Итоговый урок. Уроки литературы в 7 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Кипренский О.А. Портрет А.С.Пушкина. 1827 г.
 
М.Ю.Лермонтов в вицмундире лейб-гвардии гусарского полка.
Портрет работы Ф.О.Будкина. Масло. 1834.
Источник: Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл." – М.: Сов. Энцикл., 1981. Тетрадь между стр. 176–177.
 
Статья учебника «На пути к выразительному чтению»
 
Рекомендательный список чтения летом «Прочитайте летом»
 
 
 
 
 
 
ЛИТЕРАТУРА В 7 КЛАССЕ
 
ИТОГОВЫЙ УРОК

Уроки литературы в 7 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.


УРОК 70
ИТОГОВЫЙ УРОК
Урок развития речи 6


Основное содержание урока

Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задание на лето.

Основные виды деятельности.

Предъявление читательских и исследовательских навыков, приобретённых в 7 классе: выразительное чтение (в том числе наизусть), устный монологический ответ, пересказ, устный рассказ о произведении или герое, иллюстрирование изученных литературоведческих терминов. Письменный ответ на проблемный вопрос.

I. Выявление уровня литературного развития учащихся
Игра-путешествие «По стране Литературии 7 класса»:


— Группы по 4—5 человек поочерёдно подходят к станциям, где их ждут эксперты. Это могут быть учителя-словесники, старшеклассники или даже специально подготовленные одноклассники с высоким уровнем литературного развития.

— На станциях каждый учащийся берёт один из 10–15 билетов, выполняет предложенные задания и получает оценки в баллах, зафиксированные в путевом листе, а затем группа отправляется к следующей станции.

— В конце игры подводят общие итоги, награждают победителей и вручают списки для самостоятельного чтения летом.

Примерные вопросы и задания, включённые в билеты

Станция 1. Проверка навыков выразительного чтения и восприятия текста.


1. Прочитайте выразительно отрывок из «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Что в ней вызывает интерес современного читателя?

2. Прочитайте выразительно эпизод приезда Самсона Вырина к Минскому (см. эпизод ниже):

Почему Вырин отказался взять деньги?

3. Прочитайте выразительно речь Тараса Бульбы (см. текст ниже):

Оцените убеждения героя.

4. Прочитайте выразительно отрывок из сказки «Как один мужик двух генералов прокормил».

Почему автор высмеивает не только генералов, но и мужика?

5. Прочитайте выразительно эпизод пляски Цыганка из повести «Детство».

Какие творческие способности русского человека показаны в эпизоде?

Станция 2. Проверка навыков пересказа и понимания текста.

1. Перескажите кратко русскую былину.

Какие черты народа воспевают былины?

2. Перескажите подробно эпизод посещения Дуней могилы отца из повести «Станционный смотритель».

Каково отношение автора к этой истории?

3. Перескажите выборочно историю Николеньки из повести «Детство».

Что заставляло его критически оценивать собственные поступки?

4. Перескажите от лица крестьянина его разговор со следователем из рассказа А. П. Чехова «Злоумышленник».

Почему герои не понимают друг друга?

5. Перескажите подробно легенду о Данко из рассказа «Старуха Изергиль».

В чём символический смысл этой истории?

Станция 3. Проверка навыков монологической речи.

1. Расскажите, как Феврония завоевала расположение Петра.

Как в повести проявляются нравственные заветы Древней Руси?

2. Расскажите о жизни Бирюка и его дочери.

Что в изображении быта крестьян вызывает ваше сочувствие?

3. Расскажите о взаимоотношениях детей и взрослых в повести «Детство».

Какие чувства Николеньки близки современным читателям?

4. Расскажите историю Юшки из одноимённого рассказа.

Почему Юшка считал, что его любит народ?

5. Расскажите об экологических проблемах современности на примере одного из рассказов конца ХХ века.

В чём нравственный смысл этих проблем?

Станция 4. Проверка навыков чтения наизусть и понимания прочитанного.

Каждая группа читает лучшую памятку для чтеца, составленную дома по статье учебника «На пути к выразительному чтению». Памятка оценивается в баллах.

1. Прочитайте наизусть стихотворение Лермонтова.
Какие мысли и чувства характерны для его поэзии?

2. Прочитайте наизусть отрывок из поэзии Некрасова.
Что в его стихах может привлекать современного читателя?

3. Прочитайте наизусть стихотворение о человеке и природе.
Какими способами в нём передаётся мироощущение лирического «я»?

4. Прочитайте наизусть стихотворение Маяковского.
В чём своеобразие его поэзии?

5. Прочитайте наизусть стихотворение Твардовского.
Докажите, что в нём поэт размышляет о связях человека с судьбой народа.

Станция 5. Проверка усвоения теоретико-литературных понятий.

1. Что такое поучение как литературный жанр?
Приведите примеры.

2. Охарактеризуйте жанр оды.
Приведите примеры из од Ломоносова.

3. Докажите, что «Песнь о вещем Олеге» Пушкина — это баллада.

4. Что такое сатира и гротеск?
Приведите примеры из сказок Салтыкова-Щедрина.

5. Чем различаются понятия литературный герой и лирический герой?

Станция 6. Проверка навыков интерпретации художественной литературы
(письменное задание для всех учащихся).

Группа зачитывает лучший вариант, который оценивается в баллах.

Ответ на вопрос 8 из раздела учебника «Итоговые вопросы и задания».

Станция 7. Ответы на вопросы викторины из практикума «Читаем, думаем, спорим…»
или конкурс на лучшую викторину, составленную группой.


Итог урока

Подсчёт результатов литературной игры, награждение победителей и вручение списка для самостоятельного чтения летом.

Домашнее задание

Чтение книг из рекомендательного списка учебника «Прочитайте летом».

Первый урок: Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. – М.: Просвещение, 2017.


ЭПИЗОД
приезда Самсона Вырина к Минскому

Повесть А. С. Пушкина "Станционный смотритель"

Рано утром пришел он в его переднюю и просил доложить его высокоблагородию, что старый солдат просит с ним увидеться. Военный лакей, чистя сапог на колодке, объявил, что барин почивает и что прежде одиннадцати часов не принимает никого. Смотритель ушел и возвратился в назначенное время. Минский вышел сам к нему в халате, в красной скуфье. «Что, брат, тебе надобно?» — спросил он его. Сердце старика закипело, слезы навернулись на глаза, и он дрожащим голосом произнес только: «Ваше высокоблагородие!.. сделайте такую божескую милость!..» Минский взглянул на него быстро, вспыхнул, взял его за руку, повел в кабинет и запер за собою дверь. «Ваше высокоблагородие! — продолжал старик. — Что с возу упало, то пропало; отдайте мне, по крайней мере, бедную мою Дуню. Ведь вы натешились ею; не погубите ж ее понапрасну». — «Что сделано, того не воротишь, — сказал молодой человек в крайнем замешательстве, — виноват перед тобою и рад просить у тебя прощения; но не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово. Зачем тебе ее? Она меня любит; она отвыкла от прежнего своего состояния. Ни ты, ни она — вы не забудете того, что случилось». Потом, сунув ему что-то за рукав, он отворил дверь, и смотритель, сам не помня как, очутился на улице.

Долго стоял он неподвижно, наконец увидел за обшлагом своего рукава сверток бумаг; он вынул их и развернул несколько пяти- и десятирублевых смятых ассигнаций. Слезы опять навернулись на глазах его, слезы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком, и пошел... Отошед несколько шагов, он остановился, подумал... и воротился... но ассигнаций уже не было. Хорошо одетый молодой человек, увидя его, подбежал к извозчику, сел поспешно и закричал: «Пошел!..» Смотритель за ним не погнался. Он решился отправиться домой на свою станцию, но прежде хотел хоть еще раз увидеть бедную свою Дуню. Для сего дни через два воротился он к Минскому; но военный лакей сказал ему сурово, что барин никого не принимает, грудью вытеснил его из передней и хлопнул двери ему под нос. Смотритель постоял, постоял — да и пошел.
(вернуться к уроку)

РЕЧЬ
ТАРАСА БУЛЬБЫ

Повесть Н. В. Гоголя "Тарас Бульба"

— Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли бусурманы, все пропало; только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство; вот на чем стоит наше товарищество! нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать; но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя! но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, ко таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь— и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, — видишь: нет! умные люди, да не те; такие же люди, да не те! нет, братцы; так любить, как русская душа, любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а!.. — сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: — Нет, так любить никто не может! Знаю, подло завелось теперь в земле нашей: думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды, да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их; перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который желтым чеботом своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства; но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства; и проснется он когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками; схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество. Уже если на то пошло, чтобы умирать, так никому ж из них не доведется так умирать! никому, никому! не хватит у них на то мышиной натуры их!
(вернуться к уроку)

ИТОГОВЫЕ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ


1. Дайте определение термину «баллада» и приведите примеры известных вам баллад писателей русской и зарубежной литературы.

2. Прочитайте самостоятельно любое стихотворение в прозе И. С. Тургенева, расскажите, как вы его понимаете.

3. Составьте устные отзывы на любой самостоятельно прочитанный рассказ.

4. Какие произведения юмористического или сатирического содержания, прочитанные вами в этом году, показались вам занимательными, важными, интересными? Какие из них вы перечитывали повторно?

5. Иллюстрации какого художника вас особенно заинтересовали? Встречались ли вам иллюстрации этого художника в самостоятельно прочитанных книгах? С какими художниками-портретистами и художниками-пейзажистами вы познакомились в этом году? Что прочитали о них? Какие фильмы, спектакли, музыкальные произведения помогли вам лучше понять изучаемые в этом классе произведения?

6. Словари (краткий словарь литературоведческих терминов, справочник имен, справочник по теории литературы) помещены в конце учебника для 7 класса, чтобы ничто не мешало вашему чтению. Удобно ли это? Помогали ли вам эти справочные материалы, сноски? Когда? В чем? Что хотелось бы вам изменить, добавить, сократить в учебнике?

7. К. Г. Паустовский сказал: «Писателем может быть только тот, у кого есть что сказать людям нового, значительного и интересного, тот человек, который видит многое, чего остальные не замечают» («Золотая роза»).
Можете ли вы назвать эпизоды, описания природы, которые вас поразили, удивили, рассказали вам о том, чего раньше вы не замечали, хотя, может быть, и видели в окружающей вас жизни?

8. «... Я убедился в том, что главное для писателя — это с наибольшей полнотой и щедростью выразить себя в любой вещи, даже в таком маленьком рассказе, и тем самым выразить свое время и свой народ», — пишет К. Паустовский в «Золотой розе». Можете ли вы привести пример этому из прочитанных в седьмом классе произведений?

9. Помогли ли вам лучше понять писателя статьи «В лаборатории писателя», «Из воспоминаний о писателе»? Личность какого писателя заинтересовала вас? Расскажите об одном из писателей (на выбор).

10. Стали ли вам интересны литературные игры-кроссворды? Где и когда вы работали с ними: дома или в школе, с товарищами по школе или дома самостоятельно?
(См. книгу «Читаем, думаем, спорим...».)

11. Что нового вы узнали о пословицах и поговорках? Использовали ли вы их при изучении литературы в 7 классе? Какие пригодились вам при разговоре с окружающими вас людьми? Чем интересны пословицы разных народов? В каком случае вам приходилось применять пословицы?

       Ознакомьтесь и с другими пословицами. Что в них привлекло ваше внимание? Объясните их.

Молдавские пословицы

Когда горит дом соседа, поливай водою и свой.
Правду в мешок не спрячешь.
Дерево с глубоким корнем не боится бури.
Чистая совесть — самая мягкая подушка.

Эстонские пословицы

Если своих крыльев не имеешь, то чужие крылья тебя не поднимут.
Приветливое слово и приветливый человек весь свет обойдут.
Деньги потерял — досада, здоровье потерял — беда, честь потерял — все утратил.
Опираясь на колени матери, ребенок быстрее растет.
Друг — большое сокровище.

Осетинские пословицы

В хорошем слове благодать целого дня.
В хоровод не войдешь — плясать не научишься.
В щедрой руке добро не иссякает.
Отцовская честь — детям сбережение.
Кто ошибку не признает, дважды ошибается.

Якутские пословицы

Сила народа сильнее ледохода на реке.
Спрашивай не у старого — спрашивай у бывалого.
Дружба силу добавляет.
Сила народная все одолеет.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (вернуться к уроку)

НА ПУТИ К ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ

Выразительное чтение и тем более художественное профессиональное чтение помогает лучше понять произведение, но для того, чтобы выразительно, правильно прочитать текст, нужны знания и умения.

Прислушаемся к высказываниям читателей, актеров, чтецов...

Как развитие литературы имеет свою историю, традиции и корни, так и устное художественное слово прошло длинный путь, прежде чем оформиться в самостоятельное искусство.

В печали и в радости наш народ обращался к выразительному русскому слову, находя в нем необходимые отзывы, бодрость и уверенность в своих силах... Сколько народных сказителей исходило Древнюю Русь, воспевая богатырскую удаль русских людей.

Несомненное влияние на развитие искусства художественного слова имели выступления авторов с чтением своих произведений. Авторские чтения становятся особенно популярными с начала девятнадцатого столетия.

Мы знаем, по свидетельству современников, о чтении своих произведений поэтами допушкинской поры. Оно... отличалось предельной распевностью и скандировкой. Пушкин в своем чтении выявлял прежде всего мысль, являющуюся основой произведения. <...> Он первый начал просто, понятно читать, и потому его чтение неизменно производило глубокое впечатление на слушателей.

А. Пушкин.
«Какое действие произвело на всех на нас это чтение, — передать невозможно. Мы собрались слушать Пушкина, воспитанные на стихах Ломоносова, Державина, Озерова, которых мы все знали наизусть... — пишет один из очевидцев М. П. Погодин, — вместо высокопарного языка богов мы услышали простую, ясную, обыкновенную и вместе с тем поэтическую, увлекательную речь! Первые явления выслушали тихо и спокойно, или, лучше сказать, в каком-то недоумении. Но чем дальше, тем ощущения усиливались. Сцена летописателя с Григорием нас ошеломила... А когда Пушкин дошел до рассказа Пимена о посещении Кириллова монастыря Иоанном Грозным, о молитве иноков: „Да ниспошлет Господь покой его душе, страдающей и бурной“, — мы все как будто обеспамятовали, кого бросало в жар, кого в озноб. Волосы поднимались дыбом. Не стало сил воздерживаться. Кто вдруг вскочит с места, кто вскрикнет. То молчание, то взрыв восклицаний, например при стихах Самозванца: „Тень Грозного меня усыновила“».

Н. Гоголь.
Рассуждая о публичных чтениях и всячески приветствуя начало литературных вечеров, Гоголь подчеркивает: «Прочесть как следует произведение лирическое — вовсе не безделица: для этого нужно долго его изучать; нужно разделить с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу: нужно и душою и сердцем почувствовать всякое слово его — и тогда уже выступать на публичном чтении».

«Читал Гоголь превосходно, — вспоминает И. С. Тургенев, — Гоголь... поразил меня чрезвычайной простотой и сдержанностью манеры, какой-то важной и в то же время наивной искренностью, которой словно и дела нет есть ли тут слушатели и что они думают.

Эффект выходил необычайный — особенно в комических, юмористических местах; не было возможности не смеяться — хорошим, здоровым смехом; а виновник всей этой потехи продолжал, не смущаясь общей веселостью и как бы внутренне дивясь ей, все более и более погружаться в самое дело — и лишь изредка на губах и около глаз чуть заметно трепетала лукавая усмешка мастера».

М. Горький.
Прекрасным исполнителем своих произведений был Алексей Максимович Горький. <...> В. И. Качалов в «Воспоминаниях и портретах» записывает: «Наступил день, навсегда и в подробностях врезавшийся в память. Горький читает всей труппе Художественного театра „На дне“. Читает прекрасно. Живыми встают, сразу запоминаются действующие лица. <...> Какая правдивость внутренних характеристик, какое разнообразие и богатство характерных для каждого лица интонаций!»

В. Маяковский.
Владимир Маяковский проложил широкую дорогу искусству звучащего слова. <...> Читал он замечательно прежде всего потому, что умел предельно точно передать интонацией заложенную в стихе идею, мысль. <...> «Его могучий голос буквально гремел по всему зданию, — вспоминали свидетели его выступлений. — Это была не декламация, с которой мы знакомы в Европе, это был взрыв энергии, чувства, силы и, наконец, просто человеческой души. Слушатели, захваченные необычайно силой человека, который говорил, обращаясь к ним, и голос которого колебал колонны зала, были совершенно потрясены...»

Свои произведения Маяковский читал на редкость ярко, великолепно, сочетая ритмические особенности стиха с его смысловой основой.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (вернуться к уроку)

Всеволод Аксенов.

«ИСКУССТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА»


Авторы книг и статей по художественному чтению подчеркивают необходимые условия для настоящего чтения, назовем некоторые из них:

— уяснить авторский замысел;

— определить подтекст (не увидите ли вы в тексте скрытую автором иронию, улыбку, осуждение, осмеяние и пр.);

— правильно найти интонацию, ритм;

— определить место психологических пауз;

— не допускать «скомканного начала», «недоговоренного» конца, вялости или небрежности слова;

— следить за внятностью и логикой речи и т. д.

«Думаю, что одним из основных условий, столь необходимых для чтеца-рассказчика, является любовь к литературе. Для меня литература — это искусство высочайшего выражения человеческого гения, — пишет Д. Журавлев. — Любовь к литературе у меня началась со страстного, всепоглощающего увлечения чтением. Мне хочется обратиться к молодым товарищам, увлеченным искусством художественного слова, с дружеским советом. Решив начать работу над каким-нибудь произведением Пушкина или Гоголя, Чехова или Шолохова и Твардовского, — будь то отрывок из крупного произведения, отдельный рассказ или стихи, — как можно глубже и шире изучайте творчество этих авторов, стараясь ощутить неповторимую индивидуальность каждого писателя, его творческий голос».

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вы прочитали рассказы, высказывания, воспоминания о чтении писателей, познакомились с советами чтецов... Что хотелось бы вам учесть при подготовке выразительного чтения стихотворных и прозаических произведений в первую очередь?

Подготовьте на основе прочитанного памятку-словарь, например: ритм — ... , пауза — ... , интонация — ... , дикция — ...» подтекст — ... и пр.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

ПРОЧИТАЙТЕ ЛЕТОМ

После завершения курса литературы в 7 классе продолжите чтение дома: познакомьтесь с другими произведениями, прочитайте предлагаемые книги. Вспомните слова А. С. Пушкина:

Укрывшись в кабинет, Один я не скучаю И часто целый свет С восторгом забываю...

Былины. Сборники: «Былины. Русские народные сказки», «Былины», «Живая вода», «Пословицы русского народа» и др.

Памятник средневековой литературы «Песнь о Роланде».
«„Песнь о Роланде" — один из самых замечательных памятников народного поэтического творчества, — пишет И. Эренбург. — Пусть эта старая и прекрасная Песнь поможет русским юношам и девушкам понять сердце Франции. Вот он звенит, Олифант — рог Роланда. Он зовет на помощь верных друзей...»

Сборник «Древнерусские повести». Д. С. Лихачев. «Земля родная». Стихотворения М. Ломоносова, Г. Державина. Сказ Б. Шергина «Слово о Ломоносове». «Русские поэты» (антология) и др.

А. Пушкин. Поэмы «Полтава», «Медный всадник», повесть «Арап Петра Великого».
Подумайте, каким предстает Петр в этих произведениях. Издано много книг о Пушкине для взрослых и детей. Познакомьтесь с некоторыми из них:
Ю. Тынянов. «Пушкин», М. Цветаева. «Мой Пушкин», с книгами М. Васиной, С. Гейченко и др. (на выбор).

М. Лермонтов. Поэмы и стихотворения, «Беглец», «Мцыри».
О каких героях рассказывает нам автор? Прочитайте рассказы И. Андроникова о Лермонтове.

Н. Гоголь. Сборник «Миргород».
Вспомните содержание «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Н. Некрасов. «Орина — мать солдатская», «Русские женщины», «Мороз — Красный нос», «Саша», «Дедушка».

М. Салтыков-Щедрин. Сказки.
Подготовьте одну из сказок для конкурса на лучший пересказ сатирической сказки.

Л. Толстой. «Детство», «Юность».
Подготовьте рассказ о главном герое Николеньке на основе прочитанного, пользуясь планом.

И. Бунин. Рассказы. Стихотворения.
Познакомьтесь с книгой: А. Бабореко. «И. А. Бунин» (материалы для биографии).

А. Чехов. Рассказ «Тоска» и др. (на выбор).
Какие герои чеховских рассказов вызвали у вас сочувствие, сострадание? Познакомьтесь с рассказами К. Чуковского о Н. Некрасове и с воспоминаниями об А. Чехове.

М. Горький. «В людях». Воспоминания о М. Горьком, его письма.

В. Маяковский. Стихотворения Маяковского и книги о нем.
Подготовьте выставку книг и рисунков поэта.

Читайте стихотворения, рассказы, повести писателей XX века.
Подготовьте отзыв на один из рассказов или стихотворений Л. Андреева, А. Платонова, А. Твардовского, Ф. Абрамова, Е. Носова, Ю. Казакова и т. д. (на выбор).

Джек Лондон. «Мексиканец».
Джек Лондон в книге «Я много жил» пишет: «Изучайте приемы писателей, завоевавших известность... Они стали мастерами, и в их произведениях можно найти секреты их мастерства... И работайте. Запишите заглавными буквами — РАБОТАТЬ, РАБОТАТЬ все время. Старайтесь познать тайны земли, вселенной, материи и духа, мерцающего в этой материи, во всем — от ничтожной личинки до божества».
Какие размышления вызывает у вас этот совет писателя?

Эдгар По. Рассказы и повести (на выбор).

Джеймс Олдридж. «Акулья клетка» (продолжение повести «Последний дюйм»).

Рэй Брэдбери. «Ветер», «Звук бегущих ног», «Пришло время дождей», «Ревун», «Космонавт», «И грянул гром», «Машина времени», «Здравствуй и прощай» (на выбор).
Подумайте, каковы отношения взрослых и детей в рассказах Р. Брэдбери, Л. Толстого, И. Бунина, А. Платонова и в вашей семье. В чем сходство и различие?

В. Железников. «Чудак из 6 „б"», «Каждый мечтает о собаке», «Хорошим людям — доброе утро», В. Каверин. «Два капитана», Л. Кассиль. «Великое противостояние», А. Мешковский. «Не опоздай к приливу», Э. Цюрюпа. «Умеешь ли ты читать?», Дж. Сэлинджер. «Человек, который смеялся», Н. Смирнов-Сокольский. «Рассказы о книгах», К. Чуковский. «Люди и книги», В. Порудоминский. «Половина жизни моей».

И. Смольников. «Середина столетия», сборник «Они питали мою музу»; «Русские писатели» (биобиблиографический словарь); «Русские поэты» (антология русской поэзии).

Существует много книг-воспоминаний, серии книг ЖЗЛ, «Писатель в русской критике» и т. д. Не забывайте о них, читайте, например, «А. Пушкин в воспоминаниях современников», то же о М. Лермонтове, И. Тургеневе, М. Горьком, М. Е. Салтыкове-Щедрине и пр.; В. Порудоминский о В. Дале, Ю. В. Лебедев об И. Тургеневе, К. Тюнькин о М. Салтыкове-Щедрине.

Энциклопедии: Лермонтовская энциклопедия; А. С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь. Под ред. В. И. Коровина.

Знакомство с такими книгами поможет составить более полное представление о личности писателей, их жизни и творчестве.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 240 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и учебникам, переработанным по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной). Разработанная система уроков способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций семиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Она поможет словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 7 класса: учебника, фонохрестоматии, дидактических материалов «Читаем, думаем, спорим...». В пособии содержатся ссылки на энциклопедии, словари, интернет-источники. В нём представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников.
Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к ОГЭ и ЕГЭ по литературе. (вернуться)

 
Глава 6. «В это время величественный рев органа наполнил вдруг всю церковь». 1952
Иллюстрации А.М.Герасимова к повести "Тарас Бульба"
 
О. Генри в составе квартета "Hill City Quartet" г. Остин, Техас. 1886
Весной 1884 года вместе с Ричардом, сыном местного доктора Холла, Уильям Портер поехал в Остин (Austin) — столицу Техаса, насчитывавшую тогда уже 10 000 жителей. Уильям решил остаться здесь.
По сравнению с тихим маленьким Гринсборо Остин был настоящим центром светской жизни, в которой 22-летний Билл Портер принял самое живое участие, хотя социальное положение его оставалось очень скромным. Поселился он у друзей Ричарда, Гаррелов (Harrells).
Он сменил немало профессий: работал в аптеке, рисовал, был клерком в фирме по продаже недвижимости, начал писать. Небольшого жалованья вполне хватало для скромной холостяцкой жизни.
Уильям принимал участие в общественной жизни. Посещал группы музыкального и драматического искусства. Он отлично пел, играл на гитаре и мандолине. Вместе с другими молодыми людьми он в 1886 году организовал квартет "Hill City Quartet", с которым выступал на вечерах и городских мероприятиях.
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика