Чехов А. П. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». Уроки литературы в 7 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
А.П.Чехов. Портрет работы И.Э.Браза, 1898 г.
 
 
 
 
 
 
Иллюстрация С. В. Герасимова к рассказу А.П.Чехова "Хамелеон". 1945
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ
(1860 – 1904)

Уроки литературы в 7 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

Урок 35. А. П. Чехов. «Хамелеон»: проблематика рассказа

Урок 36. А. П. Чехов. «Хамелеон»: поэтика рассказа

Урок 37. А. П. Чехов. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». Урок внеклассного чтения 5

УРОК 37
А. П. ЧЕХОВ.
«ЗЛОУМЫШЛЕННИК», «ТОСКА», «РАЗМАЗНЯ»
Урок внеклассного чтения 5


Основное содержание урока
Денис Григорьев и следователь: два взгляда на мир, два лица России. Фрагменты рассказов в актёрском исполнении. Грустный юмор Чехова. Многогранность комического в его рассказах. Развитие представлений о юморе и сатире как формах комического.

Основные виды деятельности.
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Сравнительная и речевая характеристика героев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «юмор», «сатира». Обсуждение произведений книжной графики. Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…». Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее инсценирование фрагмента рассказа, ответы на вопросы викторины.

I. Денис Григорьев и следователь: два взгляда на мир, два лица России.
Фрагменты рассказа в актёрском исполнении

Вступительная беседа:


— Чего больше в рассказе «Злоумышленник»: комедии характеров или комедии положений?

— Предположите, почему Л. Н. Толстой восхищался этим рассказом, говоря, что читал его «раз сто».

Прослушивание и рецензирование актёрского чтения рассказа «Злоумышленник».

Ответы на вопросы раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Групповая работа:

Группа 1. Денис Григорьев.


Что автор подчёркивает во внешности крестьянина?

Как он объясняет причину кражи гаек? Как это его характеризует?

Зачем крестьянин подробно рассказывает о рыбалке? Как его характеризует речь?

Как крестьянин оценивает решение следователя?

Группа 2. Следователь.

Почему в рассказе нет портрета следователя?

Почему он не верит мужику? Как объясняет преступность поведения мужика?

Как речь следователя отражает его характер?

Почему герои не понимают друг друга?

Группа 3. *Герои в авторских оценках.

Какие два мира изображает Чехов? Докажите, что крестьянин и следователь являются символами этих миров.

Каково авторское отношение к героям? На чьей стороне автор?

В чём проявилось мастерство Чехова в изображении своего времени?

Группа 4. *Разговор Чехова с юристом.

Прочитайте фрагмент очерка М. Горького о Чехове (см. раздел учебника «Литература и жизнь»).

Почему Чехов не соглашается с юристом в оценке Дениса Григорьева?

Почему Чехов приводит в пример граммофон? Как это связано с содержанием рассказа?

Предположите, как должна измениться Россия, чтобы Денис Григорьев осознал свой поступок.

Оцените иллюстрацию художника В. Пономарёва. Какие изобразительные средства он использует, чтобы показать характеры героев?

Докажите, что рассказ вызывает не только смех, но и грусть.

Группа 5. *В. И. Коровин[7]
считает, что в рассказе изображены два русских мира: мир следователя и мир крестьянина. Комизм непонимания следователем и крестьянином друг друга — драматичен. Это отражение разных укладов сознания людей, принадлежащих к различным социальным слоям. Драматизм ситуации в том, что два хороших человека не могут понять один другого: так далеки их представления друг о друге, так непонятен каждому мир другого.

Подтвердите примерами мысли литературоведа.

II. Практическая работа.
Составление плана сравнительной характеристики Дениса Григорьева и следователя:

ТАБЛИЦА
План сравнительной характеристики Дениса Григорьева и следователя из рассказа «Злоумышленник»
Денис Григорьев
Следователь
Общее
Крестьянин и следователь — жители России; близки по возрасту; каждый считает, что он прав; оба не хотят гибели людей; являются добрыми, хорошими людьми, но не могут понять друг друга и
Различное
Дикарь
Образованный человек
В рассказе дан портрет крестьянина
В рассказе нет портрета следователя
Верит следователю и рассказывает ему о тонкостях рыбной ловли
Не верит мужику, считает, что он прикидывается дураком
Речь мужика бедна, полна просторечий и неправильностей
Речь следователя показывает его образованность и интеллигентность
Считает железную дорогу источником грузил для рыбалки
Считает железную дорогу современным средством передвижения
Не верит в возможность катастрофы и гибели людей
Уверен, что поступок мужика может стать источником катастрофы
Считает, что нужно судить по совести
Считает, что нужно судить по закону
Думает, что его осудили за чужую вину
Считает своё решение справедливым
Принадлежит к патриархальному миру русской деревни
Принадлежит к «интеллигентскому» миру европейской цивилизации

— Докажите, что в рассказе выражена мечта автора о том, что Россия неизбежно станет европейской страной, и надежда, что она сможет при этом сохранить своё национальное своеобразие.

— Какими средствами пользуется автор, чтобы создать образы героев, являющихся символами двух сторон «русского мира»?

III. Грустный юмор Чехова. Многогранность комического в его рассказах
Групповая работа:

Группа 1.

Перескажите рассказ «Тоска» от лица Ионы.

В чём нравственный смысл рассказа?

Какие человеческие качества осуждает писатель?

Актуален ли этот рассказ только для эпохи Чехова или в нём содержится вечная проблема? Докажите своё мнение.

Что особенно тревожит писателя?

Группа 2.
Проанализируйте слова Ионы, с которыми он обращается к своим «клиентам».

Как автор передаёт его внутреннее состояние?

Что общего во всех ответах людей, с которыми общается извозчик?

Смешно или грустно то, что Иона рассказывает о своём горе лошади? Обоснуйте свой ответ.

Группа 3.
Прочитайте по ролям рассказ «Размазня».

Смешной он или грустный? Обоснуйте свою позицию.

Почему Юлия Васильевна не возражала хозяину: была «размазнёй», боялась потерять работу, была воспитанным человеком? Обоснуйте свой ответ.

Кого осуждает автор: гувернантку, хозяина или общество, где возможны такие отношения?

Как понять финальную фразу рассказа?

Группа 4.
Найдите все описания состояния Юлии Васильевны.

Какими средствами автор создает её психологический портрет?

Почему хозяин всё же заплатил гувернантке жалованье? Предположите, как в таких случаях обычно поступали хозяева. Обоснуйте свою позицию.

*Пойдёт ли гувернантке на пользу жестокий урок хозяина?

Найдите в рассказе примеры иронии.

*Докажите, что за смехом Чехова стоит глубинный общественный смысл.

*Что нужно изменить в обществе, чтобы такая ситуация стала невозможной?

IV. Развитие представлений о юморе и сатире как формах комического

Ответы на вопросы 3—4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Выполнение «Творческого задания» учебника «Из записных книжек Чехова».

И т о г о в ы е  в о п р о с ы:

Кого высмеивает и кому сочувствует Чехов в своих рассказах?

В чём своеобразие чеховского смеха?

Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос «Что должно измениться в обществе, чтобы поступок Дениса Григорьева стал невозможен?»
или написать отзыв на один из рассказов Чехова.

Индивидуальные задания.

Ответить на вопросы и выполнить задания из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».

Подготовиться к выразительному чтению наизусть стихов о родной природе, изученных ранее.

Групповое задание.

Подготовить один из коллективных учебных проектов.

Проекты.
Составление электронного альбома «Читаем рассказы Чехова вслух» (составление звукозаписей рассказов Чехова в ученическом исполнении, иллюстрирование произведениями книжной графики и своими рисунками).
Составление киносценария фильма «Злоумышленник» (см. задание из раздела учебника «Проект»).

Следующие уроки: «Край ты мой, родимый край...» (обзор). >>>


АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ
(1860 – 1904)


...Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни.
М. Горький


Антон Павлович Чехов родился в городе Таганроге. Его дед — крепостной, откупившийся на волю. Отец — мещанин, владевший бакалейной лавкой. «Антон Павлович только издали видел счастливых детей, но сам никогда не переживал счастливого, беззаботного и жизнерадостного детства, о котором было бы приятно вспомнить, пересматривая прошлое. Семейный уклад сложился для писателя так неудачно, что он не имел возможности ни побегать, ни порезвиться, ни пошалить. Па зто не хватало времени, потому что все свое свободное время он должен был проводить в лавке. Кроме того, на всем лежал отцовский запрет; бегать нельзя было потому, что „сапоги побьешь"; шалить запрещалось оттого, что „балуются только уличные мальчишки"; играть с товарищами — пустая и вредная забава: „товарищи бог знает чему научат..."» — вспоминал брат писателя Александр Павлович Чехов.

Скудная торговля отца не покрывала расходов большой семьи, он разорился, принужден был объявить себя банкротом, вскоре переехал в Москву. А. П. Чехову, учившемуся с 1868 года в гимназии, пришлось с 6 класса вести самостоятельную жизнь, зарабатывая деньги уроками. В гимназии пишет юмористические сценки, очерки, пьесы. В 1879 году он поступил на медицинский факультет Московского университета, который закончил в 1884 году. С 1880 года его произведения начинают появляться в печати под псевдонимом Антоша Чехонте(1).

1. Анто́ша Чехонте́ — псевдоним писателя.

Вот как он появился: преподаватель Закона Божьего Таганрогской гимназии Покровский любил переиначивать фамилии учеников.

— А ну-ка, Антоша Чехонте, посмотрим, как ты знаешь Священную историю, — не раз обращался он к гимназисту Чехову... Подпись «Антоша Чехонте» стояла в течение многих лет под юморесками в «Стрекозе», «Осколках», «Будильнике».

В последующее время Чехов пишет медицинскую диссертацию, занимается врачебной практикой, чаще всего бесплатной, совершает поездку на о. Сахалин, активно участвует в помощи голодающему населению.

Короткая жизнь писателя — всего 44 года — целиком была наполнена работой. В 1884 году вышла из печати его первая книга рассказов. Неподдельное веселье, остроумие, сжатость и силу изображения отметят современники к произведениях писателя. «После выхода в свет „Пестрых рассказов“ (это вторая книга, изданная в 1887 году) имя Антона Павловича Чехова сразу стало известным...» — вспоминал В. Г. Короленко.

В 1892 году Чехов покупает имение Мелихово под Москвой. Здесь он наблюдает жизнь крестьян и ведет среди них большую общественную работу (в качестве врача, попечителя школы). «Если я литератор, то мне нужно жить среди народа, а не на Малой Дмитровке», — пишет он в эти годы. Быстро развивающийся туберкулезный процесс заставил писателя поселиться в Ялте. В 1904 году он уехал лечиться в Германию, где и умер.

Неустанны поиски писателя — это рассказы, водевили, объявления и рекламы, театральные рецензии и пьесы, анекдоты и подписи к рисункам, сценки и очерки. Он сам шутливо признавался: «Кроме стихов и доносов, я все перепробовал». В творчестве раннего Чехова преобладает юмор. Его сатира, в сравнении с Салтыковым-Щедриным, отличается, как правило, мягкостью. Одна из причин этого — в перенесении основной вины при изображении «маленьких людей» на социальные обстоятельства, в осознании тяжести, нелепости самих условий жизни, определяющих ложное, недостойное поведение «маленьких людей». Но комизм приобретает злость, бьющий наповал сарказм, когда писатель рисует власть имущих особ.

Писатель избегает отступлений, его рассказы всегда кратки. Он говорил: «В маленьких рассказах лучше недосказать, чем пересказать». Чехол неравнодушен к внешней детали. Так, например, перемены внутреннего состояния полицейского надзирателя Очумелова в новелле «Хамелеон» показываются им посредством такой внешней детали, как приказание то снять, то надеть на него пальто. Искрящийся юмор, громкий смех, сопутствующий ранним произведениям Чехова, все чаще сменяется постановкой наиболее важных нравственных вопросов. Новаторство Чехова проявилось в умении просто, точно и предельно кратко изображать правду обыденной жизни, так что за смешными мелочами быта, за анекдотическими ситуациями раскрывался глубокий смысл...
А. И. Ревякин

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

ЗЛОУМЫШЛЕННИК
А. П. Чехов
[2]

Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядинной[3] рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами[4] лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно уже нечесанных, путаных волос, что придает ему еще большую, паучью суровость. Он бос.

— Денис Григорьев! — начинает следователь. — Подойди поближе и отвечай на мои вопросы. Седьмого числа сего июля железнодорожный сторож Иван Семенов Акинфов, проходя утром по линии, на 141-й версте, застал тебя за отвинчиванием гайки, коей рельсы прикрепляются к шпалам. Вот она, эта гайка!.. С каковою гайкой он и задержал тебя. Так ли это было?

— Чаво?

— Так ли всё это было, как объясняет Акинфов?

— Знамо, было.

— Хорошо; ну, а для чего ты отвинчивал гайку?

— Чаво?

— Ты это свое «чаво» брось, а отвечай на вопрос: для чего ты отвинчивал гайку?

— Коли б не нужна была, не отвинчивал бы, — хрипит Денис, косясь на потолок.

— Для чего же тебе понадобилась эта гайка?

— Гайка-то? Мы из гаек грузила делаем...

— Кто это — мы?

— Мы, народ... Климовские мужики, то есть.

— Послушай, братец, не прикидывайся ты мне идиотом, а говори толком. Нечего тут про грузила врать!

— Отродясь не врал, а тут вру... — бормочет Денис, мигая глазами. — Да нешто, ваше благородие, можно без грузила? Ежели ты живца или выполозка на крючок сажаешь, то нешто он пойдет ко дну без грузила? Вру... — усмехается Денис. — Чёрт ли в нем, в живце-то, ежели поверху плавать будет! Окунь, щука, налим завсегда на донную идет, а которая ежели поверху плавает, то ту разве только шилишпер[5] схватит, да и то редко... В нашей реке не живет шилишпер... Эта рыба простор любит.

— Для чего ты мне про шилишпера рассказываешь?

— Чаво? Да ведь вы сами спрашиваете! У нас и господа так ловят. Самый последний мальчишка не станет тебе без грузила ловить. Конечно, который непонимающий, ну, тот и без грузила пойдет ловить. Дураку закон не писан...

— Так ты говоришь, что ты отвинтил эту гайку для того, чтобы сделать из нее грузило?

— А то что же? Не в бабки ж играть!

— Но для грузила ты мог взять свинец, пулю... гвоздик какой-нибудь...

— Свинец на дороге не найдешь, купить надо, а гвоздик не годится. Лучше гайки и не найтить... И тяжелая, и дыра есть.

— Дураком каким прикидывается! Точно вчера родился или с неба упал. Разве ты не понимаешь, глупая голова, к чему ведет это отвинчивание? Не догляди сторож, так ведь поезд мог бы сойти с рельсов, людей бы убило! Ты людей убил бы!

— Избави господи, ваше благородие! Зачем убивать? Нешто мы некрещеные или злодеи какие? Слава те господи, господин хороший, век свой прожили и не токмо что убивать, но и мыслей таких в голове не было... Спаси и помилуй, царица небесная... Что вы-с!

— А отчего, по-твоему, происходят крушения поездов? Отвинти две-три гайки, вот тебе и крушение!

Денис усмехается и недоверчиво щурит на следователя глаза.

— Ну! Уж сколько лет всей деревней гайки отвинчиваем и хранил господь, а тут крушение... людей убил... Ежели б я рельсу унес или, положим, бревно поперек ейного пути положил, ну, тогды, пожалуй, своротило бы поезд, а то... тьфу! гайка!

— Да пойми же, гайками прикрепляется рельса к шпалам!

— Это мы понимаем... Мы ведь не все отвинчиваем... оставляем... Не без ума делаем ... понимаем...

Денис зевает и крестит рот.

— В прошлом году здесь сошел поезд с рельсов, — говорит следователь. — Теперь понятно, почему...

— Чего изволите?

— Теперь, говорю, понятно, отчего в прошлом году сошел поезд с рельсов... Я понимаю!

— На то вы и образованные, чтобы понимать, милостивцы наши... Господь знал, кому понятие давал... Вы вот и рассудили, как и что, а сторож тот же мужик, без всякого понятия, хватает за шиворот и тащит... Ты рассуди, а потом и тащи! Сказано — мужик, мужицкий и ум... Запишите также, ваше благородие, что он меня два раза по зубам ударил и в груди.

— Когда у тебя делали обыск, то нашли еще одну гайку... Эту в каком месте ты отвинтил и когда?

— Это вы про ту гайку, что под красным сундучком лежала?

— Не знаю, где она у тебя лежала, но только нашли ее. Когда ты ее отвинтил?

— Я ее не отвинчивал, ее мне Игнашка, Семена кривого сын, дал. Это я про ту, что под сундучком, а ту, что на дворе в санях, мы вместе с Митрофаном вывинтили.

— С каким Митрофаном?

— С Митрофаном Петровым... Нешто не слыхали? Невода у нас делает и господам продает. Ему много этих самых гаек требуется. На каждый невод, почитай, штук десять...

— Послушай... 1081 статья уложения о наказаниях говорит, что за всякое с умыслом учиненное повреждение железной дороги, когда оно может подвергнуть опасности следующий по сей дороге транспорт и виновный знал, что последствием сего должно быть несчастье... понимаешь? знал! А ты не мог не знать, к чему ведет это отвинчивание... он приговаривается к ссылке в каторжные работы.

— Конечно, вы лучше знаете... Мы люди темные... нешто мы понимаем?

— Всё ты понимаешь! Это ты врешь, прикидываешься!

— Зачем врать? Спросите на деревне, коли не верите... Без грузила только уклейку ловят, а на что хуже пескаря, да и тот не пойдет тебе без грузила.

— Ты еще про шилишпера расскажи! — улыбается следователь.

— Шилишпер у нас не водится... Пущаем леску без грузила поверх воды на бабочку, идет голавль, да и то редко.

— Ну, молчи...

Наступает молчание. Денис переминается с ноги на ногу, глядит на стол с зеленым сукном и усиленно мигает глазами, словно видит перед собой не сукно, а солнце. Следователь быстро пишет.

— Мне идтить? — спрашивает Денис после некоторого молчания.

— Нет. Я должен взять тебя под стражу и отослать в тюрьму.

Денис перестает мигать и, приподняв свои густые брови, вопросительно глядит на чиновника.

— То есть, как же в тюрьму? Ваше благородие! Мне некогда, мне надо на ярмарку; с Егора три рубля за сало получить...

— Молчи, не мешай.

— В тюрьму... Было б за что, пошел бы, а то так... здорово живешь... За что? И не крал, кажись, и не дрался... А ежели вы насчет недоимки сомневаетесь, ваше благородие, то не верьте старосте... Вы господина непременного члена[6] спросите... Креста на нем нет, на старосте-то...

— Молчи!

— Я и так молчу... — бормочет Денис. — А что староста набрехал в учете, это я хоть под присягой... Нас три брата: Кузьма Григорьев, стало быть, Егор Григорьев и я, Денис Григорьев...

— Ты мне мешаешь... Эй, Семен! — кричит следователь. — Увести его!

— Нас три брата, — бормочет Денис, когда два дюжих солдата берут и ведут его из камеры. — Брат за брата не ответчик... Кузьма не платит, а ты, Денис, отвечай... Судьи! Помер покойник барин-генерал, царство небесное, а то показал бы он вам, судьям... Надо судить умеючи, не зря... Хоть и высеки, но чтоб за дело, по совести...

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Как вы объясните название рассказа? Виновен ли Денис?

2. Подготовьте выразительное чтение по ролям, подчеркнув смешное и горестное в рассказе «Злоумышленник», подумайте над сценарием фильма.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

ЛИТЕРАТУРА И ЖИЗНЬ

В очерке М. Горького «А. П. Чехов» приводится сцена разговора Чехова с юристом. Прочитайте этот эпизод.

«Другой раз я застал у него молодого, красивенького товарища прокурора. Он стоял перед Чеховым и, потряхивая кудрявой головой, бойко говорил:

— Рассказом „Злоумышленник" вы, Антон Павлович, ставите передо мной крайне сложный вопрос. Если я признаю в Денисе Григорьеве наличность злой воли, действовавшей сознательно, я должен, без оговорок, упечь Дениса в тюрьму, как этого требуют интересы общества. Но он дикарь, он не сознавал преступности деяния, мне его жалко! Если же я не отнесусь к нему как к субъекту, действовавшему без разумения, и поддамся чувству сострадания, чем я гарантирую общество, что Денис вновь не отвинтит гайки на рельсах и не устроит крушения? Вот вопрос! Как же быть?

Он замолчал, откинул корпус назад и уставился в лицо Антону Павловичу испытующим взглядом. Мундирчик на нем был новенький, и пуговицы на груди блестели так же самоуверенно и тупо, как глазки на чистеньком личике юного ревнителя правосудия.

— Если бы я был судьей, — серьезно сказал Антон Павлович, — я бы оправдал Дениса...

— На каком основании?

— Я сказал бы ему: „Ты, Денис, еще не дозрел до типа сознательного преступника, ступай — и дозрей!“

Юрист засмеялся, но тотчас; же вновь стал торжественно серьезен и продолжал:

— Нет, уважаемый Антон Павлович, вопрос, поставленный вами, может быть разрешен только в интересах общества, жизнь и собственность которого я призван охранять. Денис — дикарь, да, но он — преступник, — вот истина!

— Вам нравится граммофон? вдруг ласково спросил Антон Павлович.

— О да! Очень! Изумительное изобретение! — живо отозвался юноша.

— А я терпеть не могу граммофонов! — грустно сознался Антон Павлович.

— Почему?

— Да они же говорят и поют, ничего не чувствуя. И все у них карикатурно выходит, мертво...»

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Почему не совпали точки зрения юриста и писателя? Как Горький и Чехов отнеслись к товарищу прокурора?

2. Как вы думаете, что должно измениться в обществе, чтобы поступок Дениса был невозможен?

3. Подготовьте инсценированное чтение рассказа «Злоумышленник», подчеркнув при чтении смешное, наинное в поведении Дениса и горечь, которой окрашен рассказ А. П. Чехова.

4. Какие эпизоды из сказок, повестей, прочитанных вами в классе и дома, вызвали у вас веселый, добродушный смех? Против чего были направлены эти «веселые стрелы смеха»? Чем близки нам рассказы Чехова сегодня?

5. Объясните, какую роль выполняет смех в художественных произведениях, включенных в ваш учебник. Отвечая на этот вопрос, внимательно перечитайте в справочнике по теории литературы раздел, посвященный сатире и юмору. Подготовьте статью для школьного сатирического альманаха в духе произведении Щедрина или Чехова.

6. Из записных книжек А. П. Чехова... Прочитайте, объясните, как вы понимаете эти записи.

«Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас».

«Лучше от дураков погибнуть, чем принять от них похвалу». Можно ли отнести последнее высказывание к знакомым нам героям? Если да, то к кому?

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

ЛИТЕРАТУРА, ЖИВОПИСЬ, ТЕАТР, КИНО

1. Каких иллюстраторов произведений A. П. Чехова вы знаете? Какие произведения Чехова вы видели в театре и в кино? Какие из них показались вам наиболее интересными?

2. К каким чеховским героям можно отнести пословицу «Он из воды сухим выйдет»?

3. Найдите иллюстрации к рассказам «Хамелеон», «Злоумышленник». Какие из них вернее, по вашему мнению, передают характеры героев?

4. Прочитайте самостоятельно рассказы А. П. Чехова «Тоска» и «Размазня». Подумайте, о чем эти повествования, что высмеивает автор в своих героях и кому сочувствует.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.


1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 240 с. (вернуться)

2. «Злоумышленник» — впервые — «Петербургская газета», 1885, № 200, 24 июля, стр. 3, отдел «Летучие заметки», с подзаголовком: (Сценка). Подпись: А. Чехонте.
Включено в сборник «Пестрые рассказы», СПб., 1886; печаталось во всех последующих изданиях сборника. (вернуться)

3. ...в пестрядинной рубахе... — Пестряди́на – грубая ткань из разноцветных ниток, некрашеная, обычно – домотканая. (вернуться)

4. Ряби́на — Маленькое углубление, щербина на лице, теле. (вернуться)

5. Шилишпёр — искажённое, "простонародное" название. Это шереспёр, жерех — самый распространённый вид рыб рода Жерехи семейства карповых отряда карпообразных. (вернуться)

6. ...непременного члена... — член уездного присутствия назначался министром внутренних дел из двух кандидатов, избиравшихся каждые три года губернским земским собранием из числа дворян-землевладельцев, с цензом, установленным для мировых посредников.
Уездные присутствия — коллегиальные органы местного управления в Российской империи, образованные для реализации и развития крестьянской реформы 1861 года, а также для контроля за деятельностью органов крестьянского самоуправления. (вернуться)

7. Коровин В. И. «Злоумышленник» А. П. Чехова и своеобразие русского мира // В. И. Коровин. Статьи о русской литературе. — М.: МПГУ, 2002. — С. 276—292. (вернуться)

 
Иллюстрация В. Пономарёва к рассказу А. П. Чехова «Злоумышленник»
(вернуться)
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика