А.С.Пушкин. "Полтава". Уроки литературы в 7 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
Кипренский О.А. Портрет А.С.Пушкина. 1827 г.
 
 
 
 
Легенда о Лицее и действительность. Глава из книги Б.Мейлаха
"Пушкин и его эпоха"
 
Болдинская осень. Глава из книги Ю.М.Лотмана
"Пушкин"
 
Пушкин А. С. Полтава (на сайте "К уроку литературы")
 
 
Петр Первый. Иллюстрации К.И.Рудакова к поэме А.А.Пушкина "Полтава"
 
Мазепа. Иллюстрации К.И.Рудакова к поэме А.А.Пушкина "Полтава"
 
Портрет короля Карла XII Шведского верхом на коне. Худ. Давид фон Крафт (1655-1724)
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)

Уроки литературы в 7 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.


УРОК 12
А. С. ПУШКИН.
«ПОЛТАВА» (ОТРЫВОК)

Основное содержание урока

Краткий рассказ о поэте. Детство. Лицейские годы. Интерес Пушкина к истории России. Мастерство автора в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление Петра I и Карла XII. Авторское отношение к героям.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Александр Сергеевич Пушкин» и составление её плана. Устный рассказ о поэте. Обсуждение статьи «Московская квартира Пушкина на Арбате» из раздела учебника «Литературные места России». Восприятие и выразительное чтение фрагмента поэмы «Полтава». Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Обсуждение мозаичной картины Ломоносова «Полтавская баталия».

I. Краткий рассказ о поэте.
Детство. Лицейские годы. Интерес Пушкина к истории России


Рассказ учителя о Пушкине с включением сообщений учащихся «Мой Пушкин», «Детство Пушкина», «Лицейские годы», «Интерес Пушкина к истории России»

II. Обсуждение статьи «Московская квартира Пушкина на Арбате» из раздела учебника «Литературные места России»

III. Чтение и обсуждение статьи учебника «Александр Сергеевич Пушкин» и составление её плана (см. статью ниже):

ТАБЛИЦА
План статьи учебника «Александр Сергеевич Пушкин»
Вопрос
Пункт плана
Почему каждое поколение открывает в Пушкине что-то новое?
У каждого поколения свой Пушкин
Какие родовые корни Пушкина помогли в раскрытии его таланта?
Роль бабушки и няни в духовном развитии поэта
Как на духовное развитие поэта повлияло раннее знакомство с фольклором?
Роль бабушки и няни в духовном развитии поэта
Какую роль в жизни Пушкина сыграл Царскосельский лицей?
Лицей в жизни Пушкина
Как увлечение Пушкина русской историей отразилось в его творчестве?
Исторические произведения как отражение интереса Пушкина к русской истории
Какие достижения русской поэзии вобрало в себя творчество Пушкина?
Стихи Пушкина как закономерный этап развития русской поэзии
Как творчество Пушкина повлияло на его последователей
Традиции Пушкина в русской литературе
Какова роль поэта в создании русского литературного языка?
В каждом слове Пушкина «бездна пространства»
Какое предсказание Белинского о Пушкине осуществилось в наши дни?
Пушкин — «поэт классический»


IV. Чтение и обсуждение высказываний о Пушкине из раздела учебника «В творческой лаборатории поэта» (см. текст ниже):

— Почему П. А. Плетнёв обращает внимание на трудолюбие, творческое «усердие» А. С. Пушкина?

— Какие метафоры находит В. И. Даль для описания творческого процесса А. С. Пушкина?

— Какое влияние творческого труда на А. С. Пушкина видит П. А. Вяземский?

— Что удивляло М. В. Юзефовича в том, где, когда и как А. С. Пушкин писал стихи?

— Какие детали выделяет Пушкин, рисуя процесс творческого вдохновения? Почему стихи для поэта — это результат трудной душевной работы?

— Что нового о личности Пушкина и его творческом труде вы узнали из практикума «Читаем, думаем, спорим…»?

— Ответы на вопросы из раздела учебника «Проверьте себя».

— Письменный ответ на вопрос «В чём своеобразие творческой работы Пушкина?».

V. Мастерство Пушкина в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат.
Выражение чувства любви к Родине


Историческая справка о Полтавской битве.

— Что привело А. С. Пушкина к изучению исторических материалов?

VI. Выразительное чтение учителем эпизода «Полтавский бой» со слов «Горит восток зарёю новой…» до слов «И смерть и ад со всех сторон».

Для работы с текстом используются фрагменты поэмы, включённые в практикум «Читаем, думаем, спорим…», вопросы и задания практикума.

Ответы на вопросы 1—3 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

VII. Групповая работа:

Группа 1.

Прочитайте выразительно фрагмент поэмы со слов «Горит восток зарёю новой…» до слов «…Мешаясь, падают во прах».

Дайте историко-культурный комментарий к имени Мазепа.

Какие приёмы использовал поэт, описывая начало битвы? Как он передаёт динамику начала боя?

Группа 2.
Прочитайте выразительно фрагмент поэмы со слов «Уходит Розен сквозь теснины…» до слов «…Гордясь могущим седоком».

Дайте историко-культурный комментарий к именам Розен и Шлиппенбах.

Сопоставьте пушкинское описание Петра I с мозаичной картиной М. В. Ломоносова (см. репродукцию ниже). Найдите их сходство и различие.

Группа 3.
Прочитайте выразительно фрагмент поэмы со слов «Уж близок полдень. Жар пылает…» до слов «…Сошлись в дыму среди равнины».

Дайте историко-культурный комментарий к именам Брюс, Боур, Репнин, Карл, полудержавный властелин.

Каково авторское отношение к Карлу XII и его сподвижникам?

Найдите в отрывке глаголы и глагольные формы и прокомментируйте их роль.

Группа 4.
Прочитайте выразительно фрагменты поэмы со слов «И грянул бой, Полтавский бой!» до слов «И смерть и ад со всех сторон»
и со слов «Но близок, близок миг победы…» до слов «…Заздравный кубок подымает».

Какими способами передаёт поэт кульминацию боя?

Какую роль играют в отрывке многочисленные ряды однородных членов предложения?

Как ведёт себя Пётр I в момент победного пира? Как он относится к побеждённым? Почему?

*За каких учителей он подымает «заздравный кубок»?

VIII. Сопоставление Петра I и Карла XII.
Авторское отношение к героям

Практическая работа.
Сопоставительный анализ портретов Петра I и Карла XII.


Составление плана сравнительной характеристики героев.

Устное и письменное высказывание по плану.

Цитатный план сравнительной характеристики Петра I и Карла XII

ТАБЛИЦА
Цитатный план сравнительной характеристики Петра I и Карла XII
Основания для сопоставления
Пётр I
Карл XII
Окружение
Толпой любимцев окружённый
Несомый верными слугами, вожди героя шли за ним
Действия, жесты, поступки
Выходит, движенья быстры, идёт, мчится
Несомый, в качалке, недвижим, в думу тихо погрузился, слабым манием руки
Внешний вид
Глаза сияют, лик ужасен
Бледен, смущённый взор
Внутреннее состояние
Роковой огонь
Страдая раной, необычайное волненье
Способ передвижения
Мчится в прахе боевом, / Гордясь могущим седоком
В качалке
Авторская оценка
Он прекрасен, / Он весь, как Божия гроза
Карла приводил/ Желанный бой в недоуменье


— Какой приём лежит в основе изображения Петра I и Карла XII?

Каково отношение автора к героям?

IX. Обсуждение мозаичной картины Ломоносова «Полтавская баталия» и других изображений Полтавской битвы (см. репродукции ниже).

Ответы на вопросы 1, 2 и выполнение заданий из раздела учебника «Литература и изобразительное искусство».

Итоговый вопрос:

В чём проявилось мастерство Пушкина в изображении Полтавской битвы?

Домашнее задание

Подготовить устный рассказ о Пушкине, авторе «Полтавы».

Написать сочинение-рассуждение «Каким я представляю себе Пушкина на основе его портретов (памятников ему)?».

Подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы «Полтава» наизусть.

Индивидуальные задания.

Выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим…» (по выбору учителя).

Подобрать иллюстрации, соответствующие пушкинским описаниям Санкт-Петербурга (см. следующий урок).

Предъявить эти изображения в формате компьютерной презентации.

Следующие уроки: А.С. Пушкин. "Медный всадник" >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. – М.: Просвещение, 2017.


АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)


Чудесный талант! Какие стихи! Он мучит меня своим даром, как привидение!
В. А. Жуковский


«Кудрявая голова и восторженный пытливый взгляд. Волшебный бег гусиного пера и пылкая, отзывчивая душа поэта. Любовь к Пушкину входит в нас с детства. Это больше чем любовь к великому поэту. Это любовь к народу, имеющему такого поэта. Россия немыслима без Пушкина, пишет поэт Лев Озеров. — Вступающий, уже вступивший в жизнь человек на школьной скамье, дома, в институте знакомится, сперва в общих чертах, а затем в подробностях, с жизнеописанием Пушкина, с его сочинениями...

Каждое новое поколение живо иллюзией(1), что оно до конца разобралось в Пушкине, что никаких загадок в нем больше нет. Но проходит десятилетие, а подчас и менее, и вчерашнее знание о Пушкине кажется недостаточным, неполным. Новый опыт людей подсказывает новое прочтение Пушкина, раскрывает доселе неизвестные особенности его наследия».

1. Иллюз́ия — обман чувств, то. что кажется.

Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году в Москве. Отец его, Сергей Львович, происходил из старинного дворянского рода. Имена предков Пушкина не раз встречаются на страницах русской истории. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой Ганнибала, «арапа Петра Великого», ставшего впоследствии русским генералом. Сергей Львович увлекался литературой, его брат, Василий Львович, — известный поэт. В их доме бывали Н. М. Карамзин, молодой В. Жуковский. Страсть к поэзии появилась у А. С. Пушкина с детства. Восьми лет он уже сочинял стихи, в детские годы познакомился с произведениями русской и зарубежной литературы. Другим источником духовного развития Пушкина стали рассказы бабушки о старине и сказки няни Арины Родионовны.

В 1811 году будущий поэт поступает в только что открывшийся Царскосельский лицей(2). В 1820 году выходит его первая поэма «Руслан и Людмила». Он обращается к древнерусским преданиям, с восторгом читает «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина, русские летописи. Позднее он создал трагедию «Борис Годунов», посвященную историческим событиям конца XVI века, исторический роман из эпохи Петра «Арап Петра Великого», поэмы «Полтава» и «Медный всадник».

2. Импера́торский Царскосе́льский лице́й — привилегированное высшее учебное заведение для детей дворян в Российской империи, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 год. В русской истории известно, в первую очередь, как школа, воспитавшая А. С. Пушкина и воспетая им.
Пушкинист Ю. М. Лотман пишет а книге «Александр Сергеевич Пушкин» о том, что заменой мира детства для поэта стал Лицей.


Творчество Пушкина вобрало в себя все достижения российской поэзии. Предшественники поэта относятся к нему, «как малые и великие реки к морю, которое наполняется их волнами», писал Белинский. Большинство русских писателей XIX века испытали его плодотворное влияние. «Все, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему», — говорил Гоголь. Тургенев называл себя учеником Пушкина. Влияние пушкинской прозы на свое творчество отмечал и Лев Толстой. Пушкин завершил процесс создания русского национального литературного языка. «Слов немного, — пишет о его стиле Гоголь, — но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт».

В наши дни осуществилось пророческое предсказание Белинского о том, что придет время, когда Пушкин «будет в России поэтом классическим, по творениям которого будут образовывать и развивать не только эстетическое, но и нравственное чувство».

По С. М. Петрову

ВОПРОСЫ

Что нового о Пушкине сообщил вам каждый из отзывов и чье высказывание близко вашему пониманию поэта?

Чем интересны для вас жизнь и личность Пушкина?

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)
В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ
ПУШКИНА


Без особых причин никогда он не изменял порядка своих занятий. Везде утро посвящал он чтению, выпискам, составлению планов или другой умственной работе. Вставая рано, тотчас принимался за дело. Не кончив утренних занятий своих, он боялся одеться, чтобы преждевременно не оставить кабинета для прогулки. Перед обедом, который откладывал до самого вечера, прогуливался во всякую погоду... Писать стихи любил он преимущественно осенью...

П. А. Плетнев

...Он носился во сне и наяву целые годы с каким-нибудь созданием, и когда оно дозревало в нем, являлось перед духом его уже созданным вполне, то изливалось пламенным потоком в слова и речь: металл мгновенно стынет в воздухе, и создание готово.
В. И. Даль

...Труд был для него святыня, купель, в которой исцелялись язвы... Когда чуял он налет вдохновения(1), когда принимался за работу, он успокаивался, мужал, перерождался...

1. Вдохнове́ние — творческий порыв, подъем, прилив творческих сил.
П. А. Вяземский

Изо всех времен года он любил более всего осень, и чем хуже опа была, тем для него была лучше. Он говорил, что только осенью овладевает им бес стихотворства, и рассказывал по атому поводу, как была им написана последняя в то время поэма: «Полтава». Это было в Петербурге. Погода стояла отвратительная. Он уселся дома, писал целый день. Стихи ему грезились даже во сне, так что он ночью вскакивал с постели и записывал их впотьмах. Когда голод его прохватывал, он бежал в ближайший трактир, стихи преследовали его и туда, он ел на скорую руку, что попало, и убегал домой, чтобы записать то, что набралось у него на бегу и за обедом. Таким образом слагались у него сотни стихов в сутки. Иногда мысли, не укладывавшиеся в стихи, записывались им прозой. Но затем следовала отделка, при которой из набросков не оставалось и четвертой части,.. Несмотря, однако же, на такую работу, он кончил «Полтаву», помнится, в три недели...
М. В. Юзефович

Как же сам Пушкин говорил о своем труде, о вдохновении? Прочитаем строки его поэтических воспоминаний:

...в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем.

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне.
Излиться наконец свободным проявлением
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут...

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Вы прочитали строчки стихотворения Пушкина, передающие вдохновение поэта, воспоминания его современников. На что вы обратили особое внимание? Сформулируйте ответ на вопрос: в чем своеобразие творческой работы А. С. Пушкина?

2. Рассмотрите репродукцию портрета поэта, фотографии памятника ему и кабинета. Подготовьте сообщение-рассуждение на темы: «Вдохновенный труд поэта», «Личность Пушкина», «Портреты поэта», «Памятник Пушкину», «Каким я представляю себе Пушкина» на выбор.

3. Как известно, желание воскресить минувший век во всей его истине привело поэта к изучению материалов предшествующих эпох. Одним из любимых исторических деятелей был Петр I. В поэме «Полтава» описывается победа Петра I над шведскими войсками, вторгшимися в Россию в 1709 году. Найдите самостоятельно в поэме «Полтава» фрагмент, посвященный Полтавской битве, подготовьтесь к его выразительному чтению и обсуждению в классе, используя вопросы и задания.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

ПУШКИН А.С.
ПОЛТАВСКИЙ БОЙ
(Из поэмы «Полтава»)
[2]

Горит восток зарею новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.
Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы,
Сквозь огнь окопов рвутся шведы;
Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею
И тяжкой твердостью своею
Ее стремление крепит.
И битвы поле роковое
Гремит, пылает здесь и там,
Но явно счастье боевое
Служить уж начинает нам.
Пальбой отбитые дружины,
Мешаясь, падают во прах.
Уходит Розен сквозь теснины;
Сдается пылкой Шлипенбах.[3]
Тесним мы шведов рать за ратью;
Темнеет слава их знамен,
И бога браней благодатью
Наш каждый шаг запечатлен.
Тогда-то свыше вдохновенный
Раздался звучный глас Петра:
«За дело, с богом!» Из шатра,
Толпой любимцев окруженный,
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Идет. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь.
Почуя роковой огонь,
Дрожит. Глазами косо водит
И мчится в прахе боевом,
Гордясь могущим седоком.

Уж близок полдень. Жар пылает.
Как пахарь, битва отдыхает.
Кой-где гарцуют казаки.
Ровняясь строятся полки.
Молчит музыка боевая.
На холмах пушки, присмирев
Прервали свой голодный рев.
И се — равнину оглашая
Далече грянуло ура:
Полки увидели Петра.

И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами.
За ним вослед неслись толпой
Сии птенцы гнезда Петрова —
В пременах жребия земного,
В трудах державства и войны
Его товарищи, сыны:
И Шереметев благородный,
И Брюс, и Боур, и Репнин,
И, счастья баловень безродный,
Полудержавный властелин.[4]

И перед синими рядами
Своих воинственных дружин,
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.[5]
Вожди героя шли за ним.
Он в думу тихо погрузился.
Смущенный взор изобразил
Необычайное волненье.
Казалось, Карла приводил
Желанный бой в недоуменье...
Вдруг слабым манием руки[6]
На русских двинул он полки.

И с ними царские дружины
Сошлись в дыму среди равнины:
И грянул бой, Полтавский бой!
В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами[7], саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся с плеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.

<...>Но близок, близок миг победы.
Ура! мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! о славный вид!
Еще напор — и враг бежит.[8];
И следом конница пустилась,
Убийством тупятся мечи,
И падшими вся степь покрылась,
Как роем черной саранчи.

Пирует Петр. И горд, и ясен
И славы полон взор его.
И царской пир его прекрасен.
При кликах войска своего,
В шатре своем он угощает
Своих вождей, вождей чужих,
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих
Заздравный кубок подымает.
Источник: Пушкин А. С. Полтава, 1828—1829 //Пушкин А. С. Собрание сочинений: В 20 т. — М.: Художественная литература, 1948. — Т. 5. Поэмы, 1825—1833.
(вернуться к уроку)
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ К СЛОВУ

1. Что вас особенно поразило в описании Полтавского боя? Так ли вы представляли себе это грандиозное историческое сражение?

2. Как вы понимаете строки и отдельные слова, словосочетания? Какие картины возникают перед вашим мысленным взором: «Горит восток зарею новой», «Дым багровый кругами всходит к небесам». «В кустах рассыпались стрелки», «Поле роковое», «Как пахарь, битва отдыхает», «И за учителей своих заздравный кубок подымает»? Какие литературные приемы использованы поэтом дли описания Полтавского боя и какой эффект достигается с их помощью?

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

РАЗВИВАЙТЕ ДАР СЛОВА

1. Чем особенно важно было для русских войск сражение со шведами? Подтвердите свой ответ сведениями из истории. Какие примеры текста подтверждают, что речь идет об историческом сражении?

2. Сравните описание Петра I и Карла XII (их внешний вид, настроение, поступки и т. д.). Можно ли по этому описанию определить отношение автора к героям? Расскажите об одном из героев.

3. Подготовьте к выразительному чтению наизусть отрывок, подчеркнув во время чтения и напряжение боя, и его стремительность, и радость победы, и восхищение отвагой Петра и его сподвижников, великодушное отношение Петра к побежденным.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

ЛИТЕРАТУРА И ЖИВОПИСЬ

1. Рассмотрите репродукцию картины М. В. Ломоносова «Полтавская баталия». Известно, что, создавая мозаичную картину, ее автор провел со своими учениками три тысячи опытов, выплавил множество кусочков стекла. Какие впечатления остались у вас от этой картины? Какие детали картины перекликаются с отрывком «Полтавский бой» из поэмы «Полтава»?

2. Иллюстрации каких художников наиболее близки, по вашему мнению, пушкинскому тексту?

3. В поэме «Медный всадник» воспевается гряд Петров. Познакомьтесь с этим текстом.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)


1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 240 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и учебникам, переработанным по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной). Разработанная система уроков способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций семиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Она поможет словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 7 класса: учебника, фонохрестоматии, дидактических материалов «Читаем, думаем, спорим...». В пособии содержатся ссылки на энциклопедии, словари, интернет-источники. В нём представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников.
Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к ОГЭ и ЕГЭ по литературе. (вернуться)

2. «Полта́ва» — поэма А. С. Пушкина, написанная в 1828 году. Поэма начата 5 апреля 1828 г. и писалась далее отрывками, с конца июня по середину сентября, с большими перерывами. К концу сентября написана большая часть I песни; 3 октября закончена ее перебелка; к 9 октября перебелена вторая песнь, по-видимому, в ее первоначальной редакции, без начальных стихов 1—118, написанных уже позднее — вероятно, в конце октября — ноябре, — и без заключительных стихов (488—491), приписанных немного позднее, во время работы над III песнью, которая написана между 9 и 16 октября: 16 октября закончена ее перебелка. 27 октября написано посвящение.‎ Первое издание поэмы вышло в свет 27—28 марта 1829 года.
Название поэмы указывает на Полтавскую битву, состоявшуюся 27 июня 1709 года. Это крупнейшее генеральное сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII.
Битва состоялась утром 27 июня (8 июля) 1709 года (28 июня по шведскому календарю) в 6 верстах от города Полтавы (Русское царство). Разгром шведской армии привёл к перелому в Северной войне в пользу России и, в результате победы в Северной войне, к концу господства Швеции в Европе.
В работе над поэмой Пушкин обращался к историческим источникам, а также к молдавским преданиям, народным украинским песням и думам.
Поэма посвящена Марии Волконской, дочери генерала Раевского, героя войны 1812 года, которая последовала за своим мужем-декабристом в сибирскую ссылку. Вышла в свет отдельным изданием в конце марта 1829 г.
Первоначальное название поэмы — «Мазепа»; лишь в последний момент Пушкин изменил его на «Полтава» (согласно дневнику А. Н. Вульфа, «по частным причинам»; сам Пушкин причиной изменения названия назвал эпиграф поэмы и нежелание прослыть эпигоном Байрона, у которого было произведение с аналогичным названием). (вернуться)

3. Розен.., Шлипенбах... — Карл Густав Розен (швед. Karl Gustaf Roos; 25 декабря 1655, Вестерготланд, Швеция — 1722) — шведский генерал-майор, участник Полтавского сражения. Во время Полтавского сражения отвел войска в крепостные укрепления, но был атакован и сдался.
Вольмар Антон фон Шлиппенбах (нем. Wolmar Anton von Schlippenbach; 23 февраля 1653, Ливония — 27 марта 1721, Москва) — военачальник, участник Северной войны, генерал-майор шведской армии (1701), действовал в Прибалтике, затем участвовал в Русском походе Карла XII, в битве при Полтаве (1709) попал в плен, в 1712 году был принят на русскую военную службу, получил чин генерал-поручика (1714). (вернуться)

4. ...птенцы гнезда Петрова – употреблено в переносном смысле: им обученные и воспитанные.
В пременах жребия земного – в различных обстоятельствах жизни.
Шереметев – генерал-фельдмаршал, главнокомандующий.
Брюс – дипломат, полководец и ученый; под Полтавой командовал артиллерией.
Боур, или Баур – русский генерал, родом швед; под Полтавой командовал конницей.
Репнин – генерал; под Полтавой командовал пехотой.
...Счастья баловень безродный, полудержавный властелин – Меншиков, из простых крестьян, достигший благодаря своим способностям вершин власти, один из ближайших помощников Петра I, его любимец. (вернуться)

5. Карл XII (швед. Karl XII; 17 (27) июня 1682, Тре-Крунур, Швеция — 30 ноября (11 декабря) 1718, Фредриксхальд, Норвегия) — король Швеции в 1697—1718 годах.
До самой смерти король воевал со своими врагами, причём сначала одержал ряд блестящих побед, но в 1709 году потерпел полное поражение при Полтаве. После неудачной для шведов трехмесячной осады Полтавы, в 6 верстах от города 27 июня (8 июля) 1709 года произошло сражение с основными силами русской армии, в результате которого шведская армия потерпела поражение. Карл, раненый в ногу ещё накануне самой битвы, бежал на юг в Османскую империю, где он организовал лагерь в Бендерах.
"Страдая раной..." — ночью Карл, сам осматривая наш лагерь, наехал на казаков, сидевших у огня. Он поскакал прямо к ним и одного из них застрелил из собственных рук. Казаки дали по нем три выстрела и жестоко ранили его в ногу. (вернуться)

6. ...слабым манием руки... – движением руки. (вернуться)

7. Бразды – конские удила, узда. (вернуться)

8. Благодаря прекрасным распоряжениям и действиям князя Меншикова, участь главного сражения была решена заранее. Дело не продолжалось и двух часов. Ибо (сказано в Журнале Петра Великого) непобедимые господа шведы скоро хребет свой показали, и от наших войск вся неприятельская армия весьма опрокинута. Петр впоследствии времени многое прощал Данилычу за услуги, оказанные в сей день генералом князем Меншиковым. (вернуться)

 
 
Полтавская битва. Мозаика М. Ломоносова. Академия наук. С.-Петербург. 1762–1764
(вернуться к уроку)
 
А.Коцебу. Полтавская победа 27 июня 1709 года. 1864 г. Эрмитаж. Санкт-Петербург.
Алекса́ндр Евста́фиевич Коцебу́ (1815-1889) — русский живописец-баталист, академик, профессор. Автор картин из истории Семилетней войны, Суворовских походов, Полтавской победы и др.
 
Луи Каравак. Полтавская баталия. 1718 г. Эрмитаж. Санкт-Петербург.
Вначале картина находилась в Большом петергофском дворце (Дубовая лестница).
Всю стену против входной арки занимало огромное полотно французского художника Луи Каравака (1684-1754) — "Полтавская баталия". Петр страстно желал, чтобы картина, повествующая о крупнейшей победе России в Северной войне, украшала дворец в Петергофе — этом своеобразном художественном памятнике русскому героизму.
Луи Каравак был приглашен в Россию в ноябре 1715 года. В мае 1717 года, еще находясь за границей, Петр I через Меншикова приказывает Л. Караваку изобразить Полтавскую битву. В следующем году картина была готова, художник также исполнил с неё картоны для шпалеры (1719-1722 годы, Эрмитаж)
Позже "Полтавская баталия" была передана в Зимний дворец в Петербурге.
(вернуться к уроку)
 
 
Пушкин А. С. Полтава
(на сайте "К уроку литературы")

 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика