. И писателя интересует прежде всего поведение этого человека, его поступки, их нравственный смысл.

6. Аналитическая беседа

• Как раскрывает характер Пилата его портрет?
• Как ведёт себя Пилат по отношению к Иешуа в начале их встречи и почему?
• Почему Пилат задаёт вопрос об истине? Какую истину открывает Иешуа Пилату?
• Когда и почему меняется отношение прокуратора к бродячему философу?
Какую роль играет в этой сцене видение головы кесаря?
• Перед какой нравственной проблемой встаёт Пилат, увидев лица Иешуа и Тиберия? Почему он думает о своей гибели?
• Какой путь пытается подсказать прокуратор Иешуа? Почему Иешуа отказывается от компромисса, который ему выгоден?
• Что предпринимает Пилат, чтобы казнь Иешуа не состоялась?
• Как он ведёт себя, когда казнь предотвратить уже невозможно?
• Как входит в повествование тема бессмертия?
• Что заставляет Пилата пойти против совести? Почему трусость названа в романе самым страшным пороком?
• Что переживает Пилат после смерти Иешуа? Каково наказание, уготованное Пилату?
• Сопоставьте портреты Пилата в гл. 2 и гл. 31. Как воспринимает герой своё бессмертие?
• Где происходит завязка темы Христа? На чём и почему настаивает Берлиоз?
• Как опровергает Воланд позицию Берлиоза?
• В чём символический смысл гибели Берлиоза?
• Как можно понять смысл слов Воланда: «Каждому будет дано по его вере»?
Как эта мысль связана с образами Иешуа и Пилата?
• Какую силу воплощает в романе Воланд? Какова функция этого образа в романе?
• Какую роль играет Воланд и его свита в сатирических главах романа?
• Чем продиктованы все чудеса, совершаемые подручными Воланда? Каков символический смысл последствий сеанса черной магии (гл. 12)?
• В чём сходство коллективных портретов толпы в двух сценах — объявление приговора Иешуа и сеанс чёрной магии?
• Какой вывод делает Воланд о людях? Что изменилось в жизни людей за прошедшие со времен Иешуа почти две тысячи лет? В чём видит Булгаков причины несовершенства мира?
• В чём же смысл евангельской трагедии по Булгакову?

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

Обобщение учителя
(запись в тетрадях)

— Проблематика романа. В основе романа — осмысление устоев общества 1930-х гг. XX в. двадцатого века, попытка разобраться в противоречивом времени: человек и истина; человек и власть; художник и общество.

Особенности жанра и композиции. Жанр определён М. А. Булгаковым как фантастический роман. В нём четыре сюжетные линии: философская (Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри); любовная (Мастер и Маргарита); мистическая (Воланд и его свита); сатирическая (Москва и москвичи). Композиция: роман в романе; переплетаются два пласта времени (библейский (I век н. э.) и современный Булгакову (30-е гг. XX в.).

Итак, сегодня на уроке мы доказали, что в романе Булгакова в сатирической форме нашла отражение реальная жизнь страны в 30-е гг. XX в., сопоставили «ершалаимские» главы романа с библейским первоисточником, дали жанровое определение произведению. Но «Мастер и Маргарита» — роман многоплановый, необычный и в рамки традиционных или фантастических романов не укладывается. И нам ещё предстоит это увидеть.

VI. Домашнее задание

1. Знать содержание романа «Мастер и Маргарита». Перечитать главы, рассказывающие о развитии любви мастера и Маргариты (гл. 13, 19–24, 30–32).

2. Опережающее задание (2 учащихся — юноша и девушка). Выучить наизусть стихотворение А. С. Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне».

Следующие уроки: Урок № 49. М. А. Булгаков. «Люди как люди» в романе «Мастер и Маргарита» >>>



1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

2. Трауготы – Братья Александр и Валерий Трауготы — известные как в России, так и за ее пределами живописцы, скульпторы и мастера книжной графики. Их первым и главным учителем был отец — Георгий Николаевич Траугот, и первые работы братья выполняли вместе с ним. Так был придуман общий псевдоним «Г.А.В. Траугот» — по первым буквам имен художников. Первую букву братья решили сохранить и после того, как в 1982 году отца не стало. (вернуться)

 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Беседа с литераторами на Патриарших. Иллюстрация Г.А.В. Траугот к «Мастеру и Маргарите»[2]
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика