Урок 11. Державин Г.Р. «Река времён в своём стремленьи...», «На птичку», «Признание». Уроки литературы в 7 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
В.Л.Боровиковский. Портрет Г.Р.Державина. 1795 г. ГТГ.
 
В.Л.Боровиковский. Портрет Г.Р.Державина. 1811 г. Всероссийский музей А.С.Пушкина.
 
Державин в Тамбове. Ходасевич В.Ф. Фрагмент из книги "Державин"
 
Биография Г. Р. Державина
 
Портреты Г. Р. Державина
 
Державин Г. Р. «Властителям и судиям»
 
Державин Г. Р. «Памятник»
 
Державин Г. Р. «Признание»
 
Державин Г. Р. «Река времён в своём стремленьи...»
 
Статья учебника «Гавриил Романович Державин»
 
Урок по стихотворению Г. Р. Державина «Властителям и судиям» в 9 классе
 
Урок по стихотворению Г. Р. Державина «Памятник» в 9 классе
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
 
ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН
(1743 – 1816)

Уроки литературы в 7 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.


УРОК 11
Г. Р. ДЕРЖАВИН. «РЕКА ВРЕМЁН В СВОЁМ СТРЕМЛЕНЬИ…»,
«НА ПТИЧКУ», «ПРИЗНАНИЕ»


Основное содержание урока
Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Признание» в актёрском исполнении. Утверждение необходимости свободы творчества. Размышления Державина о смысле жизни, о судьбе.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Гавриил Романович Державин». Устный рассказ о поэте. Восприятие и выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.

I. Краткий рассказ о поэте

Рассказ учителя о Г. Р. Державине с включением сообщений учащихся
«Детство Державина»,
«Державин на военной службе»,
«Державин в Тамбове» (см. фрагмент «Державин в Тамбове» из романа В. Ф. Ходасевича «Державин»)
и показом портретов писателя и памятников ему.

II. Чтение и обсуждение статьи учебника «Гавриил Романович Державин» (см. статью ниже):

Лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям Преображенский полк, прапорщик, статская служба, кабинет-секретарь, сенатор, государственный казначей, юстиция.

Составление плана статьи:

ТАБЛИЦА
Статья учебника «Гавриил Романович Державин»
Вопрос
Пункт плана
Какие события детства и юности поэта были самыми важными?
Казанская гимназия, 15 лет воинской службы, талант поэта
Какой государственной деятельностью занимался Державин?
Державин — губернатор, кабинет-секретарь, сенатор, государственный казначей, министр юстиции
Что мешало служебной карьере Державина?
Решительность, непримиримость к злоупотреблениям, прямой и крутой нрав
Гражданская позиция Державина, осуждение власть имущих
Какие новаторские приёмы отличают поэзию Державина?
Соединение высокой и низкой лексики, развитие реалистического языка


Обобщающая беседа:

Какие чувства вызывает у вас жизнь Державина: восхищение, недоумение, сочувствие, осуждение? Объясните свою позицию.

Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Проверьте себя».

III. Стихотворение «Признание» в актёрском исполнении

Прослушивание и рецензирование актёрского чтения стихотворения «Признание». Слушать стихотворение в исполнении Е. Самойлова (01:48).

Ответы на вопросы раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Аналитическая беседа:

— Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя».

— Как понять выражения ум и сердце человечье / Были гением моим, добродетельми казались / Мне они равны богам, мнил быть сердцем беспристрастным / Им, царю, отчизне друг?

— В чём поэт видит свои заслуги перед Отечеством?

— Какие факты биографии поэта отразились в стихотворении?

— Ответ на вопрос 2 и выполнение задания 3 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

IV. Утверждение необходимости свободы творчества
Чтение и обсуждение стихотворения «На птичку»
[2]:

Поймали птичку голосисту
И ну сжимать ее рукой.
Пищит бедняжка вместо свисту,
А ей твердят: Пой, птичка, пой!
(1792 или 1793)

— Найдите в словаре литературоведческих терминов понятие аллегория.

— В чём аллегорический смысл стихотворения Державина?

— Вспомните стихотворение А. С. Пушкина «Узник», басню И. А. Крылова «Осёл и Соловей». Есть ли в них основания для сопоставления со стихотворением «На птичку»? Обоснуйте свой ответ.

— Проанализируйте лексику стихотворения. К какому стилю можно отнести большинство его слов? Какой колорит эта лексика придаёт тексту?

— Как в стихотворении проявилась свободолюбивая натура поэта?

V. Групповая работа:

Группа 1.

Выберите из стихотворения «Признание» слова высокой лексики.

Какова её роль в тексте?

Объясните современное значение устаревших слов.

Группа 2.
Выберите из стихотворения «Признание» просторечные, разговорные слова и выражения.

Какую роль играет в стихотворении низкая лексика?

Группа 3.
Выберите из стихотворения «На птичку» слова разговорного стиля.

Какой характер они придают стихотворению?

VI. Практическая работа.
Заполнение цитатной таблицы
«Высокая, устаревшая, просторечная, разговорная лексика в стихах Державина».

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Высокая, устаревшая, просторечная, разговорная лексика в стихах Державина»
Высокая, устаревшая лексика
(«Признание»)
Просторечная, разговорная лексика
(«Признание»)
Просторечная, разговорная лексика
(«На птичку»)
       
       
       
Выводы


Обобщающая беседа:

Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

*Как понять фразу «открывал дорогу развитию реалистического языка»?

VII. Размышления Державина о смысле жизни, о судьбе

Чтение и анализ стихотворения «Река времён в своём стремленьи…»
:

Река времён в своём стремленьи[3]
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остаётся
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрётся
И общей не уйдёт судьбы.
6 июля 1816

— О чём это стихотворение? Как вы понимаете строки: «То вечности жерлом пожрётся / И общей не уйдёт судьбы»? О чём оно заставляет задуматься?

— Предположите, почему Державин написал его в конце жизни.

— * Найдите метафорические выражения и объясните их (река времён, топит в пропасти забвенья, звуки лиры и трубы, вечности жерлом пожрётся и др.).

Подберите к ним синонимы (например: река времён — течение времени, неумолимое время).

— Какое настроение преобладает в стихотворении: спокойного философского раздумья, грозного пророчества, вызова судьбе, пессимистического смирения перед смертью? Свой ответ обоснуйте.

— *Найдите в словаре литературоведческих терминов, что такое акростих.

Сложите из первых букв каждого стиха выражение руина чти. Что такое руина?
(В латинском, итальянском, английском и французском языках это слово означает «погибель, распад, разрушение».)

Как можно понять это выражение, если слово чти — древняя форма родительного падежа от слова честь?
(«Смысл двух читавшихся по вертикали слов понимался американским исследователем М. Халле как „погибель земной славы“, „тленность человеческих успехов“».)

— * Литературовед С. Е. Бирюков написал: «Силлабисты(1) тщательно вписывали свои имена в начало строк, авторизуя послания в будущее. Для них это был своего рода религиозный акт, если учесть, что religio есть связь. Строки, таким образом, как бы перевязывались — акростих, эта вертикальная строка, связывал небо с землёй и одновременно служил обручем стихотворного сосуда». Это была «попытка внести смысл даже в вертикальную бессмыслицу букв, стройность, порядок — в хаос». (Бирюков С. Е. Зевгма: Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма. — М.: Наука, 1994. — С. 14—15.)

1. Силлабисты — поэты, использующие силлабическое стихосложение, то есть основанное на одинаковом количестве слогов в каждой стихотворной строке. Силлабическое стихосложение использовалось в русской поэзии до М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина.

Как эти слова связать с акростихом Державина?

Итоговый вопрос:

В чём, по-вашему, проявились высокая гражданственность и поэтический талант Г. Р. Державина? Свой ответ обоснуйте.

Домашнее задание

Подготовить чтение наизусть одного из стихотворений Державина.

Написать текст «Похвального слова Державину — поэту и гражданину» и подготовиться к его произнесению.

Групповое задание.

Выполнить задания о Державине или о его стихотворении «Властителям и судиям» из практикума «Читаем, думаем, спорим…».

Индивидуальные задания.

Подготовить устный рассказ «Мой Пушкин» и сообщения о детстве и юности, портретах поэта и памятниках ему с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (см. темы в следующем уроке).

Подготовить историческую справку о Полтавской битве.

Прочитать отрывок из романа Ю. Тынянова «Пушкин» и фрагменты литературоведческих статей о Пушкине (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).

Следующие уроки: А. С. Пушкин. «Полтава» (отрывок) >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. – М.: Просвещение, 2017.


ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН
(1743 – 1816)


Слог у него так крупен, как ни у кого из наших поэтов. Разъяв анатомическим ножом, увидишь, что это происходит от необыкновенного соединения самых высоких слов с самыми низкими и простыми, на что бы никто не отважился, кроме Державина.
Н. В. Гоголь


Гавриил Романович Державин родился в Казанской губернии в небогатой дворянской семье в 1743 году. Обучался он в казанской гимназии, закончить которую, однако, не удалось. В 1762 году прибыл в Преображенский полк, через десять лет был произведен в прапорщики. Стихи писал уже давно. Но настоящая поэтическая работа началась в Петербурге, когда в 1777 году он был переведен в статскую службу.

Держании был назначен правителем сначала Олонецкой, затем Тамбовской губернии. Решительность, с какой он преследовал злоупотребления, прямой и крутой нрав часто мешали его служебной карьере. В 1791 году Екатерина II сделала его кабинет-секретарем, но вскоре перевела в сенаторы. Воцарившийся на престоле Павел I в 1798 году призывает его на службу, назначая государственным казначеем, но быстро отказывается от его услуг. Так же поступил и Александр I, сделавший Державина министром юстиции, но через год освободивший поэта от этой обязанности.

Выйдя в отставку, Державин всецело посвятил себя литературным трудам. Держакин-граждании увидел, а Державин-поэт предал позору продажность сильных мира сего, открывших дорогу «злодейству и неправде», и призвал па их голову страшную кару:

Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царем земли!
(«Властителям и судиям»)

Новое содержание поэзии требовало новых форм выражения. Соединяя слова «высокие» и «низкие» не только в пределах одного произведения, но и ставя их часто рядом, добиваясь при этом большой выразительности, поэт открывал дорогу развитию реалистического языка. Художественные открытия поэта обогатили русскую поэзию и преобразовали ее. Вот почему его наследие не уходит из нашей жизни.
В. И. Федоров

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)


«ПРИЗНАНИЕ»
Г. Р. Державин
[4]

Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид;
Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье
Были гением моим.
Если я блистал восторгом,
С струн моих огонь летел,
Не собой блистал я — Богом;
Вне себя я Бога пел.
Если звуки посвящались
Лиры моея царям, —
Добродетельми казались
Мне они равны богам.
Если за победы громки
Я венцы сплетал вождям, —
Думал перелить в потомки
Души их и их детям.
Если где вельможам властным
Смел я правду брякнуть в слух, —
Мнил быть сердцем беспристрастным
Им, царю, отчизне друг.
Если ж я и суетою
Сам был света обольщён, —
Признаюся, красотою
Быв пленённым, пел и жён.
Словом: жёг любви коль пламень,
Падал я, вставал в мой век.
Брось, мудрец! на гроб мой камень,
Если ты не человек.

1807

Источник: Г.Р. Державин. Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1957. С. 342—343.
(вернуться к уроку)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие стороны державииского мастерства отразились а «Признании»?

2. Над чем заставляют задуматься стихотворение «Река времен в своем стремленьи...» и четверостишие «На птичку»?

3. Подготовьте небольшое сообщение о Г. Р. Державине и выразительное чтение одного из его стихотворений.

4. Против чего боролся Державин в жизни и в поэзии?

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

РАЗВИВАЙТЕ ДАР СЛОВА

1. Какие слова и словосочетания в произведениях Державина вы бы отнесли к устаревшим? Какие — к разговорным, какие — к просторечным? Что их сочетанием достигается?

2. Как вы понимаете строки:

«Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им:
Ум и сердце человечье
Были гением моим.»;

«Падал я, вставал в мой век»?

3. Подготовьте «похвальное слово Державину - поэту и гражданину» или диалог о его жизни и творчестве.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.


1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 240 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и учебникам, переработанным по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной). Разработанная система уроков способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций семиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Она поможет словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 7 класса: учебника, фонохрестоматии, дидактических материалов «Читаем, думаем, спорим...». В пособии содержатся ссылки на энциклопедии, словари, интернет-источники. В нём представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников.
Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к ОГЭ и ЕГЭ по литературе. (вернуться)

2. «На птичку» — впервые — «Памятник отечественных муз», 1827, стр. 102. Стихотворение написано, по-видимому, в 1792 или 1793 гг., а не в 1791 г., как предположил Грот (3. 482), ибо статс-секретарем Екатерины Державин стал только 13 декабря 1791 г. и оставался в этой должности по конец 1793 г. (см. прим. к стих. «Храповицкому» на стр. 407).
Державина в 1789 г. отстранили от должности и предали суду Сената. После настойчивых хлопот Державин добился оправдания. Помогли этому и стихи — он написал хвалебную оду Екатерине «Изображение Фелицы». Екатерина решила приблизить к себе Державина, сделать из него придворного поэта. Так в 1791 г. он стал секретарем императрицы. Но Державин не оправдал возлагавшихся на него надежд: похвальных стихов не писал, а службу пытался использовать для борьбы с взяточниками-чиновниками, с произволом и беззаконием властей на местах. Свое положение при дворе он изобразил в стихотворении «На птичку».
Комментарий Я. К. Грота:
"Это четырестишие, напечатанное сперва в Памятнике отеч. Муз 1827 г. (стр. 102), а потом во всех посмертных изданиях Державина, написано конечно по тому поводу, что когда он попал в должность секретаря Екатерины II (1791), то государыня часто выражала ему желание, «чтоб он писал вроде оды Фелице» … «он и дал ей в том свое слово; но не мог оного сдержать по причине разных придворных каверз, коими его беспрестанно раздражали; не мог он так воспламенить своего духа, чтоб поддерживать свой высокий прежний идеал, когда вблизи увидел подлинник человеческий с великими слабостями» (Записки Д., Р. Б., стр. 320 и 379).
Разительное, хотя конечно случайное сходство с этими стихами представляет по идее басня Крылова "Кошка и Соловей", как показывают следующие два стиха из середины ее:
«Пропой, дружок, хотя немножко. —
Но наш певец не пел, а только что пищал»". (вернуться)

3. Река времен в своем стремленьи... – написано 6 июля 1816 г. Стихотворение, которое Державин вывел на стоящей в его спальне грифельной доске за три дня до смерти. Написав восемь строк, поэт не успел его закончить.
Впервые напечатано в «Сыне отечества», 1816, № 30, стр. 175.
Во все посмертные издания поэта вошло под заглавием «Последние стихи Державина». Иногда – под заглавием «На тленность». В заметке к этим стихам в «Сыне отечества» сказано: «За три дни до кончины своей, глядя на висевшую в кабинете его известную историческую карту «Река времен», начал он стихотворение «На тленность» и успел написать первый куплет... Сии строки написаны им были не на бумаге, а ещё на аспидной доске (как он всегда писывал начерно)…» Автограф на грифельной доске хранится в Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде.
В новгородском имении Званка на стене в кабинете Державина висела синхронистическая таблица-карта «Река Времен или Эмблематическое Изображение Всемирной Истории...», созданная Фридрихом Штрассом, переведенная Алексеем Варенцовым и изданная в Санкт-Петербурге в 1805 году. Струящиеся с небес «исторические потоки», подобно водопаду «Реки Времен», очень созвучны творчеству Державина, ибо на полях эмблематы есть струи и реки, моря и водопады, народы и их история. «Как трубный глас звучит угроза, нацарапанная Державиным на грифельной доске». (См. Осип Эмильевич Мандельштам, статья «Слово и культура», 1921.).
Это восьмистишие представляет собой акростих, где по первым буквам строк читается: РУИНА ЧТИ... Предположительно, это начало оды, которая так и не была завершена в связи со смертью автора.
Свидетельство о дне кончины Державина племянницы его второй жены, Дарьи Алексеевны, – Елизаветы Николаевны Львовой: «Там все еще дышало его присутствием: еще горела свечка, которую он сам зажег; молитвенник был раскрыт на той странице, где остановилось его чтение; тут лежало еще платье, которое он недавно скинул. Мы увидели аспидную доску, на которой он за два дня перед смертью – (6-го июля) начал оду о быстроте времени; первая строфа была ясно написана, и он сам читал ее Семену Васильевичу. За нею следовали два стиха второй строфы, и которую смерть помешала ему кончить…» (вернуться)

4. «Признание» — это стихотворение как бы подводит итог поэтической деятельности Державина. Так его расценивал и сам поэт: «Объяснение на все свои сочинения» (Об. Д., 722). Это и два следующих стихотворения написаны не позднее 1807 г., ибо они вошли в издание 1808 г., печатание которого началось в августе 1807 г. Первый том был отпечатан в декабре, а всё издание вышло в свет в феврале 1808 г. (вернуться)

 
Жилой дом городской усадьбы Г. Р. Державина на набережной р. Фонтанки в Петербурге. Гравюра Менже. 1819 г.
 
Усадьба Г.Р.Державина Званка. Гравюра начала XIX века
 
Музей Г. Р. Державина и русской словесности, СПб. Столовая. На стене напротив – портрет Д. А. Державиной работы художника В. Л. Боровиковского
Дарья Алексеевна Державина (1767–1842), урожденная Дьякова,
была второй женой Г.Р.Державина, воспевшего ее в своих стихах под именем Милены.
См. подробнее о доме на Фонтанке:
Дом Державина на Фонтанке. Ходасевич В.Ф. Фрагмент из книги "Державин".
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика