«Люди как люди» в романе «Мастер и Маргарита». Уроки литературы в 11 классе
Литература
 
 Главная
 
М. А. Булгаков.
Фотография, 1928 г.
 
 
 
 
 
 
МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ БУЛГАКОВ
(1891 – 1940)

5 ЧАСОВ

Уроки литературы в 11 классе[1]


Урок № 47. М. А. Булгаков: жизнь, творчество, личность. Киев в жизни М. А. Булгакова. Мастерство Булгакова-сатирика, Булгакова-драматурга

Урок № 48. М. А. Булгаков. История создания, проблемы, жанр, композиция романа «Мастер и Маргарита». Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами. Москва и москвичи. Воланд и его свита

Урок № 49. М. А. Булгаков. «Люди как люди» в романе «Мастер и Маргарита». Трагическая любовь героев романа в конфликте с окружающей пошлостью

Урок № 50. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Проблема творчества и судьбы художника. Тема совести

Урок № 51. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Обобщающий урок. «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине» (М. М. Пришвин)


УРОК № 49
Тема.
М. А. Булгаков. «Люди как люди» в романе «Мастер и Маргарита».
Трагическая любовь героев романа в конфликте с окружающей пошлостью

Цель:
на примере анализа эпизодов рассмотреть с учащимися булгаковскую концепцию любви; всесторонне обсудить тему, проведя глубокий анализ художественного текста и творчески осмыслив произведение; проследить историю любви главных героев романа, показать, как их высокая любовь вступает в конфликт с окружающей пошлостью; развивать творческое мышление учащихся, умение анализировать, делать выводы; уяснить нравственные уроки Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель.
Оборудование: портрет М. А. Булгакова, текст романа «Мастер и Маргарита», иллюстрации к роману, запись на доске.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание романа; формулируют проблемы, поднятые писателем; комментируют фрагменты текста, относящиеся к сюжетной линии об истории любви главных героев романа; принимают участие в дискуссии; делают выводы о нравственных уроках романа.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Выполнение интерактивного упражнения
«Мозговой штурм»


• Опираясь на полученные ранее знания, текст романа, схему (размещена на доске) и опорные вопросы, дайте развёрнутую характеристику жанру и композиции романа «Мастер и Маргарита».
• В чём своеобразие композиции романа «Мастер и Маргарита»? Какие основные сюжетные линии можно выделить в романе?
• Как связаны в романе картины жизни современной Москвы и главы о Понтии Пилате?



2. Постановка и решение
проблемных вопросов


• Какую роль в романе играет эпиграф из «Фауста» И. В. Гёте? Можно ли считать эпиграф ключом к роману? Или это только повод для наших раздумий?
• Как и зачем автор соединил библейское предание, историю двух влюблённых и московские сатирико-бытовые сцены?

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Что мы вспоминаем, когда слышим имя «Михаил Булгаков»? Конечно же, «Мастера и Маргариту». Почему? Ответ прост: здесь поднят вопрос о вечных ценностях — добре и зле, жизни и смерти, духовности и бездуховности.

Это сатирический роман, роман о сущности искусства, судьбе художника. И всё-таки, в первую очередь, это роман о настоящей, верной, вечной любви. «Образцом следования нравственной заповеди любви является в романе Маргарита…

Это единственный персонаж, не имеющий двойника в мифологическом сюжете повествования. Тем самым Булгаков подчёркивает неповторимость Маргариты и владеющего ею чувства, доходящего до полного самопожертвования… С образом Маргариты связана излюбленная булгаковская тема любви к семейному очагу. Комната мастера в доме застройщика с неизменной для художественного мира Булгакова настольной лампой, книгами и печкой становится ещё уютнее после появления здесь Маргариты — музы мастера…» (В. В. Агеносов)

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык. За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!» Сегодня на уроке речь пойдёт о любви и о той, которая вдохновляла Мастера, помогала творить. Имя её — Маргарита.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя


— По справедливому замечанию литературоведа В. И. Тюпы, «заглавие художественного текста (как и эпиграф, если таковой имеется) представляет собой один из существеннейших элементов композиции со своей поэтикой», «заглавие — это имя произведения…» Название булгаковского романа напоминает нам о знаменитых в мировой литературе «Ромео и Джульетте», «Тристане и Изольде», «Дафнисе и Хлое»…

Название романа М. А. Булгакова создано по той же модели, и оно активизирует схему «Он и Она». Такое традиционное название сразу же предупреждает читателя, что любовная линия — центральная. Причём «память» названия и текстов-предшественников нам подсказывает (скорее, на подсознательном уровне), что, очевидно, это повествование будет носить трагический характер, как то уже и было в истории мировой литературы. Вспомним, например, финальные строки «Ромео и Джульетты»: «Но нет печальней повести на свете, Чем повесть о Ромео и Джульетте…»

Видимо, по этичной, романтичной и вместе с тем трагичной должна быть и история, которая последует за названием романа. Надо думать, это будет история о новых Ромео и Джульетте в новом — XX в. Название романа, таким образом, уже сразу заявляет тему любви — одну из главных для М. А. Булгакова. Причём тема любви, и об этом тоже предупреждает название, здесь связана с другой темой — темой творчества.

Мастер (в тексте романа это слово пишется со строчной буквы) — это безымянное имя, имя-обобщение, означающее «творец, в высочайшей степени профессионал своего дела». Мастер — самое первое слово романа, им открывается произведение в целом, и открывается оно темой творчества.

2. Беседа-погружение в тему урока

• Какие ассоциации возникают у вас с именем Маргарита?
• Когда мы впервые в романе узнаём о Маргарите?
• Какое впечатление складывается у читателя о героине после рассказа мастера?
• Кто же такая Маргарита? Что мы узнаем из её предыстории?
• Что рассказывает автор о героине в гл. 19? В какой момент жизни мы застаём Маргариту?
• Расскажите о мастере и Маргарите. Как они жили до встречи?
• Как изменилась жизнь Маргариты с появлением в ней мастера? Чем она занималась?
• Как складывались их взаимоотношения? Почему они были нужны друг другу?
• Что случилось с Маргаритой, когда мастер исчез?

3. Выразительное чтение наизусть
стихотворения А. С. Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне»

в исполнении заранее подготовленных учащихся (юноша и девушка)

• О чём это стихотворение? • Каким вы представляете героя «Баллады…»?

4. Аналитическая работа
с текстом романа «Мастер и Маргарита»

А) Анализ эпизода
«Погром в квартире Латунского»


• Каково место эпизода «Погром в квартире Латунского» в идейном замысле автора?
• Каковы действия Маргариты? Какими звуками сопровождаются эти действия?
• Как раскрывается в этом эпизоде характер героини?

Б) Анализ эпизода
«На балу у Воланда»


• Каково место эпизода в развитии сюжета?
• Какова пространственно-временная организация текста?
• Какие изобразительно-выразительные средства использует автор, чтобы передать атмосферу бала?
• Почему именно Маргарита становится хозяйкой бала?
• Как она ведёт себя и какова её задача?
• Каково её самочувствие и какие страдания ей пришлось перенести?
• Почему она не напомнила Воланду о его обещании?
• Какой поступок Маргариты можно считать достойным королевы?
• Как ведёт себя Маргарита во время великого бала у Сатаны? Что приходится ей вытерпеть и пережить?

5. «Умники и умницы»
(работа в парах)


• Эпизод «На балу у Воланда» связывают с мотивом падения.
Докажите, что это так. Проведите анализ лексики: выделите слова-сигналы или ключевые слова, обозначающие различные «виды падений». В прямом или переносном значении употребляются эти слова? Что это может означать?

6. «Учимся грамотно дискутировать»:
мини-дискуссия


• «Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?!» — восклицает автор. Попытайтесь и вы ответить на этот вопрос.
• Любовь — жертва, любовь — взаимопонимание, любовь — страсть. Какую любовь изображает автор?
• Как вы думаете: можно ли считать Маргариту идеалом женщины?
• Каково ваше отношение к Маргарите? Заслужила ли она покой вместе с мастером? Почему?
• Справедлив ли Булгаков, называя отношения мастера и Маргариты «настоящей, верной, вечной любовью»?

7. Построение диаграммы Венна
«Любовь мастера и Маргариты… Какая она?»


Запись на доске и в тетрадях



Комментарий.
Почему Булгаков отказал мастеру в свете, а дал покой? Свет получают борцы, сильные личности, а мастер слаб. Он не в состоянии бороться за свою любовь, за свой роман, поэтому заслуживает покой. За него просит Иешуа, считая, что мастер не достоин света. Маргарита же своей любовью помогает мастеру обрести то, что он заслужил. Но награда герою здесь не свет, а покой, и в царстве покоя, в последнем приюте у Воланда или, точнее, на границе двух миров — света и тьмы — Маргарита становится поводырём и хранителем своего возлюбленного: «Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я». Так говорила Маргарита, идя с мастером по направлению к вечному их дому, и мастеру казалось, что слова Маргариты струятся так же, как струился и шептал оставленный позади ручей, и память мастера, беспокойная, исколотая иглами память, стала потухать».

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

1. Беседа с использованием интерактивного приёма


• Так что же есть любовь по Булгакову? Продолжите предложение: «Любовь — это…».
• Каков смысл финала романа?

2. Обобщающее слово учителя

— Главные герои романа — мастер и Маргарита — живут в атмосфере какой-то пустоты и серости, из которой оба ищут выход. Этим выходом для мастера стало творчество, а затем для них обоих им стала любовь.

Согласитесь, таких героев не знала русская литература. Роман Булгакова рождает чувство торжества справедливости и веру в то, что всегда будут люди, стоящие выше пошлости и безнравственности, люди, несущие добро и истину в наш мир. Такие люди превыше всего ставят любовь, обладающую огромной и прекрасной силой. И фантазия автора не разрушает мысли о реальности и силе любви. Значит, автор не преувеличивал, когда обещал: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? За мной, мой читатель, и я покажу тебе такую любовь!»

«С образом Маргариты в романе связан и мотив милосердия… Подчеркнём, что мотив милосердия и любви в образе Маргариты решен иначе, чем в гётевской поэме, где перед силой любви “сдалась природа сатаны… он не снёс её укола. Милосердие побороло”, и Фауст был отпущен в свет. У Булгакова милосердие к Фриде проявляет Маргарита, а не сам Воланд. Любовь никак не влияет на природу сатаны, ибо на самом деле судьба гениального мастера предопределена Воландом заранее. Замысел сатаны совпадает с тем, чем просит наградить мастера Иешуа, и Маргарита здесь — часть этой награды…» (Б. В. Соколов)

VI. Домашнее задание

Знать содержание романа «Мастер и Маргарита».
Из гл. 5, 28 выбрать описание нравов современной М. А. Булгакову писательской среды.
Перечитать гл. 13, в которой изложена драматическая история мастера.

Следующие уроки: Урок № 50. Проблема творчества и судьбы художника в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» >>>



1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

2. Трауготы – Братья Александр и Валерий Трауготы — известные как в России, так и за ее пределами живописцы, скульпторы и мастера книжной графики. Их первым и главным учителем был отец — Георгий Николаевич Траугот, и первые работы братья выполняли вместе с ним. Так был придуман общий псевдоним «Г.А.В. Траугот» — по первым буквам имен художников. Первую букву братья решили сохранить и после того, как в 1982 году отца не стало. (вернуться)

 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Беседа с литераторами на Патриарших. Иллюстрация Г.А.В. Траугот к «Мастеру и Маргарите»[2]
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика