Рассказы Саши Черного «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон»
Литература для школьников
 
 Главная
 
Саша Чёрный.
Портрет работы В. Д. Фалилеева. 1915 г.
 
Саша Чёрный.
Детям

("Литература")
 
Саша Чёрный.
Кавказский пленник

("К уроку литературы")
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
 
САША ЧЕРНЫЙ
(1880 - 1932)

1 ЧАС

Уроки литературы в 5 классе[1]




УРОК 96
Саша Черный.
Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».
Юмор

I. Проверка домашнего задания


После артикуляционной разминки — выразительное чтение наизусть стихотворений о природе.

II. Саша Черный.
Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».
Юмор

Чтение статьи учебника


Ученики прочитают вступительную статью о Саше Черном в учебнике (с. 162—163).

Учитель дополнит рассказ о поэте.

Слово учителя

Александр Гликберг родился в многодетной семье, которая поселилась в небольшом городке Белая Церковь на Украине. Саша тяготился обывательской средой, обстановкой в семье, где он никогда не знал материнской ласки. Мальчик бежал из дому. Он пережил множество трудностей, стал нищим-попрошайкой и, не выдержав, вернулся домой. Но мать с отцом не приняли его. О судьбе мальчика написали в газете, и К. К. Роше, высокопоставленный чиновник из города Житомира, усыновил мальчика и стал для него настоящим отцом. Равнодушие и злоба родителей сменились добротой и вниманием приемного отца. До конца своей жизни Саша Черный будет в произведениях для взрослых остроумным и язвительным, а в произведениях для детей — нежным и добрым.

Саша Черный страдал от несовершенства мира и своими сатирами старался побудить людей измениться. Добрыми рассказами для детей он хотел поддержать доброту и радость жизни в растущем человеке. Он умер от сердечного приступа после того, как помогал тушить пожар у соседей. Он выбрал себе псевдоним Саша Черный (в противоположность одному из поэтов его времени, который взял себе псевдоним Андрей Белый), но люди вспоминают его со светлыми чувствами.

Позже, в старших классах, мы будем читать сатирические произведения Саши Черного. В 5 классе детям можно прочитать юмористическое стихотворение.

МОЙ РОМАН

Кто любит прачку, кто любит маркизу,
          У каждого свой дурман, —
А я люблю консьержкину Лизу,
          У нас — осенний роман.

Пусть Лиза в квартале слывет недотрогой,
          Смешна любовь напоказ!
Но все ж тайком от матери строгой
          Она прибегает не раз.

Свою мандолину снимаю со стенки,
          Кручу залихватски ус...
Я отдал ей все: портрет Короленки
          И нитку зеленых бус.

Тихонько-тихонько, прижавшись друг к другу,
          Грызем соленый миндаль.
Нам ветер играет ноябрьскую фугу,
          Нас греет русская шаль.

А Лизин кот, прокравшись за нею,
          Обходит и нюхает пол.
И вдруг, насмешливо выгнувши шею,
          Садится пред нами на стол.

Каминный кактус к нам тянет колючки,
          И чайник ворчит, как шмель...
У Лизы чудесные теплые ручки
          И в каждом глазу — газель.

Для нас уже нет двадцатого века,
          И прошлого нам не жаль:
Мы два Робинзона, мы два человека,
          Грызущие тихо миндаль.

Но вот в передней скрипят половицы,
          Раскрылась створка дверей...
И Лиза уходит, потупив ресницы,
          За матерью строгой своей.

На старом столе перевернуты книги,
          Платочек лежит на полу.
На шляпе валяются липкие фиги,
          И стул опрокинут в углу.

Для ясности, после ее ухода,
          Я все-таки должен сказать,
Что Лизе — три с половиной года.
          Зачем нам правду скрывать?
1927. Париж

     — Понравилось ли вам это стихотворение? Почему мы можем назвать его юмористическим?

 


Беседа

     — Вы прочитали два рассказа Саши Черного: «Кавказский пленник» и «Игорь-Робинзон». Какое настроение вызвали у вас эти рассказы? Какие эпизоды, описания вам понравились?

— Почему в рассказе «Кавказский пленник» никто из детей не хотел быть Костылиным?
Никто из детей не хотел быть предателем.

— Какие смешные эпизоды можно отметить в рассказе «Игорь-Робинзон»?
Дети отмечают, как индюк съел бюст Гоголя, как теленок жевал курточку, как Игорь сделал из бумаги золотую медаль.

— Каким можно назвать юмор Саши Черного: острым, язвительным или добрым, мягким?

Предложим детям прочитать вслух наиболее запомнившиеся эпизоды.

— Играли ли вы когда-нибудь в игры, которые придумали после чтения художественных произведений? Какие это игры? Расскажите об одной такой игре.

Домашнее задание

Написать сочинение «Как мы играли в Робинзона (индейцев, путешественников...)».

Прочитать главу шестую из романа «Робинзон Крузо» (учебник, с. 188—199).

Индивидуальное задание

Подготовить рассказ о жизни Даниеля Дефо.

Подготовить краткий пересказ сюжета романа «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

Следующие уроки: Даниель Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» >>>


1. Источник: Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе — М.: Просвещение, 2008. (вернуться)

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика