Русская поэзия последней трети XX — начала XXI века. Обзорный урок. Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Б. Окуджава.
Фото, Париж, декабрь 1978
 
Е.А. Евтушенко. Фото
 
Н.М.Рубцов. Фото
 
И.А.Бродский. Фото
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX — НАЧАЛА XXI ВЕКА
 
РУССКАЯ ПОЭЗИЯ
ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XX — НАЧАЛА XXI ВЕКА.
Обзорный урок


Уроки литературы в 11 классе[1]
 
Русская литература последних десятилетий.
Конспекты уроков для учителя. 11 класс. Под редакцией В. Г. Маранцмана

Лирик ничего не дает людям.
Но люди приходят и берут.
А. Блок


При подготовке и проведении обзорных уроков постараемся руководствоваться методическими принципами, которые мы обозначили в статье «Об обзорных уроках по современной драматургии и лирике» (см. ее ниже).

Разговор о лирике всегда сложен, он требует от собеседника особого расположения души, особого, поэтического взгляда на мир. Обращение к современной лирике тем более сложно: для многих сегодняшних выпускников жизнь лирики «остановилась» в начале двадцатого века — на именах Ахматовой и Цветаевой, а потому для них как бы не существует ни лирики шестидесятников, ни авторской песни, ни поэзии андеграунда, ни Бродского, ни тем более стихотворений живых современников, если об этом не позаботились учителя литературы. Сложившаяся ситуация объясняется не только нехваткой времени на уроке литературы, но и тем, что сегодня «не век лирики»: стихами не зачитываются, ими не живут, поэтов не боготворят. Обращение к современнейшей лирике затруднено и тем, что она принципиально другая, чем та, на которую настроены наши сердца классической поэзией: изменился ритм, внутренний и внешний строй стиха, изменились смыслы. И на пути к пониманию новой поэзии мы прежде всего должны осознать мир, в котором живем, настроить ум и сердце на восприятие и понимание новых ритмов и интонаций. Дальнейший процесс приятия или отторжения сегодняшней поэзии должен быть мотивирован нашей собственной человеческой и читательской позициями.

Обозначим пространство нашего диалога о современной лирике и предложим возможную композицию урока-обзора. Напомним о том, что ученики в силу разных причин (программа, уровень литературного образования) могут быть в разной степени подготовлены к работе над темой. Если у учеников имеется соответствующая база для восприятия этой темы, необходимо не только обобщить и систематизировать имеющиеся знания, но и придать предлагаемому материалу проблемный характер. При отсутствии такой подготовки наибольшее внимание следует уделить организации самостоятельной работы в классе: помочь ученикам в поиске материала и оформлении выступления, предложить интересные темы для рефератов. И в том и в другом случае важно стимулировать у учащихся творческий подход к выполнению задания: объявить конкурсы на лучшую поэтическую презентацию, конкурсы выразительного чтения, знатоков поэзии и др.

ЗАЧИН УРОКА

      «Что такое поэт?» (А. Блок)


Л. Я. Гинзбург писала о «парадоксе» лирики: будучи самым субъективным родом литературы, она, «как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей». Лирика с присущим ей обостренным восприятием жизни и музыкальным слухом наиболее чутка ко всем переменам и веяниям времени: в отдельных разрозненных звуках эпохи ей дано расслышать рождающуюся интонацию, музыку времени.

Материал для размышления

«Что такое поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он называется поэтом не потому, что он пишет стихами; но он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он — сын гармонии, поэт.

<...> Поэт — сын гармонии; и ему дана какая-то роль в мировой культуре. Три дела возложены на него: во-первых — освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых — привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих — внести эту гармонию во внешний мир» (А. Блок. «О назначении поэта». 1921).

«Существует, как мы знаем, три метода познания: аналитический, интуитивный и метод, которым пользовались библейские пророки, — посредством откровения. Отличие поэзии от прочих форм литературы в том, что она пользуется сразу тремя (тяготея преимущественно ко второму и к третьему), ибо все три даны в языке; и порой с помощью одного слова, одной рифмы пишущему стихотворение удается оказаться там, где до него никто не бывал, — и дальше, может быть, чем он сам бы желал. Пишущий стихотворение пишет его прежде всего потому, что стихосложение — универсальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения. Испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса, как впадают в зависимость от наркотиков или алкоголя. Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я полагаю, и называется поэтом (выделено Е. Я.)». (Иосиф Бродский. Нобелевская лекция. 1987.)

Размышления учащихся над приведенными высказываниями. Мотивировка общих корней слов «стих» и «стихия». Музыка как самое непосредственное и точное выражение человеческой эмоции. Музыкальность поэзии. Язык как «самодвижитель» поэзии, поэзия как «ускоритель» мышления и мироощущения. Точки зрения Блока и Бродского как отражение мироощущения поэтов разных культурных эпох, разных типов сознания. Традиции и новаторство в поэзии.

При высоком уровне литературного развития учащихся весь урок может иметь кольцевую композицию: от Блока к Бродскому, от «назначения» поэзии к ее самодостаточности. Это сложный путь, требующий философского осмысления, поэтому учитель может ограничиться лишь приведением точек зрения поэтов без глубокого анализа.

В литературном пространстве второй половины двадцатого века лирические доминанты находятся в разном соотношении: в лирике шестидесятников — полярные лейтмотивы эстрадной поэзии и песен Б. Окуджавы; в семидесятых — «тихая лирика» и бунтарский вызов авторской песни, вариации знакомых интонаций в лирике восьмидесятых и непривычные ритмы поэзии андеграунда; нестройное многоголосие 90-х и лейтмотив И. Бродского. Все это сложное поэтическое пространство нельзя представлять только как борьбу нового со старым, противостояние официального неофициальному, схематически делить на школы и направления. Сущность поэтического сложнее, ведь «поэт — величина неизменная». Важно, чтобы ведущие поэтические интонации второй половины XX века прозвучали на уроке и чтобы они были услышаны учениками, а остальное предоставим времени.

Проведем кратчайший экскурс в историю русской поэзии.

Три века русской поэзии.
Ораторская, напевная и говорная интонации как доминанты звучания лирики XVIII—XX веков.
Поэтическая школа как единица литературного процесса в поэзии XX века. Усиление иррационального начала, смешение стилей и речевых потоков в поэзии XX века. Традиции Анненского, Блока, Хлебникова; Ахматовой, Пастернака, Заболоцкого.
Сопоставление литературных ситуаций в поэзии рубежа XIX—XX вв. и рубежа тысячелетий: многообразие поэтических школ и течений и ситуация после 20-х, когда стихи, по выражению Пастернака, не заражали больше воздуха, и постмодернистские тенденции в поэзии «конца века лирики» (М. Липовецкий).

Сколько сегодня поэтов? Социологами установлено, что через каждые десять лет в литературном обороте остается не более одного процента всех напечатанных книг. Время безжалостно сбрасывает все остальные в небытие. Сегодня же, по данным библиографического справочника «Новая Россия: мир литературы», около пятнадцати тысяч поэтов (в кавычках или без них). Современный критик Сергей Чупринин назвал подобную ситуацию «катастрофической» по одной простой причине: такую «уйму стихов» нельзя прочесть. Критик вспоминает о том, как когда-то А. Вознесенский нарисовал «леденящую душу» картинку:

Четырнадцать тысяч пиитов
страдают во мгле Лужников.
Я выйду в эстрадных софитах —
последний читатель стихов.

Размышляя над тем, «что делать», Чупринин вспоминает статью Мандельштама «Армия поэтов», в которой поэт выражал надежду на то, что «волна стихотворной болезни неизбежно должна схлынуть в связи с общим оздоровлением страны».

Один из современных поэтов как-то заметил, что, пока поэзия существует, она многими может не замечаться, но если ее нет — «люди задыхаются».

Есть ли сегодня поэзия, жива ли сегодня лирика?

На пути к сегодняшнему поэтическому слову очертим пространство поэзии второй половины XX века — живой истории.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА

К уроку предложим учащимся следующие задания.

Индивидуальные задания:

1. Подготовить творческое сообщение по произведениям одного из поэтов, группы поэтов, поэтического направления (темы и мотивы творчества; поиск эпиграфов и ключевых слов (цитат), создающих портрет поэта, эволюцию его творчества; подбор музыкального (живописного) оформления).

Например, подбор цитат, ярко иллюстрирующих характер поэзии Е. Евтушенко, может быть таким:

«И голосом ломавшимся моим / Ломавшееся время закричало»;
«Я разный — / я натруженный и праздный»;
«Но если столько связано со мною, / я что-то значу, видимо, / и стою?»;
«Мне кажется сейчас — / я иудей»;
«Граждане, послушайте меня...»;
«Есть пустота от смерти чувств и от потери горизонта» и др.

Творчество Б. Ш. Окуджавы нельзя представить без «Полночного троллейбуса» и «Давайте восклицать...».

2. Рассказ об авторской песне сопроводим музыкой.
Учитывая, что песни А. Галича, В. Высоцкого, Б. Окуджавы уже знакомы учащимся, предложим ученикам выбрать для каждого из поэтов «знаковую» песню. Так, например, музыкальным фоном для рассказа о поэзии А. Галича может быть песня «Когда я вернусь».

Групповые задания:

1. Составление терминологического словаря: постмодернизм, концептуализм, минимализм, неоакмеизм, необарокко. Краткое истолкование терминов; подбор отрывков из поэтических текстов для иллюстрации каждого термина. Понятие о хронотопе.

2. Обзор поэтических рубрик журналов «Новый мир», «Нева», «Наш современник» и др.

3. Представление литературного сайта «Вавилон». (С 1997 года на сайте «Вавилон» (http://www.vavilon.ru) дана антология современной литературы. В настоящее время на этом сайте представлено более 130 современных поэтов.)

4. Организация выставки книг (сборники стихов, книги о современной поэзии).

5. Интересным и увлекательным заданием может стать поиск эпиграфов к характеристике общественно-исторической ситуации разных десятилетий. Иногда они представляют собой целые стихотворения как послания из разных лет. В качестве примера можно привести цикл стихов Юрия Левитанского «Из разных десятилетий».
Из пятидесятых: «Все гаечки да винтики...».
Из шестидесятых: «Кончается рабство на свете...».
Из семидесятых: Как живут поэты. Диалог.
«Кругом поют, кругом ликуют...».
Из восьмидесятых: «...А теперь рассуждаем...»,
«Сейчас эпоха прессы...».

Поскольку общественно-историческая ситуация каждого из десятилетий учащимся хорошо знакома по другим урокам, целесообразно скреплять литературный монтаж стихотворными портретами эпохи. Такая работа представляет огромное поле деятельности для творческого поиска: ведь каждая «эпоха» представлена множеством имен. Соответствующие периоды представим голосами «официальной» и «неофициальной» поэзии, а сегодняшнюю поэзию — перекличкой поэтических «школок» и течений.

1. «Лирический взрыв» и поэзия шестидесятников

И голосом ломавшимся моим
Ломавшееся время закричало.
Е. Евтушенко


«Поэтический бум» шестидесятых. Эстрадная поэзия. Стихи Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского. Правдивость, экспрессивность, «оголенность» чувств, близость к традициям В. Маяковского. «Громкая» («эстрадная») поэзия как выражение взрывных интонаций «оттепели». Публицистический и гражданский пафос стихов. Отражение главных исторических событий времени. Выступления «громких» поэтов на открытии памятника В. Маяковскому в Москве (1958 г.); поэтические вечера в Политехническом музее и Лужниках. Массовая любовь народа к стихам.

Рамки свободы. Поэзия шестидесятников как попытка восстановления равновесия между народом и властью, попытка очистить запятнанную идею социализма и коммунизма.

Риторичность и монологичность стихов Р. Рождественского. Самовыражение и исповедальность в лирике Е. Евтушенко. Приметы НТР и образы старины в метафорах А. Вознесенского. Своеобразие лирической интонации Б. Ахмадулиной.

Кризис «громкой» поэзии: утрата надежды на обновление страны, исчерпанность чувств, утрата веры.

Е. Евтушенко: «Есть пустота от смерти чувств и от потери горизонта»; А. Вознесенский: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек».

Заряд любви в песнях Булата Окуджавы.

Особость гражданской позиции и характер лирического творчества («песенок») Булата Окуджавы. Арбат как неофициальный центр культуры шестидесятников в творчестве поэта. Вера, Надежда и Любовь как необходимейшие спутники человеческого пути в лирике Б. Окуджавы. «Песенки» Окуджавы в жизни русской интеллигенции разных поколений.

Прослушивание стихотворений «эстрадников» и песен Окуджавы в исполнении авторов даст возможность учащимся расслышать разные интонации одной эпохи.

Предложим учащимся подумать над тем, почему «песенки» Окуджавы продолжает петь уже не одно поколение, а многие стихотворения его современников («эстрадников») остались лишь фактом истории литературы.

2. Поэзия андеграунда
«Лианозовская группа», смогисты, группа Чарткова и др.


«Лианозовская группа» (Е. Кроповницкий, Г. Сапгир, Вс. Некрасов, И. Холин, Я. Сатуновский). Традиции обериутов в творчестве поэтов-«лианозовцев». «Лианозовская школа» — «классика нового искусства» (В. Кулаков).

Интересный, живой материал об участниках литературного процесса андеграунда представлен в книге В. Кулакова «Поэзия как факт», к которой учитель может адресовать учащихся, заинтересовавшихся этой страницей истории русской поэзии. На уроке можно ограничиться кратким рассказом о «лианозовской группе» и чтением фрагмента из раздела книги «Некоторое количество разговоров», в котором «говорят» поэты андеграунда.

Важно показать ученикам, что в 60—80-е годы наряду с официальной поэзией и гонимой, но все-таки находящей дорогу к своему читателю-слушателю авторской песни существовало целое поэтическое пространство — неофициальная поэзия (поэты андеграунда).

Именно в эти годы развивались новые направления и поэтические школы.

3. «Тихая лирика» семидесятых

Поэтический мир Николая Рубцова. Неразрывность связи природы и человека, человека и родины в творчестве Н. Рубцова. Простота слога и напевность интонации как характерные черты поэтики. Выразительное чтение стихотворений «Звезда полей», «Тихая моя родина...», «Далекое» и других или монтаж из отрывков стихотворений. Картины Левитана и стихотворения Н. Рубцова.

Поскольку творчество Н. Рубцова неоднократно уже было представлено в основной школе, можно кратко обобщить уже известное ребятам или просто ограничиться выразительным чтением стихотворений поэта по выбору учащихся (см. уроки о творчестве Н. Рубцова).

Анатолий Жигулин: «Кровная связь» с народом и народным миром, философское звучание темы родной природы.

В литературоведении существует устоявшаяся точка зрения на то, что «тихая лирика» возникает как противовес громкой, эстрадной лирике. Беря во внимание природу, сам процесс поэтического творчества, основанный прежде всего на мироощущении художника, предложим учащимся поразмышлять над тем, в какой мере справедливо это утверждение по отношению к творчеству Н. Рубцова и А. Жигулина.

4. Классики «магнитофон-издата»

Александр Галич, Владимир Высоцкий, Булат Окуджава. Имена этих поэтов-бардов уже знакомы учащимся (7 класс, программа под ред. В. Г. Маранцмана).

Александр Галич. Романтическое двоемирие и образ лирического героя в творчестве Александра Галича. Прослушивание песен. Размышление над обращением поэта: «И все так же, не проще, / Век наш пробует нас — / Можешь выйти на площадь, / Смеешь выйти на площадь / в тот назначенный час?»

Владимир Высоцкий — истинно народный поэт, голос и совесть эпохи. Многообразие тем (социальных, философских, политических и др.) и их обостренное звучание в творчестве поэта. Трагический мотив губительности свободы. Жанровое своеобразие, богатство интонаций лирики В. Высоцкого.

Спросим ребят, близко ли им творчество Высоцкого? Какие качества современного человека препятствуют сегодня общению с поэтом?

5. Неоакмеизм в поэзии
Традиции акмеизма (И. Анненского, Н. Гумилева, А. Ахматовой, О. Мандельштама) в литературе 60—80-х годов.

Нераздельность природы и культуры в творчестве «Старших неоакмеистов». Причастность к миру культуры как попытка обрести бессмертие. Образы культуры в творчестве Арс. Тарковского, Д. Самойлова, С. Липкина.

«Неоакмеисты-шестидесятники». Элегичность старинного слога («балетные па», по выражению критика Б. Сарнова), вера в способность поэта пересоздавать мир в поэзии Б. Ахмадулиной. «Стоицизм» (И. Бродский) и «отсутствие Бога» в поэзии А. Кушнера. Скорбные интонации в поэзии О. Чухонцева.

Можно предложить учащимся самостоятельно прочитать одно из интервью А. Кушнера, помещенное в журнале «Новый мир», в котором поэт высказывает свое отношение к современной поэзии (Кушнер А. Не дерево, а роща // Новый мир. — 2004. — № 6. — С. 127—139).

6. Поэзия конца ХХ века

Доминирование прозы. «Конец века лирики» (М. Липовецкий). Утрата читательского внимания. Предельная усложненность языка. Элитарность; ориентация на поэзию Серебряного века и постоянно растущий интерес к творчеству И. Бродского. Постмодернистские тенденции; метареализм как одна из ведущих тенденций развития современной поэзии.

Звучание шестидесятников: А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулиной.

Концептуализм Д. Пригова, Л. Рубинштейна, Т. Кибирова.

Учитывая ограниченность во времени, данное направление нагляднее всего может быть представлено «художественной системой» Л. Рубинштейна, в основе которой лежит жанр каталога.

«Смертожизнь», гармония как компромисс между хаосом и космосом, категория телесности и интонации «нового гуманизма» (М. Липовецкий) в творчестве Елены Шварц. Антиномии света и тьмы в поэзии, традиции раннего Заболоцкого в творчестве Ольги Седаковой. Камерность, мрачная веселость и пессимизм стихотворений Льва Лосева. Поэтический мир Татьяны Вольтской. Этот ряд, безусловно, можно продолжить или изменить в зависимости от возможностей учителя (время, уровень владения данным материалом) и интересов учащихся.

В начале обзора поэзии этого периода учитель кратко знакомит учащихся с основными тенденциями развития поэзии. Затем идет представление сайта, на котором можно прочитать современную поэзию.

После этого учащиеся очень сжато знакомятся с «новыми» поэтами, зачитывают строчки из стихотворений, обмениваются читательскими впечатлениями.

Представляя новых поэтов, важно помнить о том, чтобы не «потопить» учащихся в обилии новых имен и сложной терминологии. Достаточно ограничиться двумя терминами и тремя-четырьмя именами поэтов. В дальнейшем эта тема может быть представлена более развернуто на семинаре по новейшей поэзии или на факультативе. На уроке важно пунктирно обозначить основные тенденции развития новейшей поэзии, указать смысловые доминанты сегодняшнего поэтического пространства.

7. Творчество И. Бродского

Жизненный и творческий путь поэта как вызов советскому времени. Традиции и новаторство в лирике Бродского. Понимание поэзии как процесса и явления, живущего по собственным внутренним законам.

Поскольку творчеству И. Бродского посвящены отдельные уроки (см. далее), на этом обзорном уроке лишь подчеркнем значительность, «вершинность» лирики Бродского в развитии русской поэзии второй половины XX века, а также создадим установку на чтение его стихотворений.

В конце урока предложим учащимся вновь вернуться к высказыванию Блока о поэте и сущности поэтического творчества и после дальнейшего самостоятельного чтения стихов попытаться дома поразмышлять над тем, насколько удавалось поэтам второй половины двадцатого века слышать музыку Времени (время как конкретный исторический промежуток и Время как вечность).

А какой вы слышите музыку сегодняшнего дня?

Прочитанные тексты и предложенный материал — мысли ученых и поэтов — помогут будущим выпускникам выбрать собственную читательскую и человеческую позицию.

Материал для размышления

1. Обдумайте предложенный ниже материал и выразите свое понимание мироощущения современного человека.

Постмодернизм — «послесовременность». Для каждой эпохи характерен свой мыслительный и художественный стиль. Выдающимся открытием двадцатого века стало явление диалогизма, осознание стремления и предназначения человека быть участником «непрекращающегося диалога» (М. М. Бахтин). Многие ученые склоняются к тому, что именно диалогизм может сегодня стать художественным и мыслительным стилем «постсовременности». Но участие в «диалоге» культурных эпох, как пишет Л. Баткин, предполагает «мощный собственный стиль» (Баткин Л. О постмодернизме и «постмодернизме» // Октябрь. — 1996. № 10. — С. 177). В современной культуре, по мысли критика, нет «чувства пути и судьбы», нет «человечности и трагизма». «Мы вдруг увидели себя людьми после собственной современности. Мы вышли из себя, оборотились на себя и не очень представляем, что нам с нами, современными, делать» (там же. — С. 178). Разными поэтами и литературоведами последней четверти двадцатого века высказывалась мысль о том, что язык — единственная реальность, хотя в то же время и реальность иллюзорная.

Поэтесса Лариса Миллер, комментируя стихи одного из собратьев по перу, выразила мысль о том, что «писать навзрыд сегодня вряд ли возможно. Запас слез исчерпан. Как и запас высоких слов. Исчерпан не данным поэтом, а всеми предыдущими. Душа идет вразнос, а ритм остается прежним — плясовым». Вспоминаются строчки Бродского «Хочется плакать. Но плакать нечего».

Размышляя о современном состоянии общества, замечательный русский ученый, наш современник, С. Аверинцев высказал мысль о том, что испытывает сильнейшую ностальгию по тому состоянию человека как типа, «когда все в человеческом мире что-то значило или, в худшем случае, хотя бы хотело, пыталось, должно было значить; когда возможно было «значительное» (выделено автором) (Аверинцев С. Моя ностальгия // Новый мир. — 1996. — № 1. — С. 140). Именно исчезновение значительного — важного, необходимого, не только того, ради чего живем и во имя чего творим (это исчезло несколько раньше), но исчезновение значительности, значимости всего происходящего, предельно обостряет проблему «как жить дальше». «В том-то и ужас, что сегодня люди могут сколько угодно убивать и умирать — и, сколько бы ни было жертв, это все равно ничего не будет значить. Объективно не будет», — утверждает Аверинцев (там же. — С. 142). Ученый полагает, что еще недавние разговоры о последних временах, о конце света придавали осмысленность самой жизни, то теперь наступило ничего. «Формулой сегодняшнего дня», найденной за современников, называет Аверинцев следующие строчки И. Бродского:

Это хуже, чем грохот
И знаменитый всхлип.
Это хуже, чем детям сделанное «бо-бо»,
Потому что за этим не следует ничего.

2. Сопоставьте приведенные ниже высказывания с размышлениями А. А. Ухтомского (1875—1942), крупнейшего мыслителя XX века, предвосхитившего ряд идей современной науки о человеке.

«Человек человеку — величайший секрет, но вместе с тем без устремления понять этот секрет и иметь человека перед собою теряется смысл человеческого поведения и бытия».

«Простой человек со здоровым смыслом и сердцем — лишь бы суметь к нему подойти».

«Все утекает, ничто неповторимо: значит, все исключительно важно».

«Не ratio, этот рассудительный мещанин, всегда самодовольный и ищущий своего успокоения, а горячая совесть и любовь к человеческим лицам — вот кто наш надежный руководитель и строитель жизни!»

3. Учитывая исторические контексты начала и конца века, сравните «прогноз» А. Блока в отношении появления нового типа человека с современной реальностью. Выразите собственную точку зрения.

А. Блок. Из статьи «Крушение гуманизма» (1919):
«Я утверждаю, наконец, что исход борьбы решен и что движение гуманной цивилизации сменилось новым движением, которое также родилось из духа музыки; теперь оно представляет из себя бурный поток, в котором несутся щепы цивилизации; однако в этом движении уже намечена новая роль личности, новая человеческая порода; цель движения уже не этический, не политический, не гуманный человек, а человек-артист; он, и только он, будет способен жадно жить и действовать в открывшейся эпохе вихрей и бурь, в которую неудержимо устремилось человечество».

4. Прочитав размышления Блока о принадлежности поэта к тому или иному течению, постарайтесь ответить на вопрос: чем, с вашей точки зрения, вызвано многообразие поэтических школ («школок»), течений в потоке новой лирики?

«...Поэты интересны тем, чем они отличаются друг от друга, а не тем, в чем они подобны друг другу. И так как центр тяжести всякого поэта — его творческая личность, то сила подражательности всегда обратно пропорциональна силе творчества. Поэтому вопрос о школах в поэзии — вопрос второстепенный. <...> В истинных поэтах, из которых и слагается поэтическая плеяда данной эпохи, подражательность и влияния всегда пересиливаются личным творчеством, которое и занимает первое место. <...> Никакие тенденции не властны над поэтами» (Блок А. О лирике. 1907).

Литература
1. Баевский В. С. История русской поэзии. — Смоленск: Русич, 1994.
2. История русской советской поэзии. В 2 т. — Л.: Наука, 1983.
3. Кулаков В. Поэзия как факт: Статьи о стихах. — М.: Новое литературное обозрение, 1999.
4. Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература. 1950—1990-е годы. В 2 т. — М.: Академия, 2003.
5. Русская литература XX века в зеркале критики: Хрестоматия для студ. филолог. фак. высш. учеб. заведений / Сост. Тимина С. И., Черняк М. А., Кякшто Н. Н. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Следующий урок: А. С. Шелухина. Урок 1. «БРОДячий русСКИЙ». Жизненный путь Иосифа Бродского >>>

Источник: Маранцман В. Г. Русская литература последних десятилетий. Конспекты уроков для учителя. 11 класс. — М.: Просвещение, 2007.


1. Источник: Маранцман В. Г. Русская литература последних десятилетий. Конспекты уроков для учителя. 11 класс / Сост. Т. Ю. Угроватова; под ред. В. Г. Маранцмана. Серия: Библиотека учителя. — М.: Просвещение, 2007. (вернуться)

Е. Р. Ядровская
Об обзорных уроках
по современной драматургии
и лирике


Практика показывает, что произведениям современной литературы в школе уделяется мало внимания, что объясняется как недостаточным количеством часов на изучение литературы в целом, так и тем, что концепция современного литературного процесса сложилась в науке относительно недавно.

Современной литературой сегодня принято называть произведения, написанные с середины 50-х годов до конца 90-х годов ХХ века, а также произведения «возвращенной литературы», литературы русского зарубежья и андеграунда. Произведения же последних лет характеризуют современную литературную ситуацию.

Ни для кого не секрет, что изучение литературы в 11 классе нередко заканчивается на произведениях о коллективизации и войне. Огромный пласт русской культуры второй половины XX века практически остается не освоенным учащимися, что не позволяет им приобщиться к недавней истории литературы, а тем более осознать ее связь с искусством сегодняшнего времени. При таком положении дел мы упускаем возможность помочь выпускникам разобраться в том, что сегодня предлагает книжный рынок.

Проблема изучения современной литературы встала уже во времена перестройки, когда резко изменилось само понятие «современная литература», скорректированное открывшимися возможностями читать «запрещенное» и как бы несуществовавшее.

Первой программой, активно включившей произведения современной литературы в урок, стала программа авторского коллектива под редакцией В. Г. Маранцмана (1996) и выпущенные в дальнейшем на ее основе методические комплексы.

Уже в программах для 5—9 классов были представлены для изучения (или предлагались для внеклассного чтения) произведения К. Паустовского, В. Набокова, Ч. Айтматова, В. Шукшина и других современных писателей; стихи Д. Хармса, лирика Б. Л. Пастернака, А. А. Ахматовой, Н. А. Заболоцкого, Н. М. Рубцова, А. А. Вознесенского; стихи поэтов-бардов А. Галича, В. Высоцкого, Б. Окуджавы. Современная драма была представлена пьесами Е. Шварца («Золушка», 5 кл., «Дракон», 8 кл.), а также пьесой В. С. Розова «Кабанчик», предложенной в программе 8 класса для внеклассного чтения.

В программе для старших классов принцип сопряжения различных эпох развития искусства позволял активно включать в уроки по античной и средневековой зарубежной литературе произведения русской и советской литературы второй половины XX века: так, лирика Катулла сопоставлялась со стихотворениями Ахматовой и Бродского, «Мещанин во дворянстве» Мольера — с пьесой Булгакова «Кабала святош», роман Лермонтова «Герой нашего времени» — с произведениями Вампилова и Окуджавы. Вместо привычного построения курса литературы в 11 классе (вслед за важными историческими событиями в стране) программа предложила проблемный путь изучения произведений: материал для изучения сконцентрирован вокруг важнейших философских проблем, особенно актуальных сегодня.

Таким образом, освоение курса современной литературы в 11 классе отчасти оказывалось подготовленным изучением предшествующего курса литературы: во-первых, уже состоявшимся знакомством с рядом современных авторов, во-вторых, имеющимся читательским опытом сопоставления произведений разных культур и эпох, в-третьих — самим принципом организации материала в 11 классе, позволяющим концентрировать произведения вокруг вечных, философских проблем. Менее подготовленными к освоению современной литературы оказывались учащиеся, работающие по другим программам.

Сегодня мы живем в условиях единых требований содержания литературного образования. В программах для основной и профильной школ современной литературе уделяется значительно большее внимание. Каковы же методические пути ее освоения?

Помимо включения современных авторов в программы для основной школы, в выпускном классе планируется проведение уроков-обзоров и семинаров по современной литературе и современной литературной ситуации.

Мы должны продумать эти уроки таким образом, чтобы у учащихся хотя бы в общих чертах сложилось представление о литературном процессе 50—90-х годов XX века, чтобы ими были прочитаны наиболее значительные произведения этого периода. Сложнее дело обстоит с тем, как представить учащимся литературу рубежа тысячелетий, что объясняется и катастрофической нехваткой времени в учебном плане, а также объективными трудностями, которые испытывает учитель, готовясь к таким урокам, поскольку смена эстетических, идеологических, нравственных парадигм привела и к смене литературного кода. По словам критика Ивановой, «состоялось тотальное изменение самой литературы, роли писателя, типа читателя». Поэтому для обзорных уроков по этим произведениям целесообразнее отобрать те, которые в наибольшей степени отражают характер современной литературной ситуации.

Особое внимание при изучении современной литературы, с нашей точки зрения, необходимо уделить драматургии и лирике, поскольку драматические произведения наиболее остро раскрывают противоречия эпохи, а лирика отражает ее дух, музыкальную тональность. Учитываем и то, что произведения драматического и лирического рода наиболее сложны для восприятия и анализа.

Уроки-обзоры помогут учащимся представить панораму развития современного литературного процесса, сконцентрируют внимание на наиболее значительных произведениях периода, создадут установку на их изучение и дальнейшее самостоятельное чтение. Сам характер материала — современность — должен способствовать «включению» старшеклассников в процесс осмысления «недавней истории литературы», приобщению к ее вершинным произведениям. Знакомство с «сегодняшней» литературой привлечет внимание к явлениям современного искусства, поможет представить литературу как живой процесс и выработать по отношению к нему свою читательскую позицию.

Обзорные уроки по современной драматургии и лирике должны организовываться в соответствии с природой предлагаемого материала; материал и форма его подачи должны активизировать разные стороны восприятия учащихся, вести к новому осмыслению изученных ранее драматических и лирических произведений, а также опираться на читательский и иной опыт школьника, «провоцировать» ученика к внутреннему диалогу: они должны быть современными! Обзорные уроки по современной драматургии и лирике предполагают предварительное ознакомление учащихся с основными ведущими тенденциями развития искусства XX века: соцреализмом, постмодернизмом, постреализмом.

Хорошо подготовленный обзорный урок — одно из главнейших условий освоения данного литературного периода, ведь, несмотря на неоднозначность оценок, сложность, противоречивость литературоведческих толкований произведений современной литературы, без привычных опор (общественно-историческая ситуация в стране, тема, идея, авторская позиция в произведении, направление, литературная традиция и др.) невозможно ориентироваться в современном искусстве. Опыт показывает, что именно отсутствие контекста (исторического, литературного), который окружает изучаемое на уроке произведение современной литературы, мешает учащимся увидеть движение литературы, осмыслить литературный процесс, попытаться охватить его панорамным зрением. (вернуться к уроку)


 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика