|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
|
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ
(1818 – 1883)
5 ЧАСОВ
Уроки литературы в 5 классе[1] |
Уроки 42–44. И. С. Тургенев. «Муму»
Урок 45. «Многочисленная дворня». Осада каморки Герасима
Урок 46. Духовные и нравственные качества Герасима. Урок развития речи
Урок 47. Анализ сочинений. Работа над ошибками. Подведение итогов полугодия
УРОК 45
«Многочисленная дворня».
Осада каморки Герасима.
Прощание с Муму.
Возвращение Герасима в деревню
I. Проверка домашнего задания
После артикуляционной разминки проверяем домашнее задание:
ученики читают последние пункты плана.
7. Осада каморки Герасима.
8. Прощание с Муму.
9. Возвращение на родину.
II. «Многочисленная дворня»
Задание выписать из текста рассказа имена и должности всей челяди побудит ученика заново перечитать рассказ,
поможет в беседе на уроке полнее выявить главную мысль рассказа.
Записывая под диктовку учеников на доске имена и должности дворовых, предложим детям проверить и дополнить записи в своих тетрадях,
обратим внимание на правописание редких имен и слов, зададим ученикам вопросы, которые помогут охарактеризовать героев.
(см. также Иллюстрированный атлас «"Устаревшие" профессии
литературных героев» на сайте "К уроку литературы")
Галерея дворовых
1. Дворник Герасим.
2. Прачка Татьяна.
3. Башмачник Капитон Климов.
4. Дворецкий Гаврила Андреич.
5. Устинья Федоровна, жена дворецкого Гаврилы.
6. Лакей Степан.
Лакей — 1) слуга; 2) раболепный приспешник, подхалим.
7. Харитон, лекарь для госпожи.
8. Буфетчик дядя Хвост.
9. Форейтор Антипка.
Форейтор — кучер, сидящий на передней лошади при упряжке цугом, т. е. гуськом.
10. Кучер Потап.
11. Садовник Ерошка.
12. Любовь Любимовна, старшая компаньонка барыни.
Компаньонка — женщина, которую нанимали в барские дома для развлечений, сопровождения куда-либо дам или девиц.
13. Компаньонка на случай бессонницы.
14. Приживалки.
Приживалка — бедная женщина, живущая из милости в богатом доме.
15. Кастелянша.
Кастелянша — служанка, заведующая хранением и выдачей белья.
16. Шорник.
Шорник — мастер, изготавливающий ременную упряжь и некоторые другие изделия из кожи.
17. Швеи, столяры, портные, прачки, портнихи.
— Кого мы можем особо выделить из дворовых людей?
О Татьяне и Капитоне мы подробно говорили на предыдущем уроке.
Выделим еще раз Гаврилу и лакея Степана: первый думает о том, как бы выполнить приказание барыни, при этом соблюсти свою выгоду и не потерять
своего положения, второй просто бездумно исполняет приказы барыни и распоряжения дворецкого.
— Появление кого из слуг вызывает у читателей улыбку, смех?
Обратим внимание на второстепенный, казалось бы, образ: это буфетчик дядя Хвост, «к которому все с почтением обращались за советом,
хотя только и слышали от него, что: вот оно как, да: да, да, да». Его зовут на совет, когда решают, как женить Татьяну и Капитона. Когда
надо было отнять у Герасима Муму, буфетчик глядел из окна «и распоряжался, то есть только так руками разводил». Когда Герасим распахнул дверь,
дядя Хвост запер окно, когда Герасим захлопнул дверь, дядя Хвост отпер окно. В конце рассказа дядя Хвост урезонивает Гаврилу, сказав ему: «Ну-у!»
В русском языке есть слово «прихвостень». Тургенев не зря дает этому герою прозвище «дядя Хвост». Этим он подчеркивает, что у буфетчика нет
собственного мнения, его поступки полностью зависят от команды тех, кто стоит выше него.
— Каковы основные качества, объединяющие почти всех этих людей?
Отсутствие чувства собственного достоинства, трусость, лень, желание выслужиться, страх наказания — все это черты, которые рождены в человеке
отношениями барства и рабства. Раб, который смирился со своим положением человека без чувств и воли, теряет чувство собственного достоинства,
уважение к себе и к людям. Рабство лишает раба способности к состраданию.
|
III. Осада каморки Герасима.
Прощание с Муму.
Возвращение Герасима в деревню
На четвертом уроке по изучению рассказа «Муму» мы подходим к важнейшему эпизоду рассказа — эпизоду, который условно можно назвать «Осада каморки Герасима».
Динамичный, богато интонированный кульминационный эпизод должен без комментариев прочитать учитель.
Затем отметим манеру поведения, которую выбрала барыня («...она иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей...»), и другие
детали, которыми автор характеризует героев:
— трусость Гаврилы («...впереди выступал Гаврила, придерживая рукою картуз, хотя ветру не было...») и его попытки не уронить свой авторитет
(«Смотри, брат, — промолвил он, — у меня не озорничай!»);
— участие в «операции» дяди Хвоста;
— услужливость Степана («И Степан вскарабкался наверх, взял палку, просунул внутрь армяк и начал болтать в отверстии палкой, приговаривая:
„Выходи, выходи!“»).
Еще раз прочитаем абзац: «Герасим неподвижно стоял на пороге...», подчеркнем развитие противопоставления: в первый год своей жизни в городе
Герасим относился к дворовым как к своим — сейчас он, великан в «красной крестьянской рубашке», наверху лестницы, и ему противопоставлены «людишки
в немецких кафтанах».
Слово немец буквально означает немой: первоначально на русской земле так называли всех иностранцев, которые не умели говорить по-русски.
Немой Герасим на самом деле имеет свой голос, имеет чувство собственного достоинства, тогда как люди, которые от рождения умеют говорить,
страдают душевной немотой.
Отметим реплику Степана: «...он сделает, коли обещал. Уж он такой... Уж коли он обещает, это наверное. Он на это не то что наш брат. Что правда,
то правда. Да».
Учитель читает эпизоды
прощания Герасима с Муму
и возвращения Герасима в деревню.
— Какие выражения были вам не совсем понятны?
Поясним, что значит выражение «такого необыкновенного леща мне в становую жилу поднес» и слова, данные в сносках.
Становая жила — середина спины.
Поднести (дать) леща — сильно ударить.
Главный вопрос, который возникает в сознании детей: почему Герасим не ушел в деревню вместе с Муму?
Детям трудно понять, что несколько столетий крестьяне принадлежали господам и большинство людей считало этот порядок естественным. Герасим топит
любимую собаку, желая показать, что он верный слуга и не выходит из барской воли. Из текста рассказа ясно, что желание вернуться в деревню
созревает у Герасима внезапно под влиянием картин природы, которые он увидел, когда выгреб против течения далеко за пределы Москвы.
Итак, когда Герасим шел топить Муму, он еще не думал уходить из города, от барыни и ее «людишек» в деревню, где он когда-то чувствовал
себя свободным. Прощание с единственным любимым существом разорвало оковы внутреннего рабства, Герасим «прибежал в свою каморку, проворно
уложил кое-какие пожитки в старую попону, связал ее узлом, взвалил на плечо, да и был таков».
IV. Выразительное чтение
отрывка из рассказа
Работаем над чтением отрывка от слов: «А между тем в ту самую пору...» (с. 240) — до слов: «...между Москвой и им легло уже тридцать
пять верст...» (с. 241).
Непросто передать при чтении поэтичность описания летней ночи (от слов: «Только что наступившая летняя ночь...»): длинное предложение,
в котором противопоставлены светлая и темная части неба, сменяется двумя короткими, словно бы задающими тональность, а затем Тургенев использует
предложение-период из ста трех слов.
Отметим в этом предложении необходимые паузы, выделим слова, на которые падает логическое ударение, и прочитаем так, чтобы передать
певучесть тургеневского слога.
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение отрывка из рассказа от слов: «А между тем в ту самую пору...» (с. 240) — до слов: «...между Москвой и
им легло уже тридцать пять верст...» (с. 241).
|
|
УРОК 46
Духовные и нравственные качества Герасима
— сила, достоинство, сострадание, великодушие,
трудолюбие. Протест героя против отношений барства и рабства
Урок развития речи
Сочинение по рассказу «Муму» — это первое сочинение по литературному произведению.
При определении темы сочинения не стоит акцентировать внимание на вопросе о прототипах литературных героев и ставить вопрос: «Почему Тургенев
изменил финал реальной истории?», уводящий нас от текста художественного произведения. Мы считаем, что такая постановка вопроса смещает фокус
внимания от наблюдения за словом и мыслью автора в область интерпретаций, доступную только квалифицированным литературоведам.
Без должной квалификации рассуждение о таких проблемах превратится в досужие домыслы.
Процесс литературного творчества и проблема соотношения персонажей и их прототипов — это особая проблема литературоведения, не допускающая профанации.
Подготовка к сочинению
Определим тему сочинения так:
«Герасим — главный герой рассказа И. С. Тургенева „Муму“».
Объединим урок литературы с уроком русского языка. На первом уроке подготовимся к сочинению и начнем писать, на втором уроке закончим работу.
Вместе с учениками постараемся продумать логику изложения, составляя и записывая сложный план.
Пример
сложного плана сочинения
I. Введение.
Какое впечатление на меня произвел Герасим?
II. Главная часть.
Герасим — главный герой рассказа «Муму».
1. Кто такой Герасим?
2. Как он выглядит?
3. Какие поступки совершает?
4. Какие качества характера Герасима проявляются в этих поступках?
5. Чем Герасим отличается от остальных дворовых?
III. Заключение.
Против чего протестует Герасим своим уходом в деревню?
Записав план на доске и в тетрадях, обсудим каждый пункт плана.
При работе над вопросом: «Как выглядит Герасим?» — можно обратиться к иллюстрациям, данным в учебнике.
Обсудим качества характера, которые проявляет Герасим, и запишем на доске и в тетрадях слова, обозначающие эти качества, проведем с ними словарную работу.
Сила, трудолюбие, аккуратность, надежность, ответственность, умение держать слово, честность в поступках, чувство собственного достоинства,
способность любить, сострадание, великодушие, чуткость.
Тургенев хотел показать нам, что крепостное право порождает тип человека-лакея, прихвостня, прихлебателя, у которого отсутствует чувство
собственного достоинства. Герасим протестует не просто против приказа барыни утопить Муму, но против таких отношений, при которых люди теряют
свои лучшие качества, против отношений барства и рабства.
Публикацией своего рассказа Тургенев достиг того, что многие читатели-дворяне, которые тоже имели крепостных крестьян, задумались над
своим правом обладать живыми людьми и по-другому стали относиться к народу.
Домашнее задание
На усмотрение учителя:
если сочинение писалось в классе (на уроках, включая урок русского языка), то можно задать тем, кто не отвечал устно, выразительное
чтение отрывка «А между тем в ту самую пору...»; если сочинение дети только начали писать в классе, то задано будет закончить его дома.
|
|
УРОК 47
Анализ сочинений.
Работа над ошибками.
Подведение итогов полугодия
Урок развития речи.
Сочинение по рассказу И. С. Тургенева «Муму» — это первый опыт сочинения по литературному произведению. От него во многом зависит формирование
умения, говоря терминологией психолингвистов, порождать тексты — размышления на заданную тему. Учитель со всей серьезностью отнесется к анализу
сочинений учащихся по рассказу «Муму». Анализ будет доброжелательным и побуждающим учеников к работе над собой.
Работа над ошибками в классе часто сводится только к работе над орфографическими ошибками, что происходит от желания учителя упростить
свою задачу. Выберем такой путь, который будет более соответствовать интересам учеников. Проанализируем удачные и неудачные случаи построения
сочинения, отметим удачно приведенные примеры. Напомним, что переход к раскрытию нового пункта плана отмечаем новым абзацем.
Выделим в отдельные случаи группы фактических, стилистических, речевых и грамматических ошибок. Из текстов школьных сочинений выпишем
несколько примеров, нуждающихся в литературном редактировании, и выберем оптимальный вариант построения предложений.
Важно, чтобы такая работа проводилась систематически. Это побудит учеников более ответственно относиться к работе со словом.
Отработку орфографических ошибок можно будет провести на уроке русского языка.
Закончив анализ сочинений, учитель подведет итоги работы класса в течение полугодия.
Урок 48
Резервный урок
Следующие уроки: Урок 49. А. А. Фет. Стихотворения «Чудная картина...» и «Весенний дождь» >>>
|
|
|
|
|
Иллюстрация к рассказу "Муму".
Художник Н. А. Ращектаев |
|
|
|
|
|
|
|