Судьба, личность и творчество А. Т. Твардовского. Уроки литературы в 11 классе
Литература
 
 Главная
 
А. Т. Твардовский. Фото
Источник: А. Т. Твардовский. Собрание сочинений в шести томах. Том 1. — М.: Худ. лит., 1976
 
 
 
 
 
 
 
 
Александр Трифонович Твардовский
(1910 – 1971)

2 ЧАСА

Уроки литературы в 11 классе[1]
 


Урок № 76. А. Т. Твардовский: судьба, личность, творчество. Лирика: размышление о настоящем и будущем Родины

Урок № 77. А. Т. Твардовский. Осмысление темы войны. Мысли и чувства поэта о вечном долге перед павшими на полях сражений


УРОК № 76
Тема.
А. Т. Твардовский: судьба, личность, творчество.
Лирика: размышление о настоящем и будущем Родины

Цель:
ознакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Т. Твардовского; показать гражданское мужество Твардовского — редактора «Нового мира»; объяснить напряжённость внутренней работы поэта в лирике периода «оттепели» стремлением к истине; совершенствовать умения и навыки сопоставительного анализа поэтических текстов; формировать гражданско-патриотические качества личности учащихся на примере общественной деятельности Твардовского.
Оборудование: учебник, портрет А. Т. Твардовского, тексты стихотворений, раздаточный материал для работы в группах, парах.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают наиболее важные факты личной и творческой биографии поэта; знают об основных темах и направлениях поэзии А. Т. Твардовского; принимают участие в аналитической беседе; выполняют сопоставительную работу в парах.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний


Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Александр Твардовский — одна из самых значительных и самых трагических личностей в русской литературе советской эпохи. Поэт, выросший в фигуру первой величины в самые мрачные десятилетия и никогда не выпадавший из официальной «обоймы», создатель произведений, ставших классикой социалистического реализма. И он же в годы «оттепели» — признанный лидер духовной оппозиции режиму, и не только как главный редактор журнала «Новый мир», ставшего едва ли не единственным гласным рупором демократических идей, но и как автор поэм и стихотворений, которые воспринимались современниками как акты мужественного сопротивления официальной идеологии.

Талант Твардовского был высоко оценён многими писателями, придерживавшимися самых разных творческих ориентаций. «Один из великих поэтов XX века» — так называл его Константин Симонов. «Поэт громадной мощи» — впечатление Юрия Трифонова. «Большой поэт» — характеристика, данная Наумом Коржавиным. «Собиратель литературы. Высочайший. Авторитетнейший судья. Властитель поколения…» — это высказывание Фёдора Абрамова. «Воздействие личности Твардовского на окружающих его людей было огромным и очевидным, он был притягателен уже по одному тому, что хотел жить по правде и не скрывал этого желания, в то время как большинство людей его скрывало, не зная, где правда, а где — неправда»,— писал Сергей Залыгин.

Стихи Твардовского, увидевшие свет в «новомировских» подборках 1965–1969 гг., поражали читателей-современников пафосом социального бесстрашия, опирающегося на философское достоинство. Эстетический эффект при этом усиливался удивительной естественностью, органичностью произнесения, кажущейся неприхотливостью поэтики в целом.

ІV. Работа над темой урока

1. Слушание «Литературных визиток»
о жизни и творчестве А. Т. Твардовского

(Учащиеся составляют тезисы.)

2. Объяснение учителя (мини-лекция)

— О чём бы ни писал Твардовский, в центре внимания поэта всегда стоял образ простого человека-труженика. В суровые годы Великой Отечественной войны лирика Твардовского была созвучна поэзии большинства авторов: ратный подвиг солдат и героизм тыла, когда даже дети не оставались в стороне от этих событий.

Вершиной творчества этого периода является поэма «Василий Тёркин» — своеобразный памятник духу русского человека на войне. Вскоре после войны Твардовский пишет поэму-воспоминание «Дом у дороги». Это взволнованный призыв поэта, обращённый ко всем живущим, не забывать прошлого, его уроков. Эта поэма о силе, стойкости и выносливости русского человека, о любви, подвергшейся тяжёлым испытаниям, о святости и чистоте воинского долга солдата.

В следующей поэме «За далью — даль» поэт путешествует не только в пространстве от Москвы до Владивостока, но и во времени, осмысливая путь, пройденный страной и её народом, вспоминает тревожную юность. Органическая связь прошлого и настоящего помогает лучше понять современность. Поэт скажет: «Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу». И на каждом из этих этапов муза «тревог и потрясений» с особой поэтической силой и искренностью воплощала самое важное, сокровенное в сознании и чувствах миллионов народных масс.

Поэзия Твардовского — свое образная поэтическая энциклопедия времени, его лирическая, эпическая, временами драматическая история. Великие события отразились в его творчестве в форме прямого их изображения и как отдельные переживания, размышления. Поэзия подъёма и трудностей становления государства, духовные искания и переживания личности, культурный и нравственный рост простого труженика — всё это отразилось в многогранной поэзии Твардовского:

Забыть, забыть велят безмолвно,
Хотят в забвенье утопить
Живую боль. И чтобы волны
Над ней сомкнулись. Быль — забыть! («О памяти»)

 


Если разделить всё творчество поэта на два этапа: довоенный и послевоенный,— то нетрудно заметить, что в первом преобладает политическая тема: тема тяжёлой доли крестьян и рабочих, например «Дневник председателя колхоза», во втором же мы явно видим тему времени, тему прошлого и будущего. Особенно явственно отголоски прошлого слышатся в поэме Твардовского «По праву памяти», где центральное место занимает проблема того, какую долю «отец народов» уготовил своим детям. Выразительно и твёрдо названная «По праву памяти» поэма родилась как акт сопротивления, уже своим названием взрывала страшное молчание, покрывающее прошлое — многие годы сталинского режима. Эта поэма Твардовского адресована современной молодежи, обращена к её духовно-нравственным, идейным поискам и устремлениям: «Вам — Из другого поколения»,— обращался поэт. История не делится на отрезки, события её не распределяются по чинам и званиям: каждый отвечает за всё, что было в прошлом, совершается в настоящем и произойдёт в будущем:

Давно отцами стали дети,
Но за всеобщего отца
Мы оказались все в ответе,
И длится суд десятилетий,
И не видать ещё конца.

В одном из своих писем, адресованном начинающему поэту, Твардовский так формулирует признаки настоящей поэзии: «…есть тема, не выдуманная от желания писать стихи, а та, от которой деваться некуда, если не одолеть её; есть сердце, не ограждённое мелочным себялюбием от других сердец, а открыто обращённое к ним; есть, наконец, желание думать и додумывать для себя до конца, до полной уверенности то, что кажется уже достаточно обдуманным другими, готовым (готового ничего нет в области мысли) — всё с самого начала проверить».

3. «Практикум начинающего литературоведа»:
практическая работа с фрагментами литературоведческих текстов

(работа в группах, с раздаточным материалом)

• Ознакомьтесь с высказываниями о личности поэта. Совпадают ли эти оценки с обликом лирического героя Твардовского? Самостоятельно подберите цитаты из стихотворений разных лет, характеризующие жизненное и творческое кредо Твардовского-поэта.

Карточка

• В Твардовском до конца дней его оставалось что-то от крестьянского сына, сельского жителя, причем жителя не южных станиц и сёл — крупных, многолюдных, а среднерусских небольших, тихих деревенек и одиноких хуторов. Там издавна сложился особый тип жителя — не бойкого, пожалуй, чуточку скрытного, иногда и застенчивого, привыкшего часто оставаться наедине с самим собой и потому любящего поразмышлять, а в небольшой компании и серьёзно всё обсудить — вплоть до мировых проблем,— но без шума и гама
(А. И. Кондратович).

• Твардовский всегда «вступал в тот след горячий». Горячий след каждого из больших событий — тогда, когда он ещё был горячим, и даже иной раз то гда, когда событие ещё только приближалось, наступало. И про каждое он мог сказать: «…я там был. Я жил тогда». И не только был и жил, но и действовал, переживал
(А. В. Македонов).

• Он даже влиял на нас, когда ничего не говорил, иногда просто сидел за своим редакторским или письменным столом и много курил, вздыхал, наморщив свой умный, широкий, мудрый лоб. От него исходили силовые токи, огромная энергия, огромное поле. Твардовский не терпел фальши. Поразительное чувство правды… Соединял в себе опытность, непосредственность крестьянина-хозяина, образованность и поэтическую мудрость
(Ф. А. Абрамов).

Презентация результатов работы

4. Аналитическая работа
с текстом стихотворения «Памяти матери»
(«В краю, куда их вывезли гуртом…»)
.

А) Вступительное слово учителя


«…Цикл “Памяти матери” — это не только цикл стихов о смерти матери, это цикл стихов о памяти всей жизни, времени, о важных судьбах человеческих и народных, о силе и смысле жизни»,— считал литературный критик А. В. Македонов. Этот цикл напоён истинной любовью поэта к матери, к женщине-труженице вообще и безграничной благодарностью за этот мир, подаренный ему и тысячам таких же, как и он.

Б) Аналитическая беседа

• Как воспоминания поэта о матери перекликаются с её воспоминаниями о жизни и быте переселенцев в эпоху коллективизации?
• Что более всего угнетало и мучило впечатлительную, «не без сентиментальности», крестьянскую женщину в северном спецлагере для раскулаченных?
• Обратите внимание на лексико-интонационный строй стихотворения. Как соотносятся в нём авторские интонации и речь матери, её скорбно-сдержанные жалобы («уж больно было», «ни даже тебе», «так-сяк», «и хоть бы — а то»)?
• Как в стихотворении развивается тема трагической судьбы крестьянства, оторванного от родных корней волей «отца народов»?

В) Обобщение учителя

— Со страниц этого цикла веет подлинной Россией, той малой родиной, которая взрастила поэта, о которой он никогда не забывал, подчёркивая своё неразрывное родство со Смоленщиной. Мать и Родина — это два самых дорогих образа в поэзии Александра Трифоновича. Для него Родина-мать не просто красивая метафора — это та основа, на которой держится жизнь.

 


5. Аналитическая работа с текстом стихотворения
«Вся суть в одном-единственном завете…»

А) Вступительное слово учителя


— У каждого поэта есть программные стихи, в которых выражены его «сверхидея», жизненное кредо и нравственный устав. Для Пушкина это «Пророк», а для Твардовского — «Вся суть в одном-единственном завете…», где сошлась вся суть его поэтического принципа, то, что он не передоверил бы «даже Льву Толстому».

Б) Аналитическая беседа

• Что можно сказать об особенностях поэтической лексики?
• С какой целью автор использует слова суть, завет, свет, Бог?
• Как развивается тема творческого самоопределения художника в стихотворении?
• К какому жанру лирики можно отнести указанное стихотворение?
• Используя приведённые выше высказывания о стихе Твардовского, сопоставьте их с собственными наблюдениями над формой стихотворения «Вся суть в одном-единственном завете…». В чём, с вашей точки зрения, заключается своеобразие твардовской интонации?

В) Обобщение учителя

— Итак, в этом программном стихотворении Твардовский как бы даёт понять, насколько велика и ценна его тайна, если её не знают «ни живые, ни мёртвые». «Живые и мёртвые» символизируют целую эпоху, в которую довелось жить поэту. Так автору удаётся создать оттенок преувеличения (гиперболизации) и таинственности. Поэт хочет сказать нам о том, как нужно достойно прожить жизнь, не опорочив свою честь и честь своих близких, остаться честным перед Родиной до конца и быть верным её сыном, ведь за спиной у нас — страшнейшая в истории человечества война и годы размышлений над судьбами России.

Жизненный опыт даёт право Твардовскому на добрые наставления, которые прозвучат в стихах, написанных в последние годы его жизни: «Что нужно, чтобы жить с умом!», «Допустим, ты своё оттопал…», «К обидам горьким собственной персоны…». Суть «Завета…» Александра Твардовского неизменна и в наше время…

6. Аналитическая работа с текстом стихотворения
«Дробится рваный цоколь монумента…»

А) Аналитическая беседа


• Раскройте композиционно-смысловую роль первой строфы стихотворения.
• Какова роль конкретных, «материальных» деталей картины, открывающей авторские размышления о вечном и преходящем, о личных притязаниях политических вождей и неумолимой логике истории?
• Сопоставьте вторую и третью строфы стихотворения. В чём иронический смысл их переклички? Какова функция смысловой параллели: «чрезмерная о вечности забота» — «чрезмерная забота о забвенье»?
• Внимательно перечитайте последнюю строфу стихотворения. Что привносят в общее звучание стихотворения заключительные строки о бесстрастии камня как материала «рукотворной» истории?
• Каковы авторские критерии добра и зла применительно к сущности исторического прогресса?

Б) «Умники и умницы»:
сопоставительная работа (в парах)


• Соотнесите идейно-философское звучание этих строф с образом «нерукотворного памятника» в известном стихотворении А. С. Пушкина и идеей памятника материнскому страданию, завершающей поэму А. А. Ахматовой «Реквием». Как каждый из поэтов раскрывает тему исторической памяти?

 


V. Рефлексия.
Подведение итогов урока Обобщающая беседа


• Как понимал предмет поэзии А. Т. Твардовский в ранний период своего творчества?
• Что вы можете сказать об особенностях философской лирики Твардовского? Почему так важен для поэта мотив памяти?
• В чём заключается следование традициям русской поэзии и в чем проявляется новаторство?

VI. Домашнее задание

1. Ознакомиться со стихотворениями А. Т. Твардовского о Великой Отечественной войне.

2. Опережающие задания (3 учащихся).
Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений А. Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война», «Я знаю, никакой моей вины…».

Следующие уроки: Урок № 77. А. Т. Твардовский. Осмысление темы войны >>>


1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

 
И. С. Конев (крайний слева), командующий 19-й армией, М. А. Шолохов, А. А. Фадеев
и другие на командном пункте. 1941 г., осень.
Источник фото: Михаил Шолохов: Летопись жизни и творчества:
(материалы к биографии) / Сост. Н. Т. Кузнецова. –
М.: Галерия, 2005.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
А. Т. Твардовский.
Фото, 1945 г.
 
О. Г. Верейский.
Макет обложки книги
А. Т. Твардовского «Василий Теркин». 1944 г.
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика