Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
Н. А. Клюев.
Фото, 1912 г.
 
 
 
 
 
Воспоминания В.А. Мануйлова
о Н. А. Клюеве

(Сайт "Жизнь и творчество
В. А. Мануйлова")
 
 
 
 
 
 
УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ
 
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ КЛЮЕВ
(1884 – 1937)


Урок внеклассного чтения

Уроки литературы в 11 классе[1]


УРОК № 30
Тема.
Художественные и идейно-нравственные аспекты
новокрестьянской поэзии.
Н. А. Клюев: судьба, творчество


Цель: раскрыть учащимся художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии; показать её духовные и поэтические истоки; изучить творчество Н. А. Клюева; выделить из творческого наследия поэта стихотворения, в которых отобразились революционные взгляды автора; проанализировать революционный пафос поэта; раскрыть мотив революции в поэзии Н. А. Клюева; совершенствовать умение работать с поэтическим текстом, анализировать поэтическое произведение; воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус.
Оборудование: портрет Н. А. Клюева, тексты стихотворений, раздаточный материал для работы в группах.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о художественных и идейно-нравственных аспектах новокрестьянской поэзии; самостоятельно готовят выступления о творчестве Н. А. Клюева; определяют место творчества Н. А. Клюева в русской крестьянской поэзии; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; принимают участие в аналитической работе в группах.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Вводно-ориентировочная беседа


• Вспомните, кто в XIX в. писал о нелёгкой доле крестьянина?
• Кто ввёл русского крестьянина в качестве героя во все жанры поэзии? (Алексей Васильевич Кольцов; Николай Алексеевич Некрасов)

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— В 1910-е гг. в литературу входит новое поколение поэтов из крестьянской среды. В печати появляются книги стихов С. А. Клычкова, сборники Н. А. Клюева, первые произведения А. В. Ширяевца и П. В. Орешина. В 1916 г. выходит сборник стихов С. А. Есенина «Радуница».

Эти поэты были встречены критикой как посланцы в литературу и выразители поэтического самосознания новой русской деревни.

Дать современному читателю достаточно полное и научное представление о таком сложном, а порой и противоречивом литературном явлении, как поэзия Николая Клюева, — задача немалой трудности. Клюев — личность, незаурядная, яркая и, может быть, именно потому вызывавшая множество толков и пересудов. В истории литературного процесса 20–30-х гг. XX в. творчество Николая Алексеевича Клюева оставило свой яркий, необычайно оригинальный след. Истинное содержание его поэтической личности и литературная репутация, как это постепенно выясняется в последнее время, имеют весьма значительную дистанцию.

Поэзия Н. А. Клюева неизменно характеризовалась как «новокрестьянская», обращённая более к прошлому, нежели к современности и будущему, загромождённая религиозными и фольклорными образами и ассоциациями. Уже в 1910-е г. Н. Клюев заявил о себе как личность во многих отношениях примечательная, недаром он заслужил внимание таких выдающихся литераторов, как А. А. Блок, В. Я. Брюсов, Максим Горький, С. М. Городецкий, В. Миролюбов, С. А. Есенин и др.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя
(лекция)

— Самобытным явлением в литературе стала так называемая «новокрестьянская поэзия». Литературное направление, представленное творчеством Н. Я. Клюева, С. А. Есенина, С. А. Клычкова, П. И. Карпова, А. В. Ширяевца, сложилось и утвердилось в середине 1910-х.

Понятие «новокрестьянская поэзия 1910-х годов», вошедшее в историко-литературный обиход, объединяет названных поэтов условно и отражает только некоторые общие черты, присущие их миропониманию и поэтической манере.

Отношение крестьянских поэтов к национальным истокам было сложным, противоречивым, во многом обусловленным сложными обстоятельствами русской социальной жизни и идейной борьбой предреволюционного десятилетия. Единой творческой школы с единой идейной и поэтической программой они не образовали.

Новокрестьянских поэтов объединяли — при всех различиях творческого почерка и меры таланта — истовая любовь к деревенской России (в противовес России «железной»), желание высветить исконные ценности её верований и морали, труда, обихода. Кровная связь с миром природы и устного творчества, приверженность мифу, сказке определили смысл и «звук» новокрестьянской лирики и эпики; вместе с тем их создателям оказались внятны и стилевые устремления «русского модерна». Синтез древнего образного слова и новой поэтики обусловил художественное своеобразие их лучших произведений, а общение с Блоком, Брюсовым, другими символистами помогло творческому росту.

Философия «избяного космоса», всечеловеческий пафос, любовь к родине, культ трудовой нравственности, кровная связь с родной природой, благословение родному их душе миру красоты и гармонии — вот главные общие устои, объединявшие поэтов новокрестьянской плеяды.

До революции поэты-новокрестьяне делали попытки организационно объединиться, то создавая литературное общество «Краса», которое провело осенью 1915 г. поэтический вечер, получивший большую и далеко не благожелательную прессу, то принимая участие в создании литературно-художественного общества «Страда». Но эти общества просуществовали недолго и связь поэтов друг с другом всегда оставалась больше духовной, чем организационной.

Революцию они принимали с «крестьянским уклоном»: как осуществление народной мечты о мировой справедливости, совпадавшей для них со справедливостью социальной. Это не только установление справедливости на просторах России, но и братство народов всей земли.

Другая тема в их поэзии — тема крестьянского труда, глубинных связей его с бытом, с народным творчеством, с трудовой нравственностью. Исторически сложившуюся связь «природы», «куска хлеба» и, наконец, «слова» по-своему, в меру своего дарования, отразил каждый из поэтов.

Сготовить деду круп, помочь развесить сети,
Лучину засветить и, слушая пургу,
Как в сказке, задремать на тридевять столетий,
В Садко оборотясь иль в вещего Вольгу.

Эти стихи Клюева воплощают в себе мысль о труде как о творческом акте, освящённом тысячелетней традицией, созидающем одновременно с материальными и духовные ценности, связующем человека, землю и космос в единое целое.

Ещё одна тема, объединяющая поэтов новокрестьянской плеяды,— тема Востока, крайне существенная для русской поэзии, ибо Восток в ней понимался не как географическое, а как социально-философское понятие, противоположное буржуазному Западу.

Со сменой власти для поэтов-новокрестьян ничто не изменилось в лучшую сторону — их продолжали гнать и травить с ещё большим ожесточением. После гибели Есенина в конце 1920-х гг. Н. А. Клюев, С. А. Клычков, П. В. Орешин и их более молодые сотоварищи и последователи В. Наседкин, Иван Приблудный были объявлены идеологами подлежащего слому «кулачества» и выразителями «кулацкой морали мироедов». Судьбы новокрестьянских поэтов после Октября (в пору их наибольших достижений) сложились трагически: идеализацию ими деревенской старины сочли «кулацкой».

В 1930-е годы они были вытеснены из литературы, стали жертвами репрессий.

2. Работа с портретом Н. А. Клюева

• Внимательно всмотритесь в лицо поэта. Что можно сказать о человеке, судя по его внешности?
(Проникновенный взгляд, борода, усы, необычная причёска, одежда)

У ч и т е л ь.
Вот что пишет о Н. А. Клюеве С. М. Городецкий: «Клюев — тихий и родимый самый, сын земли с углублённым в даль души своей сознанием, с шепотливым голосом и медленными движениями. Лик его с морщинистым, хотя и юным лбом, со светлыми очами, далеко сдвинутыми под вздёрнутые резкими углами брови, с запёкшимися деревенскими устами, с лохматой бородёнкой, а волос весь дико-русый,— знакомый лик в глубине своей живущего человека, только её хранящего и только её законам верного. Низкорослый и скула стый мужичонка этот всем обликом своим говорит о божественной певучей силе, обитающей в нём и творящей».

3. Слушание «Литературных визиток»
о жизни и творчестве Н. Клюева

(Учащиеся составляют тезисы.)

— До Клюева поэты, вышедшие из народа, являлись выразителями чаяний угнетённого состояния самого многочисленного класса России; скорбь и грусть, порождённые бесправным состоянием крестьянства и городской бедноты, были основными мотивами их творчества. А уроженец северного Олонецкого края Н. А. Клюев пришёл в литературу с другими темами.

Он с гордостью заявил о своём крестьянском происхождении. В 1907 г. тогда ещё никому не известный молодой поэт пишет Александру Блоку: «Простите мою дерзость, но мне кажется, что если бы у нашего брата было время для рождения образов, то они не уступали бы вашим. Так много вмещает грудь строительных начал, так ярко чувствуется великое окрыление».

Разобраться в общественных и идейно-художественных убеждениях Клюева, трагически совмещавшего в своём творчестве противоречивые тенденции, нам и поможет Александр Блок, а затем и Сергей Есенин. Блок открыл «олонецкого крестьянина» (свои первые стихотворные опыты, посылая их в столичные журналы, Клюев подписывал: «Крестьянин Николай Олонецкий») как талантливого поэта и самобытного мыслителя, кровно связанного с жизнью народа, с бытом и психологией русского крестьянина, с отечественной культурой.

Получив от Клюева статью «С родного берега», Блок назвал её «важнейшим документом» и сохранил этот «документ» для потомства.

В поэзии Н. А. Клюева нашли отражение особенности крестьянского миропонимания, наивность крестьянской массы, её патриархальные настроения, желание уйти от мира. Мотивы народного гнева и горя, прозвучавшие в ранних стихах Н. А. Клюева в 1905–1906 гг. («Народное горе», «Где вы, порывы кипучие»), исполненных демократических настроений, сменяются мотивами, заимствованными из религиозной старообрядческой книжности, духовных стихов.

Н. А. Клюев резко противопоставляет современному «миру железа» патриархальную деревенскую «глухомань», идеализирует старую деревню, её «избяной» быт с расписными ендовами[2], бахромчатыми платами селянок, лаковыми праздничными санями.

Первая же книга Клюева «Сосен перезвон» (1911) стала заметным явлением в поэзии тех лет. Стихотворения первой поэтической книжки Клюева поражали читателей своей необычностью, отсутствием нивелирующей индивидуальность упорядоченности ритмов, образов, тропов. Валерий Брюсов в предисловии к сборнику сравнивал клюевские стихи с диким лесом, который разросся «как попало по полянам, по склонам, по оврагам. Ничего в нём не предусмотрено, не предрешено заранее, на каждом шагу неожиданности — то причудливый пень, то давно повалившийся, обросший мхом ствол, то случайная луговина,— но в нём есть сила и прелесть свободной жизни… Поэзия Клюева похожа на этот дикий свободный лес, не знающий никаких “планов”, никаких “правил”».

Стихотворения второй книги Н. А. Клюева «Братские песни» (1912) по строены на мотивах и образах, взятых из духовных песнопений. Это песни, сочинённые для «братьев по духу». В бытописи Н. А. Клюева нет примет реальной жизни новой деревни, разбуженной революцией 1905 г., нет общественных помыслов и дум русского послереволюционного крестьянства. Описания деревенского быта, народных обрядов, обычаев, мифологические мотивы, часто развёрнутые в тему целого стихотворения,— всё это существует в его поэзии как бы вне современности. По стилю и художественной образности стихотворения Н. А. Клюева этого периода близки духовным песням.

На Первую мировую войну он откликнулся почти никем не понятым «Беседным наигрышем», в котором так удивительно вскрыл стародавнюю народную правду об исконной борьбе «земли» с «железом». И на революцию отозвался хоть немногими, но глубокими и подлинными строками. «Песнь Солнценосца» по глубине захвата далеко превосходит всё написанное до сих пор о русской революции. Ибо революция для Клюева, народно-глубинного поэта — не внешнее только явление; он переживает её изнутри как поэт народный; за революцией политической, за революцией социальной он предчувствует и предвидит революцию духовную.

Единственный путь к возрождению Руси для Н. А. Клюева — вера:

Святая Русь, мы верим, верим!
И посохи слезами мочим…
До впадин выплакать бы очи,
Иль стать подстрешным воробьём,
Но только бы с родным гнездом…

Итоговым становится опубликованный уже после революции двухтомник «Песнослов» (1919).

4. Комплексный анализ стихотворений
(работа в группах)

План

1. Место стихотворения в творчестве поэта.
2. Ведущая тема, сюжет, композиция произведения.
3. Восприятие, оценка, истолкование стихотворения.

1-я группа.
«Есть две страны»

2-я группа.
«Осинушка»

3-я группа.
«Я люблю цыганские кочевья…»;

4-я группа.
«Из подвалов, из тёмных углов…»

5-я группа.
«Александру Блоку»

Презентация результатов работы

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

Выполнение интерактивного упражнения
«Мозговой штурм»
(работа в парах)

• Что вы знаете о художественных традициях Русского Севера? Вспомните имена сказителей, воплениц, проповедников, прославивших этот край.

• Что в истории Русского Севера позволило Клюеву гордиться своим происхождением? Найдите примеры этой гордости в стихах поэта.

• В поэтике Н. А. Клюева — множество символов из художественного мира русского фольклора, в том числе наиболее любимые им образы — птицы Сирина, Алконоста. Найдите в стихотворениях и поэмах Клюева примеры использования этих образов. Расшифруйте их символику.

VI. Домашнее задание

Подготовить рабочие материалы к контрольному сочинению на одну из предложенных тем:
«Тема творчества и судьбы художника в лирике «Серебряного века» (на материале двух-трёх стихотворений по выбору учащихся)»;
«“Тень несозданных созданий”: мир творческого воображения в лирике одного из поэтов “Серебряного века”»;
«Поэзия мысли и поэзия души в творчестве поэтов “Серебряного века” (на материале нескольких стихотворений одного из поэтов по выбору)»;
«Сочинение-интервью с поэтом “Серебряного века”» (по выбору учащихся).

Следующие уроки: Урок № 31. Развитие речи. Контрольное сочинение по теме «“Серебряный век” как культурно-историческая эпоха» >>>



1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

2. Ендова́ – большая посуда для питья, использовавшаяся в крестьянском быту. (вернуться)

 
 
С.А.Есенин и Н.А. Клюев. Фотография, сентябрь-октябрь 1916 г. Петроград.
Источник: Николай Клюев и П.Н.Медведев. Сергей Есенин. – Л.: Прибой, 1927, вкл. между тит. л. и авантитулом
 
С. А. Клычков, П. В. Орешин, Н. А. Клюев. Фотография.
Конец 1920-х – начало 1930-х годов.

Источник: Клюев Н. А. Сочинения: в 2-х т. Т. 1. – [Мюнхен]: A. Neimanis, 1969, стр. 294.
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Н. А. Клюев.
Рисунок А. Яр-Кравченко.
1930–1932 гг.
 
Обложка книги
Н. А. Клюева «Изба и поле»
(Л., 1928)
 
С. А. Есенин и
Н. А. Клюев. Фото, 1916
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика