Основные направления, темы и проблемы русской литературы начала XX века. Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
Портрет И.А.Бунина
работы В.И.Россинского, 1915
 
А. И. Куприн в своём кабинете.
Гатчина. 1912
 
Портрет А.М.Горького
работы В.А.Серова, 1905
 
В. Я. Брюсов.
Фото, 1910-е гг.
 
Н.Гумилев.
Фото, 1910-е гг.
 
А. А. Блок.
Петербург, январь 1907 г.
Фотограф Д.С. Здобнов
 
 
 
 
 
 
УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ
 
ВВЕДЕНИЕ

1 ЧАС

Уроки литературы в 11 классе[1]


УРОК № 1
Тема.
Основные направления, темы и проблемы
русской литературы начала XX в.


Цель: ознакомить учащихся с общей характеристикой и своеобразием русской литературы XIX в. с точки зрения истории и литературы; дать представление об основных тенденциях в литературе конца XIX — начала XX вв.; показать значение русской литературы этого периода в развитии русского литературного процесса; воспитывать чувство сопричастности и сопереживания к истории России, любовь к её культуре.
Оборудование: учебник, портреты писателей и поэтов рубежа веков, таблица, эпиграф.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают общую характеристику и своеобразие русской литературы XIX в. с точки зрения истории и литературы; имеют представление об основных тенденциях в литературе конца XIX — начала XX вв.; определяют значение русской литературы данного периода в развитии русского и мирового литературного процесса.

Я на мир взираю из-под столика:
Век двадцатый — век необычайный.
Чем он интересней для историка,
Тем для современника печальней.
Н. И. Глазков


ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Двадцатый век наступил в 00 часов 1 января 1901 года — таково его календарное начало, от которого отсчитывает свою историю и мировое искусство XX в. Двадцатый век в истории русской литературы — самый драматичный и наиболее насыщенный событиями и направлениями период. Он изменил понимание сущности литературы, вписал в более масштабный контекст вопросы любви, смерти, предназначения человека, перспектив развития искусства (обращение учителя к эпиграфу урока).

Из этого, однако, не следует, что в один момент в искусстве произошёл всеобщий переворот, учредивший некий новый стиль XX в. Часть процессов, существенно важных для истории искусства этого столетия, берёт свое начало ещё в прошлом веке.

Наследие рубежа XIX–XX вв. не ограничивается творчеством одного-двух десятков значительных художников слова, а логику литературного развития этой поры нельзя свести к единому центру или простейшей схеме сменяющих друг друга направлений. Это наследие являет собой многоярусную художественную реальность, в которой индивидуальные писательские дарования, сколь бы выдающимися они ни были, оказываются лишь частью грандиозного целого. Приступая к изучению литературы рубежа веков, необходимо сделать краткий обзор социального фона и общекультурного контекста этого периода.

Трагический опыт писателей разных поколений воплотился в произведения, которые ныне составляют единую русскую литературу XX в. Именно с ней вам и предстоит ознакомиться на уроках литературы в 11-м классе. Успехов вам в постижении своеобразного мира литературы XX в.!

III. Актуализация опорных знаний
Литературная викторина «Умники и умницы»
Вспоминая изученное…


1. О каком десятилетии в истории русской литературы В. Г. Белинский сказал, что «роман всё убил, всё поглотил», и почему?
(О 40-х гг. XIX в., когда проза потеснила поэзию, и писатели обратились к повестям и романам.)

2. О ком Н. В. Гоголь отозвался как о «русском человеке в конечном его развитии, в каком он явится, может быть, через двести лет»?
(Об А. С. Пушкине)

3. Где берёт своё начало наполеоновская тема в русской литературе: «Мы все глядим в Наполеоны: Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно»?
(В пушкинском «Евгении Онегине»)

4. Кто из писателей назвал Невский проспект «всеобщей коммуникацией Петербурга»?
(Н. В. Гоголь в повести «Невский проспект»)

5. Кому приписывают фразу «Все мы вышли из “Шинели”»?
(Ф. М. Достоевскому)

6. В раннем творчестве какого поэта, долгий творческий путь которого начался в 30-е гг. XIX в., складывается концепция мировой души, космоса и хаоса, дневного и ночного бытия?
(Ф. И. Тютчева)

7. Кто ввёл в русскую литературу понятия «лишний человек», «лишние люди»?
(И. С. Тургенев — в произведении «Дневник лишнего человека» и А. И. Герцен — в статье «Печальный тип лишнего человека»)

8. Какую метаморфозу любили изображать писатели «натуральной школы»?
(Превращение восторженного мечтателя и романтика в трезвого практика и дельца («Обыкновенная история» И. А. Гончарова).)

9. Какое произведение, по мнению европейцев, было «откровением русских нравов» и открытием русского мужика?
(«Записки охотника» И. С. Тургенева)

10. Два поэта, размышляя о своём столетии, назвали XIX в. «железный», подчёркивая тем самым его суровость и беспощадность: «Век шествует путём своим железным» и «В сей век железный Без денег и свободы нет». К этой характеристике присоединился третий поэт, уже в начале XX в.: «Век XIX, железный, Воистину жестокий век». Кто были эти поэты?
(А. С. Пушкин и Е. А. Баратынский)

IV. Работа над темой урока

1. Ознакомление со структурой и спецификой
курса литературы в 11-м классе

2. Вводно-ориентировочная беседа


• В чём назначение искусства и каково его место в истории человечества и жизни человека?

• Что позволяет искусству быть, как утверждает В. С. Соловьёв, не «пустою забавою», а «вдохновенным пророчеством»?

• Каковы приметы ощущавшегося на рубеже XIX–XX вв. грядущего перелома во всех областях жизни?

3. Лекция учителя
(Учащиеся составляют тезисы.)

— Русская литература конца XIX — начала XX вв. существовала и развивалась под мощным воздействием кризиса, охватившего чуть ли не все стороны русской жизни. Своё ощущение трагизма и неустроенности российского бытия этого времени с огромной художественной силой передали великие писатели-реалисты XIX в., заканчивавшие свой творческий и жизненный путь: Л. Н. Толстой и А. П. Чехов. Продолжатели реалистических традиций И. А. Бунин, А. И. Куприн, Л. Н. Андреев, А. Н. Толстой в свою очередь создали великолепные образцы реалистического искусства. Однако сюжеты их произведений становились год от года всё более тревожными и мрачными, идеалы, которыми они вдохновлялись, всё более неясными. Жизнеутверждающий пафос, который был так характерен для русской классики XIX в., под гнетом печальных событий постепенно исчезал из их творчества.

В конце XIX — начале XX вв. русская литература, прежде обладавшая высокой степенью мировоззренческого единства, стала эстетически многослойной. Размежевание реализма и модернизма и располагавшихся между ними промежуточных явлений объясняется не столько борьбой литературных группировок и школ (эти факты литературного бытия вторичны), сколько возникновением в литературе противоположных представлений о задачах искусства и, соответственно, разных взглядов на место человека в мире. Именно разная оценка возможностей и предназначения человека разводит реализм и модернизм по разным руслам единой литературы.

Реализм на рубеже веков продолжал оставаться масштабным и влиятельным литературным направлением. Достаточно сказать, что в 1900-е гг. ещё жили и творили Л. Н. Толстой и А. П. Чехов.

Наиболее яркими дарованиями среди новых реалистов обладали писатели, объединившиеся в 1890-е гг. в московском кружке «Среда», а в начале 1900-х гг. составившие круг постоянных авторов издательства «Знание» (одним из его владельцев и фактическим руководителем был Максим Горький). Помимо лидера объединения, в него в разные годы входили Л. Н. Андреев, И. А. Бунин, В. В. Вересаев, Н. Г. Гарин-Михайловский, А. И. Куприн, И. С. Шмелёв и другие писатели. За исключением И. А. Бунина, среди реалистов не было крупных поэтов, они проявили себя прежде всего в прозе и — менее заметно — в драматургии.

Таким образом, поколение писателей-реалистов начала XX в. получило в наследство новые принципы письма — с гораздо большей, чем прежде, авторской свободой; со значительно более широким арсеналом художественной выразительности; с обязательным для художника чувством меры, которое обеспечивалось возросшей внутренней самокритичностью.

Модернистскими в литературоведении принято называть прежде всего три литературных течения, заявивших о себе в период с 1890-го по 1917 гг. Это символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления.

В целом русская культура конца XIX — начала XX в. поражает своей яркостью, богатством, обилием талантов в самых разных сферах. И в то же время это была культура общества, обречённого на гибель. Предчувствие гибели прослеживалось во многих произведениях литературы и искусства.

4. Ознакомление со статьёй учебника
по теме урока (работа в парах)

5. Коллективная работа
над составлением таблицы «Развитие русской литературы в 1890–1921 гг.»

ТАБЛИЦА
Развитие русской литературы в 1890–1921 гг.
В русле реализма
В русле модернизма
Проза и драматургия Л. Н. Толстого

Проза и драматургия А. П. Чехова

Проза А. И. Куприна

Проза И. С. Шмелёва

Поэзия и проза И. А. Бунина

Проза Б. К. Зайцева

Проза и драматургия Максима Горького

Проза и драматургия Л. Н. Андреева

Проза А. М. Ремизова

Творчество «сатириконцев» А. Т. Аверченко, Тэффи (Н. А. Лохвицкой-Бучинской), Саши Чёрного (А. М. Гликберга)

Проза В. Г. Короленко

Проза В. В. Вересаева

Проза А. С. Серафимовича
Символисты:
В. Я. Брюсов, Д. С. Мережковский, Н. М. Минский, З. Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонт, Фёдор Сологуб (Ф. К. Тетерников), И. Ф. Анненский, Эллис (Л. Л. Кобылянский), Андрей Белый (Б. Н. Бугаев), А. А. Блок, В. И. Иванов, М. А. Кузмин

Акмеисты:
Н. С. Гумилёв, С. М. Городецкий, А. А. Ахматова, Г. В. Иванов, О. Э. Мандельштам, М. А. Зенкевич.

Футуристы:
а) кубофутуристы: Д. Д. Бурлюк, В. В. Маяковский, А. Е. Кручёных, В. В. Хлебников, В. В. Каменский;
б) эгофутуристы: И. В. Северянин, И. В. Игнатьев, К. К. Олимпов;
в) «Центрифуга»: Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев, С. П. Бобров

Новокрестьянские поэты:
С. А. Клычков, П. В. Орешин, С. А. Есенин, Н. А. Клюев

Имажинисты:
А. Б. Мариенгоф, В. Г. Шершеневич, С. А. Есенин
Независимые поэты: М. А. Волошин, В. Ф. Ходасевич, М. И. Цветаева


6. Эвристическая беседа

• Какие новые стили и направления появились в российской культуре на рубеже XIX–XX вв.? Каким образом они были связаны с конкретной исторической обстановкой?

• Какие исторические события конца XIX — начала XX вв. повлияли на судьбы русских писателей, нашли отражение в произведениях литературы?

• Какие философские концепции оказали воздействие на русскую литературу рубежа XIX–XX вв.? Чем объясняется особый интерес писателей к философии А. Шопенгауэра, Ф. Ницше?

• Можно ли говорить о том, что реализм в конце XIX — начале XX вв. утрачивает роль доминанты литературного процесса, которая принадлежала ему в XIX в.?

• Как соотносятся в литературе рубежа веков традиции классической литературы и новаторские эстетические концепции?

• В чём своеобразие позднего творчества А. П. Чехова? Насколько оправдано суждение Андрея Белого о том, что Чехов «более всего символист»? Какие черты чеховского реализма позволяют современным исследователям называть писателя основоположником литературы абсурда?

• Какой характер принимает борьба в литературе конца XIX — начала XX вв.? Какие издательства, журналы, альманахи сыграли особенно важную роль в развитии русской литературы?

• Как решается в русской литературе конца XIX — начала XX вв. проблема взаимоотношений человека и среды? Какие традиции «натуральной школы» нашли развитие в прозе этого времени?

• Какое место в литературе данного периода занимала публицистика? Какие проблемы особенно активно обсуждали на страницах журналов и газет в те годы?

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

1. Выполнение интерактивного упражнения «Пресс»

(работа в группах)

• В истории европейской культуры выделяется особый период 1890–1910 гг., названный fi n de siecle (фр. «фин де сьёкль» — «конец века»), «переходный период», характеризующийся общим кризисом сознания, настроениями разочарования и упадка, тревожными предчувствиями социальных потрясений, отмеченный при этом активными эстетическими исканиями. Каким видится вам этот период в истории русской литературы?

2. Обобщающее слово учителя

— Итак, русская литература конца XIX — начала XX вв. сложилась в неполные три десятилетия (1890–1910-е гг.), но пришла к удивительно ярким, самостоятельным по значению достижениям. Они определились очень быстро, несмотря на одновременность с творчеством ряда великих художников-классиков. Так сложилось в истории русской литературы, что рубежи столетий оказывались для неё временем небывалых взлётов, связанных с социальными и духовными потрясениями. Если рубеж XVIII–XIX вв. был временем зарождения Золотого века русской литературы, то рубеж XIX–XX вв. получил в истории русской литературы название Серебряный век. Это время проходило под знаком переоценки ценностей — как в науке, так и в искусстве. Поэтому реальная картина литературного процесса в конце XIX — начале XX вв. в значительно большей мере определяется творческими индивидуальностями писателей и поэтов, чем историей направлений и течений.

VI. Домашнее задание

1. Подготовить сообщение «Рубеж XIX–XX вв. в восприятии… (одного из представителей русского искусства этого времени)», используя мемуарную прозу Андрея Белого, В. Ф. Ходасевича, З. Н. Гиппиус, М. И. Цветаевой, других авторов.

2. Ознакомиться со стихотворениями И. А. Бунина (см. в ходе урока № 2).

3. Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений «Крещенская ночь», «Последний шмель», «Одиночество» (3 учащихся).

4. Опережающие задания (3 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве И. А. Бунина.

Следующие уроки: Урок № 2. И. А. Бунин: жизнь, творчество, судьба >>>



1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. – М.: АСТ. 2016
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений Министерства образования и науки РФ «Программы общеобразовательных учреждений. Литература (базовый уровень). 5–11 классы / под ред. В. Я. Коровиной». (вернуться)

 
 
Среди участников кружка «Среда»
Фотография К. Фишера. Москва, декабрь 1902 г.
В верхнем ряду (слева направо): С. Г. Скиталец (Петров), Ф. И. Шаляпин, Е. Н. Чириков.
Внизу: Максим Горький, Л. Н. Андреев, И. А. Бунин, Н. Д. Телешов.
Музей Горького. Москва
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика