Поэтика повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
М.А.Булгаков. Фотография, 1930-е гг.
 
 
Булгаков М. А. Собачье сердце
(на сайте "К уроку литературы")
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
 
МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ БУЛГАКОВ
(1891 – 1940)

Уроки литературы в 9 классе[1]


Урок 82. М. А. Булгаков. «Собачье сердце»: проблематика и образы

Урок 83. М. А. Булгаков. «Собачье сердце»: поэтика повести


УРОК 83
М. А. БУЛГАКОВ. «СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ»:
ПОЭТИКА ПОВЕСТИ

Основное содержание урока

Гуманистическая позиция автора. Поэтика Булгакова-сатирика. Развитие понятий о художественной условности, фантастике, сатире. Приём гротеска в повести.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение. Соотнесение содержания повести с реалистическими и фантастическими принципами изображения жизни и человека. Устный или письменный ответ на вопрос. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия гротеск, художественная условность, фантастика, сатира. Обсуждение театральных или кинематографических версий повести.

I. Гуманистическая позиция автора

Вступительная беседа:


— Перескажите кратко сюжет главы 9. Какие поступки Шарикова убедили профессора, что необходимо превращение обратно в собаку?

— Какой символический смысл заключён в эпизоде превращения Шарикова в собаку? Какое место в сюжете занимает этот эпизод?

— Каким предстал Шариков в эпилоге? Что спасло профессора от ареста?

— Сколько в повести рассказчиков и от чьего лица ведётся повествование в главе 9 и в эпилоге? Каков смысл смены рассказчиков?

— Вопрос 6 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

— Докажите, что автор занимает в повести гуманистическую позицию.



II. Поэтика Булгакова-сатирика.
Развитие понятий о художественной условности, фантастике, сатире.
Приём гротеска в повести


Работа со словарём литературоведческих терминов.

УСЛОВНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — изначальное свойство искусства, проявляющееся в определенном отличии, несовпадении художественной картины мира, отдельных образов с объективной реальностью. Это понятие указывает на своего рода дистанцию (эстетическую, художественную) между действительностью и художественным произведением, осознание которой является неотъемлемым условием адекватного восприятия произведения.
ФАНТАСТИКА (от греч. phantastike — искусство воображать) — вид художественной литературы, основанный на особом фантастическом типе образности, для которого характерны: высокая степень условности, нарушение норм, логических связей и законов реальности, установка на вымысел, создание вымышленных, "чудесных" миров.
САТИРА (от лат. — смесь) — особый способ художественного воспроизведения действительности, ставящий своей задачей нелицеприятную критику, обличение, высмеивание, изображение несообразности различных ее явлений. Сатира всегда создает образ в значительной степени условный, что достигается за счет сознательного искажения реальности при помощи гиперболизации и гротеска.


Поиск примеров, иллюстрирующих понятия художественная условность и фантастика.

Составление цитатной таблицы «Реальность и фантастика в повести»:

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Реальность и фантастика в повести "Собачье сердце"»
Номер главы
Реальность
Фантастика
1
Профессор Преображенский подобрал на улице больного и голодного пса
Повествование ведётся от лица пса Шарика, который мыслит по-человечески и описывает события человеческой речью
2
         
         
3
         
         

— Продолжите заполнение таблицы своими примерами (работа может быть завершена дома).

Обобщающая беседа:

Какой символический смысл имеют фантастические события повести?

Как фантастика помогает читателю понять социально-философский смысл повести?

Групповая практическая работа.
Подбор цитат на тему «Средства создания комического в повести».


ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Средства создания комического в повести "Собачье сердце"»
Средства создания комического
Примеры
Группа 1. Юмор
         
Группа 2. Ирония
         
Группа 3. Сатира
         
Группа 4. Гротеск
         


Обобщающая беседа:

Вопрос 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

С какой целью автор использует средства создания комического?

Для создания комического эффекта писатели используют такие приёмы, как неожиданность, несоответствие и гипербола. Приведите такие примеры из повести «Собачье сердце».

III. Просмотр и обсуждение фрагментов из кинофильма В. В. Бортко «Собачье сердце».

И т о г о в ы е  в о п р о с ы:


*Зачем автор прибегает в «Собачьем сердце» к смене рассказчиков?

Какова роль фантастических элементов в повести «Собачье сердце»?

Какие средства создания комического помогают понять социально-философский смысл повести «Собачье сердце»?

Домашнее задание

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока или
выполнить «Творческое задание» учебника (по выбору учащихся).

Индивидуальные задания.

Написать отзыв (рецензию) на театральную или кинематографическую версию повести «Собачье сердце».

Подготовить сообщения об интересных фактах биографии и творчества М. И. Цветаевой, её портретах и памятниках с использованием материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…», книги В. А. Швейцер «Быт и бытие Марины Цветаевой», справочной литературы и ресурсов Интернета.

Подготовить выразительное чтение стихов Цветаевой (см. следующий урок).

Следующий урок: М. И. Цветаева. Стихи о любви, о жизни и смерти >>>


1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М.: Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)

 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика