Главная |
|
|
Портрет И.А.Крылова
работы Эггинка И. Е. 1834 г. Русский музей. Повторение портрета в Саратовском государственном музее им. А.Н.Радищева |
|
|
Портрет А.С.Пушкина работы О.А.Кипренского. 1827 г. |
|
|
Портрет И.С.Тургенева
работы К. А.Горбунова. 1838-1839 |
|
|
Портрет И.А.Бунина
работы В.И.Россинского, 1915 |
|
|
|
Уроки литературы в 5 классе |
|
Из "Книги для учителя" Ерёминой О. А. [ 1] |
|
Введение. 1 час
Урок 1. Литература как учебный предмет
Устное народное творчество. 9 часов
Малые жанры фольклора. 1 час
Урок 2. Малые жанры фольклора. Вариативная природа фольклора
Русские народные сказки. 8 часов
Урок 3. Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки
Уроки 4-6. Сказка "Царевна-лягушка"
Урок 7. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Урок развития речи
Уроки 8-9. Сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»
Урок 10. Сказки «Журавль и цапля», «Солдатская шинель». Урок внеклассного чтения
Из древнерусской литературы. 2 часа
Урок 11. «Повесть временных лет» как литературный памятник
Урок 12. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи
Из русской литературы XVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов. 1 час
Урок 13. М. В. Ломоносов: детство, годы учения,
научная и литературная деятельность. «Случились вместе два Астронома в пиру...» – научные истины в поэтической форме.
Из русской литературы XIX века
Иван Андреевич Крылов. 5 часов
Урок 14. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). И. А. Крылов: детство, начало литературной деятельности
Урок 15. «Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора
Урок 16. «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица». Осмеяние пороков
Урок 17. Жанр басни. Рассказ и мораль в басне. Урок развития речи
Урок 18. Басни И. А. Крылова. Урок внеклассного чтения
Василий Андреевич Жуковский. 3 часа
Урок 19. В. А. Жуковский: детство и начало творчества. «Спящая царевна»
Урок 20. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки
Урок 21. Баллада В. А. Жуковского «Кубок». Благородство и жестокость героев баллады
Роберт Льюис Стивенсон. 2 часа
Урок 22. Роберт Льюис Стивенсон. «Вересковый мед». Подвиг героя
Урок 23. «Вересковый мед», «Остров сокровищ» и другие произведения Стивенсона. Урок внеклассного чтения
Антоний Погорельский. 2 часа
Урок 24. Антоний Погорельский: страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»
Урок 25. Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание
Всеволод Михайлович Гаршин. 2 часа
Урок 26. В. М. Гаршин: страницы биографии. «Attalea princeps»
Урок 27. «Attalea princeps»: героическое и обыденное в сказке
Урок 28. Р е з е р в н ы й у р о к.
Александр Сергеевич Пушкин. 6 часов
Урок 29. Детство А. С. Пушкина. Годы учения. Стихотворение «Няне». «У лукоморья дуб зеленый...»
Урок 30. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки сказки
Урок 31. Литературная сказка. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна
Урок 32. Помощники царевны. Богатыри, Соколко. Народная мораль, нравственность
Урок 33. Королевич Елисей. Победа добра над злом. Урок развития речи
Урок 34. Сказки А. С. Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила». Урок внеклассного чтения
Михаил Юрьевич Лермонтов. 2 часа
Урок 35. М. Ю. Лермонтов: детство и начало литературной деятельности. Историческая основа стихотворения «Бородино»
Урок 36. «Бородино» – отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения. Образ старого солдата – участника сражения
|
Николай Васильевич Гоголь. 2 часа
Урок 37. Н. В. Гоголь. Народные предания о кладах — основа повести «Заколдованное место»
Урок 38. «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий
Николай Алексеевич Некрасов. 3 часа
Урок 39. Н. А. Некрасов: детство и начало литературной деятельности. «На Волге»
Урок 40. «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»
Урок 41. Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». Урок-практикум
Иван Сергеевич Тургенев. 5 часов
Урок 42. И. С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. «Муму»
Урок 43. История отношений Герасима и Татьяны
Урок 44. Герасим и Муму
Урок 45. «Многочисленная дворня». Осада каморки Герасима
Урок 46. Духовные и нравственные качества Герасима. Урок развития речи
Урок 47. Анализ сочинений. Работа над ошибками. Подведение итогов полугодия
Урок 48. Резервный урок
Афанасий Афанасьевич Фет. 1 час
Урок 49. Стихотворения А. А. Фета о природе
Лев Николаевич Толстой. 4 часа
Урок 50. Л. Н. Толстой: детство, начало литературной деятельности. «Кавказский пленник» — рассказ-быль
Урок 51. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы
Урок 52. Жилин и татары. Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе разных народов
Урок 53. Краткость и выразительность языка рассказа. Урок развития речи
Антон Павлович Чехов. 2 часа
Уроки 54-55. Юмористические рассказы А. П. Чехова
Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. 3 часа
Урок 56. Образы природы в русской поэзии. Образы весны и лета
Урок 57. Образы осени и зимы
Урок 58. Образы русской природы в поэзии. Урок развития речи
Из русской литературы XX века
Иван Алексеевич Бунин. 1 час
Урок 59. Рассказ И. А. Бунина «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине
Владимир Галактионович Короленко. 5 часов
Уроки 60-64. Повесть В. Г. Короленко «В дурном обществе»
Сергей Александрович Есенин. 2 часа
Уроки 65-66. Поэзия С. А. Есенина
Павел Петрович Бажов. 3 часа
Уроки 67-69. Сказы П. П. Бажова
Константин Георгиевич Паустовский. 4 часа
Уроки 70-71. К. Г. Паустовский. Сказка «Теплый хлеб»
Уроки 72-73. К. Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы»
Самуил Яковлевич Маршак. 3 часа
Уроки 74-76. С. Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»
Ханс Кристиан Андерсен. 3 часа
Уроки 77-79. X. К. Андерсен. Сказка «Снежная королева»
Жорж Санд. 2 часа
Уроки 80-81. Сказка Жорж Санд «О чем говорят цветы»
Андрей Платонович Платонов. 2 часа
Уроки 83-84. Рассказ А. П. Платонова «Никита»
Виктор Петрович Астафьев. 4 часа
Уроки 85-86. Рассказ В. П. Астафьева «Васюткино озеро»
Урок 87. Сочинение по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро»
Урок 88. Рассказы В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка». Урок внеклассного чтения
|
Джек Лондон. 1 час
Урок 89. Рассказ Джека Лондона «Сказание о Кише»
Поэты о Великой Отечественной войне. 3 часа
Урок 90. Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»
Урок 91. Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»
Урок 92. Великая Отечественная война в жизни моей семьи.Урок развития речи
Русские писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе. 3 часа
Урок 93. Стихотворения И. А. Бунина. «Помню — долгий зимний вечер...»
Урок 94. Картина В. М. Васнецова «Аленушка», А. А. Прокофьев. «Аленушка»,
Д. Б. Кедрин. «Aлeнyшкa»
Урок 95. Н. М. Рубцов. «Родная деревня». Дон-Аминадо. «Города и годы»
Саша Черный. 1 час
Урок 96. Рассказы Саши Черного «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон»
Даниель Дефо. 1 час
Урок 97. Роман Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»
Марк Твен. 2 часа
Уроки 98-99. Роман М. Твена «Приключения Тома Сойера»
Итоговые уроки. 2 часа
Приложение
От скороговорки до перевертыша
Артикуляционная разминка
Скороговорки
Докучные сказки
Небылицы и перевертыши
Что читать летом |
|
1. Источник: Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. —
М.: Просвещение, 2008. ( вернуться) |
|
|
|
|
|
|