Главная |
|
|
Б. Л. Пастернак.
15 июня 1948 г.
Фотография Л. В. Горнунга |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК
(1890–1960)
4 ЧАСА
Уроки литературы в 11 классе[1] |
|
Урок № 78. Б. Л. Пастернак: судьба, личность, творчество. Основные темы и мотивы лирики
Урок № 79. Б. Л. Пастернак: судьба, творчество, личность. Философский характер лирики
Урок № 80. Урок внеклассного чтения. Б. Л. Пастернак. «Доктор Живаго»: история создания, проблематика и художественное
своеобразие романа
Урок № 81. Урок внеклассного чтения. Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго»: соединение эпического и лирического начал.
Тема интеллигенции в романе
УРОК № 79
Тема.
Философский характер лирики Б. Л. Пастернака
Цель: закрепить у учащихся понятие об основных темах и мотивах лирики Б. Л. Пастернака; раскрыть философский
характер его лирики; развивать умение анализировать поэтическое произведение; совершенствовать умения и навыки сопоставительного анализа поэтических текстов;
воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус.
Оборудование: учебник, портрет Б. Л. Пастернака, тексты стихотворений, раздаточный материал для работы в парах, музыкальный
и иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают наиболее важные факты личной и творческой биографии поэта; знают об основных темах и направлениях
поэзии Б. Л. Пастернака; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; принимают участие в аналитической
беседе; выполняют сопоставительную работу в парах.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа
• Чем объясняется сложность ранней лирики Б. Л. Пастернака для неискушённого читателя? Какова роль в его художественном мире сравнений и метафор?
• Почему многие слова в лирике раннего Б. Л. Пастернака требуют специального комментария? Каков художественный эффект от использования подобных слов?
Приведите конкретные примеры, проанализируйте их.
• Определите позицию поэта в вопросе об отношении жизни и искусства. Как эта позиция преломилась в стихотворении «О, знал бы я, что так бывает…»?
III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— Настоящий талант никогда не остаётся незамеченным. Особенно если это талант настоящего поэта. Именно таким — настоящим, талантливым поэтом —
был Борис Пастернак. Всю свою творческую жизнь он посвятил раскрытию общечеловеческих, мировоззренческих проблем, решению важнейших философских вопросов,
поискам правды и смысла жизни. Его всегда волновал человек, его душа, его нравственность, его духовная жизнь.
Стихотворения Бориса Пастернака — это всегда размышления о времени, о жизни и смерти, о природе искусства, о назначении творчества вообще и поэзии в
частности, о чуде человеческого существования. Само мироздание он часто воспринимал как отражение духовного мира человека:
И сады, и пруды, и ограды,
И кипящее белыми воплями
Мирозданье — лишь страсти разряды,
Человеческим сердцем накопленной.
Творческая и жизненная судьба поэта — своеобразное отражение трагедии подвига творца, подвига служения своему народу. В его творчестве нашли отражение
многие события и реалии XX в. Ему пришлось пережить взлёты и падения, победы и поражения. Поэтому, может быть, для Пастернака творчество стало спасением
и выходом, в какой-то мере даже бегством от окружающей его советской действительности. Поэтому так важна для поэта необходимость напряжённой работы
сердца и ума, к этому он призывает художников слова и этому следует сам:
Не спи, не спи, работай,
Не прерывай труда.
Не спи, борись с дремотой,
Как лётчик, как звезда.
Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты — времени заложник
У вечности в плену.
ІV. Работа над темой урока
1. Аналитическая работа
с текстом стихотворения «Гамлет»
(см. домашнее задание предыдущего урока)
А) Вступительное слово учителя
— В течение многих лет Б. Л. Пастернак не расставался с замыслом романа в прозе (получившего название «Доктор Живаго»), в центре которого должна
быть революционная эпоха. Переломными в работе над произведением явились военные годы, которые вызвали «вольное радостное возвращение чувства общности со всеми».
Заканчивается роман стихами, которые, по словам В. Н. Альфонсова, «завершают образ Живаго».
Центральная тема стихотворений — тема призвания. Звуча как творческий самоотчёт, она одновременно много шире, ибо
концентрирует весь комплекс философских, религиозных, этических представлений Пастернака, его взгляд на собственную судьбу и пути мировой культуры,
с пристальным вниманием к «вековым прототипам», непреходящим и обретающим насущный смысл. Открывается этот цикл стихотворением «Гамлет». Герой
трагедии У. Шекспира постоянно сопутствовал Пастернаку.
Б) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся
В) Аналитическая беседа
• Почему стихотворение названо именем героя трагедии У. Шекспира? Какую роль играет это имя в воплощении смысла произведения Б. Л. Пастернака?
Проанализируйте стихотворение, обращая внимание на следующее:
• К какому тематическому разделу лирики относится это стихотворение?
• В чём состоит специфика лирического героя? Какие вечные образы мировой литературы в нём просвечивают?
• Как передаётся динамика лирического переживания?
• Проанализируйте поэтические образы. Какие художественные средства выразительности использованы в данном стихотворении?
• Как объяснить возникающее к концу стихотворения ощущение героем одиночества в мире?
Г) Обобщение учителя
— Стихотворение якобы написано главным героем романа Юрием Живаго и было переписано и доработано им за несколько дней до смерти. Проблематика
стихотворения позволяет осмыслить жизненный путь героя в соотнесении с путями Гамлета, художника-актёра, должного до конца довести свою роль в драме
жизни, и, наконец, Иисуса Христа, сказавшего миру новое Слово о жизни и своей жизнью подтвердившему правоту сына Божьего.
Библейское выражение «Пронеси мимо чашу сию», воспроизведённое в стихотворении почти дословно, отражает сомнения Христа перед тем, как взойти на крест,
сомнения в целесообразности такой жертвы во имя людей, которые его распинают, сомнения в возможности обретения этими людьми духовности.
Философски осмысливая любовь, Пастернак вновь прибегает к библейским символам и мотивам. Поэт верит, что настоящая любовь поднимает человека над суетой,
может спасти его духовный мир, во тьме бытия стать источником света. Такая любовь даётся человеку в награду и требует от него высокого самопожертвования.
В стихотворении проясняются особенности биографизма романа, усиливаемые тем, что стихотворение принадлежит перу Бориса Пастернака. Как сказал
об этом произведении академик Д. С. Лихачёв: «Доктор Живаго» — «духовная автобиография Пастернака».
|
2. Аналитическая работа с текстом
стихотворения «Зимняя ночь»
Устный журнал
А) Рассказ учителя
— Это стихотворение входит в поэтический цикл, который завершает роман Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго». Роман посвящён Ольге Ивинской. Стихотворение написано
под впечатлением встречи-свидания поэта с О. В. Ивинской на его даче в Переделкино.
Эта зима 1945–1946 гг. была поворотной в судьбе поэта. Пастернак начал работу над романом «Доктор Живаго», который сыграет роковую роль в его жизни. В то же
время он знакомится с сотрудницей редакции журнала «Новый мир» Ольгой Всеволодовной Ивинской. Ему было тогда 56, ей — 34 года. О. В. Ивинская стала закатной
любовью поэта, последние 14 лет жизни Пастернака она была его мукой и страстью, стала прототипом образа Лары в «Докторе Живаго».
В одном из писем он восторженно говорит о своей любимой: «Она и есть Лара моего произведения, которое я именно в это время начал писать… Она — олицетворение
жизнерадостности и самопожертвования. Она посвящена в мою духовную жизнь и во все мои писательские дела».
Стихотворение «Зимняя ночь» написано под впечатлением конкретного факта из жизни Пастернака, но, безусловно, выходит за рамки автобиографического.
И хотя ни О. В. Ивинской, ни самого Б. Л. Пастернака уже нет в живых, свеча, зажжённая силой любви поэта, горит всем февральским метелям назло.
Б) Выразительное чтение стихотворения учителем
В) Выполнение интерактивного упражнения
«Ассоциативный ряд»
(Звучит аудиозапись фрагмента «Этюда» А. Н. Скрябина.)
— У каждого из вас возник свой, независимый от сидящих рядом с вами, образ, значит, и Пастернак для каждого из вас будет свой.
Вы прослушали стихотворение «Зимняя ночь» Б. Л. Пастернака. Выдающийся русский композитор Александр Николаевич Скрябин был кумиром юного Бориса,
мечтавшего стать музыкантом. Пока звучит фрагмент «Этюда» этого композитора, запишите ассоциации, которые вызывают у вас два слова: «Борис Пастернак».
Г) Продолжение рассказа учителя
— Это стихотворение удивительно. Возможно, даже с первого чтения не постигаешь его колдовства. Надо читать, читать стихотворение, желательно вслух.
И постепенно ты попадаешь под магию слов, тебя очаровывает волшебная музыка, ты повторяешь как заклинание:
Мело, мело по всей земле
Во все пределы…
И настроение у тебя чудесным образом меняется, душа словно бы очищается, осветляется, возносится. Вы тоже попали под колдовской ритм этих строк? Вы почувствовали,
как плачет вьюга, завывает ветер и крутит снежные хлопья? Это всё творит удивительная звукопись стихотворения. Недаром, утверждала М. И. Цветаева,
восхищённая талантом Пастернака, он пришёл из музыки и принёс в поэзию «всю несказанность». Читая стихи Б. Л. Пастернака, идёшь «ощупью, наугад».
И ещё одна цитата М. И. Цветаевой: «Пастернак нами не читается, он в нас совершается… Пастернак завораживает. Когда мы читаем Пастернака, мы всё забываем,
кроме Пастернака… Мы его не понимаем. Мы в него попадаем…».
(Звучит аудиозапись романса «Свеча горела…», муз. И. А. Егикова из оперы «Страсти по Живаго» в исполнении Ирины Сказиной или Аллы Пугачёвой.)
Д) Аналитическая беседа
• Как соединяются в «Зимней ночи» бытовой и философский планы?
• Каково, по вашему мнению, символическое значение образа горящей свечи?
• В чём смысл настойчивых повторов, проходящих через всё стихотворение?
• Существует ли связь между словами «свеча», «судьба»? Аргументируйте своё мнение.
Ж) Обобщение учителя
— У больших поэтов нет ничего случайного. И если мы говорим о звукописи Пастернака, то это не означает, что поэт рассудочно отбирал слова, создающие
эффект завывания вьюги или рисующие картину озарённой свечой комнаты.
В том-то и чудо гениальных строчек, что поэт интуитивно находит единственно возможные образы, слова, звуки, слышит ту музыку, которая подчёркивает
смысловое богатство стихотворения. Итак, перед нами — сплав философской и любовной лирики.
Строчки «Зимней ночи» — это своеобразный поток сознания, который равно захватывает явления бытия и быта, внешнее и внутреннее,
абстрактное и конкретное. Это своеобразный философский этюд с жизнеутверждающим финалом, в котором сопрягаются элегические раздумья со своеобразными пейзажными
зарисовками, что образуют параллель с внутренним миром человека. Свеча поэзии Пастернака горит вопреки всем запретам и табу. И каждый может увидеть
этот свет и греться у этого тепла, если в нём нет «той смертной бескрылости», которую ненавидели в людях поэт и его герой Юрий Живаго.
|
3. Аналитическая работа
с текстом стихотворения «Быть знаменитым
некрасиво»
(см. домашнее задание предыдущего урока)
А) Вступительное слово учителя
— Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво» написано в 1956 г., оно входит в лирический цикл Бориса Пастернака «Когда разгуляется» (1956–1959). Помимо этого
сюда включены ещё 44 стихотворения.
Основа этого цикла — размышления о времени, бытии, правде, жизни и смерти, искусстве и прочих философских темах. Выпуск цикла стихотворений
«Когда разгуляется» связан с отказом в публикации романа «Доктор Живаго» в СССР.
Тема стихотворения — философская. «Быть знаменитым некрасиво» — значимость художника определяется не количеством написанного, а художнической честностью и
силой звука в сердцах читателя, поэтому не архив (это принадлежит прошлому, а значит — мертво), а читательское понимание должно стать главной его заботой.
Всего несколькими четверостишьями стихотворение Бориса Пастернака заставляет по-новому взглянуть на творчество. Это не способ добывания финансов, не работа
— это образ жизни поэта, от которого он не может отказаться, пока жив.
Б) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся
В) «Умники и умницы»: анализ стихотворения
(в парах)
V. Рефлексия.
Подведение итогов урока
Выполнение интерактивного упражнения «Пресс»
(работа в группах, по уровням)
1-я группа.
В одном из поздних своих стихотворений Б. Л. Пастернак сказал о своём желании во всём «дойти до самой сути». Как сказывается это в его стихотворениях?
2-я группа.
Попытайтесь дать свои объяснения названиям сборников Б. Л. Пастернака: «Поверх барьеров», «Сестра моя — жизнь», «Второе рождение», «Когда разгуляется»
и др. Как в этих названиях отразились творческие принципы поэта?
3-я группа.
Как вы понимаете слова академика Д. С. Лихачёва об особенностях метафоры Б. Л. Пастернака? Подкрепите своё мнение примерами из лирики поэта.
Карточка
Он нарушил обычное соотношение двух смыслов в метафоре и заставил жить самостоятельной жизнью переносное значение, возвысив его над прямым… Сравнение становится
бытием, а бытие сравнением. При этом в метафоре переносное значение приобретает доминирующее положение. Движение настолько характерно
для его поэзии, что отдельные стихотворения как бы не имеют конца, движутся, не останавливаясь, не имеют законченной формы, статического строения. При этом
для поэзии Пастернака характерна непроизвольность ассоциаций, образов, рождённых иногда простым созвучьем, иногда рифмой, иногда случайным поводом.
(Д. С. Лихачёв)
Презентация результатов работы
VI. Домашнее задание
1. Знать содержание романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго».
2. Опережающие задания (2 учащихся).
Подготовить сообщения об истории создания романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго».
Следующие уроки: Урок № 80. Урок внеклассного чтения. Б. Л. Пастернак. «Доктор Живаго»: история создания, проблематика и художественное
своеобразие романа >>>
|
|
1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016.
( вернуться)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Портрет Б. Л. Пастернака,
выполненный его отцом Л. Пастернаком, 1924 г. |
|
|
|
|
|
|