Особенности русской литературы 20-х гг. XX в. Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
Портрет И.А.Бунина
работы В.И.Россинского, 1915
 
А. И. Куприн в своём кабинете.
Гатчина. 1912
 
Шмелев И. С.
Фото
 
Цветаева М. И.
Фото. Прага, 1924 г..
 
Портрет Е. И. Замятина
работы Б. М. Кустодиева,
1923 г. Москва.
 
Фадеев А. А.
Фото 1921 г.
 
 
 
 
 
 
УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ
 
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20-х гг. XX в.

1 ЧАС

Уроки литературы в 11 классе[1]

УРОК № 37
Тема.
Особенности русской литературы 20-х гг. XX в.


Цель: дать учащимся наиболее полное и всестороннее освещение литературного процесса 1920-х гг.; показать живой литературный процесс, наметить проблемы, стоявшие в литературе этого периода, проблемы, разговор о которых будет продолжен на последующих уроках; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; формировать активную жизненную позицию.
Оборудование: учебник, таблица-тезисы, портретный и иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся составляют тезисы лекции учителя; знают об общественно-культурной ситуации СССР в 1920-е гг., об основных тенденциях развития русской литературы этого периода; участвуют в аналитической беседе, в мини-дискуссии.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Слушание нескольких творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

1. Вводно-ориентировочная беседа

• Какие периоды выделяют в развитии русской литературы XX в.? Укажите хронологические рамки этих периодов.

• Какие культурные и социальные тенденции в России можно отметить на рубеже XIX–XX вв.? Почему Н. А. Бердяев назвал этот период «русским духовным ренессансом»?

• Что такое модернизм? Какие течения и направления в литературе объединил модернизм?

• Назовите писателей, работавших в русле реализма, и писателей, работавших в русле модернизма.

• Чем реализм начала XX в. принципиально отличается от критического реализма в литературе XIX в.?

2. Объяснение учителя (лекция)
(Учащиеся составляют тезисы.)

— Октябрьский переворот разделил русских писателей и поэтов. Значительная часть из них оказалась в эмиграции: И. А. Бунин, М. И. Цветаева, А. И. Куприн, К. Д. Бальмонт, Е. И. Замятин.

Часть писателей и поэтов составляла так называемую «внутреннюю эмиграцию»: А. А. Ахматова, Б. Л. Пастернак, М. А. Булгаков и другие. Они не уезжали из России, но были лишены возможности публиковать свои книги, не отвечавшие канонам «пролетарской литературы». Однако именно им удалось показать не расстановку сил после октябрьского переворота, а глубокий трагизм времени, уничтожение личности в огне Гражданской войны и «строительства нового мира».

Революция октября 1917 г., Гражданская война, а затем приход к власти большевиков остро поставил вопрос, сформулированный Максимом Горьким: «С кем вы, мастера культуры?» (так называлась статья писателя, опубликованная в 1932 г.). Иными словами, речь шла об отношении писателей к новой власти и о готовности с ней сотрудничать. О такой готовности практически сразу заявили авторы, приобретшие известность к 1917 г.: Максим Горький, А. А. Блок (в статье «Интеллигенция и революция» он призывал «всем сознанием» слушать «музыку революции»), В. Я. Брюсов (вступил в 1919 г. в ряды РКП(б)), А. С. Серафимович, С. А. Есенин, В. В. Маяковский.

Многие крупные писатели, не признав новой власти и восприняв Октябрьскую революцию как катастрофу для России, составили «первую волну» русской эмиграции: И. А. Бунин (передавший впечатления от революционных лет в книге «Окаянные дни»), А. И. Куприн (вернулся в СССР в 1937 г.), А. Н. Толстой (вернулся в СССР в 1923 г.), В. В. Набоков, А. Т. Аверченко, Саша Чёрный, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонт, В. Ф. Ходасевич, И. С. Шмелёв, Е. И. Замятин, М. И. Цветаева (вернулась в СССР в 1939 г.) и многие другие.

Некоторые писатели не определили своего отношения к советской власти, но остались на родине: А. А. Ахматова, М. А. Волошин, М. М. Пришвин, И. Г. Эренбург, Л. М. Леонов, Б. А. Пильняк (настоящая фамилия Вагау), Андрей Белый.

В начале 1920-х гг. с фронтов Гражданской войны возвращаются те, кому суждено будет стать известными писателями: Д. А. Фурманов, В. В. Иванов, М. М. Зощенко, К. А. Федин, И. Э. Бабель, М. А. Булгаков.

Одной из ведущих в литературе этого периода становится тема интеллигенции и революции, интеллигенции и Гражданской войны. Она звучит в таких крупных произведениях, как «Конармия» И. Э. Бабеля, «Разгром» А. А. Фадеева, «Как закалялась сталь» Н. А. Островского, в первой части «Тихого Дона» М. А. Шолохова.

Наиболее объективно эта тема представлена у И. Э. Бабеля в цикле рассказов «Конармия», где выражение авторской позиции сведено к минимуму, но показана жестокость Гражданской войны, нравственная деградация людей, вынужденных убивать друг друга. Поэтому история Граждан ской войны для главного героя и рассказчика «Конармии» Кирилла Лютова — это «летопись будничных злодеяний».

В произведениях А. А. Фадеева и Н. А. Островского тема интеллигенции и революции дана с так называемых классовых позиций, когда положительному «пролетарскому» герою противопоставляется колеблющийся, мечущийся, склонный к предательству интеллигент, не понимающий до конца смысла революционной борьбы.

Литературный процесс этого периода определяется не только разделением писателей на «своих», «чужих» и «своих, но не очень», но также борьбой различных литературных объединений, каждое из которых придерживалось своих взглядов на задачи литературы:

• РАПП — Российская (позднее — Всесоюзная) ассоциация пролетарских писателей. Возникла в 1920 г. первоначально как литературное объединение «Кузница», затем — «Октябрь»; окончательно сформировалась к 1925 г.
Объединяла более 4 тысяч человек. Активные представители: Д. И. Фурманов, В. М. Киршон, Л. Л. Авербах, позже — А. А. Фадеев. Рапповцы выступали за создание так называемой «пролетарской» литературы и противопоставляли ей литературу «непролетарскую», к коей относили всё классическое наследие. При этом непролетарская литература мыслилась как нечто ненужное и отжившее своё время;

• «Перевал» — литературное объединение, возникшее в Москве в 1923-м и просуществовавшее до 1932 года.
Лидер объединения — А. К. Воронский. Активные представители: Артём Весёлый (настоящее имя Николай Иванович Кочкуров); М. А. Светлов; М. М. Пришвин, А. П. Платонов и другие. «Перевальцы» занимали идейную позицию, прямо противоположную рапповской. Главными ценностями в литературе считали искренность и эстетическую культуру;

• «ЛЕФ» — «Левый фронт искусств», объединение писателей и художников, существовавшее в Москве и в Одессе с 1922-го по 1929 г.
Участники: В. В. Маяковский, Н. Н. Асеев (настоящая фамилия Штальбаум), О. М. Брик, Б. Л. Пастернак. Отстаивали идею искусства как «жизнестроения» и теорию «социального заказа», пытались обосновать необходимость поэтиче ского служения материальным интересам рабочего класса и социалистической революции. Издавали газету «Искусство коммуны» и журналы «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ»;

• «ЛЦК» — «Литературный центр конструктивистов». Литературное объединение, идейно близкое к ЛЕФу.
Участники объединения: В. М. Инбер, В. А. Луговской, Б. Н. Агапов. Конструктивисты провозглашали близость поэзии производственной тематике (характерные названия сборников: «Госплан литературы», «Бизнес»), очеркизм, широкое применение «прозаизмов», использование нового размера — тактовика, эксперименты с декламацией. К 1930 г. конструктивисты стали объектом травли со стороны РАПП и объявили о самороспуске;

• «Серапионовы братья» — литературное объединение, существовавшее в Ленинграде с 1921-го по 1926 г. Название позаимствовано из цикла новелл Гофмана, где описано литературное содружество имени пустынника Серапиона.
Участники: Л. Н. Лунц, М. М. Зощенко, В. А. Каверин (настоящая фамилия Зильбер), К. А. Федин, В. В. Иванов;

• ОБЭРИУ — «Объединение реального искусства», группа писателей, существовавшая в Ленинграде с 1926-го по 1932 г. Первоначальные названия — «Левый фланг», «Академия левых классиков».
Участники: Д. И. Хармс (настоящая фамилия Ювачёв), А. И. Введенский, Н. А. Заболоцкий, к ним примыкал также Е. Л. Шварц. Обэриуты декларировали отказ от традиционных форм искусства, необходимость обновления методов изображения действительности, культивировали гротеск, алогизм, поэтику абсурда. Многие участники ОБЭРИУ были репрессированы, погибли в заключении.

Многие крупные писатели (например, А. А. Ахматова, Е. И. Замятин, О. Э. Мандельштам, Фёдор Сологуб (настоящее имя Фёдор Кузьмич Тетерников)) не входили ни в одно из объединений.

В период с 1921-го по 1934 г. русская литература несёт невосполнимые утраты. Уходят из жизни Александр Блок (1921), Николай Гумилёв (1921), Валерий Брюсов (1924), Сергей Есенин (1925), Фёдор Сологуб (1927), Владимир Маяковский (1930), Максимилиан Волошин (1932), Саша Чёрный (1932), Александр Грин (1932), Андрей Белый (1934).

Сложный путь проходила в своём развитии проза 1920-х гг. Советская литература шла по пути показа противостояния и борьбы двух антагонистических миров.

Психологическую картину превращения массы в революционный коллектив показал Серафимович в романе «Железный поток». Яркий образ легендарного комдива, в котором воплотились черты всего народа, создал Д. А. Фурманов в романе «Чапаев». Перед литературой встала задача показать в художественных формах труд и жизнь народа.

Создавали произведения, опиравшиеся на реальные события, факты, людей. Образы национальных героев в этих произведениях имели огромное воспитательное значение. В 1928 г. М. А. Шолохов опубликовал 1-ю книгу романа «Тихий Дон», принёсшего писателю мировую известность. Исторически и психологически достоверный рассказ о жизни и быте донского казачества, воплощение действительности в её противоречиях и конфликтах определили особое значение «Тихого Дона».

Предполагаемая тезисная запись

Особенности русской литературы 20-х гг. XX в
Эмигрантская литература
«Потаённая» литература
Советская литература
• В начале 1920-х гг. Россия познала эмиграцию миллионов русских людей, не желавших подчиниться большевистской диктатуре
• Создавалась писателями и поэтами, которые не имели возможности или же принципиально не хотели публиковать свои произведения
• Создавалась в нашей стране, публиковалась и находила путь к читателю
• Оказавшись на чужбине, И. А. Бунин, А. И. Куприн, В. В. Набоков, И. С. Шмелёв, М. И. Цветаева и др. не только не забыли язык и культуру, но создали – в изгнании, в чужой языковой и культурной среде – литературу диаспоры, русского рассеяния
• Это были произведения, написанные «в стол»:
• А. П. Платонов – «Чевенгур» и «Котлован»;
• М. А. Булгаков – «Мастер и Маргарита»;
• А. А. Ахматова – «Реквием»
• Эта ветвь отечественной литературы испытывала на себе самое мощное давление политического пресса


Литературные направления и группировки
Реализм
Модернизм
Литературные группировки
• Пытался адаптироваться к мироощущению человека XX в., к новым философским, эстетическим реалиям. Обновлённый реализм.
• Социалистический реализм, новая эстетика, в основе которой лежит утверждение нормативных характеров в нормативных обстоятельствах
Рождает жанр:
• антиутопия (Е. И. Замятин – «Мы») – произведение о будущем, которое рисуется отнюдь не идеальным и светлым, в этих произведениях предсказывается такое мироустройство общества, при котором человеческая личность будет обесценена, подавлена властью машин или политической диктатурой;
• фантастический гротеск (М. А. Булгаков – «Роковые яйца»);
• жанр фрагмента (Б. Пильняк (настоящая фамилия Вагау) — «Голый год»);
• сатиры (М. М. Зощенко)
• РАПП;
• ЛЕФ;
• ЛЦК;
• «Перевал»;
• ОБЕРИУ;
• «Серапионовы братья»


3. «Учимся грамотно дискутировать…»:
мини-дискуссия


• Можно ли сегодня быть образованным человеком, не имея представления о литературной ситуации России 1920-х гг.?
• Можно ли прочитать историю литературной борьбы 1920-х гг. как приключенческий (авантюрный) роман?
• Будете ли вы готовы к правильным оценкам, если когда-нибудь в XXI в. повторится историческая ситуация 20-х гг. XX века?

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

Обобщающая беседа


• С чем связана раздробленность литературного процесса XX в.?
• Что изменилось в литературном процессе после Октябрьской революции?
• Перечислите известные вам литературные направления и группировки 1920-х гг. В чём их сходство и различия?
• Что изменилось в литературном процессе после Октябрьской революции?
• Дайте общую характеристику сатирической литературе начала XX в.
• В чём проявилась географическая и идеологическая раздробленность русской литературы советского периода?
• Назовите писателей, оставшихся в СССР, и писателей, продолживших свой творческий путь в эмиграции.
• Как вы понимаете выражение «внутренняя эмиграция»?

VI. Домашнее задание

1. Творческое задание (по выбору учащихся). Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «К чему может привести вмешательство государства в литературный процесс?».

2. Опережающие задания. Подготовить «Литературную визитку» о жизни и творчестве И. Э. Бабеля. Прочитать новеллы «Переход через Збруч», «Измена», «Соль» из сборника новелл И. Э. Бабеля «Конармия». Знать содержание остальных новелл.

Следующие уроки: Урок № 38. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х гг. XX в. И. Э. Бабель. «Конармия»: трагическая правда о Гражданской войне >>>



1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

 
 
Среди участников кружка «Серапионовы братья»
Сидят – Константин Федин, Михаил Зощенко, Илья Груздев, Вениамин Каверин.
Стоят – Михаил Слонимский, Николай Тихонов, Елизавета Полонская, Николай Никитин.
Снимок из журнала «Литературные записки». 1922. № 3.
Источник: Мих. Зощенко. Уважаемые граждане. – М.: «Книжная палата», 1991.
 
Русские писатели в Берлине в 1922 г.
Сидят: А. Белый, М.А. Осоргин, А.В. Бахрах, Б.К. Зайцев.
Стоят: А.М. Ремизов, В.Ф. Ходасевич, П.П. Муратов, Н. Н. Берберова
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Бабель И. Э.
Конармия

("Литература")
 
 
Фадеев А. А.
Разгром

("К уроку литературы")
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика