Маяковский В. В. "А вы могли бы?". Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
В.В.Маяковский. Фото, 1930 г.
Источник: Маяковский в воспоминаниях родных и друзей / Под ред. Л. В. Маяковской и А. И. Колоскова. – М.: Моск. рабочий, 1968. – стр. 176–177.
 
 
 
Плакаты "Окон" РОСТА.
Художник А.М.Нюренберг.
Текст В.В.Маяковского
(см. на сайте
"К уроку литературы"
)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Поэзия Серебряного века.
Кубофутуризм

(на сайте "К уроку литературы")
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
 
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ
(1893 – 1930)

Уроки литературы в 9 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

Урок 78. В. В. Маяковский. "А вы могли бы?"

Урок 79. В. В. Маяковский. «Послушайте!», «Люблю» (отрывок)


УРОК 78
В. В. МАЯКОВСКИЙ.
«А ВЫ МОГЛИ БЫ?»

Основное содержание урока

Слово о поэте. В. В. Маяковский о труде поэта. Новаторство Маяковского-поэта. Стихотворение в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Конспектирование лекции учителя. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве В. В. Маяковского. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

I. Слово о поэте

Выразительное чтение стихотворений


М. И. Цветаевой «Маяковскому» (см. стихотворение ниже)
и А. А. Ахматовой «Маяковский в 1913 году» (см. стихотворение ниже).

Какие важные черты образа В. Маяковского отразили в своих стихах его современницы?

Актуализация имеющихся знаний о Маяковском:

— Что вам известно о жизни и творчестве Маяковского? Какие его стихи вы изучали в 5—8 классах? О чём они? Прочитайте их выразительно.

— Каким вы представляете Маяковского по его стихам?

— Прочитайте начало статьи «Владимир Владимирович Маяковский» (с начала до слов «…вспоминал Мейерхольд»). Каким запомнили Маяковского его современники Ю. Анненков и Вс. Мейерхольд?

Основные положения лекции учителя:

1. Детство В. Маяковского. Учёба в гимназии. Ранняя смерть отца. Переезд в Москву. Встреча с Д. Д. Бурлюком.

(Выразительное чтение ранних стихотворений: «Ночь», «Дешёвая распродажа», «Скрипка и немножко нервно» и др. (по выбору учителя).)

2. Участие В. В. Маяковского в революционных событиях. Осуждение Первой мировой войны. Принятие стороны большевиков.

(Чтение фрагментов автобиографии Маяковского «Я сам» и стихотворений о Первой мировой войне: «Мама и убитый немцами вечер…» и др. по выбору учителя.)

3. Безоговорочное принятие революции 1917 года.

(Выразительное чтение стихов о революции «Ода революции», «Левый марш» и др.)

4. Работа В. В. Маяковского в РОСТА.
(Показ плакатов Маяковского и выразительное чтение подписей к ним.). См. страницу "Работа В. В. Маяковского в РОСТА".

5. Поездки В. В. Маяковского по стране с поэтическими выступлениями.

(Выразительное чтение фрагментов из книги П. И. Лавута «Маяковский едет по Союзу» — по выбору учителя: см. главу "Начало" ниже)

Самоотверженная поэтическая деятельность во имя своей Родины.

6. Напряжённая работа поэта в 1927 году. Создание поэмы «Хорошо!» к 10-летию Октября.

7. Негативные факты и разочарования В. В. Маяковского в последние годы жизни. Тяжёлый психологический кризис и самоубийство поэта. Отклики современников на его смерть.

(Выразительное чтение стихотворений М. И. Цветаевой из цикла «Маяковскому»: 1—2.)

О б о б щ а ю щ а я б е с е д а:

Вопросы 1—5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

II. В. В. Маяковский о труде поэта. Новаторство Маяковского-поэта

Групповая практическая работа.
Чтение и обсуждение статей учебника о поэтическом труде Маяковского.

Группа 1.
«Как работал В. В. Маяковский», «В творческой лаборатории В. В. Маяковского»
(см. статьи ниже)

Какого принципа придерживался Маяковский в работе над стихом? Какие этапы работы он определил для себя?

В чём литературовед З. Паперный видел мастерство Маяковского, своеобразие ритма и рифм?

Группа 2.
«Работа слова»
(см. статью ниже)

Как Маяковский работал над поиском слова? Почему он сравнивает свой труд с добычей радия?

Сравните первоначальные и окончательные редакции стихов и докажите, что окончательные варианты богаче и точнее предыдущих.

Какие черты стиля поэта говорят о его новаторстве?

*Приведите из стихов примеры разговорного языка, краткости и выразительной немногословности.

Группа 3.
Прочитайте фрагмент из стихотворения Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии»
со слов «Труд мой любому труду родствен…» до слов «…тысячи лет миллионов сердца».

На какие сложности поэтического труда указывает поэт?

Какие требования к поэтическим единицам он предъявляет? Сделайте вывод о качествах личности Маяковского-поэта.

Группа 4.
«Словотворчество»
(см. статью ниже)

Что такое словотворчество?

Когда в нём появляется необходимость?

Какие два вида новых слов различают в русском языке?

Приведите примеры русских неологизмов, появившихся для обозначения новых понятий.

Из стихотворения Маяковского «Необычайное приключение…» приведите примеры поэтических неологизмов, созданных поэтом для решения конкретной художественно-изобразительной задачи.

Выполните задание 2 из раздела учебника «Развиваем дар слова».

III. «А вы могли бы?».
Стихотворение в актёрском исполнении
(см. стихотворение ниже)

Прослушивание стихотворения «А вы могли бы?» в актёрском исполнении
и выполнение заданий 1—3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Аналитическая беседа:

— Почему лирический герой хочет изменить мир, в котором живёт?

— Что он делает, чтобы мир стал другим? Каким именно?

— Прокомментируйте сопоставительную таблицу:

СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
Стихотворение «А вы могли бы?»
Реальный бытовой мир
Воображаемый мир,
который творит поэт
Карта будня
Краска
Блюдо студня
Косые скулы океана
Чешуя жестяной рыбы
Зовы новых губ
Водосточные трубы
Ноктюрн


— Чем различаются два мира, в которых живёт лирический герой? Почему он творит свой мир?

— Найдите поэтический неологизм, созданный Маяковским для решения конкретной художественно-изобразительной задачи. (Будень.)

— Прокомментируйте происхождение метафор и их образную основу (карта будня, косые скулы океана, флейта водосточных труб и др.).

— Какой вызов бросает поэт бытовому миру?

— Почему название сформулировано в виде вопроса и само стихотворение заканчивается вопросом? Какой смысл имеет это композиционное кольцо?

— Сделайте вывод о характере лирического героя стихотворения и его отношении к миру.

— Проанализируйте ритм и рифмы стихотворения. Определите его стихотворный размер.

Какую систему стихосложения использует поэт? Обоснуйте свой ответ.

И т о г о в ы е  в о п р о с ы:

Что поражает в личности и поэтической манере Маяковского?

В чём проявилось новаторство Маяковского?

Домашнее задание

Подготовить сообщение о жизни и творчестве В. В. Маяковского, используя статью учебника, материалы практикума «Читаем, думаем, спорим…» и ресурсы Интернета
или выполнить задание 1 из раздела учебника «Развиваем дар слова» (по выбору учащихся).

Выучить наизусть стихотворение «А вы могли бы?».

Сделать его письменный анализ или ответить на один из итоговых вопросов урока (по выбору учащихся).

Индивидуальные задания.

Выполнить «Творческое задание» учебника.

Подготовить выразительное чтение стихов В. В. Маяковского о любви.

Подготовить сообщение о заграничных поездках В. В. Маяковского по Европе.

Следующий урок: В. В. Маяковский. «Послушайте!», «Люблю» (отрывок) >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2014.


В. В. МАЯКОВСКИЙ
(1893 – 1930)


Современники часто вспоминают облик писателя. Особенно интересно высказывание Юрия Анненкова: «Он был огромного роста, мускулист и широкоплеч. Волосы он то состригал наголо, то отращивал до такой степени, что они не слушались уже ни гребенки, ни щетки и упрямо таращились в беспорядке — сегодня в одном направлении, завтра — в другом. Тонкие брови лежали над самыми глазами...»

Гордый своей внешностью, он писал:

иду — красивый,
двадцатидвухлетний.

Маяковский сознательно утрировал топорность жестов, свою тяжелую походку.

Выступая с эстрады, он намеренно шокировал публику хлесткими и парадоксальными, порой резкими суждениями. По эта напускная самоуверенность была для него своеобразной броней, защитой от нападавших на него. Грубость Маяковского была «беспредельно хрупкой», вспоминал Вс. Мейерхольд.

Жизнь Владимира Маяковского была короткой, как у многих поэтов России. Поэт родился в селе Багдади в Грузии, где отец работал лесничим. Семья была дружной, мать отличалась трудолюбием, собранностью и ровностью характера, отец — «острослов, выдумщик, лицедей, умел представлять в лицах тех, о ком рассказывал, часто поддавался настроениям, мог быть вспыльчивым и даже несправедливым», неровность его характера уравновешивалась сдержанностью и деликатностью жены. Она создавала атмосферу доброжелательства и взаимопонимания... Дети (Володя и Оля), по воспоминаниям, также были большие выдумщики на игры; лепили глиняные игрушки, Володя читал стихи, проверяя на сестре, хорошо ли звучит его голос. Дети учились в гимназии, у художника. В семье устраивались вечерние чтения вслух и обсуждение прочитанного.

Ранняя смерть отца заставила переехать семью в Москву, искать средств к существованию. Революционные события захватывают Маяковского. В стране вспыхивают стачки, забастовки, начались аресты, которые коснулись и будущего поэта. В Москве происходит важная встреча с Давидом Бурдюком, которая обрадовала его оценкой: «Да вы ж гениальный поэт».

Для Маяковского в отношении к революции проблемы не существовало: «Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня не было. Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось...» Поэт стал глашатаем революции, проводником ее идей, ее тружеником (пьеса «Мистерия-буфф», поэма «150 000 000», «Революция», «Наш марш», «Ода революции», «Левый марш», «Поэт-рабочий», «Приказ по армии искусств», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Майкопским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям», «Окна РОСТА»(1), фильмы и т. д.).

1. РОСТА — Российское телеграфное агентство.

«В лирическом герое дореволюционных поэм Маяковского сходятся, объединяются, с одной стороны, романтически обобщенный «чудо»-человек, с другой вполне конкретный, часто называющийся своим именем Маяковский. Один показан в борьбе с мировым злом, другой — в жизненных конфликтах. Объединяет их общий пафос самоутверждения человека в его равновеликости с миром»,— пишет Ал. Михайлов.

Исследователи творчества поэта подчеркивают, что он активно не принял Первую мировую войну 1914 года и «без колебаний стал на сторону большевиков».

Особое отношение было у Маяковского и к любви. «Громадой любовью» назовет поэт свое отношение к этому чувству: «Любовь — это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все пр. Любовь — это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем. Но если нет деятельности, я мертв»,— пишет Маяковский.

В поэме «Люблю» он сразу заявляет о том, что на нем «с ума сошла анатомия. Сплошное сердце — гудит повсеместно...»:

Взяла,
отобрала сердце
и просто
пошла играть —
как девочка мячиком. <...>

Не смоют любовь
ни ссоры,
ни вёрсты.
Продумана,
выверена,
проверена.
Подъемля торжественно стих строкопёрстый,
клянусь —
люблю
неизменно и верно!

Личное и общее в поэзии В. Маяковского воспринимается им в неразрывной связи:

Любить —
                это с простынь,
бессонницей рваных,
срываться,
                ревнуя к Копернику,
его,
             а не мужа Марьи Иванны
считая
             своим соперником.

Известны многие адресаты лирики Маяковского — Л. Брик и М. Денисова, Татьяна Яковлева и Вероника Полонская... Однако поэт не был счастлив, ему не удалось создать семью... Причин много. Но будем читать его стихи про это «сплошное сердце», готовое обнять весь мир.

«Окна РОСТА» — фантастическая вещь. Это обслуживание горстью художников вручную стопятидесятимиллионного народища,— вспоминал поэт.— Это протокольная запись труднейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов».

О том, насколько полезной была деятельность Маяковского в «Окнах РОСТА» для молодой республики и для самого поэта, вспоминал художник М. Черемных: «Если бы кто-нибудь мне рассказал, что он делал 50 плакатов в ночь, я не поверил бы, если бы я сам не делал 50 плакатов в ночь. После прихода Маяковского стихи для «Окон РОСТА» стал писать только он один: им написаны почти все тексты «Окон». Пока наша группа делала плакаты на первые темы, он успевал написать остальные и сам начинал рисовать». И далее: «...если кто-нибудь из участников коллектива доказывал, что строчка может быть не так понята, Маяковский сейчас же брался за переделку ее, добиваясь такой формы, которая ярко и верно доводила до сознания политическую мысль. В этом была основа настоящего мастерства».

В 1927 году поэт провел вне Москвы 181 день, то есть полгода (из них пять недель за границей), посетил 40 городов и свыше 100 раз выступал (не считая диспутов и литературных вечеров в Москве). Частенько приходилось выступать по два-три раза в день. Каждое выступление требовало огромного напряжения: оно длилось в среднем около трех часов. В том же году Маяковский написал 70 стихотворений (из них 4 для детей), 20 статей и очерков, 3 киносценария и, наконец, поэму «Хорошо!».

Поездки питали его творчество. Они прокладывали путь к сердцам читателей... В них же он писал, выступал, пропагандировал, разоблачал, агитировал, изучал... Не пустой фразой звучат слова поэта — «Я земной шар чуть не весь обошел...».

В последние годы поэта ждали разочарования в том, что происходит и как развивается республика, как складывается или, вернее, не складывается его личная жизнь, а главное, каково отношение к его поэтической работе, которой он отдавал всего себя. Готовилась выставка, посвященная двадцатилетию творческой деятельности. Почти никто из друзей и писателей не помогал с устройством выставки. Все сам развешивал, доставал. И на открытие выставки никто из писателей не пришел — их отсутствие должно было означать «протест» против вступления Маяковского в РАПП — Российскую ассоциацию пролетарских писателей. Не было самых близких друзей. Один из них — поэт — сочинил даже стихи, в которых угрожал Маяковскому, что счистит пемзой со своей руки след рукопожатия Маяковского.

На выставке было много молодежи, это смягчало чувство одиночества поэта. Молодежь он любил...

В те дни он был мрачен, молчалив, раздражителен, рассеян. Незадолго до трагической развязки В. В. Маяковскому становится известно, что его фотопортрет с поздравительной надписью в связи с 20-летием творческой деятельности вдруг изымается из всего тиража журнала «Печать и революция о по чьему-то распоряжению.

Идет апрель, Маяковский должен ехать на очередную встречу с читателями, на этот раз со студентами. Настроение отвратительное, но надо выступать. Читает стихи. Кто-то из зала требует читать совсем другие. Маяковский слышит: «Ваши стихи непонятны!..»

Тяжелые переживания и разочарования последних лет приводят Маяковского к самоубийству. 14 апреля 1930 года поэта не стало.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

КАК РАБОТАЛ
МАЯКОВСКИЙ


«Помимо необходимых способностей, надо работать до предела, до кульминации,— говорил Маяковский,— надо работать над стихотворением до тех пор, пока не почувствуешь, что больше ничего не сможешь сделать».

Он так описывал этапы своей работы над стихом. Первый этап — оформление ритма:

«Я хожу, размахивая руками и мыча еще почти без слов, то укорачивая шаг, чтоб не мешать мычанию, то помычиваю быстрее, в такт шагам. Так обстругивается и оформляется ритм — основа всякой поэтической вещи, проходящая через нее гулом. Постепенно из этого гула начинаешь вытаскивать отдельные слова».

И здесь переход ко второй стадии работы, когда начинается уже отбор и обработка словесного материала.

Таким образом и подбор лексического материала, и обработка слова подчиняются целевой установке произведения, творческому заданию автора. Затем начинается третья и заключительная стадия работы. Ее Маяковский описывает так: «Когда уже основное готово, вдруг выступает ощущение, что ритм рвется — не хватает какого-то слога, звучика. Начинаешь снова перекраивать все слова, и работа доводит до исступления. Как будто сто раз примеряется на зуб не садящаяся коронка, и наконец после сотни примерок ее нажали, и она села». Таким образом ритмически выверяется весь собранный уже в стихе словесный материал. Иногда работа Маяковского над словом в стихотворной строке оказывалась еще более сложной. В качестве примера более длительной «обработки слова» в уже оформившейся ритмически строке сам Маяковский приводит 12 последовательно сменявшихся вариантов одной строки из последней строфы стихотворения «Сергею Есенину»:

1. Наши дни к веселью мало оборудованы (заменены: под радость, под счастье...).

2. Наша жизнь к веселью мало оборудована (под радость, под счастье).

3. Для веселий планета (для веселости, не особенно, планетишка...).

Окончательная редакция —

Для веселия планета наша мало оборудована...

В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ
МАЯКОВСКОГО


3. Паперный, исследователь творчества поэта, в книге «О мастерстве Маяковского» писал:

«В лучших стихах Маяковского, как в народной пословице, как в песне — «слова не выкинешь».

Попробуйте что-нибудь заменить или переставить в стихах:

Лет до ста
                расти
Нам
                без старости.
Год от года
                расти
Нашей бодрости...

Единая мысль, одно неудержимо-радостное чувство наполняет эту строфу. Ритм с его широким и вольным разбегом, с могучим и раскатистым ударением, собирающим в тесную, сжатую группу всю строку; рифмы, которые даже неизвестно где начинаются, ибо это не рифмы отдельных слов, а чудесная перекличка целых строк, радостно бегущих навстречу друг другу, весело и торжествующе подхватывая созвучия,— все это слилось воедино...

Нельзя произнести «бодрости» скороговоркой, нельзя скомкать это слово — самый стих, ритм и рифма заставляют вас выговорить каждый звук, раздвигают звучание слова...»

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

РАБОТА СЛОВА
У МАЯКОВСКОГО


Писатель подбирает такие незаменимо-единственные слова, которые лучше, точнее, ярче и полновеснее доносят мысль, раскрывают образ.

«Каждое слово в поэтическом произведении,— писал Белинский,— должно до того исчерпывать все значение требуемого мыслию целого произведения, чтоб видно было, что нет в языке другого слова, которое тут могло бы заменить его»(1).

1. Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 3 т.— М.: Гослитиздат, 1948.- Т. 1.— С. 694.

Поэту дорого то, что он пишет, он стремится выразить именно эту волнующую его мысль, нарисовать именно этот образ, передать именно этот тончайший, почти неуловимый, и в то же время совершенно необходимый оттенок мысли, образа, интонации — вот в чем источник высокой требовательности поэта к слову, чувства ответственности за каждое слово, беспокойной, как совесть, художнической взыскательности. В статье «Как делать стихи?» Маяковский рассказывает об этой непрерывной — мучительной и радостной — работе.

Ценный материал для изучения «словесной лаборатории» поэта дают его записные книжки.

Талант для Маяковского — это прежде всего чувство слова у умение ощутить слово в данном контексте. Талант связан и с волей. Это черта характера, нежелание довольствоваться «почти найденным», «почти хорошим». В поэзии «почти хорошо» — значит плохо. Талант — вечная готовность кроить и перекраивать строку.

Утверждая родственность поэзии «любому труду», Маяковский стремится найти такой труд, такой вид производства, который был бы особенно близок поэзии — так же был бы тяжел и так же рождал необходимое для людей. И он находит:

Поэзия —
                та же добыча радия.
В грамм добыча,
                     в год труды.

Интересно проследить по записной книжке, как шла работа над этими стихами. Слова о непрерывном труде поэта над образом, над стихом сами рождаются в усилиях, в труде. Поэт долго бился над ними, пока они не стали отточенными и крылатыми.

Сначала появляется строка:

Поэзия сходна с добычей радия.

Но «сходна» звучит слабо. Чтобы усилить сравнение, поэт переделывает строку, и она звучит более решительно:

Поэзия — та же добыча радия.

Следующая строка сначала выглядела так:

На грамм металла на год труда.

Но это двойное «на» только путает. Строку сменяет новая:

в грамм ведешь годовые труды.

Выражение неясное: что значит «ведешь труды... в грамм»? В окончательном варианте:

В грамм добыча,
                     в год труды.

Труд настоящего поэта тяжел, но нельзя назвать его неблагодарным. Найденный поэтический «радий» несет в себе колоссальную энергию, которая приводит в движение не моторы и турбины, но человеческие сердца.

Маяковский стремится к тому, чтобы сделать поэтическим «говор миллионов»; он смело вводит в стих новые речевые пласты языка, находившиеся ранее за рамками представлений о литературно-поэтическом языке. Это «расширение словесной базы» связано с сознательным обращением к новому, демократическому читателю, с «разговорностью», определяющей и строй, и интонацию повествования. Отсюда и краткость, выразительная немногословность языка.

Источник: Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

СЛОВОТВОРЧЕСТВО
МАЯКОВСКОГО


Работая над словом, «переворачивая и выворачивая его», поэт работает не столько над словом как таковым, но прежде всего над тем, чтобы соразмерить, соотнести, связать его с образным контекстом. Особенность поэтического стиля Маяковского — необычайная активность по отношению к слову. Если оно кажется ему недостаточно выразительным, он смело изменяет его, придает необычайный вид, а иногда и вовсе переделывает его.

Известно, что создание новых слов (словотворчество) начинается не с Маяковского. Устойчивый в своей основе язык непрерывно развивается вместе с обществом. Рождение нового слова не произвольный акт, оно должно отвечать назревшей потребности. Еще Жуковский писал:

«Слово нельзя выдумать отдельно, по произволу, слово ясное и точное находится только на пути размышления, его дает сила необходимости; тогда только оно бывает ясно, когда оно родится вместе с мыслью, в связи с другими притягивающими его магнитной силой средствами, и тогда только употребление присваивает его без противоречия».

Следует различать два вида новых слов — неологизмов: во-первых, это слова, которые рождаются для обозначения новых понятий и входят в общеупотребительный язык. Известно, как обогатился русский язык в Петровскую эпоху; как много новых слов, отражающих новые понятия, ввели Карамзин и Жуковский.

Некоторые слова родились совсем недавно, вместе с пошедшими в жизнь предметами научно-технического прогресса или новыми понятиями(1).

1. Автор этой статьи 3. Паперный приводит новые слова атомовоз, целинники и др. Теперь мы можем говорить о других словах-неологизмах: Интернету консенсус и др.

Но есть и второй вид неологизмов, предназначенных не для того, чтобы войти в язык наравне с другими словами, а для решения данной конкретно-неповторимой художественно-изобразительной задачи.

У Маяковского — сотни неологизмов. А между тем в наш повседневный обиход вошло совсем немного, например «прозаседавшиеся».

«Словоновшество», создание новых слов, у Маяковского получило настолько сильное развитие, что находились даже критики, заявлявшие, что поэт пренебрегает нормами русского языка, калечит слова неизвестно зачем и почему, что Маяковский чуть ли не «враг грамматики». Достаточно, однако, обратиться к самому Маяковскому, автору зрелых произведений, освободившемуся от всяких следов словесного экспериментаторства, чтобы убедиться в обратном. Маяковский обнаруживает изумительное знание родной речи. У него, как говорит Горький, «предельное чувство русского языка», чутье к строю и духу языка. Поэт превосходно умеет создавать сильный художественный эффект, опираясь на законы и нормы языка.

По книге 3. Паперного «О мастерстве Маяковского»

Источник: Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

А ВЫ МОГЛИ БЫ?
В. В. Маяковский
[2]

Я сразу смазал карту будня,[3]
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня[4]
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.[5]
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
1915

Источник: Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

МАЯКОВСКИЙ В 1913 ГОДУ
А. А. Ахматова
[6]

Я тебя в твоей не знала славе,
Помню только бурный твой расцвет,
Но, быть может, я сегодня вправе
Вспомнить день тех отдалённых лет.
Как в стихах твоих крепчали звуки,
Новые роились голоса...
Не ленились молодые руки,
Грозные ты возводил леса.
Все, чего касался ты, казалось
Не таким, как было до тех пор,
То, что разрушал ты, – разрушалось,
В каждом слове бился приговор.
Одинок и часто недоволен,
С нетерпеньем торопил судьбу,
Знал, что скоро выйдешь весел, волен
На свою великую борьбу.
И уже отзывный гул прилива
Слышался, когда ты нам читал,
Дождь косил свои глаза гневливо,
С городом ты в буйный спор вступал.
И еще не слышанное имя
Молнией влетело в душный зал,
Чтобы ныне, всей страной хранимо,
Зазвучать, как боевой сигнал.

1940, март

Источник: Ахматова А.А. От царскосельских лип: Поэзия и проза. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.– С. 381.
(вернуться к уроку)

МАЯКОВСКИЙ ЕДЕТ ПО СОЮЗУ
Начало
П. И. Лавут
[7]

Мне необходимо ездить.
Обращение с живыми вещами
почти заменяет мне
чтение книг.
В. Маяковский


В декабре 1921 года я служил в Харькове - был драматическим актером. Подвизался изредка в качестве чтеца. В моем более чем скромном репертуаре было и несколько стихотворений Маяковского: "Наш марш", "Левый марш"... Признаюсь: я читал их тогда с эстрады не потому, что очень любил, а потому, что нужен был современный репертуар. Они звучали эффектно, имели успех.

Однажды у здания Героического театра (так он назывался) я увидел большой рукописный плакат с броским, красочным заголовком: "Дювлам". Расшифровывался он так: "Двенадцатилетний юбилей Владимира Маяковского".

Вечер Маяковского состоялся 15 декабря. Заметного следа в моей душе и памяти он не оставил. Но у меня был друг - яростный поклонник Маяковского. Он и увлек меня за кулисы, чтобы познакомиться с поэтом. И вот мы робко жмем ему руку, благодарим...

Там, за кулисами, и состоялась моя первая встреча с Владимиром Владимировичем.

Долгое время я почти не вспоминал об этом эпизоде. Я говорю "почти", потому что впоследствии я как-то мельком напомнил о нем Маяковскому. Ответной реакции не было: в тот день приходило много народу, и поэт не обратил внимания ни на моего пылкого друга, ни тем более на меня.

Четыре года спустя я, работая уже в Москве, попал в Политехнический на вечер Маяковского "Мое открытие Америки" (тоже в декабре). Впечатление - потрясающее. Трудно ответить на вопрос, что именно меня больше всего поразило, - доклад, стихи или сам оратор и чтец. Все вместе, пожалуй. Маяковский открылся мне таким, каким я его, конечно, до сих пор не знал.

Через полгода произошло мое третье с ним знакомство. Оно было более основательным.

Поезд Москва - Одесса вез Маяковского к морю. По счастливому совпадению я ехал в Одессу тем же составом, только в другом вагоне. Я наблюдал, как он почти на всех стоянках шагал по перрону, осматривая вокзалы и газетные киоски. Я не подошел к нему. Встретились мы уже в самой Одессе.

Я находился тогда на распутье: из одного театра ушел, в другой не пришел. Из Одессы собирался к родным, в Крым.

Первый вечер Маяковского в Одессе, в летнем театре сада им. Луначарского. Поэт рассказывал о поездке в Америку, читал стихи. Я был на этом вечере. И опять - впечатление огромное. Решил во что бы то ни стало встретиться с Маяковским, ближе познакомиться. Заодно возникла мысль предложить помощь в организации его выступлений.

Тем паче до меня дошел слух, что Маяковский тоже едет в Крым. Я был уверен: его вечера можно организовать лучше.

Маяковский выступал во Дворце моряка.

...Народ собирался туго. Высокий, широкоплечий человек с внушительной палкой в руках шагал по пустой сцене. Он нервничал. В углу рта - папироса. Не докурив одну, он прикуривал от старой новую, не найдя урны, бросал окурки в угол и тушил ногой.

Он был один. Этим я и воспользовался:

- Здесь, в Одессе, ходят слухи, что вы едете в Крым?

- И представьте себе: слухи - правильные.

- Вы не собираетесь выступать там?

- Кому охота со мной возиться, когда даже в Одессе я не собрал публики?

Я был убежден, что неполный зал - это следствие прежде всего нечеткой организации. Об этом я и сказал Владимиру Владимировичу:

- Уверен, что на курортах интерес к вашим выступлениям будет большой. Я бы попробовал, если вы не возражаете, взяться за это дело, тем более что собираюсь сейчас в Севастополь.

- Попробуем! Приходите ко мне завтра ровно в час. Не опаздывайте.

В "Лондонской" гостинице мы в несколько минут обо всем договорились. Маяковский сочинял афишу. Заглавие "Мое открытие Америки" он заменил другим: "Испания. Атлантический океан. Гавана. Нью-Йорк. Америка. Чикаго и многое проч."

Думаю, неудачу в Одессе он в какой-то мере связывал с тем, что содержание его вечеров не сразу раскрывалось в афише: там повторялось название недавно вышедшей книги.

Существо доклада, или, как говорил Маяковский, "разговора-путешествия", он не изменил. Но к стихам и поэмам "о разных странах" добавил несколько новых, в том числе "Сергею Есенину".

- Его надо выделить крупно! Сильная вещь! И само название должно привлечь!

Я предложил ему закрепить наши деловые отношения документом, который может пригодиться в поездках.

- Не советую, - ответил он. - В дальнейшем знайте: если я подпишу договор, могу и не выполнить. А устно никогда не подведу.

Прощаясь, он добавил:

- Если работа наладится, мы развернем ее вовсю. Дел непочатый край.

Я всецело отдался далеко не легкому, но увлекательному делу организатора, окончательно забросив театр. С этого момента возникли те отношения, которые накрепко связали меня с Маяковским. Они продолжались до последнего дня его жизни...

За эти годы Маяковский посетил более 50 городов Союза и провел в них 200 с лишним выступлений. Во многих городах он побывал по нескольку раз - в Харькове, Ленинграде, Одессе, Киеве, Ростове, Минске, в Крыму... Поездки эти находили отражение в его творчестве. Он работал всюду: в поезде, на вокзале, в автомобиле, на улице, работал, находясь в движении:

Подымает площадь шум,
экипажи движутся,
я хожу,
                стишки пишу
в записную книжицу.
(Произведение Маяковского цитируется по Полному собранию сочинений в тринадцати томах (М, Гослитиздат, 1955-1961).)

В словах этих нет поэтического вымысла. Все правда. В поездках он находил темы и сюжеты, образы, рифмы.

Владимир Владимирович рассказывал мне, как однажды на шумном перекрестке Парижа его задела машина; пострадали только брюки, которые он потом долго очищал. Вот откуда строки:

Мчат
                авто
                         по улице,
а не свалят наземь.
Понимают
                умницы:
Человек -
                        в экстазе.

У Маяковского есть много заграничных стихов. Но куда больше стихов, рожденных его поездками по Советскому Союзу. Порой казалось, что в своей московской квартире он только гость: остановился здесь на время, чтобы двинуться дальше в путь. Недаром он писал в автобиографии:

"Вторая работа - продолжаю прерванную традицию трубадуров и менестрелей. Езжу по городам и читаю".

И об этом же стихами:

На сотни эстрад бросает меня,
На тысячу глаз молодежи.

1927 год можно назвать "болдинским" годом Маяковского. Поэт провел вне Москвы 181 день - то есть полгода (из них пять недель за границей), посетил 40 городов и свыше 100 раз выступал (не считая диспутов и литературных вечеров в Москве). Частенько приходилось выступать по два-три раза в день, каждое выступление требовало огромного напряжения, длилось в среднем около трех часов. И в том же 1927 году он написал 70 стихотворений (из них 4 для детей), 20 статей и очерков, 3 киносценария и, наконец, поэму "Хорошо!".

- Как же так? - спросит читатель. - Полгода разъезжал и успел так много написать?

Ответ прост.

Как я уже сказал, он писал в движении, в пути. Подчас в дороге он работал интенсивнее, чем в Москве.

Маяковский мечтал о большой читательской аудитории.

- Один мой слушатель, - говорил он, - это десять моих читателей в дальнейшем.

Поездки питали его творчество. Они же прокладывали путь к сердцам читателей.

Об этих его поездках по нашей стране мне и хочется рассказать.

Надеюсь, мой рассказ приблизит образ великого поэта к читателям, поможет им понять время, в которое жил Маяковский, его героический труд, понять и еще больше полюбить его творчество.

Источник: Лавут П. И. Маяковский едет по Союзу. — Москва: Советская Россия, 1963 — с.185
(вернуться к уроку)

МАЯКОВСКОМУ
М. И. Цветаева М. И.
[8]

Превыше крестов и труб,
Крещённый в огне и дыме,
Архангел-тяжелоступ —
Здорово, в веках Владимир!

Он возчик, и он же конь,
Он прихоть, и он же право.
Вздохнул, поплевал в ладонь:
— Держись, ломовая слава!

Певец площадных чудес —
Здорово, гордец чумазый,
Что камнем — тяжеловес
Избрал, не прельстясь алмазом.

Здорово, булыжный гром!
Зевнул, козырнул — и снова
Оглоблей гребёт — крылом
Архангела ломового.
18 сентября 1921
(вернуться к уроку)


1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — М.: Просвещение, 2014. — 368 с.
Методическое пособие соответствует ФГОС основного общего образования и рабочей программе по литературе под редакцией В. Я. Коровиной для основной школы (2014). Разработки уроков помогут учителю-словеснику комплексно реализовать потенциал УМК: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», фонохрестоматии.
В пособии представлены уроки изучения литературных произведений, внеклассного чтения и развития речи, предложены формы текущего и итогового контроля, ориентированные на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. С учётом ФГОС для каждого урока определено основное содержание, указаны виды учебной деятельности учащихся, сформулированы личностные, метапредметные и предметные результаты, даны проверенные ссылки на интернет-источники. (вернуться)

2. А вы могли бы? – стихотворение написано в 1913 г. Обычный человек, глядя на водосточную трубу, видит в ней всего лишь уродливо изогнутую конструкцию из металла, имеющую утилитарное назначение. Но лишь поэту в любой вещи, в любой житейской мелочи видится необычное: водосток кажется похожим на флейту, мир – на старую жестяную рыбу или на студень. (вернуться)

3. "Я сразу смазал карту будня..." – "карта будня" здесь выражает схематичность, упорядоченность, строгую расчисленность (некое расписание) хода жизни. На этой карте пятно выплеснутой краски как бы образует новый, неведомый "материк".
Вместе с тем, целый ряд образов стихотворения "А вы могли бы?" ("из стакана" – на блюде студня" – "на чешуе жестяной рыбы") актуализирует в сознании читателя то значение существительного "карта", которое в словаре В.И.Даля приводится после карты географической и перед картой игральной: "Список кушаньям, роспись блюдам. Обед по карте". Во многих произведениях раннего Маяковского едящие люди описываются дотошно и с ненавистью (наблюдение О. Лекманова).
Лирический герой Маяковского – бунтарь. Он не мирится с серостью и пошлостью, бездуховностью и унылостью, бросает вызов миру, и ему многое удается изменить: "Я сразу смазал карту будня". (вернуться)

4. "на блюде студня..." – «И только в великой тоске, будучи лишенным не только океана и любимых уст, но и других, более необходимых вещей, можно заменить океан – для себя и читателей – видом дрожащего студня...», – писал А. Платонов.
Платонову с его постоянными мучительными поисками смысла жизни, «вещества существования», с его мечтой о человечности и душевности это стихотворение Маяковского оказалось особенно близким. (вернуться)

5. "зовы новых губ..." – в отличие от многих людей, поэт воспринимает простую водосточную трубу как изысканный музыкальный инструмент, он слышит "зовы новых губ", то есть новые идеи, новых людей. (вернуться)

6. «Маяковский в 1913 году – стихотворение было написано 3–10 марта 1940 года. (А1. С.186, 432).
Из воспоминаний И.С.Эвентова: "На одном из последних заседаний комиссии <по проведению десятилетия со дня смерти В.В.Маяковского> происходившем в Смольном, <…> слово взял Н.С.Тихонов. Он сообщил, что Анна Ахматова написала стихотворение памяти Маяковского и что следовало бы пригласить ее, много лет не появлявшуюся в открытых аудиториях, на вечер с чтением этого стихотворения. Члены комиссии – Д.Д.Шостакович и В.А.Рождественский – горячо поддержали это предложение". – Об А.А. С. 360.
А.А. выступала на вечере памяти В.В.Маяковского в Академической капелле в Ленинграде. – Гаршин. С. 228.
Воспоминания И.С.Эвентова: "Все участники собрались в боковом притворе, примыкающем к концертной эстраде. Я познакомил Ахматову с председателем вечера Е.Т.Федоровой, – с остальными она была знакома (из членов комиссии [по проведению десятилетия со дня смерти Маяковского] на вечере не было только Д.Шостаковича). Выступили, кроме нее, Н.Тихонов, Н.Браун, Б.Лихарев, В.Саянов, А.Прокофьев, С.Спасский. Анна Андреевна выступала третьей. Она ничего не говорила, только читала свое стихотворное обращение к Маяковскому". – Об А.А. С. 365. /319/
10 июня 1940 года подписан к печати журнал "Звезда" №3/4 ; в нем опубликованы стихи: "Маяковский в 1913 году", "Борис Пастернак", "Годовщину веселую празднуй!..", "От других мне хвала, что зола...", "Когда человек умирает...", "Мне ни к чему одические рати...", "А я росла в узорной тишине...", "И упало каменное слово...". Из книги: В.А.Черных. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. 1889 – 1966. М., "Индрик", 2008. (вернуться)

7. – Воспоминания П. И. Лавута (1898 – 1979) "Маяковский едет по Союзу" посвящены последним годам жизни поэта. Это увлекательный рассказ о поездках Маяковского по Союзу с 1926 по 1930 год. П. И. Лавут – организатор выступлений В. В. Маяковского. В своей книге, насыщенной ценным фактическим материалом, он рассказывает о кипучей общественно-публицистической деятельности поэта. Книга дает яркое представление о том, какое влияние оказали поездки по Союзу на творчество Маяковского. (вернуться)

8. – Стихотворение написано осенью 1921 года. Цветаевой исполнилось 29 лет, она готовилась к отъезду в эмиграцию, где уже находился ее супруг С. Эфрон. По жанру – это посвящение, почти ода собрату-поэту.
К творчеству В. Маяковского М. Цветаева обращалась неоднократно. Существует и цикл стихотворений, созданных ею после известия о смерти поэта. (вернуться)

 
 
Листовка (летучка) и оборот листовки-летучки. Выпущена в Воронеже. Ноябрь 1926.
Источник: Лавут П. И. Маяковский едет по Союзу. — Москва: Советская Россия, 1963.
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика