Урок 77. X. К. Андерсен: страницы биографии. «Снежная королева»
Урок 78. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда
Урок 79. Сказки X. К. Андерсена. Урок внеклассного чтения
УРОК 77
X. К. Андерсен: страницы биографии.
«Снежная королева»
Сказки Андерсена давно известны детям и любимы ими. В программе средней школы это первое и последнее обращение к творчеству великого сказочника. После
чтения и обсуждения сказки «Снежная королева» мы предлагаем провести урок внеклассного чтения, который может стать настоящим праздником сказки для детей.
Подготовку к этому празднику начнем с первого урока. Дадим задания подготовить выставку различных изданий сказок писателя и книг, посвященных его
творчеству, подготовить рассказ об Андерсене, составить вопросы для викторины по сказкам Андерсена, нарисовать иллюстрации к любимым сказкам и инсценировать
некоторые эпизоды. Современные технические средства позволяют показать на уроке фрагменты из мультипликационных фильмов, поставленных по сказкам Андерсена.
Важно, чтобы в подготовке праздника участвовало как можно больше учеников. Учитель составит сценарий исходя из возможностей класса.
Если в школе два или три пятых класса, можно объединить их вместе и сделать большой праздник с конкурсами между командами классов. Пусть эта встреча
с Андерсеном в школьном курсе литературы запомнится детям радостной и праздничной атмосферой.
I. Артикуляционная разминка
II. X. К. Андерсен: страницы биографии
— Какие чувства, впечатления вызывает у вас имя Андерсена?
— Какие сказки Андерсена вы знаете?
Читаем вступительную статью к теме (с. 201—202).
III. «Снежная королева»
Выразительное чтение
Многие дети в начальной школе читали сказку «Снежная королева», смотрели мультипликационный фильм по этой сказке.
На первом уроке ученики начнут выразительное чтение сказки (начало на с. 202). Это даст учителю в конце третьей четверти проверить, как
изменился уровень техники чтения пятиклассников.
IV. Подготовка к уроку внеклассного чтения (уроку-празднику)
Учитель обсудит с учениками идею организации праздника, школьники вместе продумают и распределят задания.
Домашнее задание
Подготовить краткий пересказ сказки X. К. Андерсена «Снежная королева», ответы на вопросы учебника (с. 234).
Индивидуальные задания
Подготовка к уроку-празднику.
|
УРОК 78
«Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке.
Кай и Герда.
Мужество Герды в поисках Кая.
Победа добра, любви и дружбы
I. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке.
Беседа.
Выборочный пересказ
— Как можно объяснить название сказки? Из скольких историй состоит сказка? (1-й вопрос, с. 234.)
Сказка называется «Снежная королева», потому что главное событие, на котором строится сюжет, — это похищение Кая Снежной королевой. Сказка
состоит из семи историй.
— Кто главные герои сказки? Чем была интересна их жизнь? (2-й вопрос.)
Главные герои сказки — девочка Герда и мальчик Кай. Они жили в соседних домах и любили друг друга, как брат и сестра. Они ходили друг
к другу в гости по крыше и любили играть на скамейке под розами, которые росли в ящиках на водосточных желобах.
— Прочитайте слова, которыми начинается сказка. Похоже ли такое начало на зачин русских народных сказок?
Сказка начинается со слов: «Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь». Такое начало непохоже на зачин
русских народных сказок.
— Перескажите историю первую, «в которой говорится о зеркале и его осколках».
— Расскажите о жизни Кая и Герды. Перескажите близко к тексту эпизод первого появления Снежной королевы.
— Как осколок попал в сердце Кая?
— С чего началось путешествие Герды? Что вы можете рассказать о цветнике женщины, умевшей колдовать? Почему Герда забыла обо всем и как ей
удалось вспомнить о Кае? Как она встретилась с принцем и принцессой? Чем они помогли Герде? (5-й вопрос.)
— Маленькая разбойница — отрицательный персонаж. Почему же автор изображает Маленькую разбойницу так, что мы относимся к ней с сочувствием?
Жизнь Маленькой разбойницы была невеселой, без ласки и доброты. Разбойница была избалованна, своевольна. Она держала в клетках животных и птиц,
мучила их. Мать ее или грабила, или пила из своей бутылки и после этого храпела. Но все-таки у Маленькой разбойницы было доброе сердце, ей тоже хотелось
любви и душевного тепла, и она отпустила Герду и оленя в Лапландию.
— Персонажей каких русских сказок напоминают нам лапландка и финка?
— Лапландка и финка из сказки Андерсена напоминают нам, как в русской сказке Баба-яга и ее сестры помогали Марьюшке найти ее Финиста — ясна сокола.
— Кого из героев сказки Андерсена мы можем назвать волшебными помощниками Герды? Как об этом сказала финка?
Герде помогают цветы, ворон и ворона, Маленькая разбойница, лесные голуби и северный олень. Финка так сказала северному оленю:
«— Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Не видишь разве, как велика ее сила? Не видишь, что ей служат и люди, и животные? Ведь она босая
обошла полсвета! Но она не должна от нас узнать о своей силе, что живет в ее сердце; ее сила в том, что она невинный милый ребенок».
— Что помогло Герде и Каю в чертогах Снежной королевы? Кто встретился им на обратном пути? (8-й вопрос.)
Герде в чертогах Снежной королевы помогла вера в Бога, молитва, верность своей любви, мужество, верность. Ее горячие слезы растопили ледяное
сердце Кая, он ожил и вспомнил Герду. Каю помогли льдинки: они затанцевали и потом сами сложились в слово «вечность».
На обратном пути Герде и Каю помог олень, лапландка и финка. Они встретили Маленькую разбойницу и от нее узнали, что стало с принцем,
принцессой, вороном и вороной.
— Как вы понимаете концовку сказки?
Андерсен своей сказкой говорит читателю, что если человек хочет чего-то добиться, если этот человек добр и сердечен, то ему будут помогать
и природа, и люди, и человек обязательно достигнет своей цели.
Концовкой автор хочет сказать, что зло истощит свои силы так же, как неизбежно кончится зима. Наступит весна, человек вернется в свой дом,
но его душевный опыт станет богаче. Человек повзрослеет, и хорошо, если взрослый останется так же чист сердцем и душою, как ребенок.
Приключения Герды — это плод фантазии автора. В поступках Герды мы видим «образцы стойкости, твердой воли и нежного сердца» (С. Я. Маршак).
Девочка отправляется искать названого брата Кая. Она преодолевает все трудности: находит выход из заколдованного садика старушки, в осенний холод
идет без башмачков по земле, с помощью ворона проникает во дворец. Потом она сумела смягчить сердце Маленькой разбойницы, добраться до Лапландии, с
помощью молитвы побороть стражей ледяного дворца и согреть сердце Кая, растопить в нем лед.
II. Подготовка к уроку-празднику
Проверяем, как идет подготовка к уроку-празднику, уточняем сценарий, с инициативной группой обсуждаем вопросы викторины.
УРОК 79
Сказки X. К. Андерсена
Урок внеклассного чтения (урок-праздник)
Оформление класса: выставка различных изданий сказок Андерсена и книг о писателе, выставка рисунков по сказкам Андерсена.
Мультипликационные фильмы по сказкам Андерсена.
Возможный план праздника
Рассказ о жизни великого сказочника.
Экскурсия по выставке книг и рисунков.
Викторина по сказкам Андерсена.
Инсценирование отрывков из любимых сказок.
Просмотр фрагментов мультфильмов по сказкам Андерсена.
Награждение победителей викторины и активных участников праздника.
Домашнее задание
Прочитать сказку Жорж Санд «О чем говорят цветы» (учебник, часть вторая, с. 240—249).
Подготовить ответы на вопросы (с. 250).
Следующие уроки: Сказка Жорж Санд «О чем говорят цветы» >>>
|