Юмористические рассказы А. П. Чехова. Литература в 5 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
А. П. Чехов.
Портрет работы И.Э.Браза, 1898 г.
 
 
 
Чехов А. П.
Хирургия

(сайт "К уроку литературы")
 
Иллюстрация к рассказу
А.П. Чехова «Хирургия»
Худ. Апсит А. П.
 
"Стрекоза". Обложка юмористического журнала 1880 г., № 10. Источник: А.П. Чехов в портретах, иллюстрациях, документах. - Л.: Учпедгиз, 1957 - с.429
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
 
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ
(1860-1904)

2 ЧАСА

Уроки литературы в 5 классе[1]


Урок 54. А. П. Чехов: детство, начало литературной деятельности. «Хирургия».

Урок 55. Юмористические рассказы А. П. Чехова. Урок внеклассного чтения


УРОК 54
А. П. Чехов: детство, начало литературной деятельности.
«Хирургия». Осмеяние глупости и невежества
героев рассказа. Юмор

I. Артикуляционная разминка

II. А. П. Чехов: детство, начало литературной деятельности


С творчеством А. П. Чехова ученики встречаются впервые. Постараемся сделать так, чтобы первая встреча пробудила в них желание читать рассказы этого писателя.

Уже в начале XX века жизнь Чехова воспринималась как легенда. Расскажем детям, что к моменту рождения Чехова как писателя русская литература уже была одной из самых великих литератур мира, уже Толстой, Достоевский, Тургенев и другие писатели создали свои лучшие произведения, прославившие Россию. Они описывали закономерности мира, движения человеческой души, но юмора и смеха в русской литературе было очень мало. С появлением Чехова со страниц журналов во весь голос зазвучал веселый, яркий, заразительный смех. Читатели сразу обратили внимание на нового юмориста. А потом, когда рассказы вышли отдельной книгой, дополняя и усиливая друг друга, стало ясно, что родился не просто фельетонист, а настоящий талантливый писатель.

Прочитаем эпиграф к главе о Чехове:
«Его язык удивителен. Я помню, что когда я первый раз начал читать Чехова, то сначала он показался мне каким-то странным, как бы нескладным. Но как только я вчитался, так этот язык и захватил меня» (Л. Н. Толстой).

     — Значит, по мнению Толстого, в произведения Чехова надо вчитаться. Как вы понимаете это слово?

Прежде чем вчитаться в произведения Чехова, прочитаем о нем самом. В учебнике дана достаточно объемная статья, содержащая все необходимые для пятиклассников сведения о Чехове (с. 279—281). Прочитаем ее и выделим вопросы:

     — Какими талантами обладали А. П. Чехов, его братья и сестра? Как Чехов относился к чтению? (1-й вопрос, с. 281.)

Антон Чехов и его брат Иван увлекались театром, у них был артистический талант. Чехов легко перевоплощался в героев различных пьес. Старший брат Александр стал писателем, Николай — художником. У брата Михаила тоже был литературный талант, у Ивана — талант педагога, у сестры Марии — художественные способности. К чтению Антон Павлович Чехов относился с увлечением. Особенно он любил книги о приключениях и путешествиях, читал юмористические журналы.

В «Справочных материалах» учебника есть очерк «Город Таганрог» (с. 305; см. очерк ниже) и фотографии мест, связанных с детством Чехова (с. 306): они помогут представить детям обстановку, в которой рос писатель.


III. «Хирургия».
Осмеяние глупости и невежества
героев рассказа. Юмор


Сначала объясним детям некоторые реалии, о которых идет речь в тексте.

Земская больница — это больница, организованная земством.

Земство — орган местного самоуправления. Земства были организованы в 1864 г. в губерниях и уездах (по-современному — в областях и районах). Они занимались различной деятельностью, в том числе строили и содержали школы и больницы для крестьян и простого народа. Часто в таких школах был один учитель, в больницах — один врач.

Фельдшер — помощник врача, человек со средним медицинским образованием.

Дьячок — низший чин служителя в православной церкви, причетник, псаломщик.

Фамилия «Вонмигласов» происходит от восклицания «Вонмем», повторяющегося во время церковной службы. Такие фамилии давались ученикам в семинариях.

Ученикам непонятны многие реалии, иногда отторжение вызывает сама «стоматологическая» тема.

Учитель читает рассказ, проявляя все свои артистические способности: только так можно будет «заразить» учеников творчеством Чехова.

Беседа

После чтения выясняем, как ученики поняли сюжет рассказа.

У дьячка заболел зуб. Он пытался его лечить подручными средствами, но в конце концов обратился в больницу. Фельдшер не сумел удалить больной зуб.

     — Что же смешного в таком рассказе?

Поработаем с текстом рассказа.

     — Как выглядела земская больница? Кто ее пациенты?

Земская больница не описана Чеховым подробно. В земских больницах обычно были палаты для больных и приемное отделение. Такие больницы были небольшими, часто в них работал только один доктор. В приемной стоит шкаф, в котором инструменты, в бутылке карболовый раствор. Пациенты этой больницы — люди простые и малообразованные, как дьячок Вонмигласов.

     — О чем нам говорит фамилия фельдшера — Курятин?

Фельдшер Курятин курит зловонную сигару. Фамилия фельдшера автором выбрана специально. Она говорит о том, что герой много курит. Может быть, фамилия связана со словом курятина. Есть такое обидное прозвище курицын сын, т. е. глупый и трусливый человек.

     — Какими предстают перед нами фельдшер и больной?

И фельдшер, и больной предстают людьми невежественными, невоспитанными. Сначала они оба называют друг друга на «вы» и по имени и отчеству, а потом обзываются, передразнивают друг друга и «тыкают». Дьячок рассказывает о способах, которыми он пытался унять боль в зубе. Курятин хвастается своим мастерством, которого на самом деле нет. Они оба смешны, но дьячок вызывает больше сочувствия. Чеховский рассказ вызывает смех и чувство возмущения хвастовством фельдшера.

     — Прочитайте реплики фельдшера и описание его действий. О чем говорит герой и что хочет сказать нам автор?

Фельдшер говорит: «Хирургия — пустяки... Тут во всем привычка, твердость руки... Раз плюнуть...» Герой хочет сказать, что он легко сумеет сделать хирургическую операцию. Автор дает читателям понять, что фельдшер относится к своей работе безответственно, что он плохо знает свое дело и храбрится перед операцией. Действия фельдшера говорят читателю, что у него не хватает знаний, чтобы выбрать подходящий инструмент, и он выбирает инструмент наугад.

На протяжении всей процедуры с зубом Курятин говорит с умным видом о важности своей работы, о том, что все необразованные, он один все понимает, и рассказывает, как лечил один раз помещика Египетского. Речь Курятина бессвязная, отрывистая, в его лексиконе мало слов. Он ругается и препирается с пациентом. Фельдшер в этом рассказе — человек с низким уровнем культуры, плохо знающий свое дело.

     — Можно ли назвать этот рассказ юмористическим? Почему?

Этот рассказ можно назвать юмористическим. Юмор в нем основан на изображении смешной ситуации, нелепых характеров героев и на высмеивании их недостатков. Слушая этот рассказ, хочется смеяться, но в то же время становится грустно, потому что понимаешь, что у людей бывает много недостатков и эти недостатки могут причинять страдание другим людям. Неумение Курятина причиняет страдание его пациенту дьячку Вонмигласову.

     — О какой хирургии рассказывает Чехов?

Чехов рассказывает о такой хирургии, которой на самом деле не должно быть. Он высмеивает невежественного фельдшера, который выдает себя за опытного врача.

     — Рассмотрите иллюстрацию Кукрыниксов к рассказу на с. 284 учебника. Что отразилось в рисунке знаменитых художников?

Художники обратили внимание на характеры героев. Они передали страх дьячка перед операцией и ложную самоуверенность Курятина, который выбирает инструмент для удаления зуба.

Выразительное чтение рассказа по ролям

Дети с удовольствием читают этот рассказ по ролям, при этом проявляя порой истинный артистический талант.

Домашнее задание

Подготовить краткий рассказ о Чехове, выразительное чтение рассказа «Хирургия».

Индивидуальное задание
Подготовить выразительное чтение рассказа «Толстый и тонкий».



УРОК 55
Юмористические рассказы А. П. Чехова
Урок внеклассного чтения

I. Проверка домашнего задания


После артикуляционной разминки слушаем краткий (!) рассказ о Чехове. Напомним, что краткий рассказ связан с умением выбрать главное, самое существенное и четко изложить эту информацию.

Сообщение ученика

Антон Павлович Чехов родился в семье купца в городе Таганроге. Отец будущего писателя был человеком строгим, он хотел, чтобы дети хорошо учились и занимались пением и музыкой. Чехов учился в гимназии, где учитель Закона Божия Покровский часто рассказывал ученикам о литературе. Он прозвал Чехова Антошей Чехонте. Потом писатель сделал это прозвище своим псевдонимом.

В семье было много детей: пять братьев и одна сестра. Все были очень талантливыми людьми. Сам Антон Павлович любил театр и литературу, он часто выдумывал смешные истории и в лицах рассказывал их слушателям. В пятнадцать лет он начал выпускать рукописный журнал «Заика».

В 19 лет Чехов поступил в Московский университет на медицинский факультет и через пять лет закончил его. Он начинает работать врачом, но постепенно все больше времени уделяет литературе. Первые рассказы писателя — юмористические.

Выразительное чтение

Слушаем выразительное чтение по ролям рассказа «Хирургия».

II. Юмористические рассказы Чехова

Рассказы Чехова достаточно сложны для пятиклассников. В 6 классе они будут изучать рассказ «Толстый и тонкий», в 7-м — рассказы «Злоумышленник», «Хамелеон», «Размазня».

На уроке внеклассного чтения в 5 классе стоит выбрать для чтения такое произведение, которое сможет прозвучать полностью на уроке: в пересказе чеховские миниатюры теряют свой юмор.

Заранее подготовленный ученик или группа учеников может прочитать выбранный учителем или самостоятельно рассказ (например, «Толстый и тонкий», в соответствии с индивидуальным заданием, или «Налим», «Лошадиная фамилия»).

Домашнее задание

На усмотрение учителя.

Индивидуальное задание
Подготовить выразительное чтение стихотворений о весне:
Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды»;
А. Н. Плещеев. «Весна» (с. 290—292).

Следующие уроки: Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе >>>

ЛИТЕРАТУРНЫЕ МЕСТА РОССИИ

Антон Павлович
ЧЕХОВ
Город Таганрог (Ростовская область)


Таганрог — родина А. П. Чехова. В этом городе прошли детство и юность писателя. Об укладе жизни семьи Чеховых в Таганроге вспоминал брат писателя Михаил Павлович: «День начинался и заканчивался трудом. Все в доме вставали рано, мальчики шли в гимназию, возвращались домой, учили уроки; как только выпадал свободный час, каждый из них занимался тем, к чему имел способность: старший Александр устраивал электрические батареи, Николай рисовал, Иван переплетал книги, а будущий писатель сочинял. Приходил вечером из лавки отец, и начиналось пение хором: Павел Егорович любил петь по нотам и приучал к этому и детей». В Таганроге был неплохой театр. О своей юношеской любви к театру А. П. Чехов писал в письме известному журналисту А. А. Суворину: «Театр давал мне когда-то много хорошего... Прежде для меня не было большего наслаждения, как сидеть в театре...»

Здесь же, в Таганроге, гимназист Чехов пишет свои первые литературные произведения. Как вспоминает брат писателя, «будучи учеником VII класса, он написал драму „Безотцовщина" и очень смешной водевиль „Недаром курица пела...". Будучи гимназистом, издавал рукописный журнал „Заика", предназначенный им специально для старших братьев...».

В настоящее время дом, в котором жила семья Чеховых в Таганроге, стал музеем (см. фото ниже), часто посещаемым жителями Таганрога и поклонниками таланта А. П. Чехова со всей России и из других стран.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)


1. Источник: Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. — М.: Просвещение, 2008. (вернуться)

 
 
Таганрог. Дом, где находилась бакалейная лавка П. Е. Чехова. Фотография.
Источник: А.П. Чехов в портретах, иллюстрациях, документах. - Л.: Учпедгиз, 1957 - с.429
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика