Пушкин А. С. Цыганы. Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Кипренский О.А. Портрет А.С.Пушкина. 1827 г.
 
 
 
 
 
 
Приход Алеко в табор.
Художник Н. Альтман
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799-1837)

«ЦЫГАНЫ»

Уроки литературы в 9 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

Урок 35. А. С. Пушкин. «Цыганы». Урок внеклассного чтения 4

Урок 36. А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери»


УРОК 35
А. С. ПУШКИН. «ЦЫГАНЫ»
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ 4

Основное содержание урока

«Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко.

Основные виды деятельности.
Запись лекции учителя. Выразительное чтение поэмы. Устный или письменный ответ на вопрос. Соотнесение содержания поэмы с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека.

I. «Цыганы» как романтическая поэма

Основные положения сообщения учителя
о цикле южных поэм:

например:

1. Южные поэмы — это романтические произведения А. С. Пушкина, написанные в период южной ссылки.
В центре каждой поэмы человек-бунтарь, рвущийся к свободе, способный к индивидуалистическому бунту.


2. Поэмы написаны под влиянием идейно-эстетической позиции Дж. Г. Байрона и философии Ж.-Ж. Руссо, что отразилось в жанре романтической поэмы и типе героя.
Но поэмы нельзя считать подражанием Байрону, так как А. С. Пушкин создал оригинальный, русский вариант байронической поэмы.

3. Герои южных поэм наделены сложными, противоречивыми характерами, в которых отразился душевный мир героя времени.

4. В южных поэмах отражены черты романтических произведений:

— Герои поэм — личности исключительные, сильные, гордые, их жизнь окружена тайной.
— Прошлое героев, причины формирования характеров и разочарования в окружающем мире неизвестны.
— Действие поэм развёртывается на фоне экзотического пейзажа, среди полудиких народов, которых не коснулась цивилизация.
— Герои поэм сродни автору, поэтому их переживания окрашены сильным личным чувством, напоминают лирическую исповедь.
— Речь героев и язык поэм отличаются экспрессивностью.
— Действие поэм стремительно и бурно, в центре сюжета — драматический конфликт, развивающийся в нескольких основных эпизодах.

5. В отличие от других южных поэм «Цыганы» включают в себя обширные диалоги, в основе которых лежит драматический конфликт.

II. Краткие сообщения учащихся о поэмах «Кавказский пленник»,
«Братья-разбойники» и «Бахчисарайский фонтан»

1. Примерный план сообщений учащихся:


1. История создания поэмы.

2. Сюжет.

3. Система образов.

4. Отражение романтических принципов изображения действительности.

5. Идейно-эстетическая позиция автора.

6. Особенности языка и авторской стилистики.

7. Переклички поэмы с произведениями русской и мировой культуры.

III. Герои поэмы
Групповая работа:

Группа 1. «От автора»

См.: А. С. Пушкин: Школьный энциклопедический словарь / сост. В. Я. Коровина, В. И. Коровин. — М.: Просвещение, 1999.:

чтение и анализ повествовательно-описательных частей поэмы, выявление авторской позиции.

Прочитайте начало поэмы до слов «...Как песнь рабов однообразной».

Каково отношение автора к цыганскому быту?

Охарактеризуйте темп и образ жизни табора. Подтвердите свои мысли ключевыми словами.

Какова авторская оценка поступков Земфиры и её отца?

Как их характеризует отношение к Алеко?

Группа 2. Старик
(чтение и анализ реплик Старика, поиск в его речи идейных и нравственных позиций человека, «свободного» от цивилизации).

Прочитайте диалог Земфиры, Алеко и Старика со слов Земфиры «Скажи, мой друг…» до слов Алеко «…Цыгана дикого рассказ».

Какую оценку даёт Алеко покинутому им миру цивилизации? Какой смысл он вкладывает в понятие «неволя душных городов»?

Как отношение к «просвещённому» миру характеризует Алеко?

Какой смысл приобретает рассказ старого цыгана о царском изгнаннике?

Докажите, что образ изгнанного царём «жителя полудня» отвечает принципам создания романтических образов.

Группа 3. Земфира
(чтение и анализ реплик Земфиры, её оценка другими героями).

Прочитайте цыганскую песню Земфиры. Какова её роль в поэме?

Как в ней проявился свободолюбивый характер героини?

Прослушайте и оцените цыганскую песню А. Н. Верстовского. Сопоставьте текст песни Земфиры и цыганскую песню.

Как композитору и исполнительнице удалось передать экспрессивность и свободолюбие характера Земфиры?

Группа 4. Алеко
(чтение и анализ реплик Алеко, его оценка другими героями и автором).

Прочитайте диалог Алеко и Старика со слов «О чём, безумец молодой…» до слов «…Смешон и сладок был бы гул».

В чём разница отношения героев к свободе?

Прокомментируйте слова и выражения, отражающие черты характера Алеко.

Меняется ли его внешний и внутренний облик?

Почему он не смог стать таким же свободным, как цыганы табора?

Докажите, что Алеко — герой романтического произведения.

Группа 5. «От автора»
(чтение и анализ повествовательно-описательных частей поэмы, выявление авторской позиции).

Прочитайте эпизод похорон Земфиры и молодого цыгана со слов «Восток, денницей озарённый…» до слов «…До утра сном не опочил».

Как в эпизоде проявились черты романтизма?

Прокомментируйте слова, сказанные Стариком при расставании с Алеко.

Прочитайте эпилог поэмы.

Сопоставьте эмоциональный настрой финальной строфы и картин изображения цыганского табора в начале поэмы.

Изменилось ли авторское отношение к людям, далёким от цивилизации? Обоснуйте своё мнение.

IV. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного.
Индивидуалистический характер Алеко

Обобщающая беседа:


В чём проявляется в поэме противостояние природы и культуры?

Какие черты личности Алеко играют в его судьбе роковую роль?

*Может ли человек цивилизованного мира обрести свободу в обществе «диких» племён, у которых «нет законов»? Обоснуйте свой ответ.

Свободен ли цыганский табор от игры страстей?

Подтвердите или опровергните мысль автора о том, что страсти — враги свободы и счастья.

Прокомментируйте финальные строки поэмы: «И всюду страсти роковые / И от судеб защиты нет».

Можно ли считать, что в поэме «Цыганы» автор расстаётся с романтическими иллюзиями? Обоснуйте свой ответ.

Какие черты героев отражены в иллюстрациях к поэме «Цыганы»?
(С использованием иллюстраций к поэме, помещённых в Интернете).

Итоговые вопросы:

В чём сущность конфликта поэмы «Цыганы»?

Почему Алеко не находит счастья в таборе?

Почему автор не может считать цыганский табор идеальным обществом?

Домашнее задание

Выучить наизусть отрывок из поэмы «Цыганы» (по выбору учащихся).

Составить устное сообщение на тему «Проблемы и герои поэмы „Цыганы“».

Прочитать трагедию А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери».

Индивидуальные задания.

Подобрать иллюстрации М. Врубеля и В. Фаворского к трагедии «Моцарт и Сальери» и материалы о её прототипах (с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета).

Ответить на вопросы викторины № 6 (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).

Групповые задания.

Прочитать «маленькие трагедии» А. С. Пушкина «Скупой рыцарь», «Каменный гость» и «Пир во время чумы» (по группам).

Найти в них общее и различия с трагедией «Моцарт и Сальери».

Следующий урок: А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери» >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2014.



О поэме А. С. Пушкина
"ЦЫГАНЫ" (1824)


Кроме лирических стихотворений, Пушкин написал много поэм, начиная с «Руслана и Людмилы» и кончая «Медным всадником». Он создал русский вариант романтической поэмы («Кавказский пленник», «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан»). Завершением жанра романтической поэмы стали «Цыганы».

В поэмах «Кавказский пленник» и «Цыганы» Пушкин стремился создать обобщенный характер молодого человека начала XIX века.

Между «Кавказским пленником» и «Цыганами» пролегла целая полоса общественного развития, внесшая существенные поправки в мировоззрение Пушкина.

Поэт ставит для себя первоочередную задачу понять, почему достижение свободы оказалось невозможным. Примерно с 1823 года он упорно и последовательно ищет решение этой исторической загадки. Поэта интересует внутренний мир современного человека. По сравнению с «Кавказским пленником» конфликт в «Цыганах» строится на противоречии страстей самого героя. Это придало поэме напряженность и драматизм.

Если в «Кавказском пленнике» действуют только два героя, то круг лиц в «Цыганах» расширен: поэт вводит, кроме Алеко и Земфиры, Старого цыгана, Молодого цыгана, упоминает о матери Земфиры — Мариуле. Пушкин драматизирует повествование: появляются диалоги героев.

Однако противоречия между цивилизацией и первобытным цыганским обществом, между «европейцем», просвещенным человеком, и цыганами, «дикими» и простыми людьми, остаются исходными в этой поэме.

Пушкин отдает предпочтение вольному цыганскому миру. В жизни цыган он отмечает две особенности — вольность и бедность, в европейском «городском» обществе — неволю и роскошь. Люди цивилизованного общества

Торгуют волею своей,
Главы пред идолами клонят
И просят денег да цепей.

Цыганский табор беден, лишен роскоши, но в нем живут вольные и смелые люди. Цыгане свободно распоряжаются собой. У них нет противоречий между желанием и действием, между словом и делом, между мыслью и чувством.

Пушкинские герои — Алеко, Земфира, Старый цыган — принадлежат к разным мирам.

Алеко два года наслаждался вольной цыганской жизнью. Он обрел свободу, душевное спокойствие и любовь:

Он, прежних лет не помня даже,
К бытыо цыганскому привык.

Но короткая пора безмятежного счастья кончилась: Земфира полюбила молодого цыгана. Как же повел себя этот человек, осуждавший «неволю душных городов», этот мятежник, недовольный обществом?

Старый цыган говорит: «Мы дики; нет у нас законов». Таково и представление Земфиры о любви.

Алеко думает иначе. Он считает Земфиру своей собственностью и отстаивает свои «права»:

Нет, я не споря
От прав своих не откажусь!

Любовь Алеко, вопреки его сознанию, не была свободной, она оказалась эгоистичной. И в этом, по мысли Пушкина, заключена подлинная трагедия личности.

Целью поэта было объективное исследование жизни, которая неизбежно превращает в индивидуалистов даже лучших из дворян и приводит их к трагической безысходности. Пушкин не завершает поэму каким-либо моральным итогом. Алеко остается высоким, трагическим героем. Индивидуалистический характер любви Алеко не следствие личной порочности героя, его натуры. Алеко не эгоист по природе, он принадлежит к определенной социальной группе и воспитан в цивилизованном укладе жизни, где есть законы.

В пушкинской поэме нет героев только положительных или только отрицательных. Поэт не идеализирует ни цыганское общество, ни Старого цыгана, ни Земфиру. В любви Земфиры Пушкин замечает легкомысленность, несерьезность, детскую наивность. Старый цыган говорит Алеко:

Ты любишь горестно и трудно,
А сердце женское — шутя.

Такая женская любовь содержит в себе отказ от всяких обязанностей, она освобождена от нравственных понятий о долге.

В «Цыганах» Пушкин приходит к выводу, что и мир европейский, цивилизованный, и мир патриархальный, «естественный» лишены гармонии: всюду противоречия, которые кончаются для людей трагически. Недаром в эпилоге поэмы звучат печальные слова:

И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет.

После создания поэмы «Цыганы» поэт стремится ответить на волнующие его вопросы: почему сознание современного человека индивидуалистично? Чем это обусловлено, от чего это зависит? Романтизм не мог помочь в решении этих вопросов.

После южной ссылки Пушкин стоял на пороге новых творческих исканий.<

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Когда была написана поэма «Цыганы»? Где она начата и где закончена?

2. Прочитайте поэму «Цыганы». В чем состоит ее конфликт?

3. Как мотивировано бегство Алеко из города и приход к цыганам?

4. Чем обеспечена вольность цыган и что стало причиной несвободы человека в цивилизованном обществе?

5. Какую роль играет в мотивировке измены Земфиры лирическое отступление о луне?

6. Какова художественная роль образа Мариулы, жены Старого цыгана, в конфликте и композиции поэмы?

7. Соглашается ли поэт со словами Старого цыгана, изгоняющего Алеко из табора? Хотел ли Пушкин «развенчать» или «обличить» Алеко? Оправдывает ли Пушкин поведение Алеко, Земфиры и в чем состоит его авторская позиция?

8. Объясните художественный смысл последней сцены поэмы, когда табор уходит, покидая Алеко. В чем заключается роль эпилога и как он соотносится с рассказом об истории Алеко и Земфиры?

9. Познакомьтесь с еще одним жанром пушкинского творчества — с одной из «маленьких трагедий».<

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — М. : Просвещение, 2014. — 368 с.
Методическое пособие соответствует ФГОС основного общего образования и рабочей программе по литературе под редакцией В. Я. Коровиной для основной школы (2014). Разработки уроков помогут учителю-словеснику комплексно реализовать потенциал УМК: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», фонохрестоматии.
В пособии представлены уроки изучения литературных произведений, внеклассного чтения и развития речи, предложены формы текущего и итогового контроля, ориентированные на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. С учётом ФГОС для каждого урока определено основное содержание, указаны виды учебной деятельности учащихся, сформулированы личностные, метапредметные и предметные результаты, даны проверенные ссылки на интернет-источники. (вернуться)

 
 
Рис. А. С. Пушкина.
Автоиллюстрация в черновике поэмы «Цыганы» — ПД 834, л. 46 (фрагм.).
На л. 46 тетради ПД 834 (стр. 67), в черновике «Цыган» Пушкин делает зарисовку цыганского табора и отдельно в более крупном масштабе рисует медведя в ошейнике.
Источник: Фомичев С. А. Графика Пушкина. Пушкинский Дом. Санкт-Петербург, 1993.
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика