Главная |
|
|
А. И. Солженицын.
Фото. Вермонт, 1978 |
|
|
Б. Л. Пастернак.
15 июня 1948 г.
Фотография Л. В. Горнунга |
|
|
А. Т. Твардовский.
Фото |
|
|
|
|
|
|
СОЛЖЕНИЦЫН АЛЕКСАНДР ИСАЕВИЧ
(1918 – 2008)
4 ЧАСА
Уроки литературы в 11 классе[1] |
|
Урок № 82. А. И. Солженицын: судьба, личность, творчество. Повесть «Один день Ивана Денисовича»
Урок № 83. А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича». Характер героя как способ выражения авторской позиции
Урок № 84. Урок внеклассного чтения. А. И. Солженицын «Нобелевская лекция по литературе, 1972»
Урок № 85. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству А. Т. Твардовского, Б. Л. Пастернака, А. И. Солженицына
УРОК № 85
Тема.
Развитие речи.
Контрольное сочинение по творчеству
А. Т. Твардовского, Б. Л. Пастернака, А. И. Солженицына
Цель: учить учащихся работать с выбранной темой: собирать материал, продумывать план; вооружить учащихся необходимой информационной базой, опорной
лексикой; выявить уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей прочитанного художественного произведения; способствовать воспитанию
стремления к самопознанию и самосовершенствованию.
Оборудование: иллюстративный материал, черновые варианты сочинений, запись на доске.
Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся показывают уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных произведений,
уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа
• Расскажите о жизненном пути А. Т. Твардовского. Какие факты биографии писателя свидетельствуют о его стойкой нравственно-гражданской позиции?
• «Не надо заводить архива, над рукописями трястись…» — с какой частью автобиографии перекликаются эти строки Б. Л. Пастернака?
• Как раскрываются в произведениях А. И. Солженицына тема существования человека в тоталитарном обществе?
III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— Как лихо может измениться жизнь человека за несколько лет. Так уж случилось, что и в России в XX в. произошло множество событий, которые очень
серьёзно поменяли ход её истории. Трагически складывались судьбы поэтов и писателей, стоящих в оппозиции к советскому государству, но искренне верящих в
справедливость и гуманность общечеловеческих идеалов.
Поэзия Александра Трифоновича Твардовского — своеобразная поэтическая энциклопедия времени, это эпическая и лирическая, отчасти и драматическая история
нашей страны. Почти все главнейшие события этой истории отразились в его творчестве: коллективизация — в «Стране Муравии», Великая
Отечественная война — в «Василии Тёркине», цикле стихотворений и в «Доме у дороги», послевоенные годы — в поэме «За далью — даль».
Герои произведений Твардовского — люди рядовые, не генералы новой жизни, а её солдаты.
Всегда трудно говорить о каком-то одном стихотворении в творчестве любого поэта: он выразил себя во всём, что написал. Но ещё труднее говорить о поэте,
который собирался стать музыкантом, а потом философом. Речь идёт об одном из лучших поэтов России XX в.— Борисе Леонидовиче Пастернаке. Пастернак — сын своего
времени, времени трёх революций, когда всё рушилось и всё приходило в движение. «Я стал частицей своего времени и государства, и его интересы стали моими»,— пишет
поэт. Словно с чёрного хода приходят в поэзию и остаются жить там навсегда все «залпом», «взахлёб», «навзрыд», «вдребезги» и «наповал»…
Эстетика и поэтика Пастернака в наибольшей степени основывались на представлении о слитности чувственного, окружающего поэта мира, где
невозможно отделить человека от природы, а поэзию от жизни. Поэт стремился не просто воспроизвести жизнь в её узнаваемости и конкретности,— он хотел
донести свои впечатления о ней до читателей будущих времён, стремился отразить не только внешнюю сторону событий, но и их глубинную сущность.
Не прямой линией, а параболой вычерчен творческий путь Александра Исаевича Солженицына. Его имя появилось на литературном небосклоне в начале
1960-х, в период хрущёвской «оттепели», вспыхнуло, напугав поборников «безгласности» времён «застоя», и исчезло на долгие годы, преданное хуле и забвению.
Так в трагедии одного человека, как в зеркале, отразилась трагедия целого народа, приговорённого к кресту сталинской тоталитарной системой.
Александр Исаевич Солженицын пережил вместе с Россией и её народом все тяготы как военной, так и послевоенной жизни. Он писал о том, что видел сам.
Он не пытается охватить сразу всю Россию. Но с помощью одного эпизода, одного произведения можно понять, как жила страна, как жили люди в то время.
|
IV. Работа над темой урока
1. Беседа по ранее предложенным и отработанным дома
темам сочинения
(запись на доске)
Темы сочинений
1. Тема Великой Отечественной войны в лирике А. Т. Твардовского.
2. Интеллигенция и революция: своеобразие постановки проблемы в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго».
3. «Спор нельзя решать железом…» (Поиски правды в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»).
4. Нравственная проблематика в повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
5. Символ целой эпохи (по повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»).
Комментарий.
Темы записывают на доске и обсуждают. Учитель предлагает учащимся возможные пути раскрытия той или иной темы.
Этапы работы по анализу темы
1. Чтение темы: определение главных слов, объёма, характера темы.
2. Определение тезиса, основной мысли сочинения.
3. Подбор аргументов, иллюстративного материала.
4. Продумывание заключения и вступления.
2. Самостоятельная работа
с раздаточным материалом (в парах)
Как писать сочинение
1. Постоянно сверяйте свой текст с заголовком сочинения и отправной точкой своего текста — содержанием вступления. Это поможет вам не отступать от
темы сочинения.
2. Раскрывайте тему в соответствии с составленным планом. С помощью языковых средств выражайте логические отношения.
3. Формулируя тезис для каждой микротемы, опирайтесь на основную мысль сочинения, его идею, сформулированную во вступлении.
4. Во избежание языковых повторов подбирайте синонимы и описательные обороты. Следите за употреблением местоимений при цепной связи предложений.
5. Одним из способов аргументации является цитирование. Соблюдайте пунктуационные правила при цитировании.
6. Работайте с черновиком! Это поможет вам скорректировать план сочинения, организовать редактирование текста, исправить ошибки.
Рекомендации
по оформлению черновика
1. Оставляйте просвет между строками в черновике: это даст вам возможность в процессе редактирования вставлять слова, словосочетания и даже предложения.
2. Пишите текст на одной стороне листа: при редактировании вам может понадобиться вставить не слово и даже предложение, а довольно значительный
кусок текста. Тогда в том месте, где вы хотите сделать вставку, поставьте какой-нибудь условный знак, а на оборотной (чистой) стороне под тем же
условным знаком напишите вставку.
3. Оставляйте хотя бы небольшие поля. Во время правки при первом чтении бывает, что вы видите необходимость исправления той или иной фразы, но
как её исправить, пока ещё не ясно. Сделайте пометку на полях, и вы сможете вернуться к этой фразе и исправить её.
4. Соблюдайте абзацы. На границе частей сочинения, соответствующих новым пунктам плана, пропускайте ещё и дополнительно пустую строчку.
5. При редактировании постарайтесь избавиться от слишком длинных фраз. Во время написания текста могут появиться тяжеловесные предложения.
В процессе редактирования можно спокойно обдумать, как из одной длинной фразы сделать две покороче или вообще убрать кое-какие слова, оказавшиеся лишними.
6. Переделка фраз, зачёркивание одних, вставка других и вообще любые изменения в тексте могут привести к тому, что должна быть изменена форма
слова, но по невнимательности ученик забывает это сделать сразу. В результате нарушаются грамматические законы связи слов и появляются грамматические ошибки.
Чтобы их избежать, помните, что после любого изменения в тексте надо медленно и выразительно, желательно вслух (шёпотом!), прочесть весь кусок текста,
в котором проделаны изменения. Все грамматические сдвиги вы сможете уловить и исправить.
3. Составление планов (самостоятельно),
возможно тезисных, редактирование черновых вариантов сочинений
Комментарий.
Для учащихся с низким и средним уровнем усвоения знаний учитель может предложить готовый вариант плана сочинения
(см. приложение)
или ознакомить учащихся с образцом-сочинением на предложенную тему.
4. Чтение нескольких черновых вариантов сочинений,
их обсуждение, редактирование, рецензирование учителем
5. Написание творческих работ
(чистовой вариант)
V. Домашнее задание
1. Ознакомиться с поэзией Н. М. Рубцова.
2. Опережающие задания (5 учащихся).
Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве Н. М. Рубцова, выразительное чтение наизусть
стихотворений Н. М. Рубцова «Звезда полей», «Русский огонёк», «Видение на холме».
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
Образец развёрнутого плана к сочинению
«Спор нельзя решать железом…»
(Поиски правды в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»)
I. «Мы дети страшных лет России…» (А. А. Блок). Революция и права личности в решающие периоды исторического развития в романе Б. Л. Пастернака
«Доктор Живаго».
II. «Хождение по мукам» русского интеллигента Юрия Живаго.
1. История довоенной жизни Юрия Живаго, «чувство равенства со всеми живущими».
2. Изображение событий Первой мировой войны как причины и истока «всех последующих, доныне постигающих наше поколение несчастий», то есть
революций и Гражданской войны. Судьба красного партизана Памфила Палых.
3. Неприятие всеобщего счастья, если в его основание положена хоть одна слезинка ребёнка — итог поисков истины главного героя Юрия Живаго:
а) символический смысл эпизода с «Живыми помощами» (стихи из 90-го псалма) в ладанке на груди и у красноармейца, и у белогвардейца;
б) тема любви и её роль в романе;
в) «…Эта власть против нас. У меня не спрашивали согласия на эту ломку».
III. Счастье нельзя навязать силой. Нет готовых рецептов счастья, каждый человек его ищет сам. Необходимо отказаться от привычки «освобождать и
осчастливливать, особенно тех, кто об этом не просит»,— основной нравственный вывод романа.
«В записную книжку учителя…»:
«Для любознательных»
Викторина по творчеству Б. Л. Пастернака
1) «Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней…» Кого из композиторов больше всех любил Б. Л. Пастернак?
2) Восстановите строфу: смуте, пути, всем, в, работе, сути, сердечной, хочется, во, мне, дойти, поисках, в, до, в, самой.
3) В каком произведении Б. Л. Пастернак рассказал о «свежести первой встречи» с В. В. Маяковским и о своём восхищении ранним творчеством пролетарского поэта?
4) В годы, когда творчество Б. Л. Пастернака было в СССР под запретом, чтобы
прокормить семью, он обратился к переводческой деятельности. Кого из мировых классиков переводил Б. Л. Пастернак? Назовите произведения.
5) Чьи это слова о Б. Л. Пастернаке?
Он награждён каким-то вечным детством,
Той щедростью и зоркостью светил,
И вся земля была его наследством,
А он её со всеми разделил.
6) Какая строчка из стихотворения Б. Л. Пастернака «Единственные дни» стала заглавием известного романа современного писателя?
7) По какому поводу написаны следующие стихи Б. Л. Пастернака:
Я пропал, как зверь в загоне,
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу хода нет,
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над судьбой страны моей.
8) Какие стихотворения из сборника «Сестра моя — жизнь» посвящены М. Ю. Лермонтову?
9) Что это — «это» в стихотворных строках?
Это — круто налившийся свист,
Это — щёлканье сдавленных льдинок,
Это — ночь, леденящая лист,
Это — двух соловьёв поединок…
10) Как Б. Л. Пастернак в своих стихотворениях сформулировал цель творчества?
11) Каково было первоначальное заглавие романа «Доктор Живаго»?
Ответы
1) Композитора А. Н. Скрябина.
2) Во всём мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте.
3) В «Охранной грамоте».
4) У. Шекспира «Гамлет», «Отелло», «Ромео и Джульетта», «Макбет»; И. В. Гёте «Фауст»; стихотворения П. Верлена, П. Кальдерона и др.
5) А. А. Ахматовой.
6) «И дольше века длится день…» — название романа Ч. Т. Айтматова.
7) По поводу опубликования романа «Доктор Живаго» за границей и присуждения Б. Л. Пастернаку Нобелевской премии.
8) «Памяти Демона», «Про эти стихи», «Девочка».
9) Это — Поэзия («Определение поэзии»).
10) Цель творчества — самоотдача.
11) Один из первоначальных вариантов назывался «Свеча горела».
Следующие уроки: Урок № 86. Н. М. Рубцов. Судьба, личность, творчество. Основные темы и мотивы лирики >>>
|
|
1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016.
( вернуться)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|