А. И. Солженицын «Нобелевская лекция по литературе, 1972». Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
А. И. Солженицын.
Фото. Вермонт, 1978
 
 
 
 
 
 
СОЛЖЕНИЦЫН АЛЕКСАНДР ИСАЕВИЧ
(1918 – 2008)

4 ЧАСА

Уроки литературы в 11 классе[1]
 


Урок № 82. А. И. Солженицын: судьба, личность, творчество. Повесть «Один день Ивана Денисовича»

Урок № 83. А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича». Характер героя как способ выражения авторской позиции

Урок № 84. Урок внеклассного чтения. А. И. Солженицын «Нобелевская лекция по литературе, 1972»

Урок № 85. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству А. Т. Твардовского, Б. Л. Пастернака, А. И. Солженицына


УРОК № 84
Тема.
Урок внеклассного чтения.
А. И. Солженицын
«Нобелевская лекция по литературе, 1972»

Цель:
дать учащимся представление о значении в литературной и духовной жизни России личности А. И. Солженицына на материале биографии писателя и его «Нобелевской лекции…»; стимулировать нравственные мотивы поведения учащихся на примере выдающейся личности Солженицына; способствовать воспитанию потребности в высоких нравственных качествах.
Оборудование: портрет А. И. Солженицына, фрагменты «Нобелевской лекции…».
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся комментируют фрагменты «Нобелевской лекции…»; принимают участие в обсуждении «Нобелевской лекции…» А. И. Солженицына; принимают участие в аналитической беседе; делают выводы о значимости литературы в современном обществе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

Постановка и решение проблемного вопроса


• Расскажите о судьбе героя повести «Один день Ивана Денисовича», его жизненных ценностях. Кто из героев русской литературы духовно близок Шухову?

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Человечество на разных этапах своего развития размышляло о роли литературы в обществе, делало какие-то выводы, признания. Таким признанием, например, является ежегодное присуждение Нобелевской премии за крупный вклад в развитие общества деятелям литературы.

Сегодня, размышляя о значении литературы в современном мире, мы обратимся к «Нобелевской лекции…» А. И. Солженицына, произнесённой на церемонии вручения, спустя несколько лет после присуждения ему в 1970 г. премии. Путь ко всемирному признанию был для А. И. Солженицына поистине тернистым.

Глоссарий.
Нобелевские премии (швед.) — одни из наиболее престижных международных премий, ежегодно присуждаемые за выдающиеся научные исследования, революционные изобретения или крупный вклад в культуру или развитие общества. Учреждены в соответствии с завещанием Альфреда Нобеля, составленным в 1895 г. и предусматривавшим выделение средств на награды представителям следующих пяти направлений: литература; физика; химия; физиология и медицина; содействие установлению мира во всём мире. В настоящее время размер Нобелевской премии составляет 10 млн шведских крон.

ІV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя


— Обработка данных при определении лауреата базируется на принципах, подчёркнутых в завещании Нобеля. Так, в своём завещании он декларировал, что для присуждения премии по литературе «идеалистическая направленность» должна быть достаточным условием.

Выбор лауреатов в области литературы часто противоречив. Очевидно, что существуют не совсем мотивированные присуждения наград. Решения комитета, присуждающего Нобелевскую премию по литературе, среди всех нобелевских номинаций вызывают больше всего нареканий. Достаточно сказать, что эта премия не была присуждена таким гениям мировой литературы, как Л. Н. Толстой, Дж. Джойс, В. В. Набоков, Х. Л. Борхес. В то же время список лауреатов Нобелевской премии весьма представителен: среди них Т. Манн, У. Фолкнер, Г. Гарсия Маркес, Ч. Милош и др.

Писателям, пишущим на русском языке, премию присуждали 5 раз (И. А. Бунин, Б. Л. Пастернак, М. А. Шолохов, А. И. Солженицын, И. А. Бродский).

Иван Бунин (1933).
С 1920 г. (и на момент получения премии) жил во Франции. Без гражданства. «За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».

Борис Пастернак (1958).
Отказался от премии, диплом и медаль были вручены его сыну в 1989 г. «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа».

Михаил Шолохов (1965).
«За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».

Александр Солженицын (1970).
«За нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы».

Иосиф Бродский (1987).
С 1972 г. (и на момент получения премии) жил в США. Гражданство США. «За всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии».

В 1962 г., после публикации рассказа «Один день Ивана Денисовича», в котором по замыслу «описать весь лагерный мир — одним днём» показана «вся история лагерей», Солженицын стал знаменитым на весь мир. Многое из сказанного и написанного А. И. Солженицыным сейчас воспринимается как пророчество. Не потеряли актуальности его высказывания о значении писательского слова в современном мире, прозвучавшие в «Нобелевской лекции…» более 30 лет назад. Обратимся к некоторым её фрагментам

 


Обобщение учителя

2. Аналитическая работа
с фрагментами «Нобелевской лекции»

(раздаточный материал)

Карточка № 1

«Как тот дикарь, в недоумении подобравший странный выброс ли океана? захоронок песков? или с неба упавший непонятный предмет? — замысловатый в изгибах, отблёскивающий то смутно, то ярким ударом луча,— вертит его так и сяк, вертит, ищет, как приспособить к делу, ищет ему доступной низшей службы, никак не догадываясь о высшей.
Так и мы, держа в руках Искусство, самоуверенно почитаем себя хозяевами, смело его направляем, обновляем, реформируем, манифестируем, продаём за деньги, угождаем сильным, обращаем то для развлечения — до эстрадных песенок и ночного бара, то — затычкою или палкою, как схватишь,— для политических мимобежных нужд, для ограниченных социальных. А искусство — не оскверняется нашими попытками, не теряет на том своего происхождения, всякий раз и во всяком употреблении уделяя нам часть своего тайного внутреннего света».

• В чём необычность начала лекции?

Карточка № 2

«Человек извечно устроен так, что его мировоззрение, когда оно не внушено гипнозом, его мотивировки и шкала оценок, его действия и намерения определяются его личным и групповым жизненным опытом. Как говорит русская пословица: “Не верь брату родному, верь своему глазу кривому”. И это — самая здоровая основа для понимания окружающего и поведения в нём.
Но вот за последние десятилетия человечество незаметно, внезапно стало единым — обнадёжно единым и опасно единым, так что сотрясенья и воспаленья одной его части почти мгновенно передаются другим, иногда не имеющим к тому никакого иммунитета. Человечество стало единым,— но не так, как прежде бывали устойчиво едиными община или даже нация: не через постепенный жизненный опыт, не через собственный глаз, добродушно названный кривым, даже не через родной понятный язык,— а поверх всех барьеров, через международное радио и печать… На нас валит накат событий… В разных краях к событиям прикладывают собственную, выстраданную шкалу оценок — и неуступчиво, самоуверенно судят только по своей шкале, а не по какой чужой…
И за это… остолбенелое непонимание чужого дальнего горя нельзя упрекать человеческое зрение: уж так устроен человек…»

• О какой особенности человеческого мировоззрения говорит писатель в данном отрывке?
• С какой целью автор употребил пословицу, говоря об особенности мировоззрения человека?

Карточка № 3

«Но кто же и как совместит эти шкалы? Кто создаст человечеству единую систему отсчёта — для злодеяний и благодеяний, для нетерпимого и терпимого, как они разграничиваются сегодня?.. Бессильны тут и пропаганда, и принуждение, и научные доказательства. Но, к счастью, средство такое в мире есть! Это — искусство. Это — литература…
И ещё в одном бесценном направлении переносит литература неопровержимый сгущённый опыт: от поколения к поколению. Так она становится живой памятью нации. Так она теплит в себе и хранит её утраченную историю — в виде, не поддающемся искажению и оболганию. Тем самым литература вместе с языком сберегает национальную душу.
В разное время в разных странах горячо, и сердито, и изящно спорили о том, должны ли искусство и художник жить сами для себя или вечно помнить свой долг перед обществом и служить ему, хотя и непредвзято. Для меня здесь нет спора, но я не стану снова поднимать вереницы доводов… Да русская литература десятилетиями имела этот крен — не заглядываться слишком сама на себя, не порхать слишком беспечно. И я не стыжусь эту традицию продолжать по мере сил. В русской литературе издавна вроднились нам представления, что писатель может многое в своём народе — и должен».

• Какие важные функции литературы в жизни мирового сообщества называет автор?
• О какой многовековой традиции русской литературы говорит А. И. Солженицын?
• В прозе А. И. Солженицына часто встречаются слова, которых нет в толковых словарях, но они кажутся нам понятными. Это слова, созданные автором. Найдите их в тексте.

Карточка № 4

«Каковы ж в этом жестоком динамичном, взрывном мире, на черте его десяти гибелей — место и роль писателя?
Однажды взявшись за слово, уже потом никогда не уклониться: писатель — не посторонний судья своим соотечественникам и современникам, он — совиновник во всём зле, совершённом у него на родине или его народам. И если танки его отечества залили кровью асфальт чужой столицы,— то бурые пятна навек зашлёпали лицо писателя. И если в роковую ночь удушили спящего доверчивого Друга,— то на ладонях писателя синяки от той верёвки. И если юные его сограждане развязно декларируют превосходство разврата над скромным трудом, отдаются наркотикам или хватают заложников,— то перемешивается это зловоние с дыханием писателя».

• Какие эпитеты использовал автор, характеризуя современный мир?
• Как Солженицын определил место и роль писателя в современном мире? Кто он?

Карточка № 5

«…Само выдвижение меня на Нобелевскую премию возбуждено не в той стране, где я живу и пишу…
Так я понял и ощутил на себе: мировая литература — уже не отвлечённая огибающая, уже не обобщение, созданное литературоведами, но некое общее тело и общий дух, живое сердечное единство, в котором отражается растущее духовное единство человечества… а между тем внутренних дел вообще не осталось на нашей тесной Земле! И художественная литература — из тончайших, отзывчивейших инструментов человеческого существа, одна из первых уже переняла, усвоила, подхватила это чувство растущего единства человечества.
Я думаю, что мировой литературе под силу в эти тревожные часы человечества помочь ему верно узнать самого себя вопреки тому, что внушается пристрастными людьми и партиями; перенести сгущённый опыт одних краёв в другие так, чтобы перестала у нас двоиться и рябить в глазах, совместились бы деления шкал, и одни народы узнали бы верно и сжато истинную историю других с тою силой узнавания и болевого ощущения, как будто пережили её сами,— и тем обережены бы были от запоздалых жестоких ошибок…
Всякий, кто однажды провозгласил насилие своим методом, неумолимо должен избрать ложь своим принципом… и простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи… Писателям же и художникам доступно большее: победить ложь!
Вот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскалённый час. Не отнекиваться безоружностью, не отдаваться беспечной жизни,— но выйти на бой!»

• Какую особенность мировой литературы отмечает автор? Как он называет писателя?
• Чем может литература, по мнению А. И. Солженицына, помочь миру в его раскалённый час? Как она может противостоять жестокому натиску открытого насилия?
• Изменилось ли ваше представление о значимости литературы в современном обществе?
• Какой должна быть современная русская литература, чтобы быть востребованной читателем?

 


V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

Выполнение интерактивного упражнения «Пресс»

(работа в группах)

• Солженицын всегда был убеждён, что линия борьбы между добром и злом не имеет очевидной, наглядной прямизны… В чём же советует он искать опору, свет надежды, систему моральных ориентаций? Перечитайте «Лихое зелье» — одну из микрозарисовок писателя, опубликованную в 1998 г., и попробуйте уловить элементы надежды, веры в человека, пробивающиеся сквозь покров усталости и тревоги великого подвижника-моралиста.

Карточка
ЛИХОЕ ЗЕЛЬЕ


Сколько же труда кладёт земледелец: сохранить зёрна до срока, посеять угодно, доходить до плодов растения добрые. Но с дикой радостью взбрасываются сорняки — не только без ухода-досмотра, а против всякого ухода, в насмешку.
То-то и пословица: лихое зелье — нескоро в землю уйдёт.
Отчего ж у добрых растений всегда сил меньше? Видя невылазность человеческой истории, что в дальнем-дальнем давно, что в наисегодняшнем сегодня,— понуро склоняешь голову: да, знать — таков закон всемирный. И нам из него не выбиться — никогда, никакими благими издумками, никакими земными прожектами. До конца человечества. И отпущено каждому живущему только: свой труд — и своя ноша.
(«Новый мир», 1998)

VI. Домашнее задание

Подготовить рабочие материалы к контрольному сочинению на одну из предложенных тем:

«Тема Великой Отечественной войны в лирике А. Т. Твардовского»;
«Интеллигенция и революция: своеобразие постановки проблемы в романе Б. Л. Пастернака “Доктор Живаго”»;
«“Спор нельзя решать железом…” (Поиски правды в романе Б. Л. Пастернака “Доктор Живаго”)»;
«Нравственная проблематика в повести А. И. Солженицына “Один день Ивана Денисовича”»;
«Символ целой эпохи (по повести А. И. Солженицына “Один день Ивана Денисовича”)».

Следующие уроки: Урок № 85. Контрольное сочинение по творчеству А. Т. Твардовского, Б. Л. Пастернака, А. И. Солженицына >>>


 
1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика