Роман Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго». Уроки литературы в 11 классе
Литература
 
 Главная
 
Б. Л. Пастернак.
15 июня 1948 г.
Фотография Л. В. Горнунга
 
 
 
 
 
 
БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК
(1890–1960)

4 ЧАСА

Уроки литературы в 11 классе[1]
 


Урок № 78. Б. Л. Пастернак: судьба, личность, творчество. Основные темы и мотивы лирики

Урок № 79. Б. Л. Пастернак: судьба, творчество, личность. Философский характер лирики

Урок № 80. Урок внеклассного чтения. Б. Л. Пастернак. «Доктор Живаго»: история создания, проблематика и художественное своеобразие романа

Урок № 81. Урок внеклассного чтения. Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго»: соединение эпического и лирического начал. Тема интеллигенции в романе


УРОК № 80
Тема.
Б. Л. Пастернак. «Доктор Живаго»:
история создания, проблематика и художественное своеобразие романа

Цель:
ознакомить учащихся с историей создания романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»; выяснить особенности композиции романа; показать, что роман является «духовной автобиографией» Б. Л. Пастернака; развивать навыки анализа художественного произведения, аргументации выводов, сравнения и сопоставления; формировать гуманистическое мировоззрение, активную гражданскую позицию: ответственность перед прошлым за настоящее и будущее; воспитывать любовь и уважение к литературе и ценностям отечественной культуры.
Оборудование: портрет Б. Л. Пастернака, текст романа «Доктор Живаго», раздаточный материал для работы парах, иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о творческой истории создания романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго», об особенностях композиции романа, о том, что роман является «духовной автобиографией» Б. Л. Пастернака; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют и комментируют эпизоды романа в соответствии с поставленным заданием.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа


• Как широкая одарённость Б. Л. Пастернака (в живописи, музыке, философии, языках) проявилась в его лирике?
• Как вы понимаете слова поэта: «Живой мир… служит поэту примером в большей ещё степени, нежели — натурой и моделью»?
• Сопоставьте два «февральских» стихотворения Б. Л. Пастернака: «Февраль. Достать чернил и плакать!..» и «Зимняя ночь». Каким настроением объединены человек и природа в каждом из этих стихотворений?
• Назовите основные стихотворные сборники Б. Л. Пастернака. Раскройте смысл заглавия сборника «Сестра моя — жизнь».

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Долгое время Борисом Пастернаком и его произведениями в России, вернее, тогда ещё в Советском Союзе, почти не интересовались. За рубежом печатали много изданий стихотворений, прозы и писем Бориса Леонидовича Пастернака, причём как на иностранных языках, так и на русском. Проводили даже научные конференции, посвящённые творчеству Бориса Леонидовича. Но в них не могли принять участия советские пастернаковеды. Единственными русскими, кто мог участвовать в этих конференциях, были эмигранты.

«В области слова я более всего люблю прозу, а вот писал больше всего стихи. Стихотворение относительно прозы — это то же, что этюд относительно картины. Поэзия мне представляется большим литературным этюдником»,— признавался Б. Л. Пастернак. Не только поэзия оказалась для Пастернака своего рода этюдником к прекрасной картине — роману «Доктор Живаго», но и вся его творческая биография, в которой работа над стихотворной формой переплеталась с работой над прозой, похожа скорее на подготовку к чему-то более прекрасному, совершенному, чем стал для писателя этот роман. «Доктор Живаго» создавался в течение десяти лет, с 1945-го по 1955 год, и является вершиной его творчества как прозаика.

IV. Работа над темой урока

1. Слушание сообщений об истории создания
романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»

(Учащиеся составляют тезисы.)

В 1918 г. в печати появляется прозаический отрывок, озаглавленный «Безлюбье», который интересен общностью замысла с «Доктором Живаго». В образах двух персонажей — Гольцева и Ковалевского — здесь была намечена одна из основных антитез будущего романа: верность жизни и одержимость абстракцией.

С точки зрения воплощения автобиографических мотивов к роману примыкают очерки «Охранная грамота» (1930) и «Люди и положения» (1957). Зимой 1945–1946 гг. был начат роман «Доктор Живаго». В июне 1946 г. Пастернак читает первую главу романа «Мальчики и девочки» (одно из черновых названий романа). В августе готова вторая глава — «Девочка из другого круга».

Конец зимы — весна 1947 г. отмечены работой над третьей главой («Ёлка у Свентицких»). В этот период возобновляются преследования, затихшие зимой. Возможно, поводом к этому послужила новость о выдвижении Пастернака на Нобелевскую премию. Только через год, весной 1948 г., после длительных занятий переводами, Пастернаку удаётся закончить четвёртую главу («Годы в промежутке», название первой редакции) о Первой мировой войне.

За долгие годы работы над романом, несмотря на твёрдость и неизменность своего авторского кредо, Пастернак постоянно отмечает то или иное явление литературной или общественной действительности, оказавшее особое на него влияние в этот момент работы. В августе — октябре 1950 г. Пастернак заканчивает 5-ую и 6-ую главы второй книги. И опять вынужденная переводческая работа приостановила написание романа. Наконец 10 октября 1955 года в романе ставится последняя точка, но непростая история на этом ещё не закончилась.

Пастернак предложил рукопись в Гослитиздат, журналы «Знамя» и «Новый мир», так как считал этот роман важным и итоговым произведением своего творчества. Он говорил, что создал эпическое полотно, своего рода «Войну и мир» своего столетия. Но «Новый мир» и «Знамя» отвергли роман как антисоветский пасквиль.

Произведением заинтересовался крупнейший издатель Италии Фильтринелли. Передавая ему свой роман, Пастернак осознавал, что могут быть серьёзные последствия, но опубликование романа было целью его жизни. В ноябре 1957-го роман вышел в Италии. За 2 года был переведён на 24 языка. 24 августа 1958-го в Голландии вышло первое «пиратское» (выпущенное без ведома автора) издание «Доктора Живаго» на русском языке.

Мнения о романе были разные (большей частью негативные). Одни говорили, что это уникальное соединение драмы и лирики, «бестселлер в Европе», другие — что «в романе неуклюжие переходы, многословные диалоги, читатель постоянно теряет нить разговора, у книги нет конца».

23 октября 1958-го Шведская королевская академия наук объявила о присуждении Пастернаку за роман «Доктор Живаго» Нобелевской премии по литературе «за значительный вклад в современную лирику и в область великих традиций русских прозаиков». В этот же день писатель отправил телеграмму Шведской академии наук: «Бесконечно благодарен, тронут, удивлён, смущён…».

А. Беляев: «В основе решения о присуждении Борису Пастернаку премии лежали не эстетические, а политические соображения».

До смерти писателя оставался 1 год и 7 месяцев. События помчались с ошеломительной скоростью. 24 октября около дачи Пастернака прошла демонстрация с лозунгами: «Предатель», «Отщепенец», «Предательство, оплаченное Нобелевской премией». Пастернак был предан «всенародному проклятию», объявлен «Иудой, человеконенавистником, клеветником, озлоблённой шавкой» и т. п. 27 октября на заседании Президиума Правления Союза писателей СССР он был исключён из Союза писателей.

Пастернак отправил вторую телеграмму секретарю Шведской королевской академии наук: «В связи со значением, которое придаёт Вашей награде то общество, к которому я принадлежу, я должен отказаться от присуждённого мне незаслуженного отличия. Прошу Вас не принять с обидой мой добровольный отказ…». Все эти испытания сильно подорвали здоровье Бориса Леонидовича.

Cпустя три десятилетия (1987) секретариат Союза писателей отменил решение об исключении Пастернака из Союза писателей СССР. Через год «Новый мир» с романом «Доктор Живаго» вышел миллионным тиражом.

«Собственно, это первая настоящая моя работа. Я в ней хочу дать исторический образ России за последнее 45-летие, и в то же время всеми сторонами своего сюжета, тяжёлого, печального и подробно разработанного, как, в идеале, у Диккенса или Достоевского,— эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое… За писанием прозы у меня попутно складываются ритмические мотивы, мелодии которых я не записываю и которых не развиваю тематически, не наполняю живописью и мыслью. Они только нежны и музыкальны, и в этом их осуждение. Очень печальная, очень много охватившая, полная лирики и очень простая вещь»,— писал Б. Л. Пастернак о своём романе «Доктор Живаго».

 


2. Вводно-ориентировочная беседа:
погружение в тему урока


• Каковы ваши впечатления от прочтения романа?
• Какие характерные особенности поэзии Пастернака вы находите в романе?
• Как построено произведение?

Комментарий-подсказка.
Кольцевое построение: роман начинается со смерти матери Живаго и заканчивается смертью героя. Здесь представлен мотив пути героя, мотив памяти; роман о смерти, чтобы понять жизнь. Так Б. Л. Пастернак трактует искусство: размышляет о смерти и творит жизнь.

• Какие исторические события преломляются в восприятии Юрия Живаго?
• Чем вас привлекает главный герой романа Юрий Живаго?

3. Аналитическая работа
с текстом романа «Доктор Живаго»

А) Вступительное слово учителя


— Почему же роман «Доктор Живаго» вызвал такую реакцию властей? Внешне повествование вполне традиционно: рассказывается о судьбе человека в эпоху революции. Но события романа даны через восприятие главного героя, это субъективное восприятие и составляет сюжет. Роман не вписывался в схемы социалистического реализма, предполагающего «активную жизненную позицию». Судьба человека, по Пастернаку, не связана напрямую с исторической эпохой, в которую выпало жить. Главный герой романа Юрий Живаго не пытается бороться с обстоятельствами, но и не приспосабливается к ним, оставаясь собой при любых условиях, сохраняя свою точку зрения. Давайте убедимся в этом.

Б) Анализ эпизодов романа:
комментированное чтение

Анализ эпизода «Ёлка у Свентицких»

(кн. 1, ч. 3, гл. 9, 10)

Комментарий.
Данный эпизод является одним из смысловых центров произведения, связующий воедино не только прозаическую и стихотворную часть романа, но и целый ряд аспектов его проблематики. Очередное пересечение судеб Юрия и Лары знаменуется первым приходом к нему вдохновения. Отныне Лара станет, тайно или явно для Живаго, его Музой, с этой свечи начнётся путь Живаго как поэта.

Ещё одно толкование стихотворения «Зимняя ночь». Вспомните: сквозь протаявший глазок огонь свечи проникал на улицу, «точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало», а также размышления Живаго о том, что сознание человека — это «свет, бьющий наружу, сознание освещает перед нами дорогу, чтобы не споткнуться» (кн. 1, ч. 3, гл. 3). Дом в творчестве Пастернака можно понимать как образ, символизирующий положение человека в этом мире. Дом — это внутреннее, обжитое человеком пространство мира, окружённое ночным хаосом неизвестного и непросветлённого сознанием мрака.

Снаружи — тьма, хаос уничтоженья, небытия; внутри — теплится свеча человеческой жизни («Свеча горела на столе…»), и её свет бьёт наружу, хоть немного рассеивая мрак, освЕщая и освЯщая его.

Наконец, стихотворение «Зимняя ночь» приоткрывает ещё один из возможных смыслов этого эпизода: ведь в нём говорится о любви мужчины и женщины, и эта любовь в свете свечи приобретает высший смысл. Любовь — вот самое чистое и светлое чувство на земле, противостоящее хаосу небытия, возвращающее обезумевшему миру потерянный им смысл.

Анализ эпизодов
«Первые отклики на революцию в семье Живаго»

(кн. 1, ч. 6, гл. 8; кн. 1, ч. 6, гл. 9; кн. 1, ч. 6, гл. 4)

Комментарий.
Сначала была радость: наконец-то будут «вырезаны старые вонючие раны», будет восстановлена мировая справедливость, «это небывалое чувство истории». Потом постепенно пришло разочарование в революции, так как кругом появились «страшные люди». Они отличались железной волей, крутым нравом, отсутствием жалости. В городе разруха, обыски, голод. Революция меняет людей (пример Шурочки Шлезингер, Паши Антипина).

Анализ эпизода
«Буря в Мелюзееве накануне отъезда доктора»

(кн. 1, гл. 9, ч. 5)

Комментарий.
Глава невелика по объёму — три страницы, 28 небольших абзацев. Композиционный тип данного текста — повествование с элементами рассуждения и описания.

Структура главы следующая: описание ночной бури — появление таинственного стука — внутренний монолог мадемуазель Флери — поиски стучавшего — разочарование Флери и Живаго, ожидавших возвращения Лары, но обнаруживших, что стучит буря. В этой небольшой главке встречается ряд основных лейтмотивов романа, от неё тянутся нити к нескольким стихотворениям «Тетради Юрия Живаго».

Отрывок интересен с точки зрения развития лейтмотивов всего произведения. Лейтмотив бури, грозы, непогоды сопровождает в романе все повороты в судьбах героев. Отъезд из Мелюзеева — своеобразный рубеж в жизни Живаго: для него таким образом заканчивается война. Мотив бури и стука можно счесть достаточно банальным, традиционным: «судьба стучит в дверь», «буря исторических событий настойчиво врывается в частную жизнь». Не следует, однако, считать это недостатком текста — во-первых, опора на традицию последовательно используется Пастернаком как способ генерализации сюжета, как отсылка к архетипу, частными случаями которого оказываются описываемые ситуации и персонажи; во-вторых, уже в самом тексте романа возникают приращения смысла, служащие в конечном счёте той же цели.

 


В) «Практикум начинающего литературоведа»:
анализ эпизода «Встреча Юрия Живаго со Стрельниковым
на станции Развилье под Юрятиным» (в парах)

(кн. 1, ч. 7, гл. 29, 30, 31)

• Проанализируйте данный эпизод, опираясь на предложенные вопросы.

1. Важно ли, что встреча двух героев происходит на станции Развилье?

2. Что общего и различного в восприятии Стрельникова Юрием Живаго и Борисом Пастернаком?

3. Почему Юрий Живаго не вступил в спор со Стрельниковым?

4. Каково значение в этом эпизоде мальчика гимназиста?

5. Как характеризуют Стрельникова его мысли в конце эпизода?

6. В чём сходство и различие между Живаго и Стрельниковым?

Презентация выполненной работы

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока
«Умники и умницы»:
постановка и решение проблемных вопросов
(в парах)

• Какие стороны проблематики романа раскрывают следующие варианты его черновых названий: «Мальчики и девочки», «Смерти не будет», «Опыт русского Фауста», «Свеча горит»? Почему, на ваш взгляд, Пастернак остановился на названии «Доктор Живаго»?

• Что отличает произведение «Доктор Живаго» от традиционного жанра романа-эпопеи? Почему в этом произведении, охватывающем целую эпоху, не упоминается ни одно историческое лицо?

VI. Домашнее задание

1. Знать содержание романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго».

2. Подготовить рабочие материалы к характеристике образа Юрия Живаго: анализ эпизодов, цитатный материал.

Следующие уроки: Урок № 81. Урок внеклассного чтения. Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго»: соединение эпического и лирического начал. Тема интеллигенции в романе >>>


 
1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Портрет Б. Л. Пастернака,
выполненный его отцом Л. Пастернаком, 1924 г.
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика