Пушкин А. С. Моцарт и Сальери. Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Кипренский О.А.
Портрет А.С.Пушкина. 1827 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
Моцарт играет Реквием. Иллюстрация к "Моцарту и Сальери" А.С. Пушкина.
Иллюстрации В.А.Фаворского к "Маленьким трагедиям"
 
 
Бал. Глава из книги Ю.М.Лотмана "Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)"
 
 Урок 15. Русская поэзия первой половины XIX века (урок литературы в 9 классе)
 
Уроки по творчеству А. С. Пушкина в 7 классе
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799-1837)

«МОЦАРТ И САЛЬЕРИ»

Уроки литературы в 9 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

Урок 35. А. С. Пушкин. «Цыганы». Урок внеклассного чтения 4

Урок 36. А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери»


УРОК 36
А. С. ПУШКИН.
«МОЦАРТ И САЛЬЕРИ»

Основное содержание урока

Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворённые в персонажах трагедии. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. Проблема «гения и злодейства». Развитие понятия о трагедии как жанре драмы. Трагедия в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Сообщение об истории создания трагедии, её прототипах. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Характеристика сюжета трагедии, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие трагедия.

I. Трагедийное начало «Моцарта и Сальери».
Развитие понятия о трагедии как жанре драмы

Вступительная беседа:

— Какое впечатление произвела на вас трагедия «Моцарт и Сальери»?

— Что вы знаете об описанном в ней времени, прототипах главных героев?
(Сообщение учащегося.)

— Похожи ли герои трагедии на свои прототипы или у них есть различия? Обоснуйте свой ответ.

— *Слышали ли вы музыку Моцарта и Сальери? Чем она различается?

— *Докажите, что конкретно-исторические реалии трагедий связаны не только с эпохой А. С. Пушкина, но и с проблемами наших дней.

II. Основные тезисы вступительного слова учителя:

1. «Маленькие трагедии» были созданы в Болдине осенью 1830 года.
Маленькими А. С. Пушкин называет их не потому, что они небольшие по объёму, а потому, что в классических трагедиях Древней Греции и эпохи Возрождения показывались сильные страсти, связанные с драматическими ситуациями крупных государственных деятелей и целых народов, а у Пушкина это трагедии обыкновенных людей.

2. С классическими трагедиями их роднит то, что характеры героев не даются в динамике, они своеобразные символы, а человеческим миром правят страсти, они основа драматургического конфликта.

3. А. С. Пушкин пытается осмыслить причины трагедий, которые переживают люди, и приходит к выводу, что проблемы человечества заключены в ценностных ориентирах, которые правят миром. Это деньги, искусство, любовь и смерть. Этим темам посвящены «Маленькие трагедии»:

деньги — «Скупой рыцарь»;
искусство — «Моцарт и Сальери»;
любовь — «Каменный гость»;
смерть — «Пир во время чумы».

4. Поэт пытается решить проблемы, ведущие к гибели людей, с гуманистических и общечеловеческих позиций; поэтому «Маленькие трагедии» являются художественным предупреждением человечеству.

5. В завязке, развитии действия, кульминации и развязке всех «Маленьких трагедий» есть общность:

— действие начинается в самый напряжённый момент, когда противостояние героя и мира достигло предела;
— напряжённость действия развивается по ходу сюжета не постепенно, а как цепь острых сцен с непрерывным накалом страстей;
— в кульминационные моменты герои фактически стоят перед лицом смерти, являясь при этом носителями одной господствующей страсти;
— характеры их не развиваются, а подвергаются испытаниям, которые ведут героев к гибели или нравственному краху;
— герои стремятся к самоутверждению, попирая при этом нравственные законы, моральные нормы и судьбы окружающих людей.

Приведите примеры из «Маленьких трагедий», подтверждающие положения вступительного слова учителя.

III. Два типа мировосприятия, олицетворённые в двух персонажах трагедии «Моцарт и Сальери».
Трагедия в актёрском исполнении

Групповая работа:

Группа 1.

Прочитайте выразительно первый монолог Сальери.

Прав ли он, считая, что гениальность — награда за длительный и упорный труд?

Почему, взывая к высшей справедливости, Сальери забывает, что гениальность Моцарта тоже «дар Божий»?

Вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Группа 2.
Прочитайте выразительно диалог Моцарта и Сальери со слов «Ага! увидел ты!..» до слов «…чтобы меня она к обеду не дожидалась».

Как Моцарта и Сальери характеризует их отношение к игре слепого скрипача?

Каково их отношение к возвышенному миру музыки и проявлениям земной жизни?

Почему Сальери разделяет в своём сознании Моцарта-музыканта и Моцарта-человека?

Как это характеризует его самого? Как он пытается оправдать своё решение об отравлении Моцарта?

Выполнение задания 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Отражение нравственных позиций героев в сфере творчества.
Проблема «гения и злодейства»

Группа 3.
Прослушайте в актёрском исполнении диалог Моцарта и Сальери.

Вопросы 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Проанализируйте сцену в трактире.

Каков душевный настрой Моцарта в этой сцене?

Какие образы-символы связаны с его состоянием?

В чём трагизм слов Моцарта, что «гений и злодейство — две вещи несовместные»?

Прокомментируйте реплику Моцарта, пьющего яд: «За твоё здоровье, друг...», и реплику Сальери: «Ты выпил!.. без меня?..».

Вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

IV. Практическая работа.
Анализ кульминационного эпизода трагедии.


Используя «Примерный план анализа эпизода» (см. урок 24), составьте свой план анализа сцены отравления Моцарта
(сцена II с начала до слов «Слушай же, Сальери, мой Requiem»).

Прослушивание и обсуждение фрагмента из «Requiem» Моцарта («Лакримоза»).

Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

Группа 4.
Прочитайте последний монолог Моцарта.

Почему он считает, что если бы все чувствовали «силу гармонии», как Сальери, то перестал бы мир существовать?

В чём, по мнению Моцарта, равновесие и гармония мира?

*Как его мысль о гениях, «пренебрегающих презренной пользой», связана с эстетическим идеалом А. С. Пушкина?

*Почему трагедия заканчивается вопросом Сальери о мнимом злодействе Микеланджело?

Обобщающая беседа:

Какие нравственные вопросы решает Сальери? Почему его мучают противоречия?

Докажите текстом, в чём видит Моцарт гармонию мира.

Какой смысл выявляется в том, что трагедия начинается со слов: «Нет правды на земле. Но правды нет и выше» — и заканчивается словом «неправда»?

Почему главный довод Сальери в свою пользу — о том, что создатель Ватикана был убийцей, — не утверждение, а вопрос?
(Сальери перестаёт быть оплотом ортодоксальности и незыблемости в своих суждениях. Он впервые засомневался и изменился, что для него равносильно смерти.)

В чём заключается гуманистический смысл трагедии?

Почему слова «Гений и злодейство — две вещи несовместные...» произносят в трагедии и Моцарт, и Сальери?

Может ли злодеяние быть оправдано высокими целями?

V. Презентация иллюстраций разных художников к трагедии «Моцарт и Сальери»
и краткий «Рассказ искусствоведа» об этих изобразительных произведениях
(включая иллюстрации, помещённые в учебнике).

Итоговые вопросы:

Каково пушкинское отношение к проблеме творчества в трагедии «Моцарт и Сальери»?

Как решает А. С. Пушкин проблему «гения и злодейства» (по трагедии «Моцарт и Сальери»)?

Домашнее задание

Прочитать статью учебника «„Моцарт и Сальери“ (1830)», сформулировать вопросы к ней.

Подготовить письменный ответ на один из итоговых вопросов урока или проанализировать кульминационную сцену трагедии (по выбору учащихся).

Прочитать роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и познакомиться с комментарием Ю. М. Лотмана (см. http://febweb.ru/feb/pushkin/critics/lot/lot-472-.htm).

Групповое задание.

Посмотреть фильм «Онегин» (Великобритания).

Найти в фильме несоответствия с текстом романа.

Индивидуальные задания.

Подготовить сообщения о прототипах героев романа (см. http://pushkinpoetry.ru/eo.htm) и личности П. А. Плетнёва (см. страницу "Друзья и современники А.С.Пушкина. П. А. Плетнев" на сайте "К уроку литературы") с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Следующий урок: А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как новаторское произведение >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2014.



О трагедии А. С. Пушкина
«МОЦАРТ И САЛЬЕРИ» (1830)


В трагедии «Моцарт и Сальери» в конфликте участвуют всего два персонажа — Моцарт и его антагонист Сальери. Оба образа художественно вымышлены и лишь условно совпадают со своими историческими прототипами — австрийским композитором Моцартом и итальянским композитором Сальери, жившим в Вене с 1766 по 1825 год.

Хотя Моцарт и Сальери принадлежат к «избранникам небес», к людям искусства, они противоположны но своему отношению к миру, к Божественному миропорядку. Бытие устроено, уверен Моцарт, справедливо и в принципе гармонично: земля и небо находятся в подвижном равновесии. Земная жизнь разделена на «прозу» и «поэзию», в ней есть жизнь низкая и жизнь высокая. Высокая жизнь содержит черты и признаки небесной, давая представление об идеале и райском блаженстве. Лишь немногим избранным дается счастье ощутить идеал и передать гармонию бытия, остальные люди пребывают в низкой жизни, погружены в заботы дня, и гармония бытия от них скрыта. Но без таких людей не мог бы «мир существовать».

Высшее предназначение «избранников», которых «мало»,— чувствовать и воплощать мировую гармонию, являть в искусстве (в поэзии, в музыке) образ совершенства. Искусство остается искусством лишь в том случае, когда оно отказывается от «презренной пользы» — наставлять, поучать, когда оно сотворяется не ради корысти, а ради самого искусства. Так смотрит и должен смотреть художник на свое творчество. Тут Пушкин передал свое творческое самоощущение, известное нам по другим его произведениям.

Не ради нужд «презренной жизни» композитор сочиняет музыку. Но это не значит, что он презирает людей, погруженных в житейскую прозу, или избегает изображения картин низкой жизни. Для Моцарта низкая жизнь составляет часть всего бытия, но отмеченность Божьим даром налагает на него как на художника особую предназначенность, не возвышающую над людьми, а отличающую от них. Ощущая свою избранность, он следует «веленью Божию», и это веление предуказывает композитору оставить «нужды низкой жизни», презреть ее «пользу, ее выгоды, ее корысть». Искусство требует полной самоотдачи, ничего не обещая взамен — ни наград, ни славы.

Пушкин не отвергает идею «служенья муз», и это сближает Моцарта и Сальери. Однако Сальери расходится с Моцартом в том, что ждет от своего труда «презренной пользы» — славы, благодарности толпы («...я в сердцах людей/Нашел созвучия своим созданьям»), наград. Он не отмечен «избранностью», добивается ее «в награду/Любви горящей, самоотверженья,/Трудов, усердия, молений...» и таким путем хочет войти в круг избранных, «жрецов». Но как бы Сальери ни стремился стать «жрецом», в глубине души он ощущает себя все-таки не среди избранных, а среди «чад праха». Моцарта же воспринимает как Бога, как «херувима», т. е. посланца небес, который «занес нам песен райских».

Между тем Моцарт чувствует, что, несмотря на снизошедшую на него Божью благодать, он вовсе не Бог, а обычный смертный («Сальери. Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь./Я знаю, я. Моцарт. Ба! право? может быть.../Но божество мое проголодалось»).

Если для Моцарта «жизнь» и «музыка» — два созвучия бытия, обеспеченные соразмерностью счастья и горя, радости и грусти, веселья и печали, то для Сальери «жизни» как бы не существует. К одному из созвучий бытия Сальери глух. С рокового осознания крушения мира, Божественного миропорядка в уме и в душе Сальери начинается трагедия. Чувствуя и остро переживая гармонию в музыке, Сальери потерял дар слышать гармонию бытия. Отсюда проистекает демонический бунт Сальери против миропорядка. Сальери любит одиночество. Он изображен Пушкиным то мальчиком в церкви, то в «безмолвной келье», то наедине с собой, отгороженный от жизни. Рисуя духовный облик Сальери, Пушкин не однажды сопровождает его образами смерти. Даже занятия Сальери музыкой наполнены холодом, умерщвляющим чувствительность, бездушным ремеслом, доведенным до автоматизма.

В отличие от Моцарта Сальери действительно презирает «низкую жизнь» и жизнь вообще. «Мало жизнь люблю»,— признается он. Обособившись от жизни, Сальери принес себя в жертву искусству, сотворив кумир, которому стал поклоняться. Самоотверженность Сальери превратила его в «аскета», лишила полноты живых ощущений. У него нет того разнообразия настроений, какие испытывает Моцарт, в его переживаниях преобладает один тон — подчеркнуто суровая серьезность. Музыка становится для Сальери подвигом священнодействия. Он «жрец» не в переносном, а в прямом смысле. Как «жрец», он совершает таинство и возносится над людьми непосвященными. Дар музыканта не столько отличает Сальери от людей, сколько, в противовес Моцарту, возвышает над ними, позволяя композитору стать вне обычной жизни. Дурное исполнение скрипача, вызывающее у Моцарта смех, но никак не презрение к человеку, Сальери воспринимает как оскорбление искусства, Моцарта и лично нанесенную обиду, дающую ему право презирать слепого старика.

Поскольку отношение Сальери к искусству серьезное, а у Моцарта, напротив, беспечное, то Моцарт кажется Сальери загадкой природы, несправедливостью неба, воплощением «божественной ошибки». Гений дан Моцарту не в награду за труды и отказ от «праздных забав», а просто так, ни за что, по роковой случайности. Пушкин передал Моцарту часть своей души. В своих произведениях он и себя постоянно называл беспечным и праздным певцом. Моцарт для Пушкина — «идеальный образ» художника-творца, не имеющий аналогий с образами художников, созданных европейской литературой и в известной мере порывающий с типичными представлениями. Моцарт у Пушкина — избранник, отмеченный судьбой, осененный свыше.

Пушкин исключил связь между гениальностью и трудом. Он лишь намекнул, что Моцарта «тревожат» музыкальные идеи, что он постоянно думает о реквиеме, который не дает ему покоя. Неутомимым и самоотверженным тружеником Пушкин вывел Сальери. Гениальность не следствие труда и не награда за труд. Ни любовь к искусству, ни усердие не сообщают художнику гениальности, если он не наделен ею свыше. Конечно, Пушкина нельзя заподозрить в недооценке труда, но ему важно обнажить мысль: беспечный Моцарт «избран» небом, труженик Сальери не избран. Моцарт сочиняет музыку, он наполнен музыкальными темами. О творчестве Сальери упоминается в прошедшем времени. Он лишь рассуждает о музыке, вдохновляется чужой гармонией, но ничего не создает.

Сальери не может смириться нe с гениальностью Моцарта, а с тем, что гений достался даром ничтожному, по его мнению, человеку, этой гениальности недостойному.

И не только от себя, но и от лица всех жрецов музыки, служителей искусства Сальери берет обязанность, священный долг восстановить справедливость, исправить ошибку небес.

Избранность Моцарта — искусство, гармония, «единое прекрасное». Избранность Сальери — убийство ради искусства.

Все эти софизмы (ложные умозаключения) Сальери отвергаются Моцартом. Особенно выразительна сцена, где Сальери на глазах Моцарта бросает яд в его стакан. Бытовой жест здесь прямо переходит в жест философский, и обыкновенный яд превращается в «яд мысли». Моцарт принимает вызов Сальери и своей смертью опровергает и его рассуждения, и его преступление. Эта сцена ясно дает понять, что Сальери предназначено судьбой стать не гением, а человекоубийцей. Для того чтобы восстановить нарушенный миропорядок, Сальери отделяет Моцарта-человека от Моцарта-композитора, «праздного гуляку» от его вдохновенной музыки. Он ставит перед собой неразрешимую задачу — «очистить» гений Моцарта от образа беспечного баловня судьбы, спасти музыку, убив ее творца. Но так как Сальери понимает, что, отравив Моцарта, он убьет и его гений, то ему нужны веские доводы, подкрепленные высокими соображениями о служении музам. «Что пользы, если Моцарт будет жив/И новой высоты еще достигнет?/Подымет ли он тем искусство?» — спрашивает себя Сальери и отвечает: «Нет...»

Трагедия Сальери не только в том, что он отделил «жизнь» от «музыки» и «музыку» от «жизни». Сальери не «избран», не отмечен милостью Бога. Он думает, что преданность музыке должна быть вознаграждена, и хочет получить награду — стать гениальным — от самой музыки. Но награждает гениальностью не музыка. Награждает Бог. Таков естественный закон бытия, лежащий в его основе. Сальери отрицает закон Бога и вместо него выдвигает свой, личный закон, оказываясь в нравственной ловушке. Оставаясь последовательным, он должен убить и Моцарта-человека, и Моцарта-композитора. Утешительная идея о бессмертии вдохновенной музыки Моцарта после его смерти не спасает. Сальери приходится считаться с тем, что по его вине гибнет гений. Это сознание для Сальери трагично, оно проникает в его душу. Он хочет продлить наслаждение музыкой Моцарта и одновременно страдает, не в силах противиться «тяжкому долгу», будто бы выпавшему на него свыше. Однако убийство Моцарта возвращает Сальери к новой трагической ситуации — он уже навсегда выпадает из числа гениев: замаскированное оправданиями отравление Моцарта получает точное и прямое название — «злодейство».

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что сближает Моцарта и Сальери и что их разъединяет?

2. Почему Сальери презирает жизнь, презирает слепого старика?

3. Постарайтесь дать характеристику каждому герою, цитируя пушкинский текст.

4. Какой герой произнес слова: «...Гений и злодейство —/Две вещи несовместные»? Как характер и поступки персонажей произведения «Моцарт и Сальери» в той или иной степени связаны с этой фразой?<

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — М. : Просвещение, 2014. — 368 с.
Методическое пособие соответствует ФГОС основного общего образования и рабочей программе по литературе под редакцией В. Я. Коровиной для основной школы (2014). Разработки уроков помогут учителю-словеснику комплексно реализовать потенциал УМК: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», фонохрестоматии.
В пособии представлены уроки изучения литературных произведений, внеклассного чтения и развития речи, предложены формы текущего и итогового контроля, ориентированные на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. С учётом ФГОС для каждого урока определено основное содержание, указаны виды учебной деятельности учащихся, сформулированы личностные, метапредметные и предметные результаты, даны проверенные ссылки на интернет-источники. (вернуться)

 
 
Моцарт играет Реквием. Иллюстрация к "Моцарту и Сальери" А.С. Пушкина.
Иллюстрации В.А.Фаворского к "Маленьким трагедиям"
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика