Литература периода Великой Отечественной войны. Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
К.М.Симонов. Фото, 1940-е гг.
 
Портрет А. Т. Твардовского
работы О. Г. Верейского, 1943 г.
 
А. А. Ахматова. 28 сентября 1945.
Негатив из собрания музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. Фотограф И.М.Наппельбаум[2]
 
Лебедев-Кумач В. И.
«Священная война»

Исп. ансамбль Песни и пляски им. Александрова) худ. руковод. и дир. Б. Александров (03:25)
 
 
 
 
 
 
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 40–90-х гг. XX в.
(ОБЗОР)


1 ЧАС

Уроки литературы в 11 классе[1]



УРОК № 72
Тема.
Литература периода Великой Отечественной войны:
поэзия, проза, драматургия (обзор)


Цель: дать учащимся обзор литературы периода Великой Отечественной войны; сформировать у учащихся представление о состоянии и развитии литературы военного периода, её роли в борьбе за независимость Родины; показать, что поэзия как самый оперативный жанр соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, интерес к истории страны.
Оборудование: учебник, портретный и иллюстративный материал по теме урока, аудиозапись Симфонии № 7 Д. Д. Шостаковича.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся составляют тезисы лекции учителя; знают о состоянии и развитии литературы военного периода, её роли в борьбе за независимость Родины; участвуют в аналитической беседе, в решении проблемных вопросов, выполняют исследовательскую работу в парах.

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
А. А. Ахматова


ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний


Анализ контрольных сочинений

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Годы Великой Отечественной войны… Страна переживала дни и месяцы смертельной опасности, и лишь колоссальное напряжение патриотических сил, мобилизация всех резервов духа помогла отвести беду. «Великая Отечественная война,— писал Г. К. Жуков,— явилась крупнейшим военным столкновением. Это была всенародная битва против злобного врага, посягнувшего на самое дорогое, что только есть у советских людей».

Константин Симонов в предвоенные годы заметил, что «перья штампуют из той же стали, которая завтра пойдёт на штыки». И когда ранним июньским утром в родной дом ворвались коричневая чума, писатели сменили штатскую одежду на гимнастёрки, стали армейскими корреспондентами. Искусство, литература вышли на огневой рубеж. «Нравственные категории — писал Алексей Толстой,— приобретают решающую роль в этой войне. Глагол уже не только уголь, пылающий в сердце человека, глагол идёт в атаку миллионами штыков, глагол приобретает мощь артиллерийского залпа». (Обращение к эпиграфу урока.)

Русский писатель всегда имел право говорить от имени народа — говорить «мы», поскольку в годину самых тяжёлых испытаний был даже не вместе с народом — был его частью. Поэтому неудивительно, что в годы войны около трети всего Союза писателей ушло на фронт. А сколько тех, кто ни в каких писательских организациях не состоял и прямо из окопа пришёл в литературу!

Художники слова активно работали во фронтовой и центральной печати, освещая ход драматических событий и поднимая боевой дух народа. Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой, но, как и в годы Гражданской войны, самым действенным стало слово поэтов-лириков и писателей-публицистов.

IV. Работа над темой урока

1. Лекция учителя

(Учащиеся составляют тезисы.)

Поэзия.

Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.

Отчизна, вера в победу — вот что под пером разных художников воплотилось в неповторимые стихотворения, баллады, поэмы, песни. Лейтмотивом поэзии тех лет стали строки из стихотворения А. Т. Твардовского «Партизанам Смоленщины»: «Встань, весь мой край поруганный, на врага!».

Стихотворение «Священная война» В. И. Лебедева-Кумача передавало обобщённый образ времени, его суровое и мужественное дыхание:

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,—
Идёт война народная,
Священная война!

 


Поэты обращались к героическому прошлому Родины, проводили исторические параллели: «Слово о России» М. В. Исаковского, «Русь» Демьяна Бедного, «Дума о России» Д. Б. Кедрина, «Поле русской славы» С. А. Васильева.

Органическая связь с русской классической лирикой и народным творчеством помогала поэтам раскрыть черты национального характера. Такие понятия, как Родина, Русь, Россия, русское сердце, русская душа, нередко вынесенные в заглавие художественных произведений, обретали невиданную историческую глубину, поэтическую объёмность.

В ряде стихов передаётся чувство любви солдата к своей малой родине, к дому, в котором он родился. К тем трём березам, где он оставил часть своей души, свою боль и радость («Родина» К. М. Симонова). В той же тональности звучат стихи М. В. Исаковского «Русской женщине», строки из стихотворения К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…».

Суровая правда времени, вера в победу советского народа пронизывают стихи А. В. Прокофьева («Товарищ, ты видел…»), А. Т. Твардовского («Баллада о товарище») и многих других поэтов.

Серьёзную эволюцию претерпевает творчество ряда крупных поэтов. Так, муза А. А. Ахматовой обретает тон высокого гражданства, патриотического звучания. В стихотворении «Мужество» (строки из которого являются эпиграфом к нашему уроку) поэтесса находит слова, образы, воплотившие неодолимую стойкость сражающегося народа.

Песни военной поры в жанровом отношении чрезвычайно многообразны. Мысли и чувства, переданные в стихах, положенных на музыку, звучат особенно отчётливо, приобретают дополнительную эмоциональную силу. Тема священной борьбы против фашистских захватчиков становится основной для песен-гимнов. Написанные в торжественно-приподнятом тоне, призванные создать обобщённо-символический образ сражающегося народа, лишённые бытовых подробностей и деталей, эти гимны звучали сурово и торжественно.

Особой популярностью пользовались лирические песни на слова М. В. Исаковского, А. И. Фатьянова, А. А. Суркова, К. М. Симонова и других поэтов, посвящённые дружбе, любви, верности, разлуке и счастью встречи — всему тому, что волновало и согревало солдата в дали от родного дома («Землянка» А. А. Суркова, «Огонёк» М. В. Исаковского, «Тёмная ночь» В. Г. Агатова и др.)

Содружество в общей борьбе с фашизмом, интернационализм — эти темы нашли воплощение в творчестве многих поэтов.

Проза.

В эпоху Отечественной войны 1812 г. многое, по словам Л. Н. Толстого, определяла «скрытая теплота патриотизма». Массовый героизм, какого ещё не знала история человечества, душевная сила, стойкость, мужество, безмерная любовь народа к Отчизне раскрылись с особой полнотой в период Великой Отечественной войны. Обострённое патриотическое, социальное и нравственное начало определяли строй мыслей, поступков воинов Советской армии. Об этом и поведали писатели-публицисты тех лет.

Крупнейшие мастера слова — А. Н. Толстой, Л. М. Леонов, М. А. Шолохов — стали и выдающимися публицистами. Популярностью на фронте и в тылу пользовалось яркое, темпераментное слово И. Г. Эренбурга. Важный вклад в публицистику тех лет внесли А. А. Фадеев, В. В. Вишневский, Н. С. Тихонов.

Искусство публицистики за четыре года прошло несколько основных этапов.

Если в первые месяцы войны ей была присуща обнажённо-рационалистическая манера, зачастую отвлечённо-схематические способы изображения врага, то в начале 1942 г. публицистика обогащается элементами психологического анализа. В огненном слове публициста — и митинговая нота, и обращение к душевному миру человека. На завершающем этапе войны появилось тяготение к документальности. Так, например, в «Окнах ТАСС» наряду с графическим исполнением плакатов широко использовался метод фотомонтажа. Писатели и поэты вводили в свои произведения дневниковые записи, письма, фотографии и другие документальные свидетельства. Важная особенность публицистики той поры — широкое использование листовки, плаката, карикатуры.

Драматургия.

Драматургия тоже не оставалась в стороне. В самые первые недели войны были созданы агитбригады и фронтовые «театры на колёсах», которые в воинских частях, на кораблях, в госпиталях и непосредственно на переднем крае поставили немало агитпьес, как правило сатирических, высмеивавших захватчиков, или лукаво-шутливых и лирических. Эти небольшие спектакли имели огромный успех у зрителей.

За годы войны было создано свыше трёхсот пьес. Не все они увидели свет рампы. Лишь немногим посчастливилось пережить своё время. Среди них «Фронт» А. Е. Корнейчука, «Нашествие» Л. М. Леонова, «Русские люди» К. М. Симонова, «Офицер флота» А. А. Крона, «Песнь о черноморцах» Б. А. Лавренёва, «Сталинградцы» Ю. П. Чепурина и некоторые другие.

Особое место в драматургии военных лет принадлежит такому своеобразному жанру, как сатирическая пьеса. Значение пьесы А. Е. Корнейчука «Фронт» (1942) прежде всего в типических отрицательных образах, в той силе, с которой осмеяны драматургом рутинные, косные методы ведения войны, отсталые, но самонадеянные военачальники. В годы войны создавались пьесы о нашем героическом тыле, о беспримерном трудовом энтузиазме миллионов, без которого немыслимы были бы победы на фронтах. К сожалению, в большинстве своём эти произведения не достигли того эстетического уровня и силы эмоционального воздействия, которыми были отмечены пьесы военно-исторического плана.

Определённых достижений добилась в этот период историческая драма. Были написаны такие исторические пьесы, как дилогия А. Н. Толстого «Иван Грозный», трагедия В. А. Соловьёва «Великий государь» и др.

 


2. «Умники и умницы»:
постановка и решение проблемного вопроса


• Как вы думаете, почему именно очерк получил наибольшее распространение в годы Великой Отечественной войны?
Назовите признаки очерка как произведения публицистического характера, привлекая ваши знания из уроков русского языка.
Какие проблемы наиболее часто поднимались авторами очерков в военное время?

3. «Практикум начинающего литературоведа»: исследовательская работа с текстами стихотворений
(в парах по вариантам)

• 1-й вариант.
А. А. Сурков «Землянка»;
• 2-й вариант.
А. Т. Твардовский «Партизанам Смоленщины»;
• 3-й вариант.
К. М. Симонов «Родина»;
• 4-й вариант.
А. А. Прокофьев «Товарищ, ты видел…».
• Заполните таблицу, называя средства языковой выразительности и приводя примеры указанных средств.
ТАБЛИЦА
Исследовательская работа с текстами стихотворений
Языковые средства
Примеры
 
 

Презентация результатов работы

4. «Под сенью дружных муз…»:
прослушивание фрагмента аудиозаписи
Симфонии № 7 Д. Д. Шостаковича.

У ч и т е л ь.


В первые же месяцы войны Дмитрий Дмитриевич Шостакович написал первые две части новой симфонии. А 9 августа 1942 года, когда по плану фашистского командования Ленинград должен был пасть, Симфония № 7 Д. Д. Шостаковича была исполнена в этом городе — измученном блокадой, но не сдавшемся врагу. Специальным самолётом, прорвавшимся в город сквозь огненное кольцо, была доставлена партитура симфонии, на которой была авторская надпись: «Посвящается городу Ленинграду».

Для исполнения были собраны все музыканты, оставшиеся в городе. Их было всего пятнадцать, а нужно было не менее ста! Тогда с Ленинградского фронта были срочно отозваны музыканты, сменившие свои инструменты на оружие, и вскоре оркестр начал репетиции.

Немыслимая воля и энтузиазм вели этих голодных, измученных людей на музыкальный подвиг! И вот над Ленинградом из всех репродукторов зазвучала прекрасная музыка Седьмой симфонии. Тысячи людей, которых не мог вместить зал филармонии, тоже слушали эту симфонию всепобеждающего мужества.

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа


• Почему, характеризуя литературный процесс 1940-х гг., периода Великой Отечественной войны, исследователи говорят о возвращении отечественной литературе, пусть ненадолго, былого единства?
• Какое отражение нашли трагические события военных лет в советской литературе и литературе русской эмиграции?
• Какие жанры преобладали в литературе 1940-х гг.? Чем это можно объяснить?
• В чём своеобразие публицистики военных лет?
• Чем объясняется возросший интерес к лирическим жанрам и жанру поэмы?
• Как сочетаются в поэзии военного времени традиции классической литературы и фольклора?
• Как вы объясните особенную популярность лирических произведений К. М. Симонова, А. А. Суркова?

2. Заключительное слово учителя

— Итак, с самого начала войны советские писатели почувствовали себя мобилизованными и призванными. «Каждый советский писатель готов все свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины!» — эти слова прозвучали на митинге в первый день войны и были оправданы делом и жизнью.

Богатый гражданский опыт литературы периода Великой Отечественной войны оказал заметное влияние на последующее развитие литературы. Это выразилось в послевоенной литературе не только в том, что художники слова постоянно обращались к теме Великой Отечественной войны, раскрывая всё новые и новые аспекты, возвращая из небытия имена неизвестных героев, освещая множество героических событий, сохранившихся в народной памяти, но и более широко.

VI. Домашнее задание

1. Творческие задания (по выбору учащихся).
Подготовить краткое сообщение (устно) о жизни и творчестве одного из поэтов, погибших на войне. Составить отзыв (письменно) об одном из прочитанных прозаических произведений, написанных в годы Великой Отечественной войны.

2. Опережающее задание.
Прочитать рассказы В. М. Шукшина «Обида», «Мастер», «Чудик».

3. Знать содержание повести В. Г. Распутина «Последний срок».

Следующие уроки: Урок № 73. Русская литература II половины XX в. (обзор) >>>


 
1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

2. Анна Ахматова в квартире Иды Наппельбаум. Ленинград. 1945. – эта фотография имеет точную дату – 28 сентября 1945 года.
Дата стоит под стихотворением, записанным рукой Ахматовой в альбом И.М.Басалаеву, мужу И.М.Наппельбаум. В этот день она посетила их в квартире на улице Рубинштейна.
Иннокентий Басалаев, родом из Узбекистана, был сотрудником редакций журналов «Звезда» и «Ленинград». С ним Ахматова вспоминала о Ташкенте, откуда недавно вернулась из эвакуации. Ида Наппельбаум предложила Анне Андреевне сняться: «Ахматова охотно встала у книжной полки, и я старинным аппаратом сделала ее снимок на фоне книжного ряда».
Тогда же она написала в альбом, в котором Басалаев собирал автографы, первый вариант стихотворения «Не знала б, как цветет айва…» и поставила дату: 28 сентября 1945 г. Ленинград. (вернуться)

 
 
Специальные корреспонденты «Красной звезды» (справа налево):
Алексей Сурков, Александр Прокофьев, Александр Безыменский
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика