Песни на слова русских поэтов ХХ века. Уроки литературы в 7 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
И.А.Гофф. Фото
 
Гофф И.А. Русское поле
 
Б. Окуджава. Фото, Париж, декабрь 1978.
 
Окуджава Б.Ш. По Смоленской дороге
 
А.Н.Вертинский. Фото, 1918 г.
Источник: Вертинский А. Н. Дорогой длинною. — М.: Правда, 1991.
 
Вертинский А.Н. Доченьки
 
Вертинский А.Н. Как появился костюм Пьеро
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
 
ПЕСНИ НА СЛОВА РУССКИХ ПОЭТОВ ХХ ВЕКА

Уроки литературы в 7 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

Урок 61. Песни на слова русских поэтов ХХ века

Урок 62. Письменная контрольная работа. Тестирование


УРОК 61
ПЕСНИ НА СЛОВА РУССКИХ ПОЭТОВ ХХ ВЕКА.
А. Н. ВЕРТИНСКИЙ. «ДОЧЕНЬКИ»; И. А. ГОФФ. «РУССКОЕ ПОЛЕ»;
Б. Ш. ОКУДЖАВА. «ПО СМОЛЕНСКОЙ ДОРОГЕ...»


Основное содержание урока
Начальные представления о песне как синтетическом жанре искусства. Лирические размышления о жизни, быстротекущем времени и вечности. Светлая грусть переживаний. Песни в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Восприятие песен. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

I. Начальные представления о песне как синтетическом жанре искусства

Прослушивание «Песни о песне» (музыка Б. Фиготина; слова Е. Черных) в исполнении Л. Лещенко
(см.: http://sovmusic.ru/download.php?fname=pesnya78),
или песни Б. Окуджавы «Песенка, короткая, как жизнь сама...»
(см.: http://fro196.narod.ru/library/okujava/112.htm#аудио) (по выбору учителя).

Может прозвучать стихотворение Б. Окуджавы о романсе:

Русского романса городского
слышится загадочный мотив,
музыку, дыхание и слово
в предсказанье судеб превратив.
За волной волна, и это значит:
минул век, и не забыть о том...
Женщина поёт. Мужчина плачет.
Чаша перевёрнута вверх дном.

В какой строке поэт указывает на синтетическую природу песни и романса?
(«...Музыку, дыхание и слово...»)

Как вы понимаете эту строку?

II. Работа со словарём литературоведческих терминов.

Выявление смысла терминов песня и романс (см.: http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd=ПЕСНЯ&bukv=П,
http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=2&wrd=РОМАНС&bukv=Р).

ПЕСНЯ
1) Небольшое поэтическое произведение, предназначенное для пения.
2) Жанр лирической или эпической народной поэзии. Происхождение П. связано с древними обрядами и ритуалами. Бытуют эпические и лирические П.. Лирические П. являются своеобразной формой самовыражения народа, передают его эмоции, чувства, переживания. Эпические П. относятся к эпическим жанрам литературы: в них есть сюжет и, как правило, описываются значимые для народа события (победа, подвиги героев и т. п.). Различаются народные (бытовые, свадебные, застольные, солдатские, бурлацкие и т. д.) и авторские П. (песни Р. Бернса, П.-Ж. Беранже, А.А. Дельвига, А.В. Кольцова и др.). См. также авторская песня ( бард ).
Словарь литературоведческих терминов.

РОМАНС
(исп., от позднелат. - по-романски, то есть на испанском, а не на латинском языке) — небольшое по объему лирическое стихотворение без отчетливых жанровых признаков с характерной напевной интонацией, положенное на музыку или рассчитанное на музыкальное переложение, главным образом посвященное любовной тематике. Обычно романс представляет собой строфическое произведение с рифмованным стихом. К романсной форме относятся широко известные положенные на музыку стихотворения В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Е.А. Баратынского, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого, Я.П. Полонского, А.А. Блока, С.А. Есенина и других поэтов.
Словарь литературоведческих терминов.

Вступительная беседа:

— Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».

— Почему песню и романс называют синтетическими жанрами искусства? Чьи творческие поиски они объединяют?

— Что является основой песни и романса?
(Поэтический текст.)

— Что вносит в песню или романс композитор, положивший стихи на музыку?
(Мелодию и личные, субъективные интонации.)

— Что добавляют в песню или романс актёры-исполнители?
(Новые оттенки в понимании текста, колорит своего голоса, индивидуальную манеру исполнения, особенности инструментального сопровождения.)

II. Лирические размышления о жизни, быстротекущем времени и вечности.
Светлая грусть переживаний. Песни в актёрском исполнении

Групповая работа:

Группа 1.

И. А. Гофф. «Русское поле»: cм. текст стихотворения ниже.

Слушать песню в исполнении Я.Френкеля. Муз. Я.Френкеля (4:08).

Группа 2.
Б. Ш. Окуджава. «По Смоленской дороге...»: cм. текст стихотворения ниже.

Слушать песню в исполнении Б.Окуджавы (2:08).

Группа 3.
А. Н. Вертинский. «Доченьки»: cм. текст стихотворения ниже.

Слушать песню в исполнении А.Вертинского (5:44).

ОБЩИЙ  ПЛАН  РАБОТЫ  ГРУПП

1. Краткий рассказ о поэте.

2. Выразительное чтение стихотворения.

3. Выявление настроения стихотворения и его основной мысли.

4. Выявление композиции текста и наличия в нём композиционных элементов, характерных для музыкально-поэтического произведения: куплеты, припевы, рефрены, повторы, анафоры, параллелизмы и др.

5. Выявление изобразительно-выразительных средств языка (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции.

6. Прослушивание и обсуждение стихотворений и песен в актёрском исполнении.
О чём эти песни? Чем они вас поразили?
Ответы на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

7. Написание сочинения-миниатюры «Сходство и различие актёрского чтения стихотворения и исполнения песни на эти стихи» (по группам).

И т о г о в ы й   в о п р о с:

Что изменяется в стихотворении, когда оно становится песней?

Домашнее задание

Письменно ответить на итоговый вопрос урока или написать отзыв на песню (по выбору учащихся).

Подготовиться к контрольной работе (см. следующий урок).

Групповое задание.

Подготовить коллективный учебный проект.

Проект. Составление электронного альбома или литературно-музыкальной композиции «Стихи и песни о Родине, важные для каждого россиянина» либо сценария литературно-музыкального вечера «Тихая моя Родина...».



УРОК 62
ПИСЬМЕННАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.
ТЕСТИРОВАНИЕ
Урок развития речи 5


Основное содержание урока
Контрольная работа по произведениям русской литературы, изученным на уроках 51—61.

Основные виды деятельности.
Письменный сопоставительный анализ лирики и фрагментов эпических произведений. Выполнение тестов в формате Государственной итоговой аттестации и Единого государственного экзамена по литературе.

I. Вариант 1

I. Соотнесите названия литературоведческих терминов с их определениями.
Ответы запишите в виде нужного порядка цифр.

Определения:

1. Наделённый устойчивыми чертами личности, неповторимостью облика, индивидуальной судьбой условный образ человека, который говорит о себе «я» в лирическом стихотворении.

2. Жанр публицистики, представляющий собой беседу журналиста с одним или несколькими лицами по вопросам, имеющим важное общественное значение.

3. Хроникальное и фактографическое повествование от лица автора, отражающее подлинные события, некогда реально происходившие, а теперь вспоминаемые.

Названия терминов: 1) мемуары; 2) лирический герой; 3) интервью.

Ответ: 2, 3, 1.

II. Прочитайте фрагмент рассказа Ф. А. Абрамова «О чём плачут лошади» со слов «Я схватил её за густую с проседью чёлку...» до слов «Не соврала мне старая кобыла? Не обманула?».
Сопоставьте этот фрагмент со стихотворением В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», ответив письменно на следующие вопросы:

— Что вызвало у лошадей слёзы?

— В чём сходство и различие проблем, поднятых авторами?

— Какой символический смысл содержат истории о лошадях?

III. Напишите небольшое сочинение на тему «Какие человеческие поступки мы называем нравственными (на примере 1—2 произведений)?».

Вариант 2

I. Соотнесите названия литературоведческих терминов с их определениями.
Ответы запишите в виде порядка цифр.

Определения:

1. Небольшое поэтическое произведение, предназначенное для пения.

2. Преемственная связь, объединяющая ряд последовательных во времени литературных явлений.

3. Особый вид литературы, сочетающий в себе признаки художественной, ораторской, социально-политической прозы и журналистики.

Названия терминов: 1) традиция; 2) песня; 3) публицистика.

Ответ: 2, 1, 3.

II. Прочитайте фрагмент из книги Д. С. Лихачёва «Земля родная» со слов «Самая большая ценность народа — его язык...» до слов «...точный показатель его человеческих качеств, его культуры».
Сопоставьте фрагмент со стихотворением А. А. Ахматовой «Мужество», ответив письменно на следующие вопросы:

— Почему самая большая ценность народа — это его язык, речь, слово?

— В чём сходство и различие проблем, поднятых авторами?

— В чём связь между языком человека и его культурой?

III. Напишите небольшое сочинение на тему «Какие выводы делают писатели и поэты, размышляя о человеке и природе (на примере 1—2 произведений)?».

Домашнее задание

Подготовить сообщение о Р. Гамзатове с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Индивидуальные задания.

Подготовить выразительное чтение стихов Р. Гамзатова (см. следующий урок).

Следующие уроки: Р.Гамзатов. "Опять за спиною родная земля..." >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. – М.: Просвещение, 2017.


Инна Анатольевна
ГОФФ
1928—1991

РУССКОЕ ПОЛЕ
[2]

Поле,
Русское поле...
Светит луна или падает снег —
Счастьем и болью
Вместе с тобою.
Нет, не забыть тебя сердцу вовек!

Русское поле,
Русское поле...
Сколько дорог прошагать мне пришлось!
Ты моя юность,
Ты моя воля,
То, что сбылось, то, что в жизни сбылось.

Не сравнятся с тобой
Ни леса, ни моря.
Ты со мной, мое поле,
Студит ветер висок.
Здесь Отчизна моя,
И скажу, не тая:
— Здравствуй, русское поле,
Я твой тонкий колосок.

Поле,
Русское поле...
Пусть я давно человек городской,
Запах полыни,
Вешние ливни
Вдруг обожгут меня прежней тоской.

Русское поле,
Русское поле...
Я, как и ты, ожиданьем живу,
Верю молчанью,
Как обещанью,
Пасмурным днем вижу я синеву.

Не сравнятся с тобой
Ни леса, ни моря.
Ты со мной, мое поле,
Студит ветер висок.
Здесь Отчизна моя,
И скажу, не тая:
— Здравствуй, русское поле,
Я твой тонкий колосок.
Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

Булат Шалвович
ОКУДЖАВА
1924—1997

ПО СМОЛЕНСКОЙ ДОРОГЕ
[3]

По Смоленской дороге — леса, леса, леса.
По Смоленской дороге — столбы, столбы, столбы.
Над Смоленской дорогою, как твои глаза, —
две вечерних звезды — голубых моих судьбы.

По Смоленской дороге — метель в лицо, в лицо,
всё нас из дому гонят дела, дела, дела.
Может, будь понадежнее рук твоих кольцо —
покороче б, наверно, дорога мне легла.

По Смоленской дороге — леса, леса, леса.
По Смоленской дороге — столбы, столбы, столбы.
На дорогу Смоленскую, как твои глаза,
две холодных звезды голубых глядят, глядят.
февраль 1960 г.
Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

Александр Николаевич
ВЕРТИНСКИЙ
1889—1957

ДОЧЕНЬКИ
[4]

У меня завелись ангелята,
Завелись среди белого дня.
То, над чем я смеялся когда-то,
Все теперь восхищает меня.

Жил я шумно и весело, каюсь.
Но жена все к рукам прибрала.
Совершенно со мной не считаясь,
Мне двух дочек она родила.

Я был против... Начнутся пеленки,
Для чего свою жизнь усложнять?
Но залезли мне в сердце девчонки,
Как котята в чужую кровать.

И теперь с новым смыслом и целью
Я, как птица, гнездо свое вью
И порою над их колыбелью
Сам себе удивленно пою:

Доченьки, доченьки,
Доченьки мои,
Где ж вы, мои ноченьки,
Где ж вы, соловьи?

Много русского солнца и света
Будет в жизни дочурок моих.
И что самое главное — это
То, что Родина будет у них.

Будет дом, будет много игрушек.
Мы на елку повесим звезду.
Я каких-нибудь добрых старушек
Специально для них заведу.

Чтобы песни им русские пели,
Чтобы сказки ночами плели,
Чтобы тихо года шелестели,
Чтобы детство забыть не могли.

Правда, я постарею немного,
Но душой буду юн, как они,
И просить буду доброго Бога,
Чтоб продлил мои грешные дни.

Вырастут доченьки,
Доченьки мои,
Будут у них ноченьки,
Будут соловьи.

И закроют оченьки
Доченьки мои,
Мне споют на кладбище
Те же соловьи.
1945
Москва
Источник: Вертинский А. Н. Дорогой длинною. — М.: Правда, 1991.
(вернуться к уроку)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Какие романсы и песни на слова и музыку русских поэтов и композиторов XIX—XX веков вам известны? Вспомните и назовите их авторов.

Слышали ли вы песни «Русское поле» Инны Гофф, «По Смоленской дороге» Булата Окуджавы и «Доченьки» Александра Вертинского?
О чем эти песни? Чем они вас поразили? Подготовьте полный, развернутый ответ.

Выучите и прочитайте или напойте одну из этих песен.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
 

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 240 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и учебникам, переработанным по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной). Разработанная система уроков способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций семиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Она поможет словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 7 класса: учебника, фонохрестоматии, дидактических материалов «Читаем, думаем, спорим...». В пособии содержатся ссылки на энциклопедии, словари, интернет-источники. В нём представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников.
Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к ОГЭ и ЕГЭ по литературе. (вернуться)

2. И́нна Анато́льевна Гофф (24 октября 1928, Харьков — 26 апреля 1991, Москва) — русская советская писательница (прозаик, поэт), автор текста песни «Русское поле». Жена поэта К. Я. Ваншенкина.
«Ру́сское по́ле» — популярная песня композитора Яна Френкеля на стихи Инны Гофф, созданная в 1968 году для фильма «Новые приключения неуловимых» режиссёра Эдмонда Кеосаяна. Эта песня также известна под более коротким названием «Поле».
Инна Гофф так вспоминала об истории создания слов песни «Русское поле»:
«Написала, потому что люблю поле. Люблю русское поле, потому что родилась в России. Таких нигде и нет, наверное… Как мала суша в сравнении с «равниной моря», так малы города в сравнении с ширью наших полей. Полей… Этот ничем не заслонённый вид на край света, из-за которого утром всплывает солнце и за которым оно прячется к ночи… Золотое шумящее поле налитых колосьев было последним мирным видением моего отрочества… »
Поэт Константин Ваншенкин, муж Инны Гофф, вспоминал, что один из композиторов, у которого уже была одноимённая песня «Русское поле», предложил Яну Френкелю изменить название его песни, и тот согласился, сократив его до просто «Поле». Тем не менее, впоследствии за песней устоялось название «Русское поле».
Первая запись песни была сделана в исполнении певца Юрия Гуляева.
За свою историю, начиная с первых исполнений Юрия Гуляева, а также композитора Яна Френкеля и актёра Владимира Ивашова, песня «Русское поле» входила в репертуар многих известных певцов, таких как Лев Лещенко, Артур Эйзен, Марк Бернес, Евгений Беляев, Валерий Ободзинский, Иосиф Кобзон, Геннадий Каменный, Евгений Нестеренко, Дмитрий Хворостовский и другие. (вернуться)

3. Була́т Ша́лвович Окуджа́ва (9 мая 1924, Москва, СССР — 12 июня 1997, Кламар, Франция) — советский и российский поэт, бард, прозаик и сценарист, композитор. Автор около двухсот авторских и эстрадных песен, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни в 1960-е—1980-е годы. Для текстов песен Окуджава выбирал не только собственные стихи, но и сказания из кавказского народного эпоса. Участник Великой Отечественной войны. Гвардии рядовой (1944).
Первая песня Окуджавы «Нам в холодных теплушках не спа́лось» относится к периоду службы в артиллерийской бригаде, текст песни не сохранился. Вторая, «Неистов и упрям» («Гори, огонь, гори»), была написана в 1946 году. Стихи Окуджавы впервые появились в гарнизонной газете Закавказского фронта «Боец РККА» (позднее — «Ленинское знамя»), сначала под псевдонимом А. Долженов.
В 1961 году в Харькове состоялся первый в СССР официальный вечер авторской песни Окуджавы. В 1962 году он впервые появился на экране в фильме «Цепная реакция», в котором исполнил песню «Полночный троллейбус».
В 1962 году Окуджава был принят в Союз писателей СССР. Похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы.
Песня "По Смоленской дороге" написана в феврале 1960 г. Окуджава вспоминал: "...У меня почти все песни сложились на готовые стихи, то есть, сначала писались стихи, а потом появлялась музыка. Только одна родилась наоборот, на музыку — это песня "По Смоленской дороге". Ехал я в самом деле по Смоленской дороге, зимой в машине вместе с поэтом Юрием Левитанским. Ехали мы в командировку от "Литературной газеты", была с нами гитара, и вот у меня сначала появилась музыка, а потом стихи..." (вернуться)

4. Алекса́ндр Никола́евич Верти́нский (9 (21) марта 1889, Киев, Российская империя — 21 мая 1957, Ленинград, СССР) — русский и советский эстрадный артист, киноактёр, композитор, поэт и певец, кумир эстрады первой половины XX века. Лауреат Сталинской премии второй степени (1951). Отец актрис Марианны и Анастасии Вертинских.
Дебют Александра Вертинского на эстраде состоялся в 1915 году, в знакомом ему Арцыбушевском театре миниатюр, которому он предложил свою новую программу: «Песенки Пьеро». Использование «маски» в качестве сценического образа было характерно для того времени. Отмечалось, что на выбор Вертинского оказала влияние поэзия Блока, в частности пьеса «Балаганчик» и цикл «Маски».
В 1919 году Вертинский уехал в Киев, оттуда перебрался в Харьков, где дал множество концертов и познакомился с актрисой Валентиной Саниной, затем оказался в Одессе. Последним городом его пребывания на Родине стал Севастополь.
В конце марта 1943 года Вертинский предпринял очередную попытку вернуться на Родину и написал письмо на имя В. М. Молотова, в котором писал: «Жить вдали от Родины в момент, когда она обливается кровью, и быть бессильным ей помочь — самое ужасное». Разрешение было получено (во время Великой Отечественной войны было разрешено вернуться и некоторым другим деятелям культуры). Он приехал в Москву в ноябре 1943 года с женой и трёхмесячной дочерью Марианной, и поселился на улице Горького (поначалу — в гостинице «Метрополь»). Ровно год спустя у супругов родилась вторая дочь, Анастасия. Обеим девочкам Вертинский посвятил одну из самых своих известных песен того периода: «Доченьки».
Последний концерт Вертинского состоялся 21 мая 1957 года в Доме ветеранов сцены им. Савиной в Ленинграде. В тот же день Александр Николаевич скончался от острой сердечной недостаточности в гостинице «Астория», на 69-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

АКТРИСА АНАСТАСИЯ ВЕРТИНСКАЯ ОБ ОТЦЕ

Александр Николаевич Вертинский (1889—1957), российский артист эстрады.

Выступал с 1915 (с 1919 за рубежом), с 1943 в СССР. Его изысканно-интимная манера исполнения отличалась разнообразием интонаций, выразительностью жестов. Автор музыки и текстов ряда песен. Снимался в кино. Государственная премия СССР ( 1951 ).

В далекой дореволюционной России 1917 года в одном из небольших московских театров, где всего лишь триста мест для зрителей, появился высокий худой юноша, одетый в костюм Пьеро.

На белой маске лица — трагические черные брови, алый рот. Он поднял вверх необычайно выразительные руки с длинными пальцами и запел...

Его маленькие песни-новеллы назывались "ариетками", или "печальными песенками Пьеро". То ли темы песен были угаданы молодым артистом, то ли сам юноша понравился публике, но песни эти запели, а тексты передавались из уст в уста. Юного артиста назвали "Русским Пьеро", он стал знаменитым, ему подражали, им восхищались, его ругали газеты и обожала публика, а карьера его обещала быть блистательной. Этой молодой знаменитостью был Александр Вертинский — поэт, певец и композитор.

Стихия Октябрьской революции 1917 года смыла волной лучших детей своей культуры. Бунин, Шаляпин , Мозжухин, Павлова, Вертинский — звезды русской культуры, дети "Серебряного века" России — вынуждены были навсегда лишиться своей родины и обречь себя на долгие годы духовных скитаний. Не приняв революцию, Вертинский эмигрирует, покидает Россию и уезжает в Европу. С этого дня начинается тернистая дорога "Русского Пьеро". Его воздетые вверх худые руки молили уже не о радости души, а о спасении России. Ностальгия стала его музой. Песни превратились в маленькие баллады. Персонажи этих песен: клоуны и кокаинистки, танцовщицы кабаре и кинозвезды, капризные дамы в шикарных манто и бродяги, артисты и сутенеры, пажи и лорды. Все они любят, страдают, мечтают о счастье, тоскуют, мчатся в стремительной погоне за жизнью и горько рыдают от ее пощечин.

Артист теперь стоял перед публикой одетый во фрак, ослепительно белую манишку и лаковые туфли. Его мастерство достигало виртуозности. Его назвали "Шаляпиным эстрады", "сказителем русской сцены".

Вертинский — это театр! Вертинский — это эпоха! Вертинский — это сама Россия! Его голос завораживает, его песни зовут вас в далекие, таинственные страны! Он навсегда остается в памяти! Ему рукоплещет Париж, Лондон, Нью-Йорк. Его слушают русские, французы, англичане. Им восхищаются Фокин, Дягилев, Шаляпин. Слава вторично захлестывает Александра Вертинского.

Парадоксально, но на вершине своего успеха артист неутомимо пишет Советскому правительству: "...пустите меня домой, пустите, пустите! Душа рвется в Россию, на Родину, туда, где сейчас плохо, страшно, где голод и холод".

Только в конце 1943 года Советским правительством Вертинскому было разрешено вернуться в Россию. Еще шла война. Страна с трудом выходила из тяжких лет бессмысленной бойни. Здесь, на своей искалеченной Родине, Александр Вертинский давал много благотворительных концертов в пользу голодающих, солдат-калек, детей-сирот. Он пел по всей России: в Сибири, на Дальнем Востоке, в Азии, пел так много, до хрипоты, словно веря, что его песни отогревают сердца людей. Эта страна не была для него. Советским Союзом, напротив, она по-прежнему была "его Россией", его матерью, его возлюбленной. Здесь пропел он последние годы своей жизни. Слава, баловнем которой он был дважды, пришла к нему в третий и последний раз. Русская культура, в лоно которой он вернулся уже зрелым мастером, приняла его в свои объятия, как истинная мать, не спрашивая, где он был все эти годы.

Имя Вертинского — легенда. Его песни так и не окрасились оттенком революционного пафоса, он остался свободным сыном своей великой культуры. Его не уничтожил Сталин, и это овеяло легендой годы его пребывания в Советском Союзе. Не потому-ли, что и в душе деспота есть тайная дверца, от которой у поэта есть маленький ключик? Его поэзия, музыка, пение — это шедевр эпохи Русского Декаданса, последняя звезда на небосклоне Серебряного века России.

А. Н. ВЕРТИНСКИЙ — ДОЧЕРЯМ
5 апр. 50 г.


Мои обожаемые доченьки!
Я по вас страсенно соскучился, уже съел все ваши конфетки и теперь целые дни думаю о вас и целую ваши карточки. Я пою концерты — зарабатываю вам денежки на дачу, где мы купим корову, которую будет доить Ольга Алексеевна, и кота. Как вы учитесь? Как себя ведете? Напишите папе, мне будет очень приятно получить от вас письмо. Слушайтесь маму и бабу и Ольгу Алексеевну и не обижайте друг друга — не огорчайте папу. Ко мне на концерт приходил кот Федул — он уехал с Курильских островов, потому что мышей там мало, а рыбы он не любит. Он поступил в Оперу, где и будет петь, а жена его, Феклушка, сделалась балериной и танцует балет «Лебедячее Озеро». Летом они всей семьей приедут к вам в Анапу — купаться в песке, потому что воды они, коты, не любят.
Сшили ли вам уже штанишки для улицы или нет? Как поживает Володька и серая птичка? Давайте им каждый день булочки. Спасибо вам за телеграмму, что поздравили папу. Хотя в день своего рождения я был в поездке и получил ее уже по приезде в Свердловск на три дня позже.
Будьте умницами, слушайтесь старших и не забывайте своего папу и пишите мне.
Крепко целую вас, мои крошечки, радость и свет моей жизни, да сохранит вас Господь Бог.
Ваш папа Саша. (вернуться)
 
А.Н.Вертинский с дочерьми Анастасией и Марианной.
Фото начала 1950-х годов.
Источник: shkolazhizni.ru/archive/0/n-32212/


«Я БЫЛ ЗАСТЕНЧИВ...
ВОТ ПОЧЕМУ РОДИЛСЯ КОСТЮМ ПЬЕРО»
А. Н. Вертинский о своем творчестве


Завтра А. Н. Вертинский дает свой последний прощальный концерт в Железнодорожном собрании. Прощаясь с харбинцами, Вертинский решил уступить многочисленным просьбам и выступить в костюме Пьеро, который он снял 14 лет тому назад ...
Как же появился этот жанр, этот бледный Пьеро и его песенки, которые отразили нашу эпоху и вызвали столько подражателей не только в России и в эмиграции, но и по всему свету?

В беседе с нашим сотрудником А. Н. Вертинский поведал нам тайну рождения Пьеро:
— В начале века в русском обществе произошла перемена в настроениях. Появились новые вкусы, новые требования. В частности, публика хотела чего-то нового, свежего и от сцены, музыки, пения. Всем надоели старые романсы, надоели «грезы» и «розы», «кровь» и «Любовь», надоели соловьи и лунные ночи, про которые пелось и писалось. Пионерами в области новшеств в поэзии стали Блок, Ахматова, Игорь Северянин. Новые поэты принесли с собой свежую струю прекрасного.
Помню, я был на концерте соловья русской песни — божественного Собинова, и вот, слушая его, я почувствовал, что его пение не производит на меня впечатления, не доходит, как говорится, «до сердца». Я понял, что артист должен апеллировать не только к слуху слушателя, но и к его сердцу, к его самым чувствительным эмоциям.
Мое искусство родилось из недовольства старыми формами, которые уже не удовлетворяли аудиторию. Я смело выступил со своими песенками. Я очутился в исключительно тяжелых условиях. Раньше за певца отвечала консерватория, в которой он учился, за его арию отвечал композитор, а за меня ... отвечал только я.
Но как же родился Пьеро? Да очень просто, проще, чем это думают. Я был молод, был застенчив, боялся смотреть в лицо многоликому страшному зверю — публике, и я скрылся под маской и костюмом печального Пьеро.
Я был тепло и радушно встречен харбинцами в Железнодорожном собрании, и свой прощальный концерт я решил дать там. Где встретились, там и простимся. Это будет мой последний концерт в Харбине. Мне жаль расставаться с харбинцами. Я так полюбил этот город за время своего в нем пребывания.
На моем прощальном концерте, в воскресенье, я выступлю единственный раз за 14 лет в костюме Пьеро, уступая просьбе харбинцев, которые прислали мне за последнее время более 300 писем с просьбой воскресить прежний жанр. Это подарок для харбинцев. Пусть они посмотрят меня в костюме Пьеро, услышат песни, пусть послушают их и те, кто обвиняет меня в нытье. Они увидят, что этот жанр далеко не так плох, как они говорят.
На прощанье А. Н. Вертинский показывает телеграмму, только что полученную им от нашего русского гения Федора Ивановича Шаляпина в ответ на его пасхальное поздравление:
«Токио. Кахотерн (отель). Спасибо, милый Вертинский. Желаем здоровья. Ф.Шаляпин.

Источник: Вертинский А. Н. Дорогой длинною. /Сост. и вступ. ст. Ю. Томашевского; Послесл. К. Рудницкого; Оформ. Г. Саукова. — М.: Правда, 1991.— 576 с ил.
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика