Главная |
|
|
Б. А. Ахмадулина.
Фото |
|
|
Портрет А. А. Ахматовой
работы М. В. Лянглебена, 1969 г. |
|
|
Б. Окуджава. Фото, Париж, декабрь 1978. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 40–90-х гг. XX в.
(ОБЗОР)
1 ЧАС
Уроки литературы в 11 классе[1]
|
УРОК № 74
Тема.
Поэзия 1960-х гг. (обзор)
Цель: ознакомить учащихся с основными темами и направлениями поэзии 1960-х гг.; формировать навыки систематизации фактического
материала, аргументации выводов; совершенствовать навыки анализа поэтического текста, творческого чтения; расширять и углублять предметную
компетенцию учащихся; воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.
Оборудование: учебник, портретный и иллюстративный материал по теме урока, тексты стихотворений.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся составляют тезисы лекции учителя; знают об основных темах и направлениях поэзии 1960-х гг.; принимают
участие в аналитической беседе; выполняют сопоставительную, исследовательскую работу в парах.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа
• Коротко охарактеризуйте литературную жизнь страны в период «оттепели». Почему 60-е гг. XX в. получили такое название?
• Каковы основные тенденции в развитии русской литературы этого периода?
• Чем обусловлено бурное развитие «деревенской прозы»? Какие традиции она продолжает?
2. Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)
III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— 1960-е гг., наполненные оптимизмом исканий и открытий, подарили многим художникам слова невиданные ранее возможности описания и осмысления
происходящего. Примечательным явлением в разных произведениях тех лет был активный герой, шло обновление и обогащение классической поэзии новой
рифмой, стихотворения стали отличаться большей свободой лирического высказывания, развивалась поэзия яркой публицистичности.
IV. Работа над темой урока
1. Объяснение учителя
— С наибольшей полнотой и выразительностью произошедшие в обществе перемены отразила поэзия. Развивалась поэзия в нескольких направлениях:
1) гражданская (лирико-публицистическая) обращена к актуальным событиям своего времени, трактовка которых даётся через личностное восприятие
поэта. Публицистичность, открытая апелляция к читателю — одна из самых ярких черт (А. Т. Твардовский, Я. В. Смеляков, Е. А. Евтушенко и другие авторы);
2) романтическая поэзия отнюдь не прославляет идеалы революции, героику труда. В период «оттепели» романтическая лирика поэтизирует
прекрасное в самой жизни и в человеке. Её знаковые фигуры — Б. Ш. Окуджава, Ю. П. Мориц, Н. Н. Матвеева;
3) философская лирика обращена к так называемым вечным проблемам бытия: что есть мир, жизнь, смерть, в чём проблема смысла жизни, как соотносятся
смерть и бессмертие. Таковы поздние тексты Б. Л. Пастернака, Арс. А. Тарковского, Н. А. Заболоцкого.
Большинство исследователей считало и продолжает считать, что на рубеже 1950–1960-х гг. наступил новый этап в истории поэзии, связанный с социальными
изменениями: с разоблачением культа личности и последовавшей за ним «оттепели».
Бурное начало этого десятилетия характеризовалось своего рода возрождением формального эксперимента в творчестве молодых эстрадников А. А. Вознесенского,
Е. А. Евтушенко, П. В. Вегина, В. А. Сосноры и др., единодушно названных критиками новаторами.
Приходили в литературу «тихие» лирики Н. М. Рубцов, А. В. Жигулин, А. К. Передреева А. Т. Прасолов, Э. В. Балашов и др., работавшие в русле классических традиций.
1960-е г. качественно изменили творчество поэтов старшего поколения: А. А. Ахматовой, А. Т. Твардовского, А. А. Прокофьева, М. В. Исаковского,
В. А. Луговского, В. Ф. Бокова и др., а также и поэтов-фронтовиков К. Я. Ваншенкина, Ю. В. Друниной, А. П. Межирова, М. А. Дудина, О. Ф. Берггольц
и др. Память о пережитом вновь и вновь заставляла их осмысливать прошлое, соизмеряя его с настоящим. Они создавали лучшие образцы медитативной и философской
лирики, творчески продолжая традиции Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Е. А. Баратынского в своём творчестве.
Итак, если в начале 1960-х гг. в поэзии (особенно в творчестве молодых) явно ощущалось возрождение стилевой традиции 1920-х гг. (В. В. Маяковский,
Велимир Хлебников, М. И. Цветаева), то к середине 1960-х стилевая ситуация быстро и решительно меняется. На первый план выходит новое направление,
которое отталкивалось от «эстрадной» громкости предшествующего периода. К концу десятилетия оно занимает ведущее положение в поэзии, и на его стилевые
тенденции ориентируется подавляющее большинство поэтов.
Самым необычным и неожиданным явлением, подлинным открытием жанра в стиховом многоцветье 1950–1960-х гг. стала в те годы так называемая авторская песня.
Интерес к человеку, его духовным ценностям, способность собирать вокруг себя обширный круг неравнодушных к жизни, думающих людей — всё
это сделало авторскую песню не столько художественным, эстетическим, сколько социокультурным явлением и предопределило ту особую роль, которую она
сыграла в глобальном процессе смены ценностных ориентаций. Среди авторов, снискавших известность уже в те годы, яркими звездами горят имена трёх бардов:
Булата Шалвовича Окуджавы, Юрия Иосифовича Визбора, Владимира Семёновича Высоцкого.
|
2. Ознакомление со статьёй учебника по теме урока
3. Коллективная работа по заполнению таблицы
«Поэзия 1960-х гг.»
(запись на доске и в тетрадях)>
ТАБЛИЦА
«Поэзия 1960-х гг.» |
1956 г. |
Конец 1950-х — начало 1960-х гг. |
Середина 1960-х — начало 1970-х гг. |
XX съезд КПСС;
журналы: «Юность», «Вопросы литературы», «Нева» |
«Эстрадная поэзия»
Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественский, А. А. Вознесенский, Б. А. Ахмадулина |
«Тихая лирика»
Н. А. Рубцов, А. В. Жигулин, В. Н. Соколов, С. Ю. Куняев, Г. Я. Горбовский
«Авторская песня»
(поэты-исполнители, барды создавали песни-рассказы, исповеди, моноспектакли, сам автор был и поэтом, и исполнителем, и режиссёром) –
В. С. Высоцкий, Ю. И. Визбор, Б. Ш. Окуджава, позже Виктор Цой, Игорь Тальков и др |
Поэзия «шестидесятников»
• Кризис поэзии «шестидесятников» к концу «оттепели».
• Внешний успех, ориентация на огромную аудиторию заставляли приспосабливаться к массовому вкусу, к требованиям цензуры.
• Поэты-«шестидесятники» расширили состав поэтической аудитории, сделали поэзию масштабным общественным явлением.
• Поэты-«шестидесятники» просвещали читателей, помогали разобраться с явлениями эпохи. |
|
4. Постановка и решение проблемного вопроса
• Была ли новая поэзия 1960-х гг. закрытой или обращённой к широкой аудитории? Каковы были трудности её восприятия?
• Можно ли рассматривать сходство с традицией как непременный залог ценности и высоты современной поэзии, а для каждого отдельного поэта как своего
рода гарантию высокой оценки его творчества?
5. «Умники и умницы»:
сопоставительная работа текстов стихотворений
А. А. Вознесенского и Е. А. Евтушенко
(в парах)
• Сравните стихотворения: А. А. Вознесенский «Автопортрет», «Тбилисские базары», Е. А. Евтушенко «Луковый суп», «Москва-Товарная».
• Как оба поэта передают предметные впечатления, что преобладает в их восприятии, на что они прежде всего обращают внимание? Какова роль метафоры у каждого
из них? Какую роль играет в поэзии обоих звуковая метафора, предполагающая смысловое родство в сходно звучащих словах?
Презентация результатов работы
|
6. Аналитическая работа
с текстами стихотворений Б. А. Ахмадулиной
(в парах)
А) Вступительное слово учителя
— В стихотворениях Изабеллы Ахатовны Ахмадулиной (1937–2010) нет открытой публицистичности Е. А. Евтушенко, масштабно-метафоричных «антимиров» А. А. Вознесенского.
Центральная тема поэзии Б. А. Ахмадулиной — тема творчества, рождения прекрасного («Лунатики», «Свеча», «Воскресный день», «Ночь», «Слово»,
«Подражание», «Однажды, покачнувшись на краю…», «Стихотворения чудный театр…»). Белла Ахмадулина стала лауреатом Государственной премии Российской
Федерации за 2004 г. области литературы и искусства.
Б) Сопоставительная работа
• Сопоставьте стихотворение Б. А. Ахмадулиной «Воскресный день» со стихотворением
А. С. Пушкина «Осень». Прокомментируйте свои наблюдения.
Презентация результатов работы
В) Выразительное чтение отрывков
из поэмы «Сказка о дожде».
Аналитическая беседа
• Определите свои читательские ожидания, прочитав заголовок поэмы. На что он указывает?
• Какой вы представляете себе лирическую героиню этого про изведения, опишите её.
• Как вы воспринимаете образ Дождя?
• В чём заключается трагедия лирической героини?
• Какие мысли и чувства вызвала у вас «Сказка о дожде»? Попробуйте выразить их письменно.
7. Аналитическая работа
с текстами стихотворений Арс. А. Тарковского
(в парах)
А) Вступительное слово учителя
— Среди поэтов философской направленности выделяется Арсений Александрович Тарковский. Лирике Тарковского присущи черты, свойственные
русской поэзии классического периода. Вслед за Тютчевым и Фетом Тарковский
воспринимает мир в единстве человека и природы. Она мудра и разумна, а человек — не царь природы, а неразумный сын её.
У Тарковского есть поэтический цикл из четырёх стихотворений, который называется «Пушкинские эпиграфы» (1976–1977). На слова первого стихотворения
из этого цикла «Почему, скажи, сестрица…» современные барды Вадим и Валерий Мищуки написали песню.
Б) Аналитическая работа с текстом стихотворения
Арс. А. Тарковского «Как Иисус, распятый на кресте…»
• Дайте интерпретацию стихотворения Арс. А. Тарковского «Как Иисус, распятый на кресте…», используя приведенные вопросы или предложив свой
путь анализа.
1) Какие философские проблемы поднимает автор в стихотворении?
2) Как в нём переосмысливается известный евангельский сюжет?
3) Каков эмоциональный пафос текста? Как он создаётся?
4) Какие поэтические образы показались вам самыми неожиданными и почему?
Презентация результатов работы
В) Сопоставительная работа
(по вариантам)
1-й вариант.
Сопоставьте стихотворение Арс. А. Тарковского «Посредине мира» со стихотворением А. А. Фета «На стоге сена ночью южной…».
• Составьте к каждому стихотворению краткий лексический и культуроведческий комментарий.
• Как каждый из поэтов решает проблему взаимоотношений Человека и Мира?
• Что в стихотворении Арс. А. Тарковского созвучно поэзии «Золотого века»?
2-й вариант.
Сопоставьте стихотворение Арс. А. Тарковского «Перед листопадом» со стихотворением А. А. Ахматовой «Небывалая осень построила купол
высокий…».
• Определите тему и главную мысль каждого стихотворения.
• В чём общность и различие лирического «я» этих стихотворений?
• Какие художественные детали помогают понять ощущение мира у каждого поэта?
• Найдите в стихотворениях черты поэзии акмеизма.
Презентация результатов работы
8. «Под сенью дружных муз…».
• Сопоставьте стихотворение Арс. А. Тарковского «Петровские казни» и картину В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни».
• В чём общность и различие главных образов картины и стихотворения? Можно ли доказать, что Арс. А. Тарковский «рисует словом»?
V. Рефлексия.
Подведение итогов урока
1. Обобщающая беседа
• Каково соотношение традиции русской реалистической поэзии и новаторских поисков в русской поэзии 1960-х гг.?
• Какие жанры получили наибольшее развитие в поэзии 1960-х гг.?
• Была ли новая поэзия рубежа 1960-х гг. закрытой или обращённой к широкой аудитории? Каковы трудности её восприятия?
2. «Поэтическая свеча»
Комментарий.
Учащиеся читают выбранные ими стихотворения Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского, Б. А. Ахмадулиной или других поэтов. Из подготовленных
(напечатанных или написанных от руки страниц, вложенных в файлы) составляют альманах «Любимые стихотворения второй половины XX в.».
VI. Домашнее задание
1. Знать содержание романов В. П. Астафьева «Прокляты и убиты» и Г. Н. Владимова «Генерал и его армия».
2. Опережающие задания (2 учащихся). Подготовить краткие сообщения о жизни и творчестве В. П. Астафьева, Г. Н. Владимова (настоящая фамилия
Волосевич).
Следующие уроки: Урок № 75. Новое осмысление военной темы в русской литературе 50–90-х гг. XX в. (обзор). >>>
|
|
1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс.
– М.: АСТ. 2016. ( вернуться)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|