Главная |
|
|
А. П. Чехов.
Портрет работы И.Э.Браза, 1898 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Иллюстрация к рассказу
А.П. Чехова «Хирургия»
Худ. Апсит А. П. |
|
|
"Стрекоза". Обложка юмористического журнала 1880 г., № 10. Источник: А.П. Чехов в портретах, иллюстрациях, документах. - Л.: Учпедгиз, 1957 - с.429 |
|
|
|
|
|
|
|
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА |
|
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ
(1860-1904)
2 ЧАСА
Уроки литературы в 5 классе[1] |
Урок 54. А. П. Чехов: детство, начало литературной деятельности. «Хирургия».
Урок 55. Юмористические рассказы А. П. Чехова. Урок внеклассного чтения
УРОК 54
А. П. Чехов: детство, начало литературной деятельности.
«Хирургия». Осмеяние глупости и невежества
героев рассказа. Юмор
I. Артикуляционная разминка
II. А. П. Чехов: детство, начало литературной деятельности
С творчеством А. П. Чехова ученики встречаются впервые. Постараемся сделать так, чтобы первая встреча пробудила в них желание читать рассказы этого писателя.
Уже в начале XX века жизнь Чехова воспринималась как легенда. Расскажем детям, что к моменту рождения Чехова как писателя русская литература уже
была одной из самых великих литератур мира, уже Толстой, Достоевский, Тургенев и другие писатели создали свои лучшие произведения, прославившие Россию.
Они описывали закономерности мира, движения человеческой души, но юмора и смеха в русской литературе было очень мало. С появлением Чехова со страниц
журналов во весь голос зазвучал веселый, яркий, заразительный смех. Читатели сразу обратили внимание на нового юмориста. А потом, когда рассказы вышли
отдельной книгой, дополняя и усиливая друг друга, стало ясно, что родился не просто фельетонист, а настоящий талантливый писатель.
Прочитаем эпиграф к главе о Чехове:
«Его язык удивителен. Я помню, что когда я первый раз начал читать Чехова, то сначала он показался мне каким-то странным, как бы нескладным. Но
как только я вчитался, так этот язык и захватил меня» (Л. Н. Толстой).
— Значит, по мнению Толстого, в произведения Чехова надо вчитаться. Как вы понимаете это слово?
Прежде чем вчитаться в произведения Чехова, прочитаем о нем самом. В учебнике дана достаточно объемная статья, содержащая все необходимые
для пятиклассников сведения о Чехове (с. 279—281). Прочитаем ее и выделим вопросы:
— Какими талантами обладали А. П. Чехов, его братья и сестра? Как Чехов относился к чтению? (1-й вопрос, с. 281.)
Антон Чехов и его брат Иван увлекались театром, у них был артистический талант. Чехов легко перевоплощался в героев различных пьес. Старший
брат Александр стал писателем, Николай — художником. У брата Михаила тоже был литературный талант, у Ивана — талант педагога, у сестры Марии —
художественные способности. К чтению Антон Павлович Чехов относился с увлечением. Особенно он любил книги о приключениях и путешествиях, читал
юмористические журналы.
В «Справочных материалах» учебника есть очерк «Город Таганрог» (с. 305; см. очерк ниже) и фотографии мест, связанных с детством Чехова (с. 306): они помогут
представить детям обстановку, в которой рос писатель.
|
III. «Хирургия».
Осмеяние глупости и невежества
героев рассказа. Юмор
Сначала объясним детям некоторые реалии, о которых идет речь в тексте.
Земская больница — это больница, организованная земством.
Земство — орган местного самоуправления. Земства были организованы в 1864 г. в губерниях и уездах (по-современному — в областях и районах).
Они занимались различной деятельностью, в том числе строили и содержали школы и больницы для крестьян и простого народа. Часто в таких школах был
один учитель, в больницах — один врач.
Фельдшер — помощник врача, человек со средним медицинским образованием.
Дьячок — низший чин служителя в православной церкви, причетник, псаломщик.
Фамилия «Вонмигласов» происходит от восклицания «Вонмем», повторяющегося во время церковной службы. Такие фамилии давались ученикам в семинариях.
Ученикам непонятны многие реалии, иногда отторжение вызывает сама «стоматологическая» тема.
Учитель читает рассказ, проявляя все свои артистические способности: только так можно будет «заразить» учеников творчеством Чехова.
Беседа
После чтения выясняем, как ученики поняли сюжет рассказа.
У дьячка заболел зуб. Он пытался его лечить подручными средствами, но в конце концов обратился в больницу. Фельдшер не сумел удалить больной зуб.
— Что же смешного в таком рассказе?
Поработаем с текстом рассказа.
— Как выглядела земская больница? Кто ее пациенты?
Земская больница не описана Чеховым подробно. В земских больницах обычно были палаты для больных и приемное отделение. Такие больницы были
небольшими, часто в них работал только один доктор. В приемной стоит шкаф, в котором инструменты, в бутылке карболовый раствор. Пациенты этой
больницы — люди простые и малообразованные, как дьячок Вонмигласов.
— О чем нам говорит фамилия фельдшера — Курятин?
Фельдшер Курятин курит зловонную сигару. Фамилия фельдшера автором выбрана специально. Она говорит о том, что герой много курит. Может быть,
фамилия связана со словом курятина. Есть такое обидное прозвище курицын сын, т. е. глупый и трусливый человек.
— Какими предстают перед нами фельдшер и больной?
И фельдшер, и больной предстают людьми невежественными, невоспитанными. Сначала они оба называют друг друга на «вы» и по имени и отчеству, а
потом обзываются, передразнивают друг друга и «тыкают». Дьячок рассказывает о способах, которыми он пытался унять боль в зубе. Курятин хвастается
своим мастерством, которого на самом деле нет. Они оба смешны, но дьячок вызывает больше сочувствия. Чеховский рассказ вызывает смех и чувство возмущения
хвастовством фельдшера.
— Прочитайте реплики фельдшера и описание его действий. О чем говорит герой и что хочет сказать нам автор?
Фельдшер говорит: «Хирургия — пустяки... Тут во всем привычка, твердость руки... Раз плюнуть...» Герой хочет сказать, что он легко сумеет
сделать хирургическую операцию. Автор дает читателям понять, что фельдшер относится к своей работе безответственно, что он плохо знает свое дело
и храбрится перед операцией. Действия фельдшера говорят читателю, что у него не хватает знаний, чтобы выбрать подходящий инструмент, и он выбирает
инструмент наугад.
На протяжении всей процедуры с зубом Курятин говорит с умным видом о важности своей работы, о том, что все необразованные, он один все
понимает, и рассказывает, как лечил один раз помещика Египетского. Речь Курятина бессвязная, отрывистая, в его лексиконе мало слов. Он ругается
и препирается с пациентом. Фельдшер в этом рассказе — человек с низким уровнем культуры, плохо знающий свое дело.
— Можно ли назвать этот рассказ юмористическим? Почему?
Этот рассказ можно назвать юмористическим. Юмор в нем основан на изображении смешной ситуации, нелепых характеров героев и на высмеивании
их недостатков. Слушая этот рассказ, хочется смеяться, но в то же время становится грустно, потому что понимаешь, что у людей бывает много
недостатков и эти недостатки могут причинять страдание другим людям. Неумение Курятина причиняет страдание его пациенту дьячку Вонмигласову.
— О какой хирургии рассказывает Чехов?
Чехов рассказывает о такой хирургии, которой на самом деле не должно быть. Он высмеивает невежественного фельдшера, который выдает себя за опытного врача.
— Рассмотрите иллюстрацию Кукрыниксов к рассказу на с. 284 учебника. Что отразилось в рисунке знаменитых художников?
Художники обратили внимание на характеры героев. Они передали страх дьячка перед операцией и ложную самоуверенность Курятина, который
выбирает инструмент для удаления зуба.
Выразительное чтение рассказа по ролям
Дети с удовольствием читают этот рассказ по ролям, при этом проявляя порой истинный артистический талант.
Домашнее задание
Подготовить краткий рассказ о Чехове, выразительное чтение рассказа «Хирургия».
Индивидуальное задание
Подготовить выразительное чтение рассказа «Толстый и тонкий».
|
УРОК 55
Юмористические рассказы А. П. Чехова
Урок внеклассного чтения
I. Проверка домашнего задания
После артикуляционной разминки слушаем краткий (!) рассказ о Чехове. Напомним, что краткий рассказ связан с умением выбрать главное,
самое существенное и четко изложить эту информацию.
Сообщение ученика
Антон Павлович Чехов родился в семье купца в городе Таганроге. Отец будущего писателя был человеком строгим, он хотел, чтобы дети хорошо
учились и занимались пением и музыкой. Чехов учился в гимназии, где учитель Закона Божия Покровский часто рассказывал ученикам о литературе. Он
прозвал Чехова Антошей Чехонте. Потом писатель сделал это прозвище своим псевдонимом.
В семье было много детей: пять братьев и одна сестра. Все были очень талантливыми людьми. Сам Антон Павлович любил театр и литературу, он
часто выдумывал смешные истории и в лицах рассказывал их слушателям. В пятнадцать лет он начал выпускать рукописный журнал «Заика».
В 19 лет Чехов поступил в Московский университет на медицинский факультет и через пять лет закончил его. Он начинает работать врачом, но
постепенно все больше времени уделяет литературе. Первые рассказы писателя — юмористические.
Выразительное чтение
Слушаем выразительное чтение по ролям рассказа «Хирургия».
II. Юмористические рассказы Чехова
Рассказы Чехова достаточно сложны для пятиклассников. В 6 классе они будут изучать рассказ «Толстый и тонкий»,
в 7-м — рассказы «Злоумышленник», «Хамелеон», «Размазня».
На уроке внеклассного чтения в 5 классе стоит выбрать для чтения такое произведение, которое сможет прозвучать полностью на уроке: в
пересказе чеховские миниатюры теряют свой юмор.
Заранее подготовленный ученик или группа учеников может прочитать выбранный учителем или самостоятельно рассказ
(например, «Толстый и тонкий», в соответствии с индивидуальным заданием, или «Налим»,
«Лошадиная фамилия»).
Домашнее задание
На усмотрение учителя.
Индивидуальное задание
Подготовить выразительное чтение стихотворений о весне:
Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды»;
А. Н. Плещеев. «Весна» (с. 290—292).
Следующие уроки: Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе >>>
ЛИТЕРАТУРНЫЕ МЕСТА РОССИИ
Антон Павлович ЧЕХОВ
Город Таганрог (Ростовская область)
Таганрог — родина А. П. Чехова. В этом городе прошли детство и юность писателя. Об укладе жизни семьи Чеховых в Таганроге вспоминал брат писателя Михаил
Павлович: «День начинался и заканчивался трудом. Все в доме вставали рано, мальчики шли в гимназию, возвращались домой, учили уроки; как только выпадал
свободный час, каждый из них занимался тем, к чему имел способность: старший Александр устраивал электрические батареи, Николай рисовал, Иван переплетал
книги, а будущий писатель сочинял. Приходил вечером из лавки отец, и начиналось пение хором: Павел Егорович любил петь по нотам и приучал к этому и детей».
В Таганроге был неплохой театр. О своей юношеской любви к театру А. П. Чехов писал в письме известному журналисту А. А. Суворину: «Театр давал мне
когда-то много хорошего... Прежде для меня не было большего наслаждения, как сидеть в театре...»
Здесь же, в Таганроге, гимназист Чехов пишет свои первые литературные произведения. Как вспоминает брат писателя, «будучи учеником VII класса, он написал
драму „Безотцовщина" и очень смешной водевиль „Недаром курица пела...". Будучи гимназистом, издавал рукописный журнал „Заика", предназначенный им
специально для старших братьев...».
В настоящее время дом, в котором жила семья Чеховых в Таганроге, стал музеем (см. фото ниже), часто посещаемым жителями Таганрога и поклонниками таланта А. П. Чехова
со всей России и из других стран.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.:
Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
|
|
|
|
|
|
|
Таганрог. Дом, где находилась бакалейная лавка П. Е. Чехова. Фотография.
Источник: А.П. Чехов в портретах, иллюстрациях, документах. - Л.: Учпедгиз, 1957 - с.429 |
|
|
|
|
|
|
|