Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов. Курдюмова Т. Ф. 6 класс
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Достоевский Ф. М.
 
Трутовский К.А. Портрет Ф.М.Достоевского. 1847 г.
Источник иллюстрации: Ф.М.Достоевский в портретах, иллюстрациях, документах. – М.: Просвещение, 1972, с. 92.
 
 
 Чехов А. П.
 
А.П.Чехов.
Портрет работы И.Э.Браза, 1898 г.
 
 
 
 
Иллюстрация А. Л. Дудина (р. 1953) к рассказу А. П. Чехова «Хамелеон»
(На базарной площади)
 
 
 
 
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Уроки литературы в 6 классе[1]


Ф. М. Достоевский. «Братья Карамазовы». Главы из романа

А. П. Чехов. «Каникулярные работы институтки Наденьки N», «Хамелеон», «Толстый и тонкий»

 


Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ
«БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ»
Главы из романа

Споры о том, можно ли и нужно ли изучать Достоевского в школе, а тем более в средних классах, едва ли когда-нибудь прекратятся. Поэтому для учителя должен быть совершенно ясен ответ на вопрос, почему и зачем он изучает этого писателя. При этом совсем не обязательно вступать в непримиримые споры с противниками или сторонниками Достоевского.

Даже не числя себя в рядах поклонников этого писателя, каждый учитель видит те возможности духовного взросления, которые несет даже самое краткое и поверхностное знакомство юных читателей с внутренним миром героев произведений этого писателя. В наш жестокий век возможность увидеть чужое горе, тем более вызвать к нему сочувствие, дорогого стоит. И непривычная чувствительность при встрече с оскорбленными и униженными, о которых повествует автор, не столько оживляет традиции сентиментализма, сколько подчеркивает их необходимость в нашей реальной жизни.

Мальчики — герои рассказа, их отношения, их манера поведения вводят читателя в мир провинциального городка далекого XIX в. Но неизбежность столкновений даже среди детей и общность причин такой конфронтации со вполне сегодняшними причинами подобных или близких явлений заставляет учеников задуматься, а у более вдумчивых читателей вызывает вполне осознанное сопереживание. При этом ученики-читатели отчетливо видят, что автор искренне взволнован судьбами своих героев.

Обсуждение поступков и их причин, попытка разобраться в том, почему так решительно изменились отношения одноклассников с Илюшей, неизбежная оценка наиболее ярких эпизодов и конфликтов «местного значения» помогают более пристально вглядеться в сложные взаимоотношения среди людей.

Страстное желание автора вызвать отклик у своего читателя свойственно Достоевскому может быть более, чем многим другим писателям. Поэтому стоит поддерживать стремление некоторых учащихся оценить и мотивировать свою оценку поступков участников происходящих событий. И тут дело не в трагизме детских судеб. Дело в умении ответить сочувствием на чужую беду. Юных читателей стоит поддержать в доброте и внимании к своим ровесникам. В процессе обсуждения текста полезно помочь собственным раздумьям школьников. При обращении к Достоевскому важнее всего ученик не только читающий и размышляющий, но и постоянно готовый включить и себя самого в цепочку суждений — выводов — требований к себе как человеку ответственному.


 

А. П. ЧЕХОВ
«КАНИКУЛЯРНЫЕ РАБОТЫ ИНСТИТУТКИ НАДЕНЬКИ N»,
«ХАМЕЛЕОН», «ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ»

Ученикам предстоит встретиться в старших классах с серьезным и даже трагичным Чеховым, но прежде они познакомятся с веселым и беспечным Антошей Чехонте.

Детство, гимназические годы, домашние развлечения, трудный быт... Биография писателя, который до конца своих дней «по капле выдавливал из себя раба», то есть постоянно сознавал свое несовершенство и хотел от него избавиться, может предстать перед учениками в отдельных эпизодах.

Суровый отец и отчасти заслуженные порки, пение в церковном хоре, которым отец добровольно руководил — был регентом, окончание гимназии после того, как семья сбежала в Москву, спасаясь от долгов... Обучение без материальной помощи семьи в последних классах гимназии. Мучения самолюбия. Все это можно рассказать в оптимистическом ключе, поскольку так поступал и сам молодой Чехов. Чего стоит, например, его рассказ о таком эпизоде, как покупка утки на базаре. Гимназист Антон тащит ее и дергает за лапки, чтобы она крякала, а все слышали, что он в состоянии сделать такое дорогое приобретение.

Естественно начинать знакомство с тех произведений, которые ближе пониманию учеников и кругу их интересов, тем более что о судьбах подростков не раз задумывался и начинающий писатель Чехов.

Шутливое изложение событий и наблюдений можно показать, обращаясь ко многим его произведениям. Среди них есть и те, которые посвящены подросткам. Вот как отрочество охарактеризовано в произведении, которое названо «Жизнь в вопросах и восклицаниях».

«Отрочество. Иди-ка сюда, я тебя высеку! Где это ты себе нос разбил? Не беспокой мамашу! Ты не маленький! Не подходи к столу, тебе после! Читай! Не знаешь? Пошел в угол! Единица! Не клади в карман гвоздей! Почему ты мамаши не слушаешься? Ешь как следует! Не ковыряй в носу! Это ты ударил Митю? Пострел! Читай мне «Демьянову уху»! Как будет именительный падеж множественного числа? Сложи и вычти! Вон из класса! Без обеда! Спать пора! Уже девять часов! Он только при гостях шалит! Врешь! Причешись! Вон из-за стола! А ну-ка, покажи свои отметки! Уже порвал сапоги?! Стыдно реветь такому большому! Где это ты мундир запачкал? На вас не напасешься! Опять единица? Когда я, наконец, перестану тебя пороть? Если ты будешь курить, то я тебя из дома выгоню! Как будет превосходная степень от facilis? Facillissimus? Врете! Кто это вино выпил? Дети, обезьяну на двор привели! За что вы моего сына на второй год оставили?»

Это часть шутливого очерка, который был написан в 1882 г. и напечатан в журнале «Будильник». Забавный замысел предполагает возможность создать подражание — описание всех этапов собственной жизни каждого ученика в вопросах и ответах. Но это возможно лишь в сильном и соответственно настроенном классе.

Разговор об ученических трудах можно вести и в процессе знакомства с «творчеством» институтки Наденьки N . Перед классом широкий диапазон возможностей. Цикл упражнений милой девочки включает главнейшие учебные предметы — основы образования. Сначала идет русский язык, затем арифметика.

Работа над забавным текстом может быть различной: от вмешательства учеников в качестве рецензентов, которые помогают исправить ошибки не очень грамотной Наденьки, до создания собственных работ, конкурирующих с опусами старательной гимназистки. В планировании предлагается использовать оба варианта письменных работ.

При этом можно использовать и сочинения, которые были написаны ранее, — их часто пишут ученики после каникул. Эти сочинения — удачные или, наоборот, достаточно плохие — можно раздать ученикам для рецензирования и создания новых работ, которые бы пытались превзойти предложенные тексты.

Обращаясь после забавных юмористических миниатюр к рассказам «Хамелеон» и «Толстый и тонкий», мы помогаем ученикам заметить, как в произведениях писателя юмор сменяет сатира. Все еще забавны и названия рассказов и их герои. Очевидно, что говорящие фамилии подчеркивают позицию автора. Но то, как охарактеризованы эти герои и как автор обозначает свое отношение к ним, уже лишено незлобивой улыбки юмористического произведения. Автор приближает юных читателей к пониманию того, что такое сатира, и представлению о том, что отличает сатиру от мягкого и доброжелательного юмора, с которым они с удовольствием встречались на предшествующих уроках.

Наблюдая за событиями рассказа «Хамелеон», нельзя не заметить нескольких наиболее напряженных моментов в развитии его сюжета. Три раза Очумелов пытается определить, чья же это собака укусила золотых дел мастера Хрюкина. Три раза его подсказанные свидетелями предположения создают предельное напряжение чувств и мыслей героев, попутно демонстрируя и их тупость, и желание угодить любому начальству. После того как мы освоим текст, используя вопросы и задания учебника, стоит обратиться к краткой статье о герое и сюжете.

Следующие уроки: Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» >>>



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика