Военная тема в русской литературе 50–90-х гг. XX века (обзор).
Литература для школьников
 
 Главная
 
Портрет В. П. Астафьева
работы Е. Н. Широкова, 1969
 
А. И. Солженицын.
Фото. Ноябрь 1962 г.
 
 
 
 
 
 
ВОЕННАЯ ТЕМА
В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 50–90-х гг. XX в.
(ОБЗОР)


1 ЧАС

Уроки литературы в 11 классе[1]

 



УРОК № 74
Тема.
Новое осмысление военной темы
в русской литературе 50–90-х гг. XX в. (обзор).
В. П. Астафьев. Роман «Прокляты и убиты»


Цель: ознакомить учащихся с трактовкой военной темы в русской литературе 50–90-х гг. XX в.; способствовать осмыслению военной темы на примере анализа содержания романов В. П. Астафьева «Прокляты и убиты» и Г. Н. Владимова «Генерал и его армия»; развивать навыки анализа, систематизации фактического материала, аргументации выводов; совершенствовать и развивать навыки анализа прозаического текста, творческого чтения; расширить и углубить предметную компетенцию учащихся; воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.
Оборудование: учебник, портретный и иллюстративный материал по теме урока, тексты произведений.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся составляют тезисы лекции учителя; знают о трактовке военной темы в русской литературе II половины XX в.; принимают участие в аналитической беседе; выполняют анализ эпизодов текста с целью понимания авторской позиции и художественной значимости текста; решают проблемные вопросы.

Без опыта прошедшей войны я не мыслю
себя и даже думаю, что без этого опыта
я теперь не могла бы писать.
О. Ф. Берггольц


ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Слушание нескольких творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Под этими словами известной поэтессы мог бы подписаться каждый из писателей послевоенного времени. Осмысление войны как величайшей трагедии народа пришло в конце 1950-х — начале 1960-х гг.

С именами Г. Я. Бакланова (настоящая фамилия Фридман), В. В. Быкова, К. Д. Воробьёва, В. О. Богомолова, Ю. В. Бондарева связана вторая волна военной прозы. В критике она была названа «лейтенантской» прозой: артиллеристы Г. Я. Бакланов и Ю. В. Бондарев, пехотинцы В. А. Быков и Ю. Д. Гончаров, кремлёвский курсант К. Д. Воробьёв на войне были лейтенантами. За их повестями закрепилось и другое название — произведения «окопной правды». В этом определении значимы оба слова. Они отражают стремление писателей отразить сложный трагический ход войны «так, как это было» — с предельной правдой во всём, во всей обнажённой трагедии.

Война совсем не фейерверк, а просто трудная работа, когда, черна от пота, вверх скользит по пахоте пехота.

В этих стихах М. В. Кульчицкого передана суть тех открытий, которые делали писатели Г. Я. Бакланов, В. А. Быков, К. Д. Воробьёв, Ю. В. Бондарев. В этом перечне имён нужно упомянуть и А. А. Ананьева. Произведения, написанные писателями фронтового поколения, отмечены пафосом великой трагедии, необратимость которой вызывала слёзы горечи и бессилия, звала к суду и возмездию.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

(Учащиеся составляют тезисы.)

— Предельная приближённость к человеку на войне, окопная жизнь солдат, судьба батальона, роты, взвода, события, совершающиеся на пяди земли, сосредоточенность на отдельном боевом эпизоде, чаще всего трагедийном,— вот что отличает повести В. В. Быкова «Круглянский мост», «Атака с ходу», Г. Я. Бакланова «Пядь земли», Ю. В. Бондарева «Батальоны просят огня», Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие…».

Личный фронтовой опыт писателей, пришедших в литературу непосредственно с переднего края, подсказывал им делать упор на описании трудностей жизни на войне. Они считали преодоление трудностей войны подвигом не меньшим, чем совершённый при исключительных обстоятельствах героический поступок.

Движение прозы о Великой Отечественной войне можно представить так: от книги В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда» — к произведениям «окопной правды» — к роману-эпопее (трилогия К. М. Симонова «Живые и мёртвые», дилогия В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба», дилогия В. П. Астафьева «Прокляты и убиты»).

Такая точка зрения не была принята официальной критикой. В дискуссионных критических статьях зазвучали термины «ремаркизм», «заземление подвига», «дегероизация». Рождение подобных оценок нельзя считать случайностью: уж очень непривычно было глядеть на войну из окопов, откуда ведут огонь, ходят в атаку, но где ко всему этому ещё и… живут люди. Г. Я. Бакланов, В. В. Быков, Б. Л. Васильев, В. О. Богомолов писали о безвестной войне, что проходила южнее, западнее ли, но в стороне от главных ударов. Ситуации, в которых оказывались солдаты, от этого не становились менее трагедийными.

Жесточайшие споры вокруг «большой» и «малой» правды о войне, которые имели место в начале 1960-х гг., выявили истинные ценности военной прозы, которая приводила к новому осмыслению самой сути происходящего на фронте.

В середине 1990-х гг., в канун 50-летия Победы, четыре признанных писателя публикуют свои новые произведения о войне:
• В. П. Астафьев, роман «Прокляты и убиты»;
• Г. Н. Владимов, роман «Генерал и его армия»;
• А. И. Солженицын, рассказ «На краях»;
• Г. Я. Бакланов, роман «И тогда приходят мародёры».

Все эти произведения представляют собой новые подходы к осмыслению Великой Отечественной войны, содержат серьёзные обобщения: о цене Победы, о роли исторических лиц (И. В. Сталина, Г. К. Жукова, Н. С. Хрущёва, генерала А. А. Власова), о послевоенной судьбе фронтового поколения.

 


2. 2. Работа над идейно-художественным содержанием
романа В. П. Астафьева «Прокляты и убиты»

(новое осмысление военной темы)

А) Слушание краткого сообщения
о жизни и творчестве В. П. Астафьева,
об истории создания романа «Прокляты и убиты»

(см. домашнее задание предыдущего урока)

Б) Вступительное слово учителя

— Виктора Петровича Астафьева сравнивают с Л. Н. Толстым. С классиком мировой литературы Астафьева роднит не только масштаб дарования, но и писательский темперамент и авторитетность. Его совестливость проявилась в житейской непритязательности, в беспримерно скромном образе жизни, а более всего — в художественном осмыслении страшных событий русской истории XX в.

Кроме того, пережитое на фронте слишком уж расходилось с официальной интерпретацией Великой Отечественной войны и Победы. В своих интервью прозаик неоднократно подчёркивал, что не считает возможным писать о войне, руководствуясь показным патриотизмом. На своей правде он настаивал со всей силой человека, обладающего твёрдым характером. Очень жёстко и абсолютно без патетики изображена война в повести «Так хочется жить» (1995) и в романе «Прокляты и убиты» (1995), за который писатель был награждён премией «Триумф», ежегодно присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве.

Роман В. П. Астафьева «Прокляты и убиты» читается тяжело, с большим эмоциональным напряжением. Писатель однажды сказал, что его воспоминания о войне «немилосердны». И это действительно так. Немилосердно описана жизнь 201-го запасного полка в лагере, похожем на гулаговскую «чёртову яму». Немилосердно и сурово изображены форсирование Днепра, закрепление на правом берегу, борьба за плацдарм.

Сказанное о характере авторского повествования в романе «Прокляты и убиты» заставляет вспомнить слова В. В. Быкова из повести «Карьер». Агеев-старший говорит сыну: «Знаний о войне у вас хватает. Но вот атмосфера времени — это та тонкость, которую невозможно постичь логически. Это постигается шкурой. Кровью. Жизнью. Вам этого не дано». В. П. Астафьев постиг войну шкурой. Кровью. Жизнью. Отсюда та истовость, страстность, с какой он пишет о событиях 1942–1943 гг.

Астафьев считал, что память о пережитом не умирает; напротив, растёт внутренняя потребность «рассказать о самом главном, осмыслить происшедшее масштабно, глубоко, с общечеловеческих позиций. Идущие вослед должны знать правду о войне, очень жестокую, но необходимую, чтобы, познавая, сострадая, негодуя, извлекать из прошлого уроки». В этом высказывании писателя обозначен широкий спектр чувств, которые испытывает читатель, знакомясь с новой книгой о войне. И роман «Прокляты и убиты» вызвал по прочтении разнородные чувства. Посмотрим же на него глазами читателей.

В) Аналитическая беседа

• Роман «Прокляты и убиты» — произведение автобиографическое. Что вам помогло почувствовать это? Что вам не позволило усомниться в правдивости авторского свидетельства о происходящем?

• Какие эпизоды произвели на вас самое сильное впечатление? Объясните почему.

• Ничего — ради интриги! Можно ли так определить основные принципы сюжетосложения романа?

• Название первой части романа — «Чёртова яма». Какие описания, детали делают этот образ ключевым?

• Назовите героев романа «Прокляты и убиты». Какое представление о них вы составили на основе первой части романа?

• В картине форсирования Днепра нет ничего от батальной беллетристики. Докажите, что такое заключение правомерно.

Г) Постановка и решение проблемного вопроса
(работа в парах)

• У каждого писателя, писавшего о войне, своя память о смерти. Своя и у В. П. Астафьева. Прокомментируйте подобные эпизоды. Как они соотносятся с заглавием романа? Как вы его понимаете?

 


3. Работа над идейно-художественным содержанием
романа Г. Н. Владимова «Генерал и его армия»

(новое осмысление военной темы)

А) Слушание краткого сообщения
о жизни и творчестве Г. Н. Владимова,
об истории создания романа «Генерал и его армия»

(см. домашнее задание предыдущего урока)

Б) Вступительное слово учителя

— Роман Г. Н. Владимова, опубликованный в сокращённом варианте в журнале «Знамя» в 1995 г., получил премию «Русский Букер» и вызвал большой литературный скандал. «Генерал и его армия» подвергся жестокой критике со всех сторон.

Консервативные литераторы обвинили Владимова, во-первых, в искажении исторических фактов, а во-вторых — в проявлении симпатий к «железному» Гудериану (тут же припомнили, что сам Владимов с 1983 г. живёт в Германии). Но и восторженных отзывов о романе тоже было более чем достаточно.

Но в одном критики единодушны: все отмечают паратекстуальную связь произведения Г. Н. Владимова и романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Она прослеживается не только через аллюзии и реминисценции, но и с помощью прямого цитирования, а также использования некоторых стилевых приёмов Л. Н. Толстого. Их мы и рассмотрим сегодня на уроке: сопоставление и противопоставление героев и их поступков, «срывание всех и всяческих масок», использование внутреннего монолога (психологизм повествования), перебрасывание действия от командующего российской армией к командующему армией противника.

«Генерал и его армия» — психологическая (автобиографическая) книга, увлекательно написанная в жанре, для России всегда слишком актуальном.

В) Анализ эпизодов романа:
комментированное чтение

Чтение и анализ эпизодов

вербовки майором Светлооковым из «Смерша» людей из генеральской свиты
(гл. 1, ч. 1, 2; гл. 2, ч. 5)

Чтение и анализ эпизодов для противопоставления:
Кобрисов отправляет Нефёдова на смерть (гл. 3, ч. 2),
Дробнис отправляет в атаку лейтенанта Галишникова (гл. 4, ч. 1)

Чтение и анализ эпизода: допрос пленного десантника из Мырятина
(гл. 4, ч. 1)

Чтение и анализ эпизода:
самоубийство Кирноса
(гл. 5, ч. 2)

Г) Постановка и решение
проблемного вопроса
(работа в парах)

• Можно ли утверждать, что рядом с существующей традиционной «лейтенантской» и «солдатской» правдой в современном литературном процессе появилась правда «генеральская»?

Д) Обобщение учителя

— Публикация романа писателя, вынужденного в 1983 г. эмигрировать из нашей страны, автора таких произведений, как «Три минуты молчания», «Верный Руслан», стала событием. Г. Н. Владимов в показе народной войны, в раскрытии характеров героев романа продолжает толстовские традиции, придаёт им актуальное звучание. Роман позволяет сделать вывод о том, что современная литература в её лучших произведениях органично усвоила традиции великой русской классической литературы, продолжая развивать, переосмысливать и обогащать их.

 


V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

Обобщающая беседа
с использованием интерактивного метода «Микрофон»


• Какие события многое предопределили в характере литературного процесса II половины XX в., нашли отражение в произведениях художественной литературы, повлияли на судьбы многих писателей?
• Какие темы становятся ведущими в русской прозе послевоенного времени?
• В чём своеобразие психологизма военной прозы?
• Как решается в современной военной прозе тема преемственности поколений?
• Какое место в русской литературе II половины XX в. занимает производственная тема?
• Назовите произведения 60–80-х гг. XX в, которые связаны с понятием «деревенская проза». Какие из них были прочитаны вами?
• Как соотносятся нравственные и эстетические искания «деревенской прозы» и «городской прозы» 1960–1980-х гг.?

VI. Домашнее задание

1. Творческое задание (по выбору учащихся).
Написать сочинение-размышление (миниатюру) на одну из тем: «Память о войне в моей семье», «Память пылающих лет».
Подготовить сообщение-презентацию об одной из книг о Великой Отечественной войне (Ю. В. Бондарева «Батальоны просят огня», Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие…», В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда»).

2. Опережающие задания (2–3 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве А. Т. Твардовского.

Следующие уроки: Урок № 76. А. Т. Твардовский: судьба, личность, творчество >>>


1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика