Главная |
|
|
А.П.Платонов.
Фото 1922 г. |
|
|
|
|
|
|
Иллюстрация
к рассказу "Никита".
Худ. В. Орлов |
|
|
|
|
|
|
|
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА |
|
АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ
(1891 – 1951)
2 ЧАСА
Уроки литературы в 5 классе[1]
|
Урок 83. А. П. Платонов: детство, начало литературной деятельности. Рассказ «Никита». Главный герой рассказа
Урок 84. Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита»
УРОК 83
А. П. Платонов: детство, начало литературной деятельности.
Рассказ «Никита». Главный герой рассказа.
Одухотворение природы в воображении героя
I. А. П. Платонов: детство, начало литературной деятельности
Начнем урок отрывком из рассказа «Сухой хлеб».
Напомним детям чувства, которые вызвал у них этот рассказ, цитатой:
«К самому пряслу Климова двора подходило колхозное поле. На поле была посеяна рожь рядами. Каждый день Митя ходил к матери через это
хлебное поле и видел, как рожь морилась жарою и умирала: малые былинки ржи лишь изредка стояли живыми, а многие уже поникли замертво к земле,
откуда вышли на свет. Митя пробовал подымать иссохшие хлебные былинки, чтобы они жили опять, но они жить не могли и клонились, как сонные, на
спекшуюся, горячую землю».
«Митя ударил нечаянно тяпкой возле самого хлебного стебелька, и стебелек тот сломался и поник.
— Нельзя! — вскричал Митя самому себе. — Ты что делаешь!
Он оправил стебелек, уставил его в землю и стал теперь мотыжить землю лишь посередине междурядья, чтобы не поранить хлебных корней.
Потом он положил тяпку и начал руками копать и рыхлить землю у самых корней. Корни были осохшие, слабые. Мать говорила про них, что они малодушные,
и Митя осторожно ощупывал пальцами, разрыхлял почву вокруг каждого ржаного колоска, чтобы не сделать ему больно и чтобы роса напоила его».
— Расскажите, чем кончился этот рассказ. Какие чувства у вас вызвал
рассказ «Сухой хлеб»? Хотелось бы вам продолжить
знакомство с произведениями Платонова?
Прочитаем текст вступительной статьи учебника (см. статью ниже).
— Как вы понимаете выражение «пропетая сердцем сказка про Человека»?
О Платонове может рассказать учитель.
Слово учителя
Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году. Его настоящая фамилия Климентов. Он жил на окраине Воронежа, в Ямской слободке, в многодетной
и очень бедной семье. Отец у него работал слесарем в железнодорожных мастерских, был изобретателем-самоучкой. Мальчиком Платонов любил наблюдать за
паровозами и кататься на подножках вагонов, любил ходить на Задонский тракт и слушать рассказы странников о святых местах. В жизни слободки сочетались
новая техника и деревенский уклад жизни.
Платонов учился в церковно-приходской школе и городском училище. Он очень любил свою учительницу Аполлинарию Николаевну и сохранил о ней самые
добрые воспоминания. С 14 лет начал работать. Платонов учился в железнодорожном политехникуме, принимал участие в Гражданской войне. С 19 лет начинает
участвовать в литературной жизни Воронежа. Он пишет стихи, рассказы и статьи в газеты. Первой выходит книга его стихов «Голубая глубина», через пять
лет — сборник рассказов.
— Прочитайте эпиграф к главе учебника об А. П. Платонове. Как вы думаете, почему именно эти слова Платонова
стали эпиграфом к главе, посвященной его творчеству? Выпишите эти слова писателя в свою тетрадь.
II. Рассказ «Никита». Главный герой рассказа.
Одухотворение природы в воображении героя
Учитывая стилистическое своеобразие произведений Платонова, мы рекомендуем учителю самому познакомить детей с рассказом «Никита».
На чтение потребуется около 16 минут.
После чтения обязательно расспросим детей о том впечатлении, которое произвел на них рассказ.
— Какие чувства у вас вызвал рассказ?
— Случалось ли вам оставаться дома в одиночестве? Знакомо ли вам состояние Никиты, который остался один во дворе?
— Вы услышали этот рассказ в первый раз. Сейчас, после первого прочтения, как бы вы определили основную мысль рассказа?
Дети попытаются определить основную мысль рассказа.
Запишем некоторые высказывания на доске и в тетради, чтобы после анализа рассказа сравнить выводы с первоначальным пониманием произведения.
— Почему рассказ называется «Никита»? Кто главный герой рассказа? Сколько ему лет?
Составление плана рассказа
Продолжаем обучение составлению сложного плана.
— Как вы думаете, на какие три части можно разделить рассказ?
Поможем детям выделить три основные части:
1. Мама уходит на работу. (От начала до слов: «...и его облако закроет».)
2. Никита «живет» один. (От слов: «Оставшись один...» — до слов: «...и мать Никиты давно ушла с поля ко двору».)
3. Возвращение отца. (От слов: «Дома Никита увидел мать» — до конца рассказа.)
Разделим на пункты вторую часть рассказа.
2. Никита «живет» один.
1) Кто живет в бочке.
2) «Доброе солнце».
3) Колодезные жители.
4) «Тайные жители» двора: змеи, пень, старая баня.
5) Желтый цветок.
6) «Незнакомые, злобные лица».
7) Никита испугался и побежал к маме.
Беседуем по второй части рассказа.
Просим детей подтверждать ответы примерами из текста.
— Почему Никите кажется, что все вокруг него живое?
— С кем из «тайных жителей» Никита разговаривал? О чем?
— Как вы думаете, почему Никита положил змеям хлеб? Чего он хотел добиться?
— Найдите глаголы, с помощью которых Платонов описывает поступки Никиты. Почему он сломал стебель цветка?
Что вы можете сказать о характере мальчика?
— Почему воображение мальчика «поселило» на солнце умершего дедушку?
— Почему «тайные жители» стали казаться Никите враждебными?
Домашнее задание
Разделить на пункты третью часть рассказа «Никита».
Подготовить рассказ о Никите.
|
УРОК 84
Жизнь как борьба добра и зла.
Тема человеческого труда в рассказе «Никита».
Характеристика героя. Язык рассказа А. П. Платонова
I. Жизнь как борьба добра и зла.
Тема человеческого труда в рассказе «Никита»
Продолжаем работу по составлению плана рассказа, проверяя выполнение домашнего задания.
Итак, разделим на пункты третью часть.
3. Возвращение отца.
1) Встреча Никиты с отцом.
2) Разговор Никиты с отцом.
3) Работа с отцом.
— Найдите в тексте ключевые фразы для каждого пункта плана. Как вы понимаете смысл этих фраз?
1) «Теперь уже век буду с тобой вековать. Врага-неприятеля мы погубили, пора о тебе с матерью думать...»
2) «Это ты хочешь всех сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце».
3) «Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый».
«Давай все трудом работать, и все живые будут».
— Отец Никиты вернулся с войны. Война — это разрушение, зло. Что отец Никиты считает добром?
— Как вы думаете, почему отец мальчика первым делом колет на дрова ветхий, трухлявый пень на огороде?
— Рассмотрите иллюстрацию В. Куприянова. Какой эпизод изображен художником?
На иллюстрации В. Куприянова к рассказу А. Платонова «Никита»
(см. репродукцию ниже) изображен эпизод, когда вернувшийся с войны отец раскалывает на дрова
ветхий пень на огороде. Никита стоит рядом и смотрит на отца и на пень.
— Видели ли вы, как стругают доски? Какое настроение создается у человека, который смотрит на желтые стружки?
— Отец начал стругать доски для пола. Какую работу отец поручил Никите?
Подчеркнем созидательную роль человеческого труда.
— Во что верил отец Никиты? Что означают слова: «Давай все трудом работать, и все живые будут»?
Слова мальчика означают, что если вещь или дело сделаны с усердием, с любовью, то в них живет душа человека, который вложил в это свой
труд. Отец верил, что Никита «останется добрым на весь свой долгий век».
— Как вы думаете, понял ли Никита важность труда?
Перечитаем записи о главной мысли рассказа, сделанные на первом уроке.
— Изменилось ли ваше понимание этого рассказа? Как вы сейчас понимаете главную мысль рассказа «Никита»?
II. Характеристика героя
Предложим детям рассказать о герое рассказа — мальчике Никите.
Объясним, что подробного пересказа не требуется. Надо выделить главное и сделать выводы. Спросим одного-двух учеников.
Рассказ о Никите
Никита был маленький мальчик пяти лет. Он жил в деревне вместе с мамой. Отец Никиты ушел на Великую Отечественную войну, когда Никита был
грудным ребенком. Мать работала с утра до ночи в колхозе и получала за это не деньги, а трудодни. Когда мама уходила на работу, Никита оставался в
доме один. Он ходил по дому и по двору, рассматривал вещи и растения. Он был добрым, общительным и любознательным мальчиком. Ему казалось, что каждый
предмет — это тайный человек, что в бочке живет маленький человек, а на солнце живет дедушка. Постепенно Никите стало казаться, что на него смотрят
незнакомые злобные лица. Особенно страшным был пень-голова. Мальчик испугался и побежал к маме через всю деревню. У околицы он уморился и заснул.
Когда он проснулся и пришел домой, то увидел дома старого солдата, который ел хлеб и пил молоко. Это вернулся с войны отец Никиты. Утром Никита
сказал всем, кто жил во дворе, что домой вернулся отец. Тайные жители молчали в ответ. Никита больше не видел в предметах злой жизни. Отец разобрал
инструменты и расколол на дрова старый ветхий пень. Отец сказал сыну, что это его доброта хочет всех сделать живыми, и дал ему работу: выпрямлять
гвоздики. Он верил, что добрым может быть то, во что человек вложил свой труд. И отец хотел, чтобы сын вырос добрым и трудолюбивым.
III. Язык рассказа А. П. Платонова
— Вы, наверное, почувствовали, что язык Платонова отличается от языка других писателей. Автор употребляет необычные
выражения. В них обычные слова соединяются в непривычных сочетаниях, и от этого каждое слово звучит как-то по-новому, приобретает дополнительный смысл.
Давайте поработаем со значениями платоновских выражений (см. 7-е задание на с. 115 учебника).
Словарная работа (самостоятельная)
Живи смирно один — живи пока один, жди маму с работы, не волнуйся.
На небе светило доброе солнце — солнце представлялось мальчику добрым. Он думал, что на солнце живет дедушка, который его любил.
Тайные жители — жители, которых никто не видит и не знает.
Век вековать — жить всю жизнь.
Трудом сработал — сделал, вкладывая все свое умение и старание.
Завершая урок, проверим, как ученики справились с самостоятельной работой. Дети прочитают свои объяснения данных выражений, сравнят их
с толкованиями одноклассников.
Сравнительный анализ произведений
Подводя итоги работе над рассказом А. П. Платонова «Никита», спросим у детей:
— В каком из прочитанных в 5 классе произведений герой видит пень, превращающийся в чудовище?
Вспоминаем повесть Н. В. Гоголя «Заколдованное место».
— Что хотел найти дед в заколдованном месте? Почему в горшке оказалось не золото, а «сор, дрязг»?
— Какая тема объединяет повесть Гоголя и рассказ Платонова?
Эти произведения объединяет тема труда. Прочно только то, что достается человеку трудом.
Домашнее задание
Подобрать пословицы о труде.
— Прочитать рассказ В. П. Астафьева «Васюткино озеро» (с. 117—146).
Следующие уроки: Рассказ В. П. Астафьева «Васюткино озеро» >>>
|
Андрей Платонович ПЛАТОНОВ
1899-1951
Народ читает книги бережно и медленно. Будучи тружеником, он знает,
сколько надо претворить, испытать и пережить действительности,
чтобы произошла настоящая мысль и народилось точное, истинное слово.
А. Платонов
Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия Климентов) родился в многодетной, жившей часто на грани нищеты семье слесаря железнодорожных мастерских на
рабочей окраине Воронежа, в Ямской слободке. «В Ямской были плетни, огороды, лопуховые пустыри, не дома, а хаты, куры, сапожники и много мужиков на
Задонской большой дороге...» На всю жизнь писатель сохранил самые добрые воспоминания о своей учительнице Аполлинарии Николаевне. «Я её никогда не
забуду, потому что я через неё узнал, что есть пропетая сердцем сказка про Человека», — писал Платонов в автобиографии. Писательскую свою работу он,
как большинство литераторов, начал в провинциальных газетах и журналах.
Как и многие известные прозаики, в начале своего творческого пути был поэтом. В 1922 году была издана книжка его стихов «Голубая глубина». Её заметил
известный русский поэт Валерий Яковлевич Брюсов. Первый сборник рассказов Платонова вышел в 1927 году.
Сказки Платонов начал писать уже в конце своей жизни. Одно из его самых последних произведений — мудрая, немного грустная сказка-быль
«Неизвестный цветок» . Рассказ «Никита» — не сказка, но и в нём есть
фантастическое.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.:
Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|