Пословицы и поговорки. Устное народное творчество. Уроки литературы в 7 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
 
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Уроки литературы в 7 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.


УРОК 7
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ


Основное содержание урока
Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл. Меткость и точность языка. Сборники пословиц, собиратели пословиц. Сходство и различия пословиц разных стран. Развитие представлений об афористических жанрах фольклора.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Пословицы и поговорки» и составление её плана. Различение пословицы и поговорки и осмысление их афористического характера. Использование пословиц и поговорок в устных и письменных высказываниях. Выявление смысловых и стилистических особенностей пословиц и поговорок. Объяснение роли эпитетов, метафор, сравнений. Устные рассказы о собирателях пословиц и поговорок.

I. Народная мудрость пословиц и поговорок.
Выражение в них духа народного языка. Краткость и выразительность.
Прямой и переносный смысл. Меткость и точность языка

Вступительная беседа:


— Что вы узнали о пословицах и поговорках в 6 классе? Что такое пословица? Чем она отличается от поговорки?

— Прочитайте слова В. И. Даля о пословицах. Как вы их понимаете?

— К акая мудрость заключена в пословицах и поговорках?

— Какие темы пословиц и поговорок вы знаете?

— Докажите, что пословицы и поговорки имеют не только прямой, но и переносный смысл. Приведите примеры таких пословиц и поговорок.

— Чем пословица похожа на маленькое стихотворение?

II. Чтение статьи учебника «Пословицы и поговорки» и составление её плана (см. статью ниже):

Примерный вариант плана:

1. Пословицы и поговорки — краткие мудрые изречения.

2. Различие пословиц и поговорок.

3. Мудрость и нравственный смысл пословиц и поговорок.

4. Темы пословиц и поговорок.

5. Прямое и переносное значение пословиц и поговорок.

6. А. С. Пушкин о поговорках.

III. Чтение и обсуждение русских пословиц:

— Выполнение заданий 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

— Назовите по 1—2 пословицы на темы, обозначенные римскими цифрами (см. пословицы ниже):

— В чём особенности языка пословиц?
(Краткость; поучение; иносказание; лексика, связанная с народным трудом и бытом; точность и выразительность. Двухчастная композиция, противопоставление, ритм и рифма — не обязательно.)

Приведите примеры пословиц, имеющих эти черты.

IV. Сборники пословиц, собиратели пословиц

Сообщения о собирателях пословиц И. М. Снегирёве, В. И. Дале, А. В. Кольцове.

Обобщающая беседа:

Зачем русские писатели и фольклористы собирали пословицы? Как они это делали? Как дошли до нас эти материалы?

Как использовать сборники пословиц и поговорок в жизни и учёбе?

V. Сходство и различия пословиц разных стран

Чтение и обсуждение статьи учебника «Мудрость народов»
(см. статью ниже):

— Почему пословицы имеют долгую жизнь?

— Докажите, что пословица — это афористическое утверждение.

— Почему возникли пословицы о пословицах?

— Какая тема пословиц является главной у разных народов? Почему?

— Докажите, что пословицы отражают понимание хода природных явлений.

— В чём нравственное значение пословиц для человека?

VI. Групповая практическая работа.
Сопоставление пословиц разных стран (по группам)
(см. пословицы ниже):

— Выберите из пословиц разных стран изречения на общие темы.

— Заполните таблицу примерами.

ТАБЛИЦА
Общие темы пословиц разных стран
Принадлежность народу
Труд — безделье
Дружба — вражда
Природные явления
Знания — невежество
Сила слова
Абхазские
    ‎    
    ‎    
    ‎    
    ‎    
    ‎    
Азербайджанские
    ‎    
    ‎    
    ‎    
    ‎    
    ‎    
Американские
    ‎    
    ‎    
    ‎    
    ‎    
    ‎    
Английские
    ‎    
    ‎    
    ‎    
    ‎    
    ‎    
Арабские
    ‎    
    ‎    
    ‎    
    ‎    
    ‎    
Армянские
    ‎    
    ‎    
    ‎    
    ‎    
    ‎    
Ассирийские
    ‎    
    ‎    
    ‎    
    ‎    
    ‎    
.........
    ‎    
    ‎    
    ‎    
    ‎    
    ‎    
Японские
    ‎    
    ‎    
    ‎    
    ‎    
    ‎    
Выводы о сходстве и различиях пословиц
    ‎    
    ‎    
    ‎    
    ‎    
    ‎    

Заполнение таблицы можно завершить дома, дополнив её своими примерами.

— Объясните роль эпитетов, метафор, сравнений.

— *Сделайте выводы о сходстве и различиях пословиц разных стран на общие темы. Чем бы вы объяснили эти различия?

VII. Развитие представлений об афористических жанрах фольклора

Итоговые вопросы:


Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после пословиц разных стран).

Ответы на вопросы 3—4 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Домашнее задание

Подготовить сообщение о пословицах по плану, составленному на уроке.

Написать сочинение или рассказ по пословице.

Индивидуальные задания.

Выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим…» из раздела «Былины, пословицы и поговорки» (по выбору учителя).

Выполнить задание 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» и задания 1—2 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Составить историко-культурные комментарии к именам князь Олег, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах.

Групповое задание.

Подготовить учебный проект.

Проект. Создание электронного сборника пословиц разных стран со вступительной статьёй о пословицах.

Следующие уроки: Русские летописи. "Повесть временных лет" >>>


ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Пословица — коротенькая притча; сама же она говорит, что «голая речь не пословица». Это — суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное, в оборот...

«От пословицы нет взносу», «ее обжаловать нельзя», приговор ее неотразим... и потому «На пословицу, что на дурака, и суда нет», «От пословицы не уйдешь», «Пословица ведется, как изба веником метется»... Кто ее сочинил — не ведомо никому; но все. ее знают и ей покоряются. Это сочинение и достояние общее, как и самая радость и горе, как выстраданная целым, поколением опытная мудрость, высказавшаяся таким приговором....
В. И. Даль

Издавна народ дорожил пословицей: «Пословица не на ветер молвится», «Без пословицы не проживешь». Что же такое пословица?

Пословица — это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл, заключающее в себе законченную мысль, житейскую мудрость. Например: «Дело мастера боится», «Играй, да не заигрывайся».

Поговорка отличается от пословицы тем, что она — часть суждения; поговорка — это яркое, меткое народное выражение. Например: «Легок на помине», «Чужими руками жар загребать», «За словом в карман не лезет».

Пословицы и поговорки создавались на протяжении сотен поколений. В этих кратких и мудрых изречениях запечатлены любовь к родине, мужество, храбрость, вера в торжество справедливости, понятия о чести: «Человек без родины — соловей без песни», «Честь дороже жизни», «За правое дело стой смело».

Темы пословиц и поговорок бесчисленны. В них говорится об учении, о знаниях, о семье, о трудолюбии и мастерстве: «Без муки нет науки», «Красна птица перьем, а человек ученьем», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Труд человека кормит, а лень портит», «Дело мастера боится», «Не надобен и клад, коли в семье лад», «Всякое дело человеком ставится, человеком и славится», «С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся» и т. д.

Пословицы и поговорки всегда имеют не только прямой, но и переносный смысл. «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» — это пословица не только о рыбной ловле, но и о любом труде. Сила и красота пословиц издавна признаны народом. «После дождика в четверг», — говорим мы о том, что произойдет неизвестно когда, а может, и не произойдет вовсе. Пословица по форме часто похожа на маленькое стихотворение: мы наблюдаем в ней ритм, иногда рифму.

А. С. Пушкин восторженно восклицал: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
КОЛЬЦОВ — СОБИРАТЕЛЬ НАРОДНЫХ ПОСЛОВИЦ
(1809 — 1842)


Русский поэт А.В. Кольцов известен также как собиратель пословиц.

Алексей Васильевич Кольцов родился 3 (15) октября 1809 года в Воронеже в семье прасола (скупщика и торговца скотом), слывшего во всей округе честным партнёром и строгим домохозяином. Мать Прасковья Ивановна — добрая, но необразованная женщина, не владела даже грамотой.

С 9-ти лет Кольцов постигал грамоту на дому, проявив такие способности, что летом 1820 года поступил в первый класс двухклассного уездного училища, минуя приходское училище, а также подготовительный класс.

В училище Алексей полюбил чтение, первые прочитанные им книги были сказками, например, про Бову, про Еруслана Лазаревича. Эти книги он покупал на полученные деньги, лакомства и игрушки, полученные от родителей.

Под вилянием поэзии Дмитриева, Кольцов начинает сочинять стихи. В 1831 году в московской газете «Листок» публикуются стихи начинающего поэта. В начале 1836 года Кольцов поехал в Москву и оттуда в первый раз в Санкт-Петербург по тяжебным и торговым делам отца.

Именно в это время (будучи в Петербурге с января по апрель 1836 г.) поэт получает совет петербургского журналиста А.А. Краевского собирать пословицы и т. п. изречения.

Вернувшись в Воронеж в конце 1836 года, Кольцов активно взялся за дело собирания пословиц. Упоминания поэта в письмах к А.А. Краевскому (12 февр. 1837 г.) о том, что он уже знаком с собраниями русских пословиц И.М. Снегирева и И.Ф. Богдановича, показывают, что поэт относился к предстоявшей ему работе серьезно и по-своему готовился к ней.

Первоначально поэт пословицы либо запоминал в уме, либо записывал на лоскутках, а потом — время от времени — вносил их в свой сборник.

Вся тетрадка была заранее размечена равномерно по буквам алфавита, так как пословицы в сборничке располагались в алфавитном порядке. Процесс собирания был продолжителен, эта работа продолжалась до 1838 г., что подтверждается датой 1838 г. на заглавном листке сборника.

В качестве образцов поэту послужили собрания пословиц И.Ф. Богдановича (изд. в 1785 г.) И.И. Снегирева (1834), а также хорошо известный Кольцову и любимый им «Письмовник» профессора Н. Курганова. В этом «Письмовнике» находится: Присовокупление 1. Сбор разных пословиц и поговорок. Отсюда Кольцов мог взять и алфавитный способ расположения пословичного материала.

Следует отметить достоинства, которыми отличаются кольцовские записи пословиц.

Точность записи пословичного материала очень высока: Кольцов отнесся бережно к народному творчеству и не переделывал пословицы ради придания им большей красоты или для смягчения грубости. В этом смысле наш поэт, несмотря на свое слабое образование, выше стоит некоторых образованных собирателей, напр., И.Ф. Богдановича, бесцеремонно переделывавшего народные пословицы.

Записанный пословичный материал Кольцовым взят прямо из уст народа, к которому он по своей прасольской профессии стоял ближе, чем кто-либо. Это не был собиратель, чуждый народу; это — свой человек в народной среде. И поэтому простой человек мог сообщить Кольцову больше и охотнее, чем какому-либо «барину»-собирателю.

Пояснения Кольцова к пословицам отличаются основательностью и обличают в нем тонкое этнографическое чутье.

Кольцов в своем сборнике, собрав подряд пословицы, поговорки, прибаутки и присловья, не разделил материал на эти жанры, но нет этого деления и в «Пословицах русского народа» В.И. Даля (1862 г.).

Кольцовское собрание пословиц и т. п. кратких изречений народной мудрости и остроумия относится в своей подавляющей части к Воронежской губернии, ибо в период 1836-1838 гг. поэт сталкивался почти исключительно с жителями Воронежской губернии.

Кольцовское собрание, заключающее 438 изречений, является для своего времени первым, сравнительно крупным, собранием южно-великорусских пословиц, впоследствии, в 1891 г., почти целиком вошедшим в состав воронежских пословиц. Этот сборник занимает одно из видных мест среди подобных собраний, принадлежащих другим этнографам: И. Богдановича (1785 г.), Д. Княжевича (1822 г.), И. Снегирева (1831-34 гг., 1848 г.), В. Даля (1862 г.) и др.
Рукопись Кольцова «Русские пословицы, поговорки, приречьи и присловья, собираемые Алексеем Кольцовым» находится ныне в Никитинском музее в Воронеже. Она перепечатывалась не раз: в первый раз она была напечатана М.Ф. Де-Пуле частично в сборнике «Воронежская Беседа» на 1861 г., потом была использована почти целиком М.А. Дикаревым для его «Воронежского Этнографического Сборника» (Воронеж, 1891 г.; изд. Губ. Стат. Комитета), была напечатана А.И. Лященко в Академическом издании сочинений поэта (по изд. 1911 г. Стр. 299-304).
(вернуться к уроку)

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

ПОСЛОВИЦЫ


I
Своя земля и в горсти мила.

Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

Родина — мать, умей за нее постоять.

II
Терпенье и труд все перетрут.

Смотри дерево в плодах, а человека — в делах.

Пашню пашут — руками не машут.

Вешний день целый год кормит.

III
Грамоте учиться — вперед пригодится.

Кто грамоте горазд — тому не пропасть.

Повторенье — мать ученья.

IV
Друзья познаются в беде.

Самолюб никому не люб.

V
Доброе братство милее богатства.

Старый друг лучше новых двух.

ПОГОВОРКИ

Работать с огоньком.

Комар носа не подточит.

Как снег на голову.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Чье высказывание о пословицах вас особенно заинтересовало? Приведите примеры ритма и рифмы в пословицах.

2. Какие пословицы вам известны и какие из них вы используете в своей речи? По каким темам объединены пословицы в I, II, III, IV разделах? Раскройте их прямой и переносный смысл. Приведите пример ситуации, когда можно было бы использовать каждую из этих пословиц.

3. Подготовьте рассказ: «Об отдыхе летом», «О моем друге», «Моя любимая книга» (на выбор) — с использованием нескольких пословиц на избранную вами тему.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

МУДРОСТЬ НАРОДОВ
Пословицы и поговорки народов мира


Дружба народов — их богатство.
Башкирская пословица


Пословицы живут в каждом народе, переходят из века в век, передают накопленный опыт новым поколениям. Сама пословица не спорит — она утверждает. В ней — окончательный вывод, она — итог длительных размышлений и потому — категоричное суждение о мире: «И в тихой воде есть крокодилы» (малайская), «Скорпион своих привычек не меняет» (узбекская), «Кто обнажит меч, погибнет от него же» (арабская), «Много кормчих — корабль разбивается» (китайская). Важность и красоту пословиц оценил сам народ: «Речь без пословицы — что еда без соли» (амхарская), «Пословица всем делам помощница» (русская).

Все народы единодушны в утверждении, что труд составляет главную ценность жизни: «Пыль труда лучше шафрана бездействия» (арабская), «Дерево славится плодами, человек — трудами» (азербайджанская), «Без труда не вытащишь рыбку из пруда» (русская). Бесчисленные пословицы высмеивают лентяев, легковерных: «Прибежал на запах шашлыка, а оказалось — осла клеймят», отражают понимание хода природных явлений: «За каждым вечером следует утро» (турецкая), «Солнечный диск решетом не закрыть» (арабская), «Весенний день год кормит», «Зима без снега — лето без хлеба» (русские), «У пчелы спина полосатая, а тигром ее не назовешь» (китайская).

Большинство пословиц и поговорок мира пронизаны пафосом гуманных идей и чистых чувств, соприкосновение с их миром доставляет человеку радость и душевное волнение.
По В. П. Аникину

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

Прочитайте пословицы разных народов, объясните их смысл, постарайтесь чаще использовать их в разговоре с друзьями.

Абхазские пословицы


Была бы голова, а шапка будет.
Вовремя посеянное — вовремя и всходит.
Дерево держится корнями, а человек — родственниками.
Как ты бьешь в ладоши, так я и танцую.
Кто не знает, как работать, для того работа не кончается.

Азербайджанские пословицы

Лучше есть свой черствый хлеб, чем чужой плов.
У лжеца загорелся дом — никто не поверил.
Хороший друг ближе брата.
Ради друга терпи и пургу, и снег.

Английские пословицы

Пустая посуда гремит громче всего.
Обещай медленно, выполняй быстро.
Ничего не делая, мы учимся дурным делам.
Выбирай писателей так, как выбираешь друга.
Вежливости открываются все двери.
Благодарность — малейшая из добродетелей, неблагодарность — худший из пороков.

Арабские пословицы

В трудную минуту — друг тут как тут.
В чужом глазу и соломинка кажется верблюдом, а в своем — целый мост не заметил.
Венец мужества — скромность.
Достоинство слова в крепости.
Если ты сделал добро — скрой; если тебе сделали добро — расскажи.
Кто хорошо говорит — прекрасно слушает.
Невежда — враг самому себе.

Армянские пословицы

Осталось дело до завтра — считай, что застряло.
Плоха та шутка, в которой нет половины правды.
Пока сам не состаришься, не поймешь старого.
Рана, нанесенная мечом, заживет, а языком — нет.

Ассирийские пословицы

Жизнь без цели — человек без головы.
За каждым спуском есть подъем.
Звуки барабана хорошо слушать издали.
Как поступишь с другими, так поступят с тобой.
Кто бежит от малой трудности, очутится перед еще большей.
Труд кормит человека, безделье — портит.

Башкирские пословицы

В радости знай меру, в беде — веры не теряй.
Друг в глаза скажет, враг — за спиной бурчит.
Земля ценится хлебом, а человек — делом.
Незнание — не порок, нежелание знать — большой порок.

Вьетнамские пословицы

Без ученья нет и уменья.
Глубокую реку коротким шестом не измерить.
Глупость одной минуты разрушает труд мудрости, потребовавшей три часа.
Знаешь — говори, не знаешь — так послушай других.

Грузинские пословицы

Дерево корнями сильно, а человек — друзьями.
Кто копает яму другим, тот пусть снимает мерку с себя.
Ленивому каждый день — праздник.
Неразумный о друге лишь в беде вспоминает.
Разрушить-то легко, попробуй-ка построить.
Язык человека может принести ему и славу, и позор.

Казахские пословицы

Человек с сильными руками поборет одного, человек с сильными знаниями — тысячу.
Хороший совет — половина счастья.
Конь узнается в скачке, человек — в делах.

Китайские пословицы

Близкие соседи лучше дальних родственников.
В каждом ремесле есть первые ученики.
Высокая лампа далеко светит.
Друзья лучше старые, одежда — новая.
Если много таланта, не бойся, что сейчас не везет.
Медленно идти лучше, чем стоять.
Лучше требовать с себя, чем просить у других.

Латышские пословицы

Руку не протянешь, так и с полки ложку не достанешь.
Где воздух, там и жизнь.
Мороза бояться — на двор не ходить.
Больному нужен врач, здоровому — работа.

Литовские пословицы

Много рук поднимут и тяжкую ношу.
Жизнь — счастье в труде.
Не нажав сошника, не выкопаешь пирога.

Немецкие пословицы

Бесполезно носить дрова в лес.
Время выиграно — все выиграно.
В хороших книгах охотно роются.
Прилежание — отец счастья.
Кто ухаживает за пашней, за тем пашня ухаживает.

Украинские пословицы

Хочешь, чтоб были полны закрома, — вставай с криком петуха.
Не тот впереди, кто обогнал, а тот впереди, что за собой тянет.

Французские пословицы

Безделье — мать всех пороков.
Не теряй ум, все остальное приложится.
Леность незаметно уничтожает все добродетели.
Силен тот, кто валит, но сильнее тот, кто поднимает.

Узбекская пословица

Воду в реке весна разливает, цену человеку труд добавляет.

Эстонские пословицы

Как ты относишься к лесу, так и лес к тебе.
Чего не сможешь сделать один, сделают десятеро.
У ремесла золотое дно.
Опираясь на колени матери, ребенок быстро растет.

Японские пословицы

Лучше знать одно ремесло хорошо, чем сто — плохо. Гнев твой — враг твой.
Холодной осенью лишний раз рта не открывай.
Кто людей любит, тот долго живет.
Не смейся над старым, сам состаришься.
Чтобы хорошо лечить, надо людей любить.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Покажите на примере нескольких пословиц их меткость, мудрость, образность и красоту.

2. Каково отношение к добру и злу, к дружбе, труду и учению у различных народов мира? Подтвердите свой ответ пословицами.

3. Подготовьтесь к конкурсу: «Кто знает больше пословиц и кто лучше может объяснить их?»

4. Напишите сочинение по одной из пословиц (на выбор): «Бесполезно носить дрова в лес» (немецкая), «В радости знай меру, в беде — не теряй веру» (башкирская), «Будь не скор на обещания, а скор на исполнение» (английская), «Не откусывай больше того, что ты в состоянии проглотить» (американская).

Разумеется, в списке нет пословиц многих народов мира. Какие пословицы других стран вам известны и какие из них вы используете в своей речи?

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

ОБОГАЩАЙТЕ СВОЮ РЕЧЬ

1. От каких слов происходят термины «былина», «сказитель»?

2. Какая особенность русской речи проявилась в словах и словосочетаниях «во синии моря», «за оболоки», «во темный леса», «дружинушка хоробрая»?

3. Какова манера произнесения большинства русских былин?

4. Каким пафосом пронизано большинство пословиц разных стран мира?

5. В каком случае пословицы легче запоминаются? Какие пословицы вы используете в своей речи? Приведите примеры.

6. Пословицы каких стран мира вам понравились? Произнесите их.

7. Подготовьте рассказ по одной из следующих пословиц (на выбор):
«Гнев твой — враг твой», «Безделье — мать всех пороков», «Прилежание — отец счастья».

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)


1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2017. — 240 с. (вернуться)
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика