Урок 10. Ломоносов М. В. К статуе Петра Великого. Уроки литературы в 7 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
М.В.Ломоносов. Прижизненное изображение.
Источник: Каталог художественных произведений с изображениями М. В. Ломоносова из собрания Московского университета. / Сост. Е.В.Зименко, Г.А.Широкова. Под ред. А.П.Лободанова. – М.: Издательство Московского университета, 2011. – 88 с.
 
 
Памятник М. В. Ломоносову в Санкт-Петербурге на площади Ломоносова. 1892 г. Скульптор П. П. Забелло, архитектор А. С. Лыткин
 
"Надпись 1. К статуи блаженныя памяти Государя Императора Петра Великаго. Се образ изваян премудраго Героя..."
Автограф. [1750, июля 9-16]. Опубл.: Ломоносов М. В. ПСС. Т. 8. С. 284.
 
М. В. Ломоносов. Основные даты жизни и творчества (на сайте "К уроку литературы")
 
Классицизм в литературе
 
Статья учебника «Михаил Васильевич Ломоносов»
 
Ломоносов М. В. «Ода на день восшествия…»
 
Ломоносов М. В. Цикл из пяти надписей к статуе Петра Великого
 
Уроки по творчеству М. В. Ломоносова в 9 классе
 
Уроки по творчеству М. В. Ломоносова в 5 классе (на сайте "К уроку литературы")
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
 
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ
(1711 – 1765)

Уроки литературы в 7 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.


УРОК 10
М. В. ЛОМОНОСОВ. «К СТАТУЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО»,
«ОДА НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ ЕЯ ВЕЛИЧЕСТВА
ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ 1747 ГОДА» (ОТРЫВОК


Основное содержание урока
Краткий рассказ об учёном и поэте. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина. Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов. Патриотизм и призыв к миру. Понятие о жанре оды. Ода в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Михаил Васильевич Ломоносов» и составление её плана. Устный рассказ о поэте. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

I. Краткий рассказ об учёном и поэте

Рассказ учителя о М. В. Ломоносове с показом иллюстративных материалов и включением сообщений учащихся:

Ломоносов — учёный-естествоиспытатель, Ломоносов — филолог, поэт и педагог, Ломоносов — художник.

II. Чтение и обсуждение статей учебника о Ломоносове и составление их цитатных планов.

Групповая работа:

Группа 1.
Статья Б. В. Шергина «Слово о Ломоносове» (см. статью ниже):

ТАБЛИЦА
Статья Б. В. Шергина «Слово о Ломоносове»
Вопрос
Пункт плана
Какие качества характера М. В. Ломоносова Б. В. Шергин считал главными?
«Живой творческий ум и учёная любознательность Ломоносова»
В чём Б. В. Шергин видит главное стремление М. В. Ломоносова?
Стремление Ломоносова «к умножению наук в России»
Почему враги М. В. Ломоносова не смогли победить его?
«Гений архангельского мужика»
О чём жалел М. В. Ломоносов перед смертью?
«…Не мог завершить всё»


Группа 2.
Статья В. И. Коровина «Михаил Васильевич Ломоносов» (см. статью ниже):

ТАБЛИЦА
Статья В. И. Коровина «Михаил Васильевич Ломоносов»
Вопрос
Пункт плана
Как учился М. В. Ломоносов в детстве?
«В детские годы он выучился грамоте, мог читать и писать»
Где учился М. В. Ломоносов?
«Поступил в Славяно-греко-латинскую академию»; «после завершения обучения… послан в Германию»
Каким наукам обучался М. В. Ломоносов?
«Овладел латынью»; «послан в Германию для изучения механики, физики, химии, горного дела и языков»
Каков вклад М. В. Ломоносова в русскую науку?
«Становится профессором химии»; «научные открытия следуют одно за другим»; «по его инициативе был открыт Московский университет»
Каковы заслуги М. В. Ломоносова в филологии и поэзии?
Создание «теории трёх штилей», «реформы в области литературного языка», «автор восторженных од», «самобытный сподвижник просвещения»


Обобщающая беседа:

Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Проверьте себя».

Какие стихи Ломоносова вы знаете?

Как они связаны с его биографией и научной деятельностью?

Что вы знаете о просветительской деятельности Петра I?

Каково отношение Ломоносова к Петру I? Почему оно было таким?

III. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина

Чтение надписи Ломоносова «К статуе Петра Великого»:

Елисавета здесь воздвигла зрак Петров
К утехе россов всех, но кто он был таков,
Гласит сей град и флот, художества и войски,
Гражданские труды и подвиги геройски.

Показ изображения статуи Петра I (см. фото ниже):

Комментарии учителя:

1. Ломоносов создал цикл из пяти надписей к статуе Петра Великого с 1743 по 1747 год (см. тексты всех надписей ниже):, когда велись работы по отливке статуи (по проекту Бартоломео Карло Растрелли).
Монумент Петру был задуман ещё при его жизни, и к 1719 году изготовлены первые модели. Предполагалось установить две статуи Петра — конную и пешую. Отлита была только первая.
Она установлена по приказу Павла I лишь в 1799 году перед Инженерным замком в Петербурге с изменениями в декоративном оформлении и надписью «Прадеду правнук».

2. Отливка статуи была выполнена в 1745—1747 годах. Однако памятник не был установлен и хранился на складах Канцелярии строений. Памятник красив по силуэту и благодаря высокому цоколю чётко рисуется на фоне неба. Светлый оттенок мрамора пьедестала контрастирует с тёмной бронзой монумента. Пьедестал памятника, облицованный олонецким мрамором белого, розового и зелёного оттенков, украшен бронзовыми барельефами «Полтавская баталия» и «Битва при Гангуте», а также аллегорической композицией с трофеями.

Лексические и историко-культурные комментарии к словам зрак, утеха, россы, гласит, сей, град, художества.

— Какую оценку даёт Ломоносов деяниям Петра I?

— В чём он видит заслуги царя перед Россией?

IV. Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов.
Патриотизм и призыв к миру

Чтение фрагмента «Оды на день восшествия…».

Групповая работа:

Группа 1.

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам от недр, дерзайте, ободренны, раченье, Платон, Невтон, случай, утеха, пользовать.

Группа 2.
Прокомментируйте смысл выражений которых ожидает / Отечество от недр своих, дерзайте ныне ободренны / Раченьем вашим показать, в несчастной случай берегут, среди народов и в пустыне.

Группа 3.
Выполните задание 1 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Группа 4.
Выполните задание 2 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Обобщающая беседа:

Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Почему Ломоносов придавал большое значение образованию и наукам?

О чём мечтает поэт? Сбылись ли его мечты?

В чём Ломоносов видит пользу наук?

Прокомментируйте его утверждения о роли наук в разных случаях жизни человека.

V. Практическая работа.
Поиск в стихах Ломоносова слов высокого штиля и определение их роли
.

ТАБЛИЦА
Слова высокого штиля
Лексическое значение и стилистическая окраска
Синонимы в современном языке
Зрак
Церк., книжн., поэт., устар. 1. Взгляд, взор. 2. Вид, образ
Изображение
Гласить
Книжн., устар., поэт. Возвещать, объявлять
Говорить, содержать какое-либо сведение
Град
Церк., книжн., поэт., устар. Город
Город
Художество
старин. Искусство
Искусство
Недра
Книжн. 1. Места под земной поверхностью; перен. 2. Внутренность, среда, глубина
Перен. Область, из которой чтонибудь исходит
Дерзать
Осмеливаться, отваживаться на что-нибудь
Решаться, рисковать, сметь
Раченье
Устар. Прилежание, усердие
Старание
Отрада
Утеха, услада, наслаждение
Утешение
Случай
Устар. 1. Приключение, дело, обстоятельство, встреча; арх. 2. Любовь, дружба, склонность, привязанность. В случае — о человеке, кто в милости у начальства
Происшествие

VI. Понятие о жанре оды.
Ода в актёрском исполнении


Прослушивание «Оды на день восшествия…» в актёрском исполнении.

Какие черты характерны для жанра оды?

Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Итоговый вопрос:

Почему А. С. Пушкин назвал М. В. Ломоносова «первым нашим университетом»?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихов Ломоносова наизусть.

Написать текст «Похвального слова Ломоносову» и подготовиться к его произнесению.

Групповые задания.

Выполнить задания о Ломоносове из практикума «Читаем, думаем, спорим…» (по выбору учителя).

Индивидуальные задания.

Подготовить сообщение о Г. Р. Державине с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (см. темы сообщений в следующем уроке)

Составить лексические и историко-культурные комментарии к статье учебника о Державине.

Прочитать фрагмент романа В. Ф. Ходасевича «Державин» (см. фрагмент «Державин в Тамбове»).

Следующие уроки: Г. Р. Державин. «Река времён в своём стремленьи...» >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. – М.: Просвещение, 2017.


"СЛОВО О ЛОМОНОСОВЕ"
Б. В. Шергин.


...Для России было счастьем, что столь деятельный, столь гениальный ум оказался направлен в сторону наук, наиболее нужных в то время стране и народу...

Живой творческий ум и ученая любознательность Ломоносова не имели границ. По монастырским книгохранилищам разыскивал он древнерусские летописи. По ним составили «Историю Российскую»...

Горячечносгь, страстность, вспыльчивость, готовность ежечасно умереть за свою правду, праведный гнев, движимый на всех, кто мешает и не радеет об умножении наук в России, — эти свойства Ломоносова и врагов ему создавали, и ярость их поддерживали...

Однако гений архангельского мужика снял столь светло, что загородить этот свет уже было не под силу никому...

Михайло Васильевич не дожил до старости. Весною 1765 года он простудился и умер.

Перед смертью говорил другу своему Штелину:

— Я пожил, потерпел и умираю спокойно. Жалею только, что не мог завершить все, что делал для родины, для блага науки в России, для славы Академии. Не тужу о смерти, дети отечества вспомнят обо мне и пожалеют...
Б. В. Шергин. «Слово о Ломоносове» (сказ)

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ
(1711 – 1765)


Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году в деревне Денисовна, близ Холмогор, около Архангельска, в семье государственного крестьянина, который занимался земледелием и рыбным промыслом. Ломоносов помогал отцу и выходил с ним на небольшом судне в океан. Уже в детские годы он выучился грамоте, мог читать и писать. В декабре 1730 года без ведома отца ушел в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Крестьяне не получали в нее доступа, но Ломоносов скрыл свое низкое происхождение. За пять лет он прошел восьми летний курс обучения, овладел латынью и успешно усвоил другие науки. В 1736 году после завершения обучения он был послан в Германию для изучения механики, физики, химии, горного дела и языков, в июне 1711 года вернулся в Петербург.

С этого времени началась его блестящая академическая деятельность. В 1745 году он становится профессором химии. Научные открытия следуют одно за другим. И нет, пожалуй, такой области знания, куда бы не проник светлый ум Ломоносова. По его инициативе был открыт в 1755 году Московский университет. Впрочем, он и сам был, по глубокому и верному замечанию Пушкина, «первым нашим университетом».

Смыслом жизни Ломоносова до самого последнего дня было «утверждение наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей родины. Тем же пафосом просвещения проникнута его филологическая и поэтическая деятельность. Многостороннее дарование ученого проявилось в этих областях с исключительной силой и подлинным новаторством. В 1757 году Ломоносов пишет предисловие к собранию сочинений «О пользе книг церковных в российском языке», в котором излагает знаменитую теорию «трех штилей»(1): «высокий» — церковно-славянские слова и русские, «средний» русские слова с небольшой примесью церковно-славянских, «низкий» — русские слова разговорного языка с добавлением простонародных и малого числа церковно-славянских. Каждому «штилю» соответствуют свои жанры: «высокому» героические поэмы, оды, трагедии; «среднему» — драмы, сатиры, эклоги, дружеские письма, элегии; «низкому» — комедии, эпиграммы, песни, басни.

1. Штиль — устаревшее слово. Стиль — минера выражения мысли.

Реформы Ломоносова в сферах литературного языка отвечали культурным потребностям нации. Тема могущества и величия России сочеталась в его поэзии с прославлением Петра 1 как просвещенного государя. Основной лирический тон его произведений торжественный. Убежденный и «самобытный сподвижник просвещения», как назвал Ломоносова Пушкин, автор восторженных од пропел хвалу человеческому разуму и сам явился живым воплощением его дерзновенной мощи.
В. И. Kopовин

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (вернуться к уроку)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Расскажите, в чем необычность курса обучения, пройденного М. В. Ломоносовым, и деяний его как ученого, поэта и общественного деятеля.

2. Какие жанры относятся к каждому из «грех штилей»?

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

ОДА
на день восшествия на всероссийский престол
Ее Величества Государыни Императрицы
Елисаветы Петровны 1747 года


Отрывок

...О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает.
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных
Платонов И быстрых разумом
Невтонов Российская земля рождать.

Науки юношей питают.
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде...
(См. текст оды полностью)

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

ВОПРОСЫ

1. К каким «штилям» относятся приведенные в учебнике произведения Ломоносова?

2. Какова главная мысль каждого из них?

3. Какие труды Ломоносова вам известны?

ОБОГАЩАЙТЕ СВОЮ РЕЧЬ

1. Посмотрите в словаре литературоведческих терминов значение слов ода, поэма, трагедия, драма, сатира, эпиграмма. Вспомните, к каким «штилям» относит эти жанры великий ученый и поэт. Какие слова придают прочитанным текстам особую торжественность?

2. Приведите примеры, в каких случаях можно использовать в современной речи слова слыл, дерзать, утеха. Как вы понимаете строки: ...может собственных Платонов / И быстрых разумом Невтонов / Российская земля рождать. Пауки юношей питают. Отраду старым подают?

3. Составьте небольшой словарь устаревших слов.

4. Составьте рассказ о поэте, опираясь на прочитанные произведения и статьи.

5. Подготовьте выразительное чтение одного из стихотворений или одной из од, подумайте над «похвальным словом Ломоносову поэту, ученому, общественному деятелю».

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

НАДПИСИ
"К СТАТУЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО"
[2]

       1
Се образ изваян премудрого героя,
Что, ради подданных лишив себя покоя,
Последний принял чин и царствуя служил,
Свои законы сам примером утвердил,
Рожденны к скипетру простер в работу руки,
Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.
Когда он строил град[3], сносил труды в войнах,
В землях далеких был и странствовал в морях,
Художников сбирал и обучал солдатов,
Домашних побеждал и внешних сопостатов;
И, словом, се есть Петр, отечества Отец.
Земное божество Россия почитает,
И столько олтарей пред зраком сим пылает,
Коль много есть ему обязанных сердец.

       2
Елисавета здесь воздвигла зрак Петров
К утехе Россов всех, но кто он был таков,
Гласит сей град и флот, художества и войски,
Гражданские труды и подвиги геройски.

       3
Металл, что пламенем на брани устрашает,
В Петровом граде се Россиян утешает,
Изобразив в себе лица его черты;
Но если бы его душевны красоты
Изобразить могло притом раченье наше,
То был бы образ сей всего на свете краше.

       4
Зваянным образам, что в древни времена
Героям ставили за славные походы,
Невежеством веков честь божеска дана,
И чтили жертвой их последовавши роды,
Что вера правая творить всегда претит,
Но вам простительно, о поздные потомки.
Когда, услышав вы дела Петровы громки,
Поставите олтарь пред сей геройский вид;
Мы вас давно своим примером оправдали
Чудясь делам его, превысшим смертных сил,
Не верили, что он един от смертных был,
Но в жизнь его уже за бога почитали.[4]

       5
Гремящие по всем концам земным победы
И Россов чрез весь свет торжествовавших следы,
Собрание наук, исправленны суды,
Пременное в реках течение воды,
Покрытый флотом понт, среди волн грады новы
И протчие дела увидев смерть Петровы
Рекла: «Сей человек предел мой нарушил
И доле в мире сем Мафусаила жил».[5]
Так, лета по делам считая, возгласила
И в гроб великого сего героя скрыла.
Но образом его красуется сей град.
Взирая на него, Перс, Турок, Гот, Сармат[6]
Величеству лица геройскаго чудится
И мертвого в меди бесчувственной страшится.

Источник: Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН
(вернуться к уроку)


1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 240 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и учебникам, переработанным по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной). Разработанная система уроков способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций семиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Она поможет словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 7 класса: учебника, фонохрестоматии, дидактических материалов «Читаем, думаем, спорим...». В пособии содержатся ссылки на энциклопедии, словари, интернет-источники. В нём представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников.
Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к ОГЭ и ЕГЭ по литературе. (вернуться)

2. Памятник Петру I (Михайловский замок) — бронзовый конный памятник Петра I перед Михайловским замком в Санкт-Петербурге.
Итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли (1675 — 1744) изготовил модель памятника ещё при жизни Петра I, однако скульптура была завершена только к 1747 году, когда Алессандро Мартелли отлил ее в бронзе.
В 1800 году памятник был окончательно возведён на пьедестал, изготовленный по рисунку Федора Волкова. Гранитный пьедестал облицован олонецким мрамором белого, розового и зеленоватого оттенков и украшен двумя бронзовыми барельефами — «Полтавская баталия» и «Битва при Гангуте», а также аллегорической композицией с трофеями. Барельефы исполнены скульпторами И. И. Теребенёвым, В. И. Демут-Малиновским, И. Е. Моисеевым под руководством М. И. Козловского. Работу по изготовлению барельефов осуществлял мастер В. П. Екимов, который также отреставрировал и сам монумент, заделав образовавшиеся за полвека дыры, в частности, в брюхе коня и заново изготовил две кисти.
По приказу императора Павла I на пьедестале была сделана надпись «Прадеду — правнук», очевидно, в противовес посвящению на «Медном всаднике»: «Петру Первому Екатерина Вторая».
Во время блокады Ленинграда статуя Петра была снята с пьедестала и спрятана. В 1945 году статуя была возвращена на место.
Впервые надписи «К статуе Петра Великого» были изданы в корпусе «Собрания разных сочинений в стихах и прозе Михайла Ломоносова» в 1751 г.
На основании того, что в рукописи они непосредственно предшествуют надписи к раке Александра Невского, в Полном собрании сочинений они датируются 1750 г.; A. A. Морозов предлагает более раннюю датировку 1743—1746 гг. (Морозов A. A. К истории надписей М. В. Ломоносова «К статуе Петра Великого» // Русская литература. 1965. № 4. С. 111).
Действительно, есть основания предполагать, что работа Ломоносова над первой надписью началась намного ранее 1750 г.: 7-й и 8-й стихи ее значатся на «Карте Ингерманландии и Карелии» 1742 г. Тогда эти строки относились к изображенному на картуше карты пешему памятнику Петру I. C воцарением Елизаветы вспомнили об изготовленных ранее моделях пешего и конного монументов Петру К. Б. Растрелли, и в 1744 г. начались работы по их изваянию. Однако к 1746 г. А. Мартинелли была отлита только конная статуя, модель пешего монумента к этому времени уже пришла в негодность. Неизвестно, что именно послужило поводом для возвращения Ломоносова к теме памятника, время от времени разговоры о его постановке возобновлялись, но нет сведений, чтобы они велись в 1750 г. Издатели Полного собрания сочинений предполагают, что Ломоносов намеревался поместить первую надпись «непосредственно под статуей, а четыре остальных на четырех сторонах пьедестала» (Полн. собр. соч. Т. 8. С. 966), но это маловероятно, поскольку все надписи слишком пространны. Скорее, они могли украшать гравюру с изображением памятника. Такая гравюра была отпечатана в 1753 г. — «План столичного города Санкт-Петербурга», но никакой надписи на ней не значится.
Надписи Ломоносова, как и несколько известных гравированных изображений памятника, отражают разные этапы работы над памятником и постаментом к нему, которому придавалось большое значение. (вернуться)

3. Когда он строил град... — эти строки значатся на гравюре 1742 г., где служат переводом 5-го и 7-го стихов «Энеиды»: «Multum ille terris et alte Multa quoque et bello passus dum conderet urbem» (см.: Алексеева Н. Ю. Два стиха из «Энеиды» в переводе Ломоносова // XVIII век. СПб., 1999. Сб. 21. С. 81-88). (вернуться)

4. ...Но в жизнь уже его за бога почитали. — см. следующие стихи «Оды на день тезоименитства...»: «“Он бог, он бог твой был, Россия... Сошед к тебе от горних мест”», конец «Слова похвального Петру Великому» и примеч. (вернуться)

5. «...И доле в мире сем Мафусаила жил». — ср.: «Слово...» Амвросия Юшкевича. (вернуться)

6. ...Перс, Турок, Гот, Сармат... — четыре «склява» (раба), аллегорически изображающие побежденные Петром I народы или страны (Персию, Турцию, Швецию, Польшу), по проекту К. Б. Растрелли должны были украшать постамент памятника, что отразилось и на гравированном изображении памятника на «Плане столичного города Санкт-Петербурга» 1753 г. (вернуться)

 
Бартоломео Карло Растрелли. Памятник Петру I. Михайловский замок.
Почтовая открытка. Фототипия Шерер, Набгольц и Ко.
 
Бартоломео Карло Растрелли. Памятник Петру I. 1716—1800,
бронза, мрамор. Кленовая улица, у входа в Михайловский замок
(вернуться к уроку)
 
Гравированное изображение памятника Петру I на
«Плане столичного города Санкт-Петербурга» 1753 г. (левый нижний угол). Гравер М.И. Махаев.
План был украшен рисунками, выполненными по проекту Я. Штелина. В левом нижнем углу плана на высоком пьедестале, окруженном аллегорическими фигурами, изображена Елизавета Петровна в короне, со скипетром и державой в руках. Слава венчает ее лавровым венком.
За памятником справа видно здание Двенадцати коллегий, на площади перед ним высится конный монумент Петра I работы К. Б. Растрелли, который предполагалось там установить. Слева вдали — Петропавловская крепость.
Рисунки этих построек, а также помещенные в правом верхнем углу плана герб Санкт-Петербурга и атрибуты наук, художеств, торговли и военного дела были исполнены гравером М.И. Махаевым.
"План столичного города Санкт-Петербурга" был издан тиражом в 100 экземпляров, которые были отправлены во все крупные библиотеки и дворы многих столиц Европы.
(вернуться к уроку)
 
 
См. презентацию "Михаил Васильевич Ломоносов"
Портал “Mnemosyne”. Территория исторической памяти. Архивы РАН
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика