УРОК 59
И. А. Бунин: страницы биографии.
Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине
I. Проверка домашнего задания
После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение наизусть стихотворений о природе.
Коллективно оцениваем выступления учеников.
II. И. А. Бунин: страницы биографии
Переходим ко второй части учебника (далее страницы будут указываться по второй части).
Чтение и пересказ статьи
В учебнике дана небольшая биографическая статья о Бунине (с. 3—4; см. статью ниже).
Ее можно дополнить информацией, которая поможет понять полнее очерк «Косцы», раскрыть понятие «типичный русский характер».
После чтения и пересказа статьи учитель дополнит представление о судьбе Бунина. Вместе прочитаем эпиграф.
Эпиграф сообщает о том, что Бунин — нобелевский лауреат.
Сначала Бунин стал известен как поэт: он создал прекрасные стихотворения, посвященные русской природе. Потом он прославился как прозаик:
он писал о помещиках и крестьянах, о судьбе русской деревни.
В 1917 году (дату запишем) в России произошли великие события, изменившие всю жизнь страны: сначала отрекся от престола царь Николай II,
произошла Февральская революция, когда власть перешла в руки буржуазии. Затем после Октябрьской революции власть взяли в руки большевики.
Большевики считали дворян классовыми врагами, сражались против тех, кто хотел вернуть прежний порядок. Жизнь в стране коренным образом изменилась.
Старый уклад был уничтожен.
— Сколько лет было Бунину, когда произошла Октябрьская революция?
Бунин вынужден был эмигрировать в Европу. Он поселился во Франции и прожил там до конца своих дней. Он тосковал о России, но не хотел вернуться
на Родину: он чувствовал, понимал, что прежней России уже нет и никогда не будет.
Как писатель, он старался в своих произведениях сохранить Родину такой, какой он ее запомнил, чтобы читатели могли прикоснуться к тому светлому,
что переживал сам Бунин, и ощутить те чувства, которые рождала в писателе красота родной земли.
III. Рассказ «Косцы»
как поэтическое воспоминание о Родине
— «Косцы» — это непривычный для нас рассказ. В нем нет сюжета, нет четко описанных героев, которые совершают какие-то действия.
«Косцы» — это раздумья писателя о судьбе Родины, это воспоминания, переплетенные с поэтическими размышлениями. Иногда это произведение похоже на
обычный рассказ, иногда — на стихотворение, иногда — на описание прекрасной картины. Создан рассказ во Франции, когда писатель тосковал об оставленной
России: «Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернется уже вовеки».
Постарайтесь настроиться и слушайте это произведение, ощущая мелодию строк и представлять в уме пейзажи и людей, о которых повествует Бунин.
Текст «Косцов» читает учитель.
Важно хорошо подготовиться, чтобы длинные предложения, периоды звучали складно, ярко, цельно. Детей часто не увлекает это произведение — они
плохо понимают, о чем в нем идет речь, тем более артистичным должно быть чтение педагога.
Далее возможны два вида работы: обучение выразительному чтению или рассматривание и описание картин А. Пластова «Сенокос»
(см. форзац 2-й части учебника) или Г. Мясоедова «Страдная пора (Косцы)» (с. 7; см. репродукцию ниже).
Обучение выразительному чтению
Для этого вида работы выбираем отрывок от слов: «Мы шли по большой дороге...» — до слов:
«И березовый лес принимал и подхватывал их песню
так же свободно и вольно, как они пели» (1—4-й абзацы, исключая 2-й абзац).
Проблема, с которой учитель может столкнуться при чтении с детьми этого отрывка в менее подготовленных классах, в том, что ученики
не чувствуют границ предложений и соответственно неверно распределяют дыхание и выбирают интонации, искажая задуманное автором звучание предложений.
Для оптимальной работы следует распечатать текст отрывка на отдельном листе крупным (желательно 12-м или 14-м) кеглем через полуторный
интервал для того, чтобы дети могли ставить в тексте знаки логического ударения, паузы, убыстрения темпа речи, знаки повышения и понижения
интонации. Затем сделать необходимое количество копий по числу учеников.
После первого чтения текста учениками коллективно работаем над режиссурой текста. Учитель прочитывает каждое предложение, расставляет вместе
с учениками необходимые знаки, затем каждое предложение читают, правильно интонируя, два-три ученика, потом вместе с учителем — коллективное чтение.
Закончив проработку каждого предложения отрывка, читаем полный текст. Подобное внимание к одному тексту помогает детям с большей чуткостью
обращаться к новым художественным произведениям, учит улавливать стилистические особенности разных авторов и вслушиваться в музыку слов.
По результатам работы учитель может поставить отметки нескольким активным ученикам.
Домашнее задание
Выразительно читать отрывок из рассказа «Косцы» (на усмотрение учителя).
Следующие уроки: В. Г. Короленко. «В дурном обществе» >>>
|
Иван Алексеевич БУНИН
1870-1953
Решением Шведской академии от 9 ноября 1933 года Нобелевская премия по литературе[2] за этот год
была присуждена Ивану Бунину за строгий артистический талант,
с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер.
(Из официального сообщения о присуждении И. А. Бунину Нобелевской премии)
Иван Алексеевич Бунин принадлежал к старинному дворянскому роду. Сам Бунин отмечал, что его род дал России «немало видных деятелей как на поприще
государственном, так и в области искусства, где особенно известны два поэта прошлого века: Анна Бунина и Василий Жуковский, один
из корифеев русской литературы, сын Афанасия Бунина...».
Раннее детство будущий писатель провёл в небольшом фамильном поместье (хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии). Десяти лет от роду был отдан
в Елецкую гимназию, где проучился четыре с половиной года, был исключен (в связи с неуплатой денег за обучение) и вернулся в деревню. Получил домашнее
образование, в основе которого лежало прежде всего страстное чтение. Уже в детстве проявилась необычайная впечатлительность и восприимчивость Бунина,
качества, которые легли в основу его художественной личности и вызвали дотоле невиданное в русской литературе по остроте и яркости, а также по богатству
оттенков изображение окружающего мира. Бунин вспоминал: «Зрение у меня было такое, что я видел все семь звёзд в Плеядах, слухом за версту слышал свист
сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги».
В 1891 году вышла его первая книга стихов. В последние годы жизни Бунин создал прекрасные книги воспоминаний.
По С. Ю. Ясенскому ( вернуться)
|