|
|
Анализ (в таблицах) поэмы
"Медный всадник" А. С. Пушкина |
|
Поэма «Медный всадник» (1833)
История создания |
Пушкин писал поэму с 6 по 31 октября 1833 г. в Болдине (во вторую болдинскую осень). Произведение сразу не было напечатано, т. к. Николай I потребовал переработать образ Петра и сцену бунта. Пушкин отказывается от публикации. |
1834 г. была напечатана часть вступления под названием «Петербург. Отрывок из поэмы» в журнале «Библиотека для чтения». |
1836 г. Пушкин начинает исправлять поэму, но бросает. После смерти поэта вынужденные коррективы в текст вносит В. А. Жуковский. |
1837 г. поэма «Медный всадник» была опубликована с искажениями, цензурными купюрами и лишь в 1919 г. — полностью. |
|
Жанр — философская поэма |
Художественный метод — реализм |
Подзаголовок — «Петербургская повесть» |
Композиция и сюжет |
Предисловие |
А. С. Пушкин описывает реальное наводнение 1824 г.: «Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения
заимствованы из тогдашних журналов» |
Вступление |
«На берегу пустынных волн» Петр I запланировал основать город, сковав в гранит Неву. «Прошло сто лет», и молодой
Петербург превратился в прекрасную столицу с пышными дворцами, башнями, мостами. Повествователь выражает свою любовь к «Петра творенью» и подготавливает читателей к дальнейшим событиям: «Печален будет мой рассказ» |
Часть I |
Автор-повествователь знакомит читателей с Евгением, который «живет в Коломне; где-то служит, // Дичится знатных и не
тужит // Ни о почиющей родне, // Ни о забытой старине».
Евгений, вернувшись домой, размышляет о своей бедности, мечтает о женитьбе на Параше, о детях, строит планы на будущее:
«И станем жить, и так до гроба // Рука с рукой дойдем мы оба, // И внуки нас похоронят...».
В это время бушует стихия, воет ветер, льет дождь. Герой засыпает, а на следующий день видит: «и всплыл Петрополь как тритон, // По пояс в воду погружен». В городе разрушения от наводнения. Герой, спасаясь от наводнения, оказывается сидящим
на «звере мраморном верхом» — на одном из львов, рядом с памятником Петру. Молодой человек думает не о себе, он с отчаянием смотрит туда, где находится дом Параши. |
Часть II |
Когда вода начинает сходить, Евгений спешит к дому возлюбленной и видит, что все
уничтожено. От известия о гибели невесты он сходит с ума.
На следующее утро город начинает жить так же, как раньше. Но Евгений не возвращается к старой жизни: он «бродил пешком, //
А спал на пристани; питался // В окошко поданным куском».
Проходит год. Герой вновь оказывается на Петровой площади, видит мраморных львов и памятник основателю города. Евгений с
гневом грозит «державцу полумира» и бросается прочь, слыша, как скачет «с тяжелым топотом» «за ним повсюду Всадник Медный».
«Похоронили ради Бога» «безумца» Евгения у занесенного Невой на небольшой остров ветхого дома, возле которого был найден его
труп. |
Примечание |
Автор делает несколько собственных пояснений к тексту |
Главные герои |
Два лика Петра |
1) великая личность.
Петр во «Вступлении» живой и деятельный.
С именем Петра связано начало реформ, преобразований в России. Петр — основатель прекрасной столицы, царь-труженик, государственный деятель, патриот, мудрый правитель: «На берегу пустынных волн // Стоял он, дум великих полн, // И вдаль глядел».
Он объединяет нацию (в его речи использовано местоимение «мы», а не «я»), думает о процветании всей империи |
2) деспот-самодержец.
Петр в основном тексте предстает в образе Медного всадника — статуи, памятника, неподвижного и окаменелого. Медный всадник — олицетворение бесчеловечной государственности, с презрением относящейся к проблемам «маленького» человека.
Образ такого Петра появляется в конце первой части:
«Стоит с простертою рукою // Кумир на бронзовом коне», и далее развивается во второй, обретая все более эмоционально-оценочные характеристики: «Ужасен он в окрестной мгле!», «мощный властелин судьбы», «державец полумира», «горделивый истукан», «строитель чудотворный», «грозный царь» |
|
Два лика Евгения |
1) потомок некогда знатного рода, а ныне бедный молодой человек, зарабатывающий своим трудом, мечтающий о собственном семейном счастье с любимой Парашей, покорный судьбе.
До трагедии Евгений «молод и здоров, // Трудиться день и ночь готов». «О чем же думал он? о том, // Что был он беден, что трудом // Он должен был себе доставить // И независимость и честь».
После катастрофы герой меняется:
«Он оглушен Был шумом внутренней тревоги.
И так он свой несчастный век Влачил, ни зверь ни человек, Ни то ни се, ни житель света, Ни призрак мертвый...» |
2) обезумевший, сумевший пойти на бунт против великого императора, против власти.
Вернувшись во второй раз на Петрову площадь, но уже с новым знанием (ему, безумцу, понятны те смыслы, которые закрыты от других), вновь увидев памятник Петру, ответственному за гибель Параши, Евгений в порыве гнева выражает ему свой протест:
«Он мрачен стал Пред горделивым истуканом
И, зубы стиснув, пальцы сжав, Как обуянный силой черной, «Добро, строитель чудотворный! — Шепнул он, злобно задрожав, — Ужо тебе!..»
В образе Евгения присутствуют черты, типичные для «маленького человека» (бедность, забота о деньгах, мечты о счастье, волнение о близких, способность на внутренний протест. |
Петербург |
Два облика |
Прекрасный европейский город, «юный град, // Полнощных стран краса и диво».
Автор-повествователь восхищен Петербургом: «Люблю тебя, Петра творенье, // Люблю твой строгий, стройный вид», «Красуйся, град Петров, и стой // Неколебимо как Россия» |
Искусственно созданный город, при строительстве которого погибло много людей. Он не для частного человека; в нем заведомо не учтена жизнь.
Это город, где сходят с ума (как позже герои Достоевского). Петербург — город-мираж на болотах — противопоставлен Москве, естественно возникшей, однако не столь пышной |
Петербург является не просто пространством действия, а прямым участником конфликта |
Нева — вольная стихия, закованная человеком в «гранитные пределы», является частью города, практически действующим лицом, как и Петербург.
Бунтуя, она открывает глазу то, что было тщательно сокрыто под внешней пышностью и парадностью:
«Товар запасливой торговли, / Пожитки бледной нищеты, / Грозой снесенные мосты, / Гроба с размытого кладбища…». |
Бунт стихии порождает бунт человека.
Бедствие ассоциируется с «божьим гневом», наказанием. |
Царь утверждает противоположность императорской и небесной логики:
«С божией стихией // Царям не совладеть». Любое насилие влечет возмездие |
|
В поэме важную роль играет фантастика, помогающая раскрыть восприятие действительности героем, обостряющая конфликт до предела. |
Автор-повествователь открыто заявляет о себе в произведении, комментируя события, направляя читателя к нужному выводу и т. д. |
Конфликт |
частной личности |
государства |
Евгений — «маленький человек», обезумевший от открывшейся для него правды,
столкнувшийся с лицом государства, сумевший
пойти на бунт, однако погибший в столкновении с бездушной властью |
Медный всадник — лицо государства, каменное, безжалостное. Он стоит на страже самодержавия, подавляя любые бунты, преследуя любого, помыслившего пройти против власти |
Конфликт будет существовать, пока интересы личности не станут целью государства |
|
Точки зрения на конфликт поэмы в русской критике |
«Государственная» |
В. Г. Белинский, Д. С. Мережковский, Г. А. Гуковский и др. |
Принимают сторону Петра, считая, что государственная власть вправе распоряжаться жизнью частного человека, находят в преобразованиях императора пользу |
«Гуманистическая» |
В. Я. Брюсов, М. П. Еремин, Г. П. Макогоненко и др. |
Принимают сторону Евгения, считая, что его жертва неоправданна, делают предположение, что автор симпатизирует лишь этому герою |
«Трагической неразрешимости конфликта» |
С. М. Бонди, Е. А. Маймин, М. Н. Эпштейн и др. |
Считают, что конфликт между государственными и частными интересами неразрешим, поэтому Пушкин не становится ни на позицию Петра, ни на позицию Евгения, изображая их противоречиво |
Источник: Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. – СПб.: Тригон, 2007. – 624 с. (стр. 103-108)
Справочное пособие предназначено учащимся общеобразовательных школ |
|
|
|
*ЕГЭ – Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования.
ОГЭ – основной государственный экзамен, это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. При проведении ОГЭ используются контрольные измерительные материалы стандартизированной формы.
ОГЭ – государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Формы проведения ГИА 9 – (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах. |
|
|
|
|
|
|